Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Как мне общаться»
(социальное направление)
Возраст обучающихся 13 - 15 лет
Учитель английского языка Дорош Ю.Н.
Принята на заседании
педагогического совета школы
протокол № __ от _
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет общения» разработана на базе Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы внеурочных занятий, и следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.13. 2012 года № 273 – ФЗ);
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Ново – Альметьевская ООШ»
Назначение рабочей программы внеурочных занятий
Основная особенность курса внеурочной деятельности по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Актуальность и перспективность
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс внеурочной деятельности «Этикет общения» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения.
Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы курсы для учащихся 13-15 лет. Программа внеурочных занятий «Этикет общения» разработана с учетом особенностей 8 класса.
Объем часов, отпущенных календарным учебным графиком на 2018 - 2019 учебный год на данные внеурочные занятия, 35 часов ( 1 час в неделю).
Цель – формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых риторических навыков;
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения.
Задачи курса:
1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся.
2.Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации.
3.Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуре речи.
4.Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Планируемые результаты освоения курса
• личностные:
- овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• метапредметные:
- логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
• предметные:
учащиеся должны знать:
Понятие этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;
учащиеся должны уметь:
- соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику; изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
- знать свой фактический имидж; знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;
- производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;
- проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;
- сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных возможностей;
- анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта;
- поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;
- находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;
- выявлять жаргонизмы и инвектив в речи собеседника;
- обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;
- участвовать в дебатах по принятым правилам.
Результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· осознавать свои личные качества, способности и возможности
· осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
· овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
· научиться контролировать собственное агрессивное поведение
· осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
· учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, агитбригадах, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сценок,
проведение конкурсов, выставок, защита проектов.
Содержание курса
№
|
Наименование раздела |
Характеристика основных содержательных линий |
1. |
Понятие «этикет» |
Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета. |
2. |
История этикета
|
Зарождение этикета в древности. Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов. Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Этикет в античном обществе. |
3. |
Виды и принципы современного этикета |
Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета как основа общих норм этикета. |
4. |
Понятие имиджа
|
Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа |
5. |
Этикет внешнего вида. |
Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. |
6. |
Речевой этикет
|
Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия. |
7. |
Этикетные нормы поведения среди сверстников |
Этикет
поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. |
8. |
Трудные случаи этикета поведения
|
Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре. |
9. |
Этикет публичной дискуссии
|
Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющий на данный момент однозначного решения. Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика. Правила проведения дебатов. Возможные проблемы для дебатов. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к тезисам. |
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения,
правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в различной деятельности,
проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;
улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Кол – во часов |
1 |
Понятие «этикет» |
4 |
2 |
История этикета. |
6 |
3 |
Виды и принципы современного этикета. |
4 |
4 |
Понятие имиджа. |
3 |
5 |
Этикет внешнего вида. |
3 |
6 |
Речевой этикет . |
4 |
7 |
Этикетные нормы поведения среди сверстников. |
2 |
8 |
Трудные случаи этикета поведения. |
3 |
9 |
Этикет публичной дискуссии. |
6 |
Календарно – тематическое планирование
(35 часов)
№
|
Тема занятия |
Дата провед. |
|
П. |
Ф. |
||
|
|
|
|
1. |
Что такое этикет? Общие нормы этикета в обществе. |
|
|
2 |
Функции и значение этикета. |
|
|
3 |
Культурный человек – это… |
|
|
4 |
Творческая работа «Портрет культурного человека» |
|
|
|
|
|
|
5 |
Зарождение этикета в древности. История развития этикета в разных эпохах. |
|
|
6 |
Этикет античности. Составление проекта. |
|
|
7 |
Этикет эпохи Средневековья. Составление и защита презентаций |
|
|
8 |
Этикет эпохи Возрождения. Составление и защита презентаций. |
|
|
9 |
Восточный и западный этикет: сходства и различия. |
|
|
10 |
Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). |
|
|
|
|
|
|
11 |
Виды современного этикета. |
|
|
12 |
Понятие о речевом этикете. |
|
|
13 |
Принципы современного этикета. |
|
|
14 |
Этикет поведения в общественных местах. «Нужен ли нам этикет?» - публичное выступление.
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Понятие имиджа. Формирование имиджа. |
|
|
16 |
Коммуникативная роль и социальная роль в обществе. |
|
|
17 |
Знакомство с компонентами имиджа человека, функциями имиджа. |
|
|
|
|
|
|
18 |
Законы моды и этикет. Мода и индивидуальный стиль. |
|
|
19 |
Знакомство с функциями одежды. Виды стилей одежды и их особенности. |
|
|
20 |
Основные стили одежды. «Я выбираю свой стиль» - составление и защита презентаций. |
|
|
|
|
|
|
21 |
Понятие речевого этикета. |
|
|
22 |
Трудные случаи русского речевого этикета. |
|
|
23 |
Недопустимость общественного сквернословия. |
|
|
24 |
Этикет письменного общения. «Мой речевой этикет» - презентация.
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. |
|
|
26 |
Что такое настоящий друг. «Я среди сверстников» - анкетирование. |
|
|
|
|
|
|
27 |
Этикет семейного общения. Трудные случаи этикета поведения в семье. |
|
|
28 |
Привлечение внимания и поддержание отношений. Профилактика конфликтов. |
|
|
29 |
Мы поссорились.Найди выход из трудных ситуаций. Умей уступать. «Конфликтный ли ты?» - тестирование. |
|
|
|
|
|
|
30 |
Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. |
|
|
31 |
Правила проведения дебатов. Правила поведения участников. |
|
|
32 |
«Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов. |
|
|
33 |
«Всегда ли правы взрослые». Подготовка и проведение дебатов. |
|
|
34 |
«Подавляет ли коллектив индивидуальность». Подготовка и проведение дебатов. |
|
|
35 |
Дебаты на свободную тему |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.