МБОУ «Ашковская основная школа» филиал д. Горлово
Рабочая программа кружка по внеурочной
деятельности духовно-нравственного
направления «Я – гражданин России»
АННОТАЦИЯ
Данная программа решает задачи духовно-нравственного воспитания через приобщение обучающихся к истории и культуре родного края, своей страны, культуре народов России, историческому прошлому нашей страны, формирование правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.
Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов при организации внеурочной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данная разработка основана на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Структура данной рабочей программы:
1. Направленность программы.
2. Актуальность программы.
3. Цель программы.
4. Задачи программы.
5. Ценностные ориентиры.
6. Формы и режим занятий.
7. Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные).
8. Учебно-тематический план.
9. Содержание изучаемого курса.
10. Мониторинговая карта.
11. Методическое обеспечение.
12. Список литературы.
13. Приложения. (В этом разделе содержатся только авторские (частные) методики для диагностики личностных и метапредметных результатов. Остальные методики, данные в мониторинговых картах являются общепризнанными и находятся в сети Интернет в свободном доступе.)
14. Календарно-тематическое планирование.
Содержание программы:
2
класс - «Моя малая Родина»
3 класс - « Моя родина – Россия»»
4 класс - «Мы – полноправные граждане нашей страны»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Направленность программы
Программа
направлена на реализацию гражданско-патриотического, духовно-нравственного
воспитания младших школьников, разработана с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей по циклическому принципу и рассчитана на три года (2-4
класс).
Актуальность программы
Одним
из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального
образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека. Программа основана на определенной
системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему
краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и
правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества.
Цель программы: формирование основ
патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу
его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и
истории родного края, страны.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 11 лет
Сроки
реализации (общая продолжительность, этапы) :
2 класс «Моя малая Родина»
3 класс « Моя родина – Россия»»
4 класс «Мы – полноправные граждане нашей страны»
Ценностные ориентиры
Младший
школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении
личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым
ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок
должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть
национальной культуры.
Ценностные ориентиры заключаются в создании условий, обеспечивающих приобщение
младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на
воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его
социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека.
Формы и режим занятий
Формы проведения занятий: беседы, конкурсы, викторины, экскурсии, творческая деятельность.
Режим
занятий:
2 класс - 68 часов (2 часа в неделю)
3 класс - 68 часов (2 часа в неделю)
4 класс - 34 часа (1 час в неделю)
Программа для 2 класса
Задачи программы:
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
Личностные результаты
1 уровень
• знать историю родного города;
• знать названия растений и животных родного края;
• знать о спортивной жизни родного города;
• знать о культурном наследии родного города и края;
• знать историческое прошлое родного города.
2 уровень
• уметь рассказать и передать информацию сверстнику о событиях истории своего города, о растениях и животных края, о культурном наследии города и края, о спортивной жизни города;
• осознать зависимость экологических проблем края от своего поведения в природе; осмыслить значимость поступков героев-земляков жизни страны и конкретно в жизни самого ребёнка;
• иметь свою гражданскую позицию по вопросам, связанным с поведением в природе, со спортивной жизнью города.
3 уровень
• владеть навыками правильного поведения в природе;
• осознать себя гражданами своего города, способными участвовать в жизни города;
• принимать участие в жизни города.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
• устанавливать целевые приоритеты;
Ученик получит возможность научится:
• основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
• формулировать собственное мнение, позицию; аргументировать и координировать её;
Ученик получит возможность научится:
• вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД
Ученик научится:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Ученик получит возможность научится:
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Перечень разделов, тем программы |
Общее количество часов |
в том числе |
|
теории |
практики |
|||
1. |
Раздел «Мой любимый город»
|
14 |
6 |
8 |
2. |
Раздел «Природа нашего края»
|
15 |
7 |
8 |
3. |
Раздел «Город и спорт»
|
8 |
4 |
4 |
4. |
Раздел «Культурное наследие нашего края»
|
18 |
9 |
9 |
5. |
Раздел «По следам героических событий»
|
11 |
5 |
6 |
6. |
Раздел «Знаешь ли ты свой край?»
|
2 |
- |
2 |
Содержание изучаемого курса
Раздел «Мой любимый город»
• историческое прошлое города;
• история названия города и его улиц;
• достопримечательности города;
• земляки, прославившие город;
• символы города.
