Пояснительная записка
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5.При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Программа «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
-Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
-Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
-Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
-Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
-Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
-Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
-Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей.
Место курса в учебном плане
Программа «Хочу всё знать» для 2 класса рассчитана на 34 часов и предполагает проведение 1 занятий в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Учебно-тематический план |
№ п\п |
Раздел/Тема |
Количество часов |
|
|
|
теория практика |
всего |
l. |
Школа |
20 |
20 |
1 |
Первые рисунки |
1 |
1 |
2 |
Кто изобрел перо |
1 |
1 |
3 |
Карандаш |
1 |
1 |
4 |
История шариковой ручки |
1 |
1 |
5 |
Кто изобрел ноты |
1 |
1 |
6 |
Кто изобрел бумагу |
1 |
1 |
7 |
Когда появились первые книги |
1 |
1 |
8 |
Кто написал первую энциклопедию |
1 |
1 |
9 |
Как возникли библиотеки |
1 |
1 |
10 |
Откуда пошли названия дней недели |
1 |
1 |
11 |
Как возникли единицы измерения |
1 |
1 |
12 |
Как люди начали добывать полезные ископаемые |
1 |
1 |
13 |
У какой страны впервые появился флаг |
1 |
1 |
14 |
Какие бывают ребусы |
1 |
1 |
15 |
Первая марка |
1 |
1 |
16 |
Кто изобрел кроссворд |
1 |
1 |
17 |
Кто придумал первую карту |
1 |
1 |
18 |
Кто автор микроскопа |
1 |
1 |
19 |
Скотч. Шотландская лента |
1 |
1 |
20 |
Заключительное занятие по теме «Школа» |
1 |
1 |
ll. |
Еда |
14 |
14 |
1 |
Хлеб из орехов |
1 |
1 |
2 |
Как картофель попал в Россию |
1 |
1 |
3 |
Кое-что из истории конфет |
1 |
1 |
4 |
Откуда фрукты и овощи получили свое название |
1 |
1 |
5 |
Каменный мед (сахар) |
1 |
1 |
6 |
Секретное мороженое |
1 |
1 |
7 |
Где прячутся витамины |
1 |
1 |
8 |
Секрет каши |
1 |
1 |
9 |
Первая кулинарная книга |
1 |
1 |
10 |
Такая разная капуста |
1 |
1 |
11 |
Где появились арбузы |
1 |
1 |
12 |
Из чего делают пряники |
1 |
1 |
13 |
Шоколад |
1 |
1 |
14 |
Итоговое занят. по теме«Еда» |
1 |
1 |
|
итого |
34 |
34 |
Содержание программы
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
№ п\п |
Раздел/Тема |
Теория |
Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. |
Школа 20ч |
|
|
1 |
Первые рисунки |
Знакомство с наскальными рисунками Томской писаницы |
Рисование восковыми мелками животных |
2 |
Кто изобрел перо |
Беседа «Гусиное крылышко» |
Изготовление ручки из пера |
3 |
Карандаш |
Заочное путешествие на карандашную фабрику |
Рисование карандашами (тема любая) |
4 |
История шариковой ручки |
Беседа «От пера до шариковой ручки…» |
Поделки из сломанных ручек |
5 |
Кто изобрел ноты |
Историческая справка |
Письмо нот на нотном стане |
6 |
Кто изобрел бумагу |
Использование информации из дополнительных источников |
Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 |
Когда появились первые книги |
Презентация «Русский книгопечатник» |
Изготовление книжки-малышки (работа в группах) |
8 |
Кто написал первую энциклопедию |
Историческая справка Энциклопедия как способ получения информации |
Рассматривание энциклопедий |
9 |
Как возникли библиотеки |
Историческая справка |
Экскурсия в библиотеку |
10 |
Откуда пошли названия дней недели |
Получение информации через интернет |
Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 |
Как возникли единицы измерения |
Беседа «Старинные меры измерения» |
Измерение разными мерками (работа в группах) |
12 |
Как люди начали добывать полезные ископаемые |
Заочное путешествие в древний мир |
Рассматривание коллекций полезных ископаемых Экскурсия в кабинет географии |
13 |
У какой страны впервые появился флаг |
Символы нашей страны |
Рисование флага сказочной страны (работа в группах) |
14 |
Какие бывают ребусы |
Виды ребусов и их структура |
Составление и разгадывание ребусов |
15 |
Первая марка |
Назначение марки и ее особенности |
Изготовление «собственной» марки |
16 |
Кто изобрел кроссворд |
Историческая справка |
Разгадывание кроссвордов |
17 |
Кто придумал первую карту |
Роль карты в жизни человека Какие бывают карты |
Сюжетная игра «Найди клад» (по карте) |
18 |
Кто автор микроскопа |
Историческая справка |
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 |
Скотч. Шотландская лента |
Историческая справка |
«Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 |
Заключительное занятие по теме «Школа» |
Обобщение по разделу |
Заполнение листа самооценки Выставка работ |
II. |
Еда 14 ч |
|
|
21 |
Хлеб из орехов |
Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» |
Поделки из скорлупы орехов |
22 |
Как картофель попал в Россию |
Презентация «Второй хлеб» |
Поделки из картофеля |
23 |
Кое-что из истории конфет |
Историческая справка |
Плетение пояса из фантиков |
24 |
Откуда фрукты и овощи получили свое название |
Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми |
Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) |
25 |
Каменный мед (сахар) |
Рассказ о меде, его свойствах и использовании |
Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) Мини-проект |
26 |
Секретное мороженое |
История создания мороженого Заочная экскурсия на хладокомбинат |
Составление рецепта мороженного (работа в группах) |
27 |
Где прячутся витамины |
Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты» |
Поделки из овощей |
28 |
Секрет каши |
Каша-основа национальной русской кухни |
Аппликация с использованием крупы |
