ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2 (колледж)» Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта)
«РАССМОТРЕНО» На заседании ПЦК Протокол № ______ от «______» августа 2019 г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Зам. директора по УВР
«_____ » августа 2019 |
Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмет «Окружающая среда и здоровье человека»
8 класс
составитель: Тараканова Татьяна Вячеславовна
|
Москва
2019
Пояснительная записка
Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Здоровье человека - это величайшее благо и его надо уметь сохранять, особенно это актуально для спортсменов. В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Программа «Окружающая среда и здоровье человека» включает в себя несколько блоков:
I блок. Человек и природа.
II. блок. Естественная среда и здоровье человека.
III. блок. Антропогенная среда и здоровье человека.
IV блок. Я и мое здоровье.
V блок. Экологическая безопасность.
Предлагаемая программа не охватывает весь круг вопросов, связанных с многоаспектной проблемой “Человек и окружающая среда”. В тематику включен лишь ряд вопросов, дающих, возможность сформировать у обучающихся-спортсменов первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды и позволяющих убедить их в том, что человек — всего лишь часть природы, во многом от нее зависящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоретические знания (формируют экологическое мировоззрение), с другой — практические навыки (умение оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья).
Цели и задачи программы «Окружающая среда и здоровье человека»
Цель: сформировать экологическое мировоззрение и понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
Задачи:
• формирование и совершенствование экологических знаний, знаний об окружающей среде, являющейся неотъемлемым условием жизни человека, и представлений о взаимосвязях «человек-природа»,
• формирование и совершенствование знаний факторов, влияющих на сохранение здоровья, а также неблагоприятно действующих факторов,
• развитие познавательно-практической деятельности и творческих способностей,
• развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, аргументировать и отстаивать свое мнение,
• формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру,
• коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1) наличие экологической образованности;
2) применение полученных знаний и умений для правильной организации своего образа жизни и успешности в спорте;
3) умение оценивать, прогнозировать и описывать влияние человека на природу, а также влияние окружающей среды на особенности жизни и быта человека, на его здоровье;
4) умение самостоятельно работать с дополнительной литературой и электронной информацией;
5) умение представлять информацию в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков;
6) реальная ориентация на формирование санитарно-гигиенической культуры, экологического мышления и нравственности;
7) умение строить гармоничные отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому, как главной ценности на Земле.
Коммуникативные результаты:
1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
2. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и соизмерять ее с позициями оппонентов, при выработке общих решений и совместной деятельности;
3. узнавать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы;
4. работать в группе – устанавливая рабочие отношения, эффективно сотрудничая и способствуя достижению поставленных целей.
Метапредметные и предметные результаты:
Обучающийся должен научится:
1. основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
2. осуществлять поиск и верификацию информации;
3. использовать полученные знания по экологической тематике и здоровому образу жизни в процессе учебной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности по программе «Окружающая среда и здоровье человека»
Блок I. Человек и природа (3 ч.)
Тема 1. Что такое экология (2 ч)
Определение экологии, ее задачи, методы и основные законы. Окружающая среда.
Экосистемы различного уровня. Биосфера и ноосфера. Понятие об экологических факторах, их роль в жизни человека. Биотические и абиотические факторы. Биологический оптимум.
Варианты практических занятий:
1. Привести примеры, подтверждающие законы Б. Коммонера и обсудить их.
2. Дискуссия на тему “Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?”.
Тема 2. Взаимоотношения “человек — природа” в историческом аспекте (1 ч)
Человек — собиратель. Человек — охотник. Изменение взаимоотношений человека и природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей. Болезни века.
Варианты тем для дискуссий:
1. “Человек—хозяин природы или ее часть?”.
2. “Может ли человек избежать болезней века?”.
Блок II. Естественная среда и здоровье человека (4 ч)
Тема 1. Геохимические особенности ландшафтов и здоровье человека (1 ч)
Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как причина заболеваний. Природно-очаговые и эндемические заболевания. Медицинская география.
Практическое занятие: выделение на карте страны, мира очагов эндемических заболеваний. Обсуждение информации о наличии или отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе.
Тема 2. Человек и климат (2 ч)
Определение понятий “климат” и “погода”. Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность.
Варианты практических занятий:
1. Выделение на карте страны наиболее благоприятных с точки зрения климатических условий территорий для проживания.
2. Оценка климатических условий своей местности.
3. Ознакомление с публикациями о неблагоприятных с точки зрения дней магнитных бурь. Составление графиков.
Тема 3. Животные — переносчики заболеваний (1 ч)
Инфекционные и паразитарные болезни. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика этих заболеваний. Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды (пример — борьба с малярией при помощи ДДТ и последовавшее за этим разрушение взаимосвязей живых организмов в природе). Вирусные заболевания. СПИД — болезнь века.
