Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол |
«Утверждаю»
Приказ от августа 2021 г. №
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя безопасность»
для 1 «б» класса
учитель начальных классов
Богданова Ксения Юрьевна
г. Рыбинск
.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя безопасность» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
3. Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
6. Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
8. Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)
9. «Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)
10. «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)
11. «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасной жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять их детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя безопасноть» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООП школы, на основе авторской программы «Основы безопасной жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыкам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Основная цель программы:
Овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
- организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
- пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а также следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Печатные пособия:
Технические средства обучения:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1.Наборы дорожных знаков.
2. Набор предметных картинок.
3. Наборное полотно.
4. Набор настольных игр по правилам дорожного движения.
5. Настольные игры по ОБЖ.
Место курса в образовательном процессе
На изучение внеурочной деятельности «Моя безопасность» в учебном плане в 1 классе предусмотрено в год – 33 часа (33 учебные недели), в неделю – 1 час.
Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа).
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из чрезвычайной ситуации. Железная дорога – зона повышенной опасности. Правила поведения на железной дороге. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Наш класс (3 часа).
Опасная ситуация в школе. Безопасное поведение в школе. Учебная эвакуация из здания школы в случае чрезвычайной ситуации.
Наш дом и семья (8 часов).
Опасность у тебя дома. Огонь. Электричество. Ожог. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь? Как вести себя с домашними животными. Когда четвероногие друзья опасны.
Безопасное поведение на дорогах (15 часов).
Участники дорожного движения. Наш город. Движение пешеходов и машин. Виды пешеходных переходов. Где и как правильно переходить дорогу. Какой переход самый безопасный? Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Безопасный маршрут в школу. Виды транспорта: наземный, личный, специальные машины-помощницы. Мы пассажиры. Посадка и высадка пассажиров. Поведение детей в автобусе. Как защитить себя во время аварии.
Родная страна (3 часа).
Мы путешественники. Отдыхаем без опасности. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Безопасность в отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с дикими животными. Первая помощь при укусах насекомых, диких животных.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты.
Ученик научится:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит установку на здоровый образ жизни;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире;
- навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- использовать общие приемы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-передавать информацию (устным, письменным способом);
- оценивать информацию;
- синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям;
- установлению аналогий, причинно-следственных связей;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
- представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
- понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах;
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользоваться бытовыми приборами;
- использовать по назначению лекарственные препараты;
- соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге;
- соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными правилами;
- создавать памятки действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Учебно-тематическое планирование
№№ п/п |
Название раздела программы |
Количество часов |
1. |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях |
3 |
2. |
Наш класс. |
3 |
3. |
Наш дом и семья. |
8 |
4. |
Безопасное поведение на дорогах. |
15 |
5. |
Родная страна. |
4 |
Итого: |
33 |
Календарно-тематическое планирование занятий
№№ заня-тия |
Тема заятия |
Характеристика деятельности ученика |
|
1 четверть (9 часов) |
|||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа) |
|||
1. |
Мир и безопасность. |
Выделять опасные ситуации в жизни. Знакомство с возможностями предвидеть опасные ситуации. |
|
2. |
Опасные и чрезвычайные ситуации. |
Умение узнавать и классифицировать чрезвычайные ситуации. Учиться действовать при опасной и чрезвычайной ситуации. Участие в подвижных играх на развитие наблюдательности и ловкости. |
|
3. |
Железная дорога – зона повышенной опасности. 1 |
Знакомство с опасностями на железной дороге и правилами поведения детей на железной дороге. |
|
Наш класс (3 часа) |
|||
4. |
Опасная ситуация в школе. 1 |
Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в школе, и правилами поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций. |
|
5. |
Учебная эвакуация из здания школы. |
Знакомство и порядком эвакуации детей из здания школы в случае возникновения опасной ситуации. |
|
6. |
Безопасное поведение в школе. |
Закрепление знания правил поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций. |
|
Наш дом и семья (8 часов) |
|||
7. |
Опасность у тебя дома. |
Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут быть опасными, дома и правилами поведения при возникновении опасной ситуации. |
|
8. |
Огонь – наш друг и враг. |
Знакомство с ролью огня в жизни человека, с опасными ситуациями, связанными с возникновением пожаров и правилами поведения при возникновении пожара. |
|
9. |
Электричество. |
Знакомство с ролью электричества в жизни человека и правилами безопасного поведения при обращении с электричеством. |
|
10. |
Звонок по телефону. |
Знакомство с правилами безопасного ведения разговора по телефону. |
|
11. |
Звонок в дверь. |
Знакомство с правилами общения с незнакомыми людьми (при звонке незнакомого человека в дверь). |
|
12. |
Как вести себя с домашними питомцами. |
Знакомство с правилами безопасного общения с домашними животными. |
|
13. |
Когда опасны четвероногие друзья. |
Знакомство с правилами ухода за домашними животными и закрепление правил безопасного поведения при общении с домашними животными. |
|
14. |
Как вести себя с незнакомыми людьми. |
Закрепление правил безопасного общения с незнакомыми людьми. |
|
Безопасное поведение на дорогах (15 часов) |
|||
15. |
Участники дорожного движения. |
Знакомство с элементами улиц и дорог и участниками дорожного движения (водители, пассажиры, пешеходы). |
|
16. |
Виды пешеходных переходов.