29 |
Первая кулинарная книга |
Историческая справка |
Составление рецепта (работа в группах). Защита |
30 |
Такая разная капуста |
Витамины содержащиеся в капусте и их значение для организма человека |
Составление загадок о капусте. Конкурс (работа в группах) |
31 |
Где появились арбузы |
Полезные свойства арбуза и его историческая родина |
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
32 |
Из чего делают пряники |
Беседа с работником кондитерского цеха |
Лепка пряников из соленого теста |
33 |
Шоколад |
Полезные свойства шоколада |
Рисование обертки шоколада |
34 |
Итоговое занятие по теме «Еда» |
Обобщение по разделу |
Совместное составление презентации «Разговор о правильном питании» Итоговый тест |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу второго года обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН |
Универсальные учебные действия |
||||
|
|
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Хочу знать!» можно считать следующее:
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты |
|
1.Регулятивные универсальные учебные действия -предвосхищать результат. -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. 2.Коммуникативные универсальные учебные действия -ставить вопросы; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -определять цели, функции участников, способы взаимодействия; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности -формулировать собственное мнение и позицию; -координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. 3.Познавательные универсальные учебные действия -ставить и формулировать проблемы; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. -установление причинно-следственных связей; Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: · способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую; · умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; · способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; · умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; · наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; · любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Формы диагностики учета результатов освоения программы Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы 2года обучения: опросные листы, тесты, беседы Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре». Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы) Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала: 1-й уровень (70-80% ) — 3 балла 2-й уровень (80-90% ) — 4 балла 3-й уровень (90-100%) — 5 баллов Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются: - развитие познавательных интересов обучающихся - создание ситуации успеха для каждого ученика - повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях - максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка - приобретение навыков саморефлексии. |
Раздел |
Тема |
Я знаю |
Я умею |
«Школа» |
Первые рисунки |
Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. |
Рисовать восковыми мелками слона. |
Пример:
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
||
по плану |
фактически |
||||
Школа(20 часов) |
|
||||
1 |
Первые рисунки |
|
|
|
|
2 |
Кто изобрел перо |
|
|
|
|
3 |
Карандаш |
|
|
|
|
4 |
История шариковой ручки |
|
|
|
|
5 |
Кто изобрел ноты |
|
|
|
|
6 |
Кто изобрел бумагу |
|
|
|
|
7 |
Когда появились первые книги |
|
|
|
|
8 |
Кто написал первую энциклопедию |
|
|
|
|
9 |
Как возникли библиотеки |
|
|
|
|
10 |
Откуда пошли названия дней недели |
|
|
|
|
11 |
Как возникли единицы измерения |
|
|
|
|
12 |
Как люди начали добывать полезные ископаемые |
|
|
|
|
13 |
У какой страны впервые появился флаг |
|
|
|
|
14 |
Какие бывают ребусы |
|
|
|
|
15 |
Первая марка |
|
|
|
|
16 |
Кто изобрел кроссворд |
|
|
|
|
17 |
Кто придумал первую карту |
|
|
|
|
18 |
Кто автор микроскопа |
|
|
|
|
19 |
Скотч. Шотландская лента |
|
|
|
|
20 |
Заключительное занятие по теме «Школа» |
|
|
|
|
Еда (14часов) |
|||||
21 |
Хлеб из орехов |
|
|
|
|
22 |
Как картофель попал в Россию |
|
|
|
|
23 |
Кое-что из истории конфет |
|
|
|
|
24 |
Откуда фрукты и овощи получили свое название |
|
|
|
|
25 |
Каменный мед (сахар) |
|
|
|
|
26 |
Секретное мороженое |
|
|
|
|
27 |
Где прячутся витамины |
|
|
|
|
28 |
Секрет каши |
|
|
|
|
29 |
Первая кулинарная книга |
|
|
|
|
30 |
Такая разная капуста |
|
|
|
|
31 |
Где появились арбузы |
|
|
|
|
32 |
Из чего делают пряники |
|
|
|
|
33 |
Шоколад |
|
|
|
|
34 |
Совместное составление презентации «Разговор о правильном питании» |
|
|
|
|
Книгопечатная продукция Учебно-методические комплекты (УМК) для 2 класса: 1.Программа 2.Учебники, хрестоматии 3.Энциклопедии |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
4.Методическое пособие для учителя
Учебное оборудование |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул |
Технические средства Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор Учебно-практическое оборудование Пластилин Цветная бумага, картон |
Клей Ножницы Альбом, краски, кисти Иголки, нитки, ткань Конструктор (металлический или пластмассовый) |
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
1.Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2.История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
3.История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
4.История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
Литература для обучающихся
1.Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2.Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
3.Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.