Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"

Оценка 4.7
docx
14.03.2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Рабочая программа Вн.д.docx

Пояснительная записка

        В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и  внеучебной деятельности.

      Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На  многие  вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».

        Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.

        Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.   

        Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5.При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Программа «Хочу все знать!»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

         Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

        Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

        Задачи:

         -Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

         -Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

         -Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

         - Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

         - Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

         - Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

    Принципы: 

    - доступность, познавательность и наглядность

    - учёт возрастных особенностей

    - сочетание теоретических и практических форм деятельности

    - усиление прикладной направленности обучения

    - психологическая комфортность

        Виды деятельности младшего школьника:

        - Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

        -Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

        -Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

        -Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

        -Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

        Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

        Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей.

 

Место курса в учебном плане

 

         Программа «Хочу всё знать» для 2 класса рассчитана на 34 часов и предполагает проведение 1 занятий в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.  

 Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

 

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел/Тема

Количество часов

 

 

теория

практика

всего

l.

Школа

20

20

1

Первые рисунки

1

1

2

Кто изобрел перо

1

1

3

Карандаш

1

1

4

История шариковой ручки

1

1

5

Кто изобрел ноты

1

1

6

Кто изобрел бумагу

1

1

7

Когда появились первые книги

1

1

8

Кто написал первую энциклопедию

1

1

9

Как возникли библиотеки

1

1

10

Откуда пошли названия дней недели

1

1

11

Как возникли единицы измерения

1

1

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые

1

1

13

У какой страны впервые появился флаг

1

1

14

Какие бывают ребусы

1

1

15

Первая марка

1

1

16

Кто изобрел кроссворд

1

1

17

Кто придумал первую карту

1

1

18

Кто автор микроскопа

1

1

19

Скотч. Шотландская лента

1

1

20

Заключительное занятие по теме «Школа»

1

1

ll.

Еда

14

14

1

Хлеб из орехов

1

1

2

Как картофель попал в Россию

1

1

3

Кое-что из истории конфет

1

1

4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

1

5

Каменный мед (сахар)

1

1

6

Секретное мороженое

1

1

7

Где прячутся витамины

1

1

8

Секрет каши

1

1

9

Первая кулинарная книга

1

1

10

Такая разная капуста

1

1

11

Где появились арбузы

1

1

12

Из чего делают пряники

1

1

13

Шоколад

1

1

14

Итоговое занят.  по теме«Еда»

1

1

 

итого

34

34

 

 

Содержание программы

 

2 класс

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.

 

 

 

№ п\п

Раздел/Тема

Теория

Практические действия или трудовые операции (примерные)

I.

Школа 20ч

 

 

1

Первые рисунки

Знакомство с наскальными рисунками Томской писаницы

Рисование восковыми мелками животных

2

Кто изобрел перо

Беседа «Гусиное крылышко»

Изготовление ручки из пера

3

Карандаш

Заочное путешествие на карандашную фабрику

Рисование карандашами (тема любая)

4

История шариковой ручки

Беседа «От пера до шариковой ручки…»

Поделки из сломанных ручек

5

Кто изобрел ноты

Историческая справка

Письмо нот на нотном стане

6

Кто изобрел бумагу

Использование информации из дополнительных источников

Аппликация из бумаги (тема любая)

7

Когда появились первые книги

Презентация «Русский книгопечатник»

Изготовление книжки-малышки

(работа в группах)

8

Кто написал первую энциклопедию

Историческая справка

 Энциклопедия как способ получения информации

Рассматривание энциклопедий

9

Как возникли библиотеки

Историческая справка

Экскурсия в библиотеку

10

Откуда пошли названия дней недели

Получение информации через интернет

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

11

Как возникли единицы измерения

Беседа «Старинные меры измерения»

Измерение разными мерками

(работа в группах)

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые

Заочное путешествие  в древний мир

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

Экскурсия в кабинет географии

13

У какой страны впервые появился флаг

Символы нашей страны

Рисование флага сказочной страны

(работа в группах)

14

Какие бывают ребусы

Виды ребусов и их структура

Составление и разгадывание ребусов

15

Первая марка

Назначение марки и ее особенности

Изготовление «собственной» марки

16

Кто изобрел кроссворд

Историческая справка

Разгадывание кроссвордов

17

Кто придумал первую карту

Роль карты в жизни человека

Какие бывают карты

Сюжетная игра «Найди клад» (по карте)

18

Кто автор микроскопа

Историческая справка

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

19

Скотч. Шотландская лента

Историческая справка

«Книжкина больница» (ремонт книг)

20

Заключительное занятие по теме «Школа»

Обобщение по разделу

Заполнение листа самооценки

Выставка работ

II.

Еда 14 ч

 

 

21

Хлеб из орехов

Информация из справочника «Что  такое? Кто такой?»

Поделки из скорлупы орехов

22

Как картофель попал в Россию

Презентация «Второй хлеб»

Поделки из картофеля

23

Кое-что из истории конфет

Историческая справка

Плетение пояса из фантиков

24

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми

Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке)

25

Каменный мед (сахар)

Рассказ о меде, его свойствах и использовании

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) Мини-проект

26

Секретное мороженое

История создания мороженого

Заочная экскурсия на хладокомбинат

Составление рецепта мороженного (работа в группах)

27

Где прячутся витамины

Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Поделки из овощей

28

Секрет каши

Каша-основа национальной русской кухни

Аппликация с использованием крупы

29

Первая кулинарная книга

Историческая справка

Составление рецепта  (работа в группах). Защита

30

Такая разная капуста

Витамины содержащиеся в капусте и их значение для организма человека

Составление загадок о капусте. Конкурс

(работа в группах)

31

Где появились арбузы

Полезные свойства арбуза и его историческая родина

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

32

Из чего делают пряники

Беседа с работником кондитерского цеха

Лепка пряников из соленого теста

33

Шоколад

Полезные свойства шоколада

Рисование обертки шоколада

34

Итоговое занятие по теме «Еда»

Обобщение по разделу

Совместное составление  презентации «Разговор о правильном питании»

Итоговый тест

Требования к уровню подготовки учащихся

 

          К концу второго года обучения школьники должны знать  и уметь:

 

ЗУН

Универсальные учебные действия

Школа

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

 

Еда

Обучающиеся должны знать:

Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы  правильного питания. Составляющие части блюд.

