Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов
Руководитель МО
__________ Гусева И.В.
Протокол № 1 от 27.08.2019 |
Согласовано на заседании научно-методического совета
Председатель НМС
__________ Л.В.Торгова
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Принято на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета
_____________ С.С. Васин
Протокол № 1 от 29.08.2019 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Портфолио первоклассника»
Направление - профориентационное
Класс – 1 А
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Медведева Н.А.,
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
стр.
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты освоения курса 9
Содержание курса 10
Календарно-тематическое планирование 14
Список использованных источников 21
Аннотация 22
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Портфолио первоклассника», 1 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа школы на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;
- Положение о пятидневной учебной неделе, утверждено приказом № 181/1 от 24.05.2019.
Рабочая программа курса составлена на основе учебно-методического комплекса:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Портфолио младшего школьника/ Авт.-сост.: Ю.Н. Дмитриева, Е.Б. Кармолина. – М.: Планета, 2019. – 96 с.
Курс «Портфолио первоклассника» рассчитан на 1 час в неделю; 33 часа в год.
Портфолио младшего школьника является формой накопительной системы оценивания, построено в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлено на определение динамики личностного развития учащегося. Разделы помогают учащемуся оценивать свои достижения в различных сферах деятельности, учитывая успехи в учебной, исследовательской, творческой, спортивной и общественной деятельности. Портфолио содействует формированию умения осуществлять рефлексию, анализировать, сравнивать, систематизировать. Систематическая работа с портфолио поможет формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Портфолио – эффективное средство для плодотворной совместной работы ученика, родителей и учителя над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Цели:
- Формирование у первоклассника навыков самооценки.
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи:
- Своевременно отмечать успехи ученика.
- Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения.
- Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.
- Через создание условий для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
- Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
В ходе всего обучения на занятиях доминирует познавательная и практическая деятельность. Основными формами обучения являются:
- беседы;
- диалог;
- обсуждение;
- игры, в том числе ролевые;
- путешествия (очные и заочные);
- инсценировки;
- практические работы.
Особое место и значение отводится на каждом занятии игре как ведущему виду деятельности младшего школьника. Через игру ребёнок вступает во взрослый мир. Через игру формируется чувство товарищества и дружбы между детьми, гуманистическая атмосфера в группе.
Формы подведения итогов работы: беседа, заполнение и оформление страниц портфолио.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
· умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
· умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
· умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
Познавательные
· умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
· овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
Коммуникативные
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
· определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
· готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения знаниями, умениями и навыками, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении результатами обучения, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
Портфолио отражает динамику следующих показателей:
сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как: · - приобретение знаний; · - понимание; · - применение; · - анализ; · - синтез; · - оценка; · - диалектичность мышления; · метапредметные результаты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков: · - способность принимать ответственность; · - способность уважать других; · - умение сотрудничать; · - умение участвовать в выработке общего решения; · - способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков: · слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); · говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); · чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); · письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Содержание курса
Тематический планирование
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
план |
факт |
||||
1 |
|
|
Портфолио. Советы по его ведению. Что ты умеешь |
1 |