|
Знакомство с видами пешеходных переходов и правилами безопасного перехода улиц и дорог, какой переход самый безопасный. |
|
17. |
Где и как правильно переходить дорогу? |
Знакомство с видами пешеходных переходов и правилами безопасного перехода улиц и дорог. Игры по правилам дорожного движения. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. |
|
18. |
Светофоры, их виды и сигналы. |
Знакомство с историей и назначением светофора, с их видами и сигналами. |
|
19. |
Дорожные знаки. |
Знакомство с назначением и группами дорожных знаков, действие пешеходов в зоне действия отдельных знаков. |
|
20. |
Дорожные знаки.
|
Знакомство с назначением и группами дорожных знаков, действие пешеходов в зоне действия отдельных знаков. |
|
21. |
Безопасные маршруты в школу. |
Составление безопасного маршрута в школу. Участие в викторине по правилам дорожного движения. |
|
22. |
Виды транспорта. |
Знакомство с назначением и видами транспорта (воздушный, наземный и водный) и группами транспорта по назначению. |
|
23. |
Мы пассажиры. |
Знакомство с видами пассажирского транспорта, а также правилами посадки и выхода из пассажирского транспорта, поведения в транспорте. |
|
24. |
Мы пассажиры.
|
Знакомство с видами пассажирского транспорта, а также правилами посадки и выхода из пассажирского транспорта, поведения в транспорте.
|
|
25. |
Внимание, авария! Как защитить себя во время аварии? |
Знакомство с различными видами аварий и правилами поведения при аварии. Оказание первой медицинской помощи при аварии. |
|
26. |
Безопасные места для детских игр. |
Знакомство с безопасными местами для детских игр. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. |
|
27. |
Безопасные места для детских игр.
|
Знакомство с безопасными местами для детских игр. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. |
|
28. |
Игры и викторины по правилам дорожного движения. |
Участие в играх и викторинах по правилам дорожного движения. Участие в агитбригаде по правилам дорожного движения. |
|
29. |
Игры и викторины по правилам дорожного движения.
|
Участие в играх и викторинах по правилам дорожного движения. Участие в агитбригаде по правилам дорожного движения. |
|
Родная страна (4 часа) |
|||
30. |
Мы путешественники. 1 |
Знакомство с тем, как собраться в путешествие и правилами безопасного поведения в путешествии. |
|
31. |
Отдыхаем на воде без опасности. 1 |
Знакомство с правилами безопасного поведения на воде в разные времена года. |
|
32. |
Лесные опасности. 1 |
Знакомство с правилами безопасного поведения в лесу (ядовитые ягоды и грибы), правилами безопасного поведения при общении с дикими животными, оказанием первой помощи при укусах насекомых, домашних и диких животных. |
|
33. |
Итоговая викторина по ОБЖ. 1 |
Участие в итоговой игре-викторине по ОБЖ, конкурсе плакатов по заданной теме. |
|
Организационно-педагогические
условия реализации программы.
В своей работе руководствуюсь:
· «Положением о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 № 4)
· Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.
· Приложение 7. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для учащихся общеобразовательных классов.
· Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.