Раздел «Природа нашего края»
• растения и животные нашего края;
• Смоленское поозерье – природоохранная зона нашего края;
• Экологические проблемы нашего края;
• Изучение правил поведения в природе.
Раздел «Город и спорт»
• Спортивная жизнь города;
• Спортивная жизнь школы;
• Мои спортивные достижения.
Раздел «Культурное наследие нашего края»
• Изучение сказок и легенд Смоленского края;
• Праздники нашего края;
• Театральные, танцевальные художественные объекты нашего края;
• Храмы нашего города.
Раздел «По следам героических событий»
• Военное прошлое нашего города;
• Имя героя Великой Отечественной войны Е. В. Камышева носит наша школа;
• Наши земляки – герои Великой Отечественной войны.
Раздел «Знаешь ли ты свой край?»
• Итоговые занятия – викторина, конкурс.
Календарно-тематическое планирование
Дата
|
Тема занятия |
№ занятия |
Раздел «Мой любимый город»
|
||
|
История Гжатска |
1 |
|
Наш город в прошлом |
2 |
|
История улиц нашего города |
3 |
|
История улиц нашего города. Экскурсия. |
4 |
|
В честь него назван наш город. Экскурсия в музей детских лет Ю. А. Гагарина. |
5 |
|
Достопримечательности нашего города |
6 |
|
Экскурсия по городу «Памятники нашего города» |
7 |
|
Экскурсия по городу «Памятники нашего города» |
8 |
|
Наши прославленные земляки |
9 |
|
Наши прославленные земляки |
10 |
|
Конкурс рисунков «Город, в котором я живу» |
11 |
|
Стихи, посвящённые нашему городу. Конкурс «Лучший чтец». |
12 |
|
Герб, флаг, гимн нашего города. Разучивание гимна города. |
13 |
|
Конкурс рисунков «Мой двор» |
14 |
Раздел «Природа нашего края»
|
||
|
Растения нашего края |
15 |
|
Экскурсия «Растения нашего края» |
16 |
|
Животные нашего края |
17 |
|
Викторина «Животные нашего края» |
18 |
|
Водоёмы нашего края |
19 |
|
Смоленское поозерье – гордость нашего края |
20 |
|
Красная книга нашего края |
21 |
|
Экологические проблемы нашего края |
22 |
|
Экологические проблемы нашего города. Экскурсия. |
23 |
|
Конкурс рисунков «Будем беречь природу нашего края» |
24 |
|
Правила поведения в природе |
25 |
|
Викторина «Как вести себя в природе» |
26 |
|
Конкурс рисунков «Природоохранные знаки» |
27 |
|
Конкурс чтецов «Сохраним природу» |
28 |
|
Как можно использовать пластиковые упаковки. Выставка-конкурс «Поделки из бросового материала». |
29 |
Раздел «Город и спорт»
|
||
|
Я и спорт. Мои достижения в спорте. |
30 |
|
Спортивные мероприятия в нашем городе. Изготовление альбома «Спортивная жизнь нашего города» ( по материалам газеты «Гжатский вестник») |
31 |
|
Прославленные спортсмены нашего города |
32 |
|
Спортивные мероприятия в нашей школе |
33 |
|
ФОК – главная спортивная площадка нашего города. Экскурсия. |
34 |
|
Викторина «Мы дружим со спортом» |
35 |
|
Конкурс рисунков «Подружись со спортом» |
36 |
|
Спортивные организации нашего города |
37 |
Раздел «Культурное наследие нашего края»
|
||
|
Сказки и легенды Смоленского края ( чтение и обсуждение) |
38 |
|
Сказки и легенды Смоленского края ( чтение и обсуждение) |
39 |
|
Праздники в нашем городе |
40 |
|
Праздники в нашем городе. Исследование «Почему в нашем городе проходят праздники» |
41 |
|
Учреждения культуры нашего города |
42 |
|
Танцевальные и хоровые коллективы нашего города. Концерт народного хора «Былинушка» |
43 |
|
Экскурсия в городскую библиотеку. |
44 |
|
Поэты и писатели нашего края |
45 |
|
Поэты и писатели нашего края |
46 |
|
Художники нашего края |
47 |
|
Экскурсия в художественную галерею |
48 |
|
Экскурсия в художественную галерею |
49 |
|
Театральные студии нашего города |
50 |
|
Храмы нашего города |
51 |
|
Экскурсия в ДК «Комсомолец» |
52 |
|
Конкурс рисунков «Я на городском празднике» |
53 |
|
Экскурсия в музей «Изба-чайная» |
54 |
|