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений сравнивать предметы Вести устный диалог, слушать собеседника. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке .Выделять закономерности, завершать схемы. Обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи Строить понятные для партнёра высказывания, вести диалог. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для своей работы на уроке. Называть предметы по описанию Строить понятные для партнёра высказывания. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Различать предметы поцвету, размеру и форме. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. Составлять загадки, отгадывать загадки,небольшие рассказы, сочинять сказки. Слушать и понимать речь других. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Различать предметы поцвету, размеру и форме. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. Составлять и преобразовывать фигуры. Совместно договариваться о правилах общения. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Объяснять значение слов и выражений. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Учиться фиксировать и удерживать учебную задачу. Описывать, что было обнаружено с помощью органов чувств. Уметь работать в парах. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Различать предметы по цвету, размеру и форме. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста) В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Ориентироваться в пространстве листа. Строить понятные для партнёра высказывания. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала. Определять главное и существенное на основе Адекватно воспринимать оценку учителя. развивающих заданий и упражнений путем логических задач и проведения дидактических игр. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста) |
2 |
|
|
Чему учат в школе. Что уже умеешь делать хорошо |
1 |
|
3 |
|
|
Рисование своего портрета. Имя, фамилия, отчество. Дата рождения. Хобби |
1 |
|
4 |
|
|
Члены моей семьи, работа. Наши семейные праздники |
1 |
|
5 |
|
|
Мой класс. Одноклассники. Дата их рождения |
1 |
|
6 |
|
|
Законы школьной жизни. Законы класса |
1 |
|
7 |
|
|
Права и обязанности ребёнка |
1 |
|
8 |
|
|
Распорядок дня в 1классе, его значение |
1 |
|
9 |
|
|
Правила безопасности на дороге |
1 |
|
10 |
|
|
План безопасного маршрута «Дом – школа» |
1 |
|
11 |
|
|
Верный друг – тот, кто… Пословицы и поговорки о друзьях |
1 |
|
12 |
|
|
Мои лучшие работы по письму |
1 |
|
13 |
|
|
Что такое цель. Какой она должна быть. Намечаем цели |
1 |
|
14 |
|
|
Учимся строить созвездие успеха |
1 |
|
15 |
|
|
К чему стремиться в каждой четверти 1 класса. Ставим цели |
1 |
|
16 |
|
|
Школьная жизнь. Школьные праздники. Презентация «Школьные годы чудесные!» |
1 |
|
17 |
|
|
Волшебное превращение фигур. «Оживление» цифр. Игра «Считай, смекай, отгадывай!» |
1 |
|
18 |
|
|
Психологический портрет ученика. Рисуем значок настроения |
1 |
|
19 |
|
|
Отношение к людям. Тест |
1 |
|
20 |
|
|
Традиции. Традиции моего класса |
1 |
|
21 |
|
|
«Буквы оживают». О любимых книгах. Скорость чтения |
1 |
|
22 |
|
|
Что такое Родина? Адрес. Памятные места. Знаменитые люди |
1 |
|
23 |
|
|
Добрые дела. Копилка добрых дел |
1 |
|
24 |
|
|
Характеристика человека. Какой он? |
1 |
|
25 |
|
|
Как можно познавать мир. Анкета |
1 |
|
26 |
|
|
Что нравилось, что не понравилось. Чему научился |
1 |
|
27 |
|
|
Что узнали нового? Что нравилось, что не понравилось? Чему научились? |
1 |
|
28 |
|
|
Чему научились? Любимый вид работы. Что не понравилось? |
1 |
|
29 |
|
|
Что узнали нового. Что хочу узнать? Отгадывание загадок. Чему научились. Что нравилось и не нравилось на уроках |
1 |
|
30 |
|
|
Анкетирование. Цветовая оценка знаний, умений и навыков, чему научились |
1 |
|
31 |
|
|
Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Что понравилось, что нет на уроках |
1 |
|
32 |
|
|
Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Чему научились. Что понравилось, что нет. Пьедестал успехов |
1 |
|
33 |
|
|
Праздник «В первый класс в последний раз!» |
1 |
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Портфолио младшего школьника/ Авт.-сост.: Ю.Н. Дмитриева, Е.Б. Кармолина. – М.: Планета, 2019. – 96 с.
4. «Портфолио учащегося начальной школы» Мишакина Т.Л. - Москва, «Ювента», 2010.
5. «Первоклассник: адаптация к новой социальной среде» Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. – Москва, «ВАКО», 2008.
6. «Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2015.
7. «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.
8. «Я – первоклассник, портфолио учащегося» Осетинская О.В. – Волгоград, «Учитель», 2016.
Аннотация
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Портфолио первоклассника», 1 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Медведева Наталья Александровна, учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Портфолио младшего школьника/ Авт.-сост.: Ю.Н. Дмитриева, Е.Б. Кармолина. – М.: Планета, 2019. – 96 с.
Курс «Портфолио первоклассника» рассчитан на 1 час в неделю; 33 часа в год.
Цели курса:
- Формирование у первоклассника навыков самооценки.
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Портфолио младшего школьника является формой накопительной системы оценивания, построено в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлено на определение динамики личностного развития учащегося. Разделы помогают учащемуся оценивать свои достижения в различных сферах деятельности, учитывая успехи в учебной, исследовательской, творческой, спортивной и общественной деятельности. Портфолио содействует формированию умения осуществлять рефлексию, анализировать, сравнивать, систематизировать. Систематическая работа с портфолио поможет формировать адекватную самооценку младшего школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.