Блок III. Антропогенная среда и здоровье человека (16 ч)
Тема 1. Глобальные проблемы человечества (2 ч)
Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов. Конкретные примеры глобальных проблем: парниковый эффект, выпадение кислотных осадков, возникновение “озоновой дыры”. Причины возникновения этих проблем, связь со здоровьем и пути решения.
Варианты практических занятий:
1. Выяснение информации об источниках кислотных осадков на территории своей местности, о кислотности дождевых и снеговых осадков. Составление соответствующих карт.
2. Анализ данных по выпадению кислотных осадков в России.
3. Конференция на тему “Глобальные проблемы современности”.
Тема 2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека (2 ч)
Химическое загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения: промышленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. Понятие о предельно допустимых концентрациях. Классификация химических веществ по классам опасности. Примеры веществ различных классов опасности. Кумулятивный эффект. Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Ртуть, кадмий, асбест, фенол, диоксины, свинец, соединения серы, азота (можно рассмотреть и другие вещества — на выбор учителя). Содержание этих элементов в естественной среде и изменение их концентрации в результате влияния человека. Примеры воздействия сочетания различных веществ в окружающей среде на здоровье. Изменение естественного круговорота веществ человеком.
Варианты практических занятий:
1. Выявление состава химических веществ выбросов местного предприятия с анализом выбрасываемых веществ по классам опасности. Построение диаграммы.
2. Анализ состава и источников выбросов в атмосферу по регионам России и выявление связи с заболеваемостью населения.
Тема 3. Загрязнение атмосферы и здоровье человека(3 ч)
Источники загрязнения атмосферы. Обсуждение и анализ материалов по загрязнению атмосферы по докладу о состоянии окружающей среды в Российской Федерации. Наиболее загрязненные города: а) мира, б) России, в) своего региона. Заболевания, вызываемые загрязненным воздухом. Примеры критических для здоровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы. Образование смога. Учет розы ветров при строительстве предприятий, жилых массивов. Способы борьбы с загрязнением атмосферы.
Варианты практических занятий:
1. Работа с материалами по состоянию атмосферного воздуха в селе, выявление основных источников загрязнения.
2. Анализ экономической карты своего региона с целью выделения наиболее промышленно развитых и загрязненных районов (загрязнение атмосферы). Прогноз о характере и степени заболеваемости населения в различных районах региона.
3. Нанесение на карту России (мира) названий городов с наиболее высокой степенью загрязнения атмосферы и сопоставление этой карты с экономической и физико-географической картами. Заболеваемость населения в этих городах (сопоставление данных).
4. Построение розы ветров для своего города и анализ ее с точки зрения размещения предприятий.
Тема 4. Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека (3 ч)
Значение воды в жизни человека. Загрязнение вод Мирового океана, рек, озер (источники загрязнения, примеры). Загрязненные воды — одна из основных причин заболеваемости населения в мире. Загрязнение водоемов в России: анализ данных доклада о состоянии окружающей среды в Российской Федерации. Химическое и радиоактивное загрязнение водоемов. Источники питьевых ресурсов — поверхностные и подземные. Оценка состояния реки Кумы. Питьевые источники КМВ и здоровье.
Варианты практических занятий:
1. Оценка состояния водных ресурсов своего региона и выявление источников загрязнения вод. Влияние загрязнения вод на здоровье населения. Выделение на карте региона районов, наиболее опасных с точки зрения здоровья населения.
Тема 5. Продолжительность жизни людей (2 ч)
Продолжительность жизни сельского и городского населения. Влияние шума. Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане. Болезни цивилизации.
Варианты практических занятий:
1. Анализ заболеваемости сельского населения. Построение диаграмм.
2. Выявление источников загрязнения вокруг школы, в местах отдыха, возле своего дома.
3. Изменение продолжительности жизни людей в Георгиевском районе во временном плане под влиянием антропогенных факторов.
Тема 6. Загрязнение пищевых продуктов (2 ч)
Источники загрязнений почвы, атмосферы, воды. Нормы содержания химических веществ в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДДТ, хлорофос и др.). Правила применения ядохимикатов. Альтернативные методы защиты растений. Опасность избыточного накопления нитратов в живых организмах. Источники накопления нитратов. Особенности накопления нитратов в растениях различных семейств. Распределение нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях — во время выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека. Загрязнение нитратами окружающей среды.
Варианты практических занятий:
1. Выяснение возможных источников накопления нитратов на своих огородах, дачных участках.
2. Составление и анализ списка ядохимикатов, наиболее активно используемых на территории региона.
3. Дискуссия на тему: возможен ли переход к массовому выращиванию экологически чистой продукции?
Тема 7. Белые книги России (обобщающее занятие) (2 ч)
Анализ материалов “Белых книг России” по экологической обстановке, состоянию здоровья, смертности в различных регионах. Выявление районов с наименее благоприятными условиями для проживания населения (с точки зрения загрязнения всех компонентов природной среды и географического положения). Прогноз состояния экологической обстановки на ближайшее время.