Экскурсия в музей «Изба-чайная» |
55 |
Раздел «По следам героических событий»
|
||
|
Военное прошлое нашего города |
56 |
|
Военное прошлое нашего города |
57 |
|
В честь него названа наша школа |
58 |
|
Посещение школьного музея |
59 |
|
Наши земляки – герои Великой Отечественной войны |
60 |
|
Наши земляки – герои Великой Отечественной войны |
61 |
|
Экскурсия «Памятники героям» |
62 |
|
Экскурсия «Памятники героям» |
63 |
|
Акция «Бессмертный полк» |
64 |
|
Мои родственники – участники войны |
65 |
|
Наш город помнит героев войны. Операция «Память» |
66 |
Раздел «Знаешь ли ты свой край?»
|
||
|
Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
67 |
|
Конкурс кроссвордов «Наш край» |
68 |
Программа для 3 класса
Задачи программы:
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
Личностные результаты
1 уровень
• знать о важнейших исторических событиях нашей страны;
• знать символы России (герб, гимн, флаг);
• знать об особенностях духовных традиций народов России;
• знать о культурном наследии страны;
• знать о военном героическом прошлом нашей страны, о людях-героях, совершивших подвиг во имя Родины;
• знать государственные праздники и памятные даты, которые отмечаются в стране;
2 уровень
• уметь рассказать и передать информацию сверстнику о событиях исторического прошлого нашей родины;
• осознать зависимость настоящего нашей родины от исторических событий, произошедших в нашей стране в разные времена;
• осмыслить значимость собственных поступков в жизни страны и конкретно в жизни самого ребёнка;
• иметь свою гражданскую позицию по вопросам, связанным с поведением в обществе, в общении с другими людьми.
3 уровень
• проявлять способность к общению с людьми разных национальностей, населяющих нашу страну, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
• осознать себя гражданами своей страны, способными участвовать в её жизни;
• принимать участие в жизни страны;
• осознать значимость государственных праздников для своих соотечественников и самого себя;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
• устанавливать целевые приоритеты;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
Ученик получит возможность научится:
• основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
• формулировать собственное мнение, позицию; аргументировать и координировать её;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Ученик получит возможность научится:
• вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Познавательные УУД
Ученик научится:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Ученик получит возможность научится:
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий и процессов;
Учебно-тематический план
№ п/п |
Перечень разделов, тем программы |
Общее количество часов |
в том числе |
|
теории |
практики |
|||
1. |
Раздел «Россия: прошлое и настоящее»
|
19 |
9 |
10 |
2. |
Раздел «Великие люди России»
|
9 |
4 |
5 |
3. |
Раздел «Героическое военное прошлое России»
|
12 |
5 |
7 |
4. |
Раздел «Государственные праздники. Памятные даты»
|
16 |
7 |
9 |
5. |
Раздел «Россия – многонациональная страна»
|
12 |
5 |
7 |
Содержание изучаемого курса
Раздел «Россия: прошлое и настоящее»
• Москва – столица России;
• Государственные символы России;
• Мир Древних славян;
• Московское княжество;
• Российская империя при Петре I;
• Российская империя при Екатерине II;
• Первая русская революция;
• Советская Россия;
• Союз Советских Социалистических Республик;
• Россия сегодня.
Раздел «Великие люди России»
• Люди, прославившие нашу страну: Павел Михайлович Третьяков, Александр Сергеевич Пушкин, Юрий Алексеевич Гагарин, Пётр Ильич Чайковский, Расул Гамзатович Гамзатов, Преподобный Сергий Радонежский, Михаил Васильевич Ломоносов.
