Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление – духовно - нравственное
Кружок «Этика: азбука добра»
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 4 класса,
на 2019- 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна учитель начальных классов
|
с. Новообинцево, 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Этика: азбука добра», образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ», положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ».
В 4 классе на кружок «Этика: азбука добра» по плану внеурочной деятельности отводится 33 ч (1 ч в неделю).
Планируемые результаты
В результате освоения программы кружка «Этика: азбука добра» формируются следующие умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения программы кружка.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношенийс другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброже-
лательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной
жизни?»).
Метапредметные результаты освоения программы кружка.
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, наперемене); —использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков(в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человекав практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека;
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, аль-
тернативного решения.
Предметные результаты освоения программы кружка отражены в содержании программы.
Содержание программы
.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавлениот неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых назы-вать на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
«Школьный этикет» |
6 |
|
1 |
Школьный этикет. |
1 |
2 |
Школьный этикет. Отношение к учителю. |
2 |
3 |
Школьный этикет. Отношение к одноклассникам. |
3 |
4 |
Школьный этикет. Отношение к окружающим. |
4 |
5 |
Школьный этикет. Забота о младших. |
5 |
6 |
Школьный этикет. Самоконтроль: оценка, самооценка. Самоконтроль. |
6 |
«Правила общения» |
4 |
|
7 |
Правила общения. |
7 |
8 |
Правила общения. Игра «Город вежливости». |
8 |
9 |
Правила общения. Игра «В городе вежливых людей». |
9 |
10 |
Правила общения. Вежливый ли я дома? |
10 |
«О трудолюбии» |
6 |
|
11 |
О трудолюбии. Культура физического труда. |
11 |
12 |
О трудолюбии. Культура умственного труда. |
12 |
13 |
О трудолюбии. Золотые руки. |
13 |
14 |
О трудолюбии. «Золотые руки». ( проект) |
14 |
15 |
О трудолюбии. Герои труда. |
15 |
16 |
О трудолюбии. Герои труда. |
16 |
«Культура внешнего вида» |
6 |
|
17 |
Что такое культура внешнего вида? |
17 |
18 |
Культура внешнего вида. |
18 |
19 |
Культура внешнего вида. Одежда. |
19 |
20 |
Культура внешнего вида. Осанка. |
20 |
21 |
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место.
|
21 |
22 |
Культура внешнего вида. Вежливость и внешний вид. |
22 |
«Внешкольный этикет» |
12 |
|
23 |
Внешкольный этикет. |
23 |
24 |
Бережное отношение к природе. |
24 |
25 |
Правила поведения в общественных местах. |
25 |
26 |
Правила поведения в общественных местах. |
26 |
27 |
Поведение в гостях. |
27 |
28 |
Готовимся к празднику. |
28 |
29 |
Готовимся к празднику. |
29 |
30 |
Осваиваем правило «так нельзя». |
30 |
31 |
Осваиваем правило «так нельзя». |
31 |
32 |
Я пишу письмо. |
32 |
33 |
Обобщение. |
33 |
Итого: |
33 |
Литература:
Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.
Лист внесения изменений
Дата непроведённого занятия |
Тема непроведённого занятия |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.