Практические занятия: по материалам “Белых книг” охарактеризовать экологическую обстановку в своем регионе и сравнить с другими регионами страны.
Блок IV. Экологическая безопасность (7 ч)
Тема 1. Источники экологической опасности (3 ч)
Утилизация твердых бытовых отходов в сельской местности. Стихийные свалки. Радиация и здоровье человека. Естественный радиационный фон. Источники создания повышенного радиационного фона. Последствия аварии на ЧАЭС. Радиоактивные отходы.
Варианты практических занятий: 1. Выявить источники экологической опасности: а) в своем регионе, б) в микрорайоне школы.
Тема 2. Экология в быту (1 ч)
Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами.
Варианты практических занятий:
1. Анализ внутреннего обустройства школы: материалы, применяемые для оформления школы, их влияние на здоровье, источники радиоактивного излучения. Оценка степени и характер озеленения в школе и вокруг нее.
2. Оценка экологической обстановки в квартире. Химические вещества и их применение в домашних условиях.
3. Проведение конференции совместно с родителями на тему “Экология в быту”.
4. Конкурс на создание серии запрещающих знаков по теме: “Экологически грамотное поведение в быту”, “Экологически грамотное поведение в природе”.
Тема 3. Растения и здоровье человека (3 ч)
Оздоравливающая роль леса. Влияние различных видов растений на состав воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охраняемые природные территории. Их влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей. Роль зеленых насаждений в городе. Растения — фильтры и накопители вредных веществ. Растения — индикаторы состояния среды. Лекарственные растения: правила сбора, экологически безопасные места сбора, применение.
Варианты практических занятий:
1. Оценка территорий, на которых живут школьники, с точки зрения обеспечения лесными ресурсами, лекарственными растениями. Площади охраняемых территорий с точки зрения благоприятности для проживания населения.
2. Выявление охраняемых лекарственных растений и причин сокращения их популяций.
3. Оценка состояния и роль зеленых насаждений вблизи школы и места проживания.
Блок V. Я и мое здоровье (3 ч)
Тема 1. Здоровый образ жизни (2 ч)
Здоровый образ жизни — основа устойчивости организма к негативным влияниям среды. Движение — основа жизни. Спорт и здоровье. "Активный отдых. Курение, токсикомания, наркомания и здоровье. Экологический аспект курения. Режим дня. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Значение питания в жизни человека. Режим и культура питания.
Тема 2. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья (1 ч)
Значение загара. Появление “озоновой дыры” и опасность заболеваний раком кожи. Гигиенические и закаливающие водные процедуры, их значение. Участки водоемов, опасные для купания из-за их загрязненности. Питьевая вода. Воздушные ванны. Физические упражнения на свежем воздухе. Районы местности, не пригодные с точки зрения экологической обстановки для занятий физкультурой, спортом и для отдыха.
Варианты практических занятий:
1. Определение качества воды ближайших водоемов и зон, наиболее благоприятных для отдыха. Составление соответствующих карт.
2. Проведение дискуссии на тему “Изменился ли в наши дни смысл выражения “Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья”.
Итоговое занятие по всему курсу (2 ч)
Варианты:
1. Проведение пресс конференции по темам всех блоков
2. Защита учащимися рефератов по изученным вопросам. Оба варианта предполагают приглашение учеников других классов, родителей, представителей различных природоохранных органов.
Формы занятий
Учебный материал подается в форме презентаций, видеофильмов. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучающимся -спортсменам придется собирать и анализировать материал, работать с электронными источниками информации, энциклопедиями, картами создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал. Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы. Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в учебных заведениях, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта.
Комплексный подход к реализации целей и задач олимпийского образования и воспитания становится более эффективным при использовании самых разнообразных методов и средств, современных технологий, в том числе – компьютерных.
Список информационных источников:
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда. М.: Просвещение, 2006;
3. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья.
4. Гальперин М.В. Общая экология: Учебник – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.
5. Есько Е.Е. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. М.: Абрис, 2013.
6. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс. Пангея, 1993.
7. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПБ.: Акцент, 2008.
8. Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия»», 2000.
8. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий РФ. Учебное пособие для учителей и студентов.
9. Сивоглазов В.И. Экология России. М: МДС, 2006.
10. Солодовников Ю.Л. Гигиена и экология человека. СПБ.: Лань, 2017
11. Твой олимпийский учебник. М., 2003.
12. Ягодин Г.А., Прутова Е.Е. Устойчивое развитие. М.: Бином, 2017.
Ресурсы Интернет
1. www.iprbooks.ru (Электронная библиотека)
2. www.wwf.ru (официальный сайт Общества охраны дикой природы)
3. www.mnr.gov.ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ)
4. www.priroda.su(Экологический портал «Человек и окружающая среда»)
5. www.ecologylife.ru (Экологический портал «Экология окружающей среды стран СНГ»)
6. www.ecolife.ru (Журнал «Экология и жизнь»)
7. www.ecoportal.su (экологический портал «Вся экология»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.