Раздел «Героическое военное прошлое России»
• Половецкие набеги на Русь;
• Монголо-татарское иго;
• Шведские захватчики;
• Польские захватчики;
• Война 1812 года;
• Российско-турецкая война;
• Первая Мировая война;
• Великая Отечественная война.
Раздел «Государственные праздники. Памятные даты»
• Государственные праздники;
• Памятные дни;
• Дни воинской славы;
• Памятные даты России.
Раздел «Россия – многонациональная страна»
• Народы России;
• Языки и религии народов России;
• Промыслы народов России;
• Праздники народов России: календарные, религиозные;
• Фольклор народов России.
Календарно-тематическое планирование
Дата
|
Тема занятия |
Вид занятия Т- теоретическое П - практическое |
№ занятия |
||
|
Раздел «Россия – прошлое и настоящее»
|
||||
|
Наша родина на глобусе и карте. Работа с контурной картой. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
1 |
||
|
Москва – столица России. Викторина «Достопримечательности Москвы». |
П |
2 |
||
|
Древние города России. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
3 |
||
|
Природные богатства России. Работа с контурной картой. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
4 |
||
|
Государственные символы России. Разучивание гимна России. |
П |
5 |
||
|
С чего всё начиналось. Мир древних славян. |
Т |
6 |
||
|
Экскурсия м музей «Изба-чайная». Быт древних славян. |
П |
7 |
||
|
Древнеславянские Боги и божества. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
8 |
||
|
Обряды древних славян. Инсценировки. |
П |
9 |
||
|
Древняя Русь. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
10 |
||
|
Князья и княгини Древней Руси. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
11 |
||
|
Московское княжество – рождение России. |
|
12 |
||
|
Российская империя. Пётр I. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
13 |
||
|
Российская империя. Екатерина II. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
14 |
||
|
Крестьяне и помещики. |
Т |
15 |
||
|
Правление царя Николая II. Первая русская революция. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
16 |
||
|
Советская Россия. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
17 |
||
|
Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
18 |
||
|
Россия сегодня. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
19 |
||
|
Раздел «Великие люди России»
|
||||
|
Гордость России. Павел Михайлович Третьяков. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
20 |
||
|
Гордость России. Александр Сергеевич Пушкин. Конкурс чтецов. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
21 |
||
|
Гордость России. Юрий Алексеевич Гагарин. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
22 |
||
|
Экскурсия в Музей первого полёта. |
П |
23 |
||
|
Гордость России. Пётр Ильич Чайковский. Прослушивание произведений композитора. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
24 |
||
|
Гордость России. Сергей Александрович Есенин. Конкурс чтецов. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
25 |
||
|
Гордость России. Расул Гамзатович Гамзатов. Конкурс чтецов. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
26 |
||
|
Гордость России. Преподобный Сергий Радонежский. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
27 |
||
|
Гордость России. Михаил Васильевич Ломоносов. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
28 |
||
|
Раздел «Героическое военное прошлое России»
|
||||
|
Набеги на Русь половцев. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
29 |
||
|
Монголо-татарское иго. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
30 |
||
|
Нападение шведских захватчиков на Русь. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
31 |
||
|
Изгнание монголо-татар из нашей земли. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
32 |
||
|
Борьба с польскими захватчиками. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
33 |
||
|
Война 1812 года. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
34 |
||
|
Экскурсия по памятным местам города, связанным с военными событиями 1812 года. |
П |
35 |
||
|
Война России с Турцией. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
36 |
||
|
Первая мировая война. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
37 |
||
|
Великая Отечественная война. Начало войны. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
38 |
||
|
Славные страницы Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
39 |
||
|
Акция «Память» (возложение цветов к Вечному огню второго братского захоронения) |
П |
40 |
||
|
Раздел «Государственные праздники. Памятные даты»
|
||||
|
День Конституции Российской Федерации (12 декабря) |
Т |
41 |
||
|
Конституция России. Права и обязанности граждан. |
