Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42 имени ЭшрефаШемьи-заде» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год 8-Б, 8-В, 8-Г классов «Крымоведение»
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество недельных часов: 1ч. Количество часов в год: 34ч. Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» 8 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее – БУП), примерной программой основного общего образования по крымоведению для 5-9 классов, Утвержденной Коллегией МОН Республики Крым. Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО. Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.
Нормативные документы, определяющие содержание программы: · Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015». · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». · Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 18.08.2017 № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». · Письмо Министерства образования науки Российской федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования». · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2016 учебный год». · Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 · Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». · Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №42 имени ЭшрефаШемьи-заде» на 2019/2020 учебный год.
|
|||||
|
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа учебного курса «Крымоведение» предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.
Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.
Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей – территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.
Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок.
Содержание программы достаточно универсально и служит ориентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреждениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
III. Содержание учебного предмета «Крымоведение»
8-ой класс (34 часа)
Введение (2 часа).
Предмет, цели и задачи курса. Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход).
Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия.
Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту крупных объектов береговой линии (мысов, полуостровов, заливов), крайних точек, определение протяженности между ними.
РАЗДЕЛ I. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова (25 часов)
Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)
Геохронологическая таблица. Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор.
Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения.
Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма.
Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия.
Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности.
Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др.
Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой.
Практическая работа №2 (обучающая). Знакомство и определение минералов и горных пород Крыма.
Практическая работа №3.Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа.
Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова (5 часов)
Климатообразующие факторы.Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные различия климата.
Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Практическая работа №4. Сравнение и анализ основных климатических показателей Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах.
Практическая работа №5. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика годового хода температур. Выявление и объяснение территориальных климатических различий полуострова.
Тема 3. Внутренние воды (4 часа)
Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания.
Лиманы и соленые озера. Водохранилища.
Подземные воды. Источники минеральных вод.
Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы.
Гидрологические памятники Крыма.
Практическая работа №6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору учителя).
Тема 4. Моря (3 часа).
Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и рельефа дна.
Гидрологический режим, климатические условия.
Флора и фауна. Эндемичные виды.
Экологические проблемы.
Тема 5. Почвы (2 часа)
Почвы Крыма. Факторы почвообразования. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов.
Тема 6.Особенности растительного и животного мира (4 часа).
Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. Высотная поясность.
Реликты.Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы.
Практическая работа №7. Построение схемы высотной поясности северного и южного макросклонов Главной гряды Крымских гор.
РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма (6 часов)
Тема 7. Физико-географическое районирование Крымского полуострова.
Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов.
Главная гряда Крымских гор.
Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды).
Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК)
Равнинно-степной Крым и Керченскоемелкогорье.
Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории.
Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту крупных единиц физико-географического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела).
Резерв (1 час).
IV. Тематическое планирование
№пп |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
2 |
2 |
Раздел 1. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова |
25 |
3 |
Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые |
8 |
4 |
Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова |
4 |
5 |
Тема 3. Внутренние воды |
4 |
6 |
Тема 4. Моря |
3 |
7 |
Тема 5. Почвы |
2 |
8 |
Тема 6. Особенности растительного и животного мира |
4 |
9 |
РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма |
6 |
10 |
Резерв |
1 |
|
Итого |
34 |
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-Гкласс
№ п/п |
план |
факт |
Тема |
Введение (2ч.) |
|||
1. |
|
|
Введение Предмет, цели и задачи курса. Республика Крым – субъект Российской Федерации. Общие сведения. План изучения региона (страноведческий комплексный подход). |
2. |
|
|
Особенности физико-географического положения Крымского полуострова. Береговая линия. |
Раздел 1. Особенности природных условий и ресурсов Крымского полуострова (25ч.) |
|||
Тема 1. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые |
|||
3. |
|
|
Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор. |
4. |
|
|
Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения. |
5. |
|
|
Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма. |
6.
|
|
|
Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия. |
7. |
|
|
Практическая работа №3.Анализ тектонической и физической карт Крыма на установление взаимосвязей. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа |
8. |
|
|
Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности. |
9. |
|
|
Геологические памятники природы Крыма. Подготовка презентаций |
10.
|
|
|
Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой. |
Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова |
|||
11. |
|
|
Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова. |
12.
|
|
|
Практическая работа №4. Сравнение и анализ основных климатических показателей Крымского полуострова и других территорий мира, лежащих в тех же широтах. |
13.
|
|
|
Территориальные различия климата. Практическая работа №5. Построение и анализ столбчатой диаграммы осадков, графика годового хода температур. Выявление и объяснение территориальных климатических различий полуострова. |
14. |
|
|
Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
|
№,п/п |
план |
факт |
Тема |
Тема 3. Внутренние воды |
|||
15. |
|
|
Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания. |
16.
|
|
|
Лиманы и соленые озера. Водохранилища. |
17.
|
|
|
Подземные воды. Источники минеральных вод. Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы. |
18.
|
|
|
Гидрологические памятники Крыма. Практическая работа №6. Сравнительная характеристика-описание двух-трех рек (по выбору учителя). |
Тема 4. Моря |
|||
19. |
|
|
Черное море. Особенности ГП и рельефа дна. Гидрологический режим, климатические условия. Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы |
20. |
|
|
Черное море. Особенности ГП и рельефа дна. Гидрологический режим, климатические условия. Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы |
21.
|
|
|
Азовское море. Особенности ГП и рельефа дна. Гидрологический режим. Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы |
Тема 5. Почвы |
|||
22. |
|
|
Почвы Крыма. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов. |
23. |
|
|
Почвы Крыма. Распространение основных типов почв и особенности условий их формирования. Рациональное использование земельных ресурсов. |
Тема 6. Особенности растительного и животного мира |
|||
24.
|
|
|
Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. |
25. |
|
|
Практическая работа №7. Построение и анализ схемы высотной поясности северного и южного макросклонов Главной гряды Крымских гор. |
26. |
|
|
Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы. |
27. |
|
|
Урок-конференция (защита проектов): «Экологические проблемы почвенно-растительного покрова и животного мира Крымского полуострова». |
РАЗДЕЛ II. Ландшафтные комплексы Крыма (6ч.) |
|||
28. |
|
|
Физико-географическое районирование Крымского полуострова. Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов. |
29. |
|
|
Главная гряда Крымских |
30. |
|
|
Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды). |
31. |
|
|
Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК) |
32. |
|
|
Равнинно-степной Крым и Керченское мелкогорье. |
33. |
|
|
Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории. Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту крупных единиц физико-географического районирования и заповедных территорий (на протяжении изучения раздела). |
334-35 |
|
|
Резерв |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.