Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Таловская средняя школа»
ПРОГРАММА
внеорочной деятельности
по информатике «Робототехника»
для 6 класса
Составила: Цыбенова Д.С.
с. Таловка, 2021 г.
Пояснительная записка
Программа «Робототехника» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности и реализуется в форме кружковой деятельности в 5-7 классах основной школы.
Данная программа разработана на основе учебно-методического комплекса Копосова Д.Г. «Первый шаг в робототехнику» (практикум и рабочая тетрадь для 5-6 классов) издательства БИНОМ. Лаборатория знаний и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
УМК: Д.Г. Колосов. Первый шаг в роботехнику: практикум для 5-6 классов. – М: Бином, лаборатория заний, 2012.
Актуальность программы
Реализация требования федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемые к системе образования и выпускнику, должны способствовать созданию образовательной среды, направленной на развитие инженерного и научно-технического образования.
В этих условиях весомое значение приобретает образовательная робототехника как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки инженерных кадров современной России.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Робототехника» состоит в том, что она предназначена для формирования у обучающихся основной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика, формировать устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности, повысить мотивацию у обучающихся к получению технического образования. Кроме этого, занятия робототехникой помогают развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цель:
- развитие способностей технического творчества у обучающихся посредством конструкторской и проектной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
· ознакомление с устройством роботов;
· ознакомление с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании роботов;
· обучение основным технологиям сборки и программирования робототехнических устройств;
· формирование общенаучных и технологических приемов конструирования и проектирования;
· формирование целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире;
· формирование технической грамотности;
· реализация межпредметных связей с физикой, математикой, информатикой, технологией.
Развивающие:
· развитие умений работать по предложенным инструкциям;
· развитие умений довести решение задачи до работающей модели;
· развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
· развитие смекалки, находчивости, изобретательности;
· развитие исследовательских умений;
· развитие инженерного мышления, навыков эффективного использования роботов;
· развитие коммуникативных навыков;
· развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Воспитывающие:
· формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности;
· приобретение навыков коллективного и конкурентного труда;
· повышение мотивации обучающихся к получению технического образования.
Изучение программы предусмотрено за счет часов по внеурочной деятельности. Продолжительность одного занятия составляет 1 час, 1 раз в неделю. Количество часов на учебный год: 34 часа.
Личностные,
метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы «Робототехника» является формирование следующих умений:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на база ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами изучения программы «Робототехника» являются:
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Универсальные учебные действия (УУД);
Познавательные УУД:
Обучающий научится:
· конструировать по условиям, заданным учителем, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
· основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
· проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
· самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
· планировать пути достижения целей;
· устанавливать целевые приоритеты;
· уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
· принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
· осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
· аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения программы «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
- виды конструкций: однодетальные и много детальные, неподвижное соединение деталей;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- основные приемы конструирования роботов и управляемых устройств;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать программы на компьютере для различных роботизированных устройств, корректировать программы при необходимости;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Способы оценивания уровня достижений обучающихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные роботы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы. Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения устные суждения педагога, письменные качественные характеристики. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников:
- текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, мини-проектов. При этом тематические соревнования роботов также являются методом проверки;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
- итоговый контроль осуществляется по итогам выполнения творческого проекта, требующего проявить знания и навыки по ключевым темам;
- ведется организация собственных открытых состязаний роботов: внутри учебной группы, между классами или учебными заведениями, где наиболее ярко проявляются результаты обучения.
Качество ученических образовательных продуктов, оценивается следующими критериями:
· по соответствию теме проекта;
· по оригинальности и сложности решения практической задачи;
· по практической значимости робота;
· по оригинальности и четкости представления информации в презентации проекта.
Выполненные обучающимися работы включаются в их «коллекцию достижений» (в виде фотографий, видеозаписей, презентаций). Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. Он имеет форму защиты проектной работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и задачам программы.
Содержание программы
1. Конструирование - 25 часов
История развития робототехники. Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов. Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика. Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego - роботов. Стандартные модели Lego Mindstorms.
Знакомство с различными видами конструкторов. Правила работы с конструктором Lego. Знакомство с конструктором «Перворобот NXT». Названия и назначения деталей: блок питания, микрокомпьютер, моторы, провода, балки, пластины, колеса, оси, соединительные элементы. Изучение типовых соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Построение моделей роботов по технологическим картам.
Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: датчик касания; датчик освещенности, датчик звука, ультразвуковой датчик, датчик цвета. Способы присоединения датчиков к роботу.
Зубчатые передачи, их виды. Различные виды зубчатых колес: шестеренки. Применение зубчатых передач в технике. Технология повышения и понижения скорости. Виды ременных передач. Применение и построение ременных передач в технике.
2. Программирование - 30 часов
Интерфейс ПервоРоботNХТ. Набор Lego Mindstorms. Подключение ПервоРоботNХТ. Датчики и интерактивные сервомоторы. Калибровка датчиков.
Направляющая и начало программы. Палитры блоков. Блоки стандартной палитры ПервоРоботNХТ: блоки движения, звука, дисплея, паузы. Блок условия. Работа с условными алгоритмами. Блок цикла. Работа с циклическими алгоритмами.
Математические операции в ПервоРоботNXТ. Логические операции в ПервоРоботNХТ.
3. Соревнования - 15 часов
Кольцевые автогонки. Движение робота по хлопку. Движение робота по траектории. Стартовая калитка. Управление электромобилем. Телеграф. Конкурс танцев. Перетягивание канатов.
4. Проектная деятельность - 26 часов
Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Требования к проекту.
Темы мини-проектов представлены в календарно-тематическом планировании по каждому году обучения.
Проекты-проблемы: Парковка. Игрушка Валли. Робот-погрузчик. Чертежная машина. Сушилка для рук. Светофор. Секундомер. Стартовая система. Приборная панель. Лифт. Стиральная машина. Послушный домашний помощник. Робот-газонокосилыцик.
Направления тем для творческих проектов: охрана окружающей среды, роботы-помощники, роботы в космосе, роботы и туризм, роботы на заводе.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименования разделов/темы уроков
|
Дата |
|
план |
факт |
||
|
I четверть (8ч) |
|
|
|
1. Вводное занятие (1ч) |
|
|
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ |
02.09 |
|
|
|
|
|
|
2. Программирование (7ч) |
|
|
2 |
Фотометрия |
09.09 |
|
3 |
Фтометрия |
16.09 |
|
4 |
Нажми на кнопку |
23.09 |
|
5 |
Нажми на кнопку |
30.09 |
|
6 |
Сложные проекты |
07.10 |
|
7 |
Сложные проекты |
14.10 |
|
8 |
Системы перевода |
21.10 |
|
|
|
|
|
|
II четверть (8ч) |
|
|
|
3. Конструирование (11ч) |
|
|
9/1 |
Научный метод познани |
04.11 |
|
10/2 |
Симфония цвета |
11.11 |
|
11/3 |
Число «пи» |
18.11 |
|
12/4 |
Число «пи» |
25.11 |
|
13/5 |
Измеряем расстояние |
02.12 |
|
14/6 |
Время |
09.12 |
|
15/7 |
Системя спортивного хронометража |
16.12 |
|
16/8 |
Системя спортивного хронометража |
23.12 |
|
|
|
|
|
|
III четверть (10ч) |
|
|
17/9 |
Скорость |
13.01 |
|
18/10 |
Скорость |
20.01 |
|
19/11 |
Где чертить вдохновение |
27.01 |
|
|
|
|
|
|
4. Соревнования (7ч) |
|
|
20/1 |
Где чертить вдохновение |
03.02 |
|
21/2 |
Изобретательство |
10.02 |
|
22/3 |
Изобретательство |
17.02 |
|
23/4 |
Система подсчета посетителей |
24.02 |
|
24/5 |
Система подсчета посетителей |
03.03 |
|
25/6 |
Система подсчета посетителей |
10.03 |
|
26/7 |
Программный продукт |
17.03 |
|
|
|
|
|
|
IV четверть (8ч) |
|
|
|
5. Проектная деятельность (8ч) |
|
|
27/1 |
Программный продукт |
07.04 |
|
28/2 |
Кодирование |
14.04 |
|
29/3 |
Робот-погрузчик |
21.04 |
|
30/4 |
Робот-погрузчик |
28.04 |
|
31/5 |
Четрежная машина |
05.05 |
|
32/6 |
Творческий проект |
12.05 |
|
33/7 |
Творческий проект |
19.05 |
|
34 |
Итоговое занятие |
26.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.