П |
42 |
||
|
День согласия и примирения (7 ноября) |
Т |
43 |
||
|
День России (12 июня). Сочинение «День России в нашем городе». |
П |
44 |
||
|
День Победы (9 мая). Конкурс рисунков. |
П |
45 |
||
|
Международный женский день (8 марта). Конкурс рисунков. |
П |
46 |
||
|
День защитника Отечества (23 февраля). Конкурс рисунков. |
П |
47 |
||
|
День российской науки ( 8 февраля). Викторина «Изобретения российских учёных». |
П |
48 |
||
|
День космонавтики (12 апреля). Конкурс рисунков. |
П |
49 |
||
|
День славянской письменности и культуры ( 24 мая) |
Т |
50 |
||
|
День пожилых людей ( 1 октября). |
Т |
51 |
||
|
Всероссийский день призывника ( 15 ноября) |
Т |
52 |
||
|
День матери (последнее воскресенье ноября). |
Т |
53 |
||
|
Конкурс сочинений «Моя мама». |
П |
54 |
||
|
День Героев Отечества ( 9 декабря) |
Т |
55 |
||
|
Проект «Герои Отечества – кто они». |
П |
56 |
||
|
Раздел «Россия – многонациональная страна
|
||||
|
Народы России. Работа с контурной картой. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
57 |
||
|
Общее и особенное России. О языках и религиях. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
58 |
||
|
Общее и особенное России. О языках и религиях. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
59 |
||
|
Промыслы народов России. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
60 |
||
|
Праздники народов России. Календарные праздники. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
61 |
||
|
Праздники народов России. Религиозные праздники. Просмотр видеофильма. |
Т – П (по 0,5 ч.) |
62 |
||
|
Традиции народов России. |
Т |
63 |
||
|
Игры народов России. Разучивание игр. |
П |
64 |
||
|
Сказки, легенды былины народов России. Чтение и обсуждение. |
П |
65 |
||
|
Песни народов России. Разучивание песен. Разучивание песен. |
П |
66 |
||
|
Пословицы и поговорки народов России. |
Т |
67 |
||
|
Изготовление книжки-раскладушки «Пословицы и поговорки народов России. |
П |
68 |
||
Программа для 4 класса
Задачи программы 4 класса:
· получение обучающимися представления о нормах современного российского законодательства;
· знакомство обучающихся с основными правами и обязанностями граждан России;
· воспитание ответственности за собственное благополучие и свои поступки;
воспитание у обучающихся уважения к праву
и закону.
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
Личностные результаты
1 уровень
• Знать права граждан России;
• Знать обязанности граждан России;
• Знать основные законодательные документы, раскрывающие сущность прав и обязанностей граждан России;
• Знать основные законодательные документы, раскрывающие сущность прав человека;
• Знать основные законодательные документы, раскрывающие сущность прав ребёнка.
•
2 уровень
• уметь рассказать и передать информацию сверстнику о законах Российской Федерации, о правах и обязанностях граждан России;
• осознать себя полноправным гражданином своей страны, способным оценить последствия своих поступков;
осмыслить значимость соблюдения обязанностей гражданами России ;
• иметь свою гражданскую позицию по вопросам соблюдения прав и обязанностей граждан России;
• осознавать в себе деловые качества законопослушной личности;
• осознание своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей.
3 уровень
• пользоваться своими правами и обязанностями;
• быть положительным примером для других школьников в соблюдении прав и обязанностей гражданина России;
• нести ответственность за несоблюдение прав и свобод по отношению к другим гражданам России.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
• устанавливать целевые приоритеты;
Ученик получит возможность научится:
• основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
• формулировать собственное мнение, позицию; аргументировать и координировать её;
Ученик получит возможность научится:
• вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД
Ученик научится:
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Ученик получит возможность научится:
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Перечень разделов, тем программы |
Общее количество часов |
в том числе |
|
теории |
практики |
|||
1. |
Раздел «Правила в жизни людей» |
8 |
2 |
6 |
2. |
Раздел «Правила государства - законы» |
8 |
8 |
0 |
3. |
Раздел «Права и обязанности человека и гражданина»
|
18 |
8,5 |
9,5 |
Содержание изучаемого курса
Раздел «Правила в жизни людей»
• Что такое правила? Правила игры.
• Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика.
• Правила дорожного движения.
• Правила безопасного поведения дома.
• Правила поведения в общественных местах.
• Правила безопасного поведения на улице.
• Правила пожарной безопасности.