Обучающиеся должны уметь:

Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

   

 

Познавательные  УУД

1.Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

2.Выделение познавательной цели;

3.Выбор наиболее эффективного способа решения;

4.Смысловое чтение;

5.Анализ объектов

6.Синтез как составление частей целого;

7.Доказательство;

8.Установление причинно-следственных связей;

9.построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

1.Постановка вопросов;

2.Умение выражать свои мысли  полно и точно;

3.Разрешение конфликтов.

4.Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

1.Целеполагание;

2.Волевая саморегуляция

3.Прогнозирование уровня усвоения

4.Оценка;

5.      5.Коррекция

 

 

 

Планируемые результаты

         Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Хочу знать!» можно считать следующее:

        -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

        -формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  -формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.                      Метапредметные результаты

        1.Регулятивные универсальные учебные действия

         -предвосхищать результат.

         -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

         -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических  препятствий;

         - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

         2.Коммуникативные универсальные учебные действия

  -ставить вопросы;

  -обращаться за помощью;

  -формулировать свои затруднения;

  -предлагать помощь и сотрудничество; 

  -определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  -формулировать собственное мнение и позицию;

  -координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  3.Познавательные универсальные учебные действия

  -ставить и формулировать проблемы;

  -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  -узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  -установление причинно-следственных связей;

  Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.    К ним относятся:

·        способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

·        умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

·        способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

·        умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

·        наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

·        любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.

Формы диагностики учета результатов освоения программы

          Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

2года обучения: опросные листы, тесты, беседы

         Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

          Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

          Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». 

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

          Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

          Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».   

          Основными задачами их введения являются:

             - развитие познавательных интересов обучающихся

             - создание ситуации успеха для каждого ученика

             - повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

             - максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

             - приобретение навыков саморефлексии.

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

«Школа»

Первые рисунки

Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

Рисовать восковыми мелками слона.

Пример:

 

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

Школа(20 часов)

 

1

Первые рисунки

 

 

 

2

Кто изобрел перо

 

 

 

3

Карандаш

 

 

 

4

История шариковой ручки

 

 

 

5

Кто изобрел ноты

 

 

 

6

Кто изобрел бумагу

 

 

 

7

Когда появились первые книги

 

 

 

8

Кто написал первую энциклопедию

 

 

 

9

Как возникли библиотеки

 

 

 

10

Откуда пошли названия дней недели

 

 

 

11

Как возникли единицы измерения

 

 

 

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые

 

 

 

13

У какой страны впервые появился флаг

 

 

 

14

Какие бывают ребусы

 

 

 

15

Первая марка

 

 

 

16

Кто изобрел кроссворд

 

 

 

17

Кто придумал первую карту

 

 

 

18

Кто автор микроскопа

 

 

 

19

Скотч. Шотландская лента

 

 

 

20

Заключительное занятие по теме «Школа»

 

 

 

Еда (14часов)

21

Хлеб из орехов

 

 

 

22

Как картофель попал в Россию

 

 

 

23

Кое-что из истории конфет

 

 

 

24

Откуда фрукты и овощи получили свое название

 

 

 

25

Каменный мед (сахар)

 

 

 

26

Секретное мороженое

 

 

 

27

Где прячутся витамины

 

 

 

28

Секрет каши

 

 

 

29

Первая кулинарная книга

 

 

 

30

Такая разная капуста

 

 

 

31

Где появились арбузы

 

 

 

32

Из чего делают пряники

 

 

 

33

Шоколад

 

 

 

34

Совместное составление  презентации «Разговор о правильном питании»

 

 

 

 

Книгопечатная продукция

Учебно-методические комплекты (УМК) для 2 класса:

1.Программа

2.Учебники, хрестоматии

3.Энциклопедии

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

4.Методическое пособие для учителя

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Учебный стол

Учебный стул

Учительский стол

Учительский стул

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Учебно-практическое оборудование

Пластилин

Цветная бумага, картон

Клей

Ножницы

Альбом, краски, кисти

Иголки, нитки, ткань

Конструктор (металлический или пластмассовый) 

Список литературы

Литература для учителя

 Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

 Дополнительная литература

1.Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2.История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/ 

3.История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  

4.История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

Литература для обучающихся

1.Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

2.Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

3.Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор

Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор

Когда появились первые книги 1 1 8

Когда появились первые книги 1 1 8

Раздел/Тема Теория

Раздел/Тема Теория

Кто придумал первую картуРоль карты в жизни человека

Кто придумал первую картуРоль карты в жизни человека

Итоговое занятие по теме «Еда»

Итоговое занятие по теме «Еда»

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Кто изобрел ноты 6Кто изобрел бумагу 7Когда появились первые книги 8Кто написал первую энциклопедию 9Как возникли библиотеки 10Откуда пошли названия дней недели 11Как возникли единицы…

Кто изобрел ноты 6Кто изобрел бумагу 7Когда появились первые книги 8Кто написал первую энциклопедию 9Как возникли библиотеки 10Откуда пошли названия дней недели 11Как возникли единицы…

Технические средства Компьютер

Технические средства Компьютер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2021