Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление – духовно-нравственное
Кружок «Этика: азбука добра»
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 3 класса,
на 2019 - 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна, учитель начальных классов
|
с. Новообинцево,
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: ООП начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ» с учётом календарного учебного графика, авторской программы И.С.Хомяковой, В.И.Петровой «Этика: азбука добра», Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ».
По авторской программе на кружок «Этика: азбука добра» по плану внеурочной деятельности отводится 33 ч (1 ч в неделю).
С учётом календарного учебного графика в 3 классе на 2018-2019 учебный год 34 недели
Планируемые результаты.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Содержание программы.
3 класс (33 ч)
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Школьный этикет |
7 |
2 |
Правила общения |
5 |
3 |
О трудолюбии |
8 |
4 |
Культура внешнего вида |
6 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
|
Итого |
33 |
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Школьный этикет |
6ч. |
1 |
Инструктаж по ТБ. Взаимопомощь |
1 |
2 |
Взаимопомощь: учёба и труд |
1 |
3 |
Взаимопомощь: учёба и труд |
1 |
4 |
Школьное имущество надо беречь |
1 |
5 |
Школьное имущество надо беречь |
1 |
6 |
Школьное имущество надо беречь |
1 |
|
Правила общения |
6ч |
7 |
Время надо беречь |
1 |
8 |
Время надо беречь |
1 |
9 |
Слово лечит, слово ранит |
1 |
10 |
Слово лечит, слово ранит |
1 |
11 |
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) |
1 |
12 |
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) |
1 |
|
О трудолюбии |
6ч |
13 |
Труд кормит, а лень портит |
1 |
14 |
Труд кормит, а лень портит |
1 |
15 |
Труд кормит, а лень портит |
1 |
16 |
Как организовать свой труд |
1 |
17 |
Как организовать свой труд |
1 |
18 |
Как организовать свой труд |
1 |
|
Культура внешнего вида |
6ч |
19 |
Уход за своими вещами |
1 |
20 |
Уход за своими вещами |
1 |
21 |
Уход за своими вещами |
1 |
22 |
Одежда будничная и праздничная |
1 |
23 |
Одежда будничная и праздничная |
|
24 |
Одежда будничная и праздничная |
1 |
|
Внешкольный этикет |
9ч |
25 |
Разговор по телефону |
1 |
26 |
Разговор по телефону |
1 |
27 |
Поведение в гостях |
1 |
28 |
Поведение в гостях |
1 |
29 |
Я пишу письмо |
1 |
30 |
Я пишу письмо |
1 |
31 |
Поведение на природе |
1 |
32 |
Поведение на природе |
1 |
33 |
Поведение на природе |
1 |
Итого |
33 |
Литература
Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока |
Тема непроведённого урока |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.