• Правила общения. Правила дружбы.
Раздел «Правила государства - законы»
• Конституция Российской Федерации.
• Конвенция о правах ребёнка.
• Всеобщая декларация прав человека.
• Международные пакты о правах человека.
• Декларация прав ребёнка.
• Государственные органы, призванные защищать права ребёнка.
• Закон об образовании.
Раздел «Права и обязанности человека и гражданина»
· Чем мы похожи и чем мы отличаемся от других людей.
· Право на имя и гражданство.
· Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства.
· Право на жизнь и личную неприкосновенность.
· Право на неприкосновенность жилища.
· Посягательство на доброе имя.
· Вмешательство в личную жизнь.
· Свобода передвижения внутри своей страны и за границей.
· Право на свободу мысли, совести и религии.
· Право принимать участие в управлении своей страной.
· Право на медицинское обслуживание.
· Право на образование.
· Право свободного участия в культурной жизни общества.
· Право на защиту от расовой, национальной или иной дискриминации.
· Право и мораль (совесть).
· Права и обязанности членов семьи.
· Конституционные обязанности гражданина России.
Календарно-тематическое планирование
Дата
|
Тема занятия |
Вид занятия Т – теоретическое П - практическое |
№ занятия |
Раздел «Правила в жизни людей»
|
|||
|
Что такое правила? Правила игры. Составление правил игры. |
Т –П (по 0,5 часа) |
1 |
|
Правила поведения в школе. Устав школы. Права и обязанности ученика. Составление документа «Законы нашего класса» |
Т –П (по 0,5 часа) |
2 |
|
Правила дорожного движения. Тренинг. |
П |
3 |
|
Правила безопасного поведения дома. Тренинг. |
П |
4 |
|
Правила поведения в общественных местах. Разбор ситуаций. |
П |
5 |
|
Правила безопасного поведения на улице. |
Т |
6 |
|
Правила пожарной безопасности. Тренинг. |
П |
7 |
|
Правила общения. Разбор ситуаций. |
П |
8 |
Раздел «Правила государства - законы»
|
|||
|
Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. |
Т |
9 |
|
Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. |
Т |
10 |
|
Конвенция о правах ребёнка |
Т |
11 |
|
Всеобщая декларация прав человека |
Т |
12 |
|
Международные пакты о правах человека |
Т |
13 |
|
Декларация прав ребёнка |
Т |
14 |
|
Государственные органы, призванные защищать права ребёнка |
Т |
15 |
|
Закон об образовании |
Т |
16 |
Раздел «Права и обязанности человека и гражданина»
|
|||
|
Чем мы похожи и чем мы отличаемся от других людей. Свобода и равенство всех людей. Дискуссия. |
Т –П (по 0,5 часа) |
17 |
|
Право на имя и гражданство. Разбор ситуаций. |
П |
18 |
|
Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Разбор ситуаций. |
П |
19 |
|
Право на жизнь и личную неприкосновенность. Разбор ситуаций. |
П |
20 |
|
Право на неприкосновенность жилища. Разбор ситуаций. |
П |
21 |
|
Посягательство на доброе имя. Дискуссия. |
П |
22 |
|
Вмешательство в личную жизнь. Дискуссия |
П |
23 |
|
Свобода передвижения внутри своей страны и за границей. |
Т |
24 |
|
Право на свободу мысли, совести и религии. |
Т |
25 |
|
Право принимать участие в управлении своей страной. |
Т |
26 |
|
Право на медицинское обслуживание. |
Т |
27 |
|
Право на образование. |
Т |
28 |
|
Право свободного участия в культурной жизни общества. |
Т |
29 |
|
Право на защиту от расовой, национальной или иной дискриминации. Разбор ситуаций. |
Т - П (по 0,5 часа) |
30 |
|
Право и мораль (совесть). Дискуссия. |
Т - П (по 0,5 часа) |
31 |
|
Права и обязанности членов семьи. Разбор ситуаций. |
П |
32 |
|
Конституционные обязанности гражданина России. Разбор ситуаций. |
Т - П (по 0,5 часа) |
33 |
|
Конституционные обязанности гражданина России. Разбор ситуаций. |
Т - П (по 0,5 часа) |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.