ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) вариант 5.1 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), АООП НОО образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа разработана с учетом следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об- образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего- образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 29.12.2014 N1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);
- Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального- государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом Р.Ф 03.02.2015г №35847);
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
- письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной- деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ- № 33 г. Томска;
- Фундаментальное содержание общего образования (под ред. В.В. Козлова, А.М.- Кондакова. 2-е издание - М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго поколения).
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего- образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования- обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) МБОУ СОШ № 33 г. Томска;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,- планируемых результатов начального общего образования;
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В.- Кузнецовой. Программа составлена с учетом инструктивного письма Министерства образования РФ № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель программы: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для преодоления речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) координированной работы 4 двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Задачи:
- Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
- Развитие дыхания и голоса;
- Развитие чувства темпа и ритма в движении;
- Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
- Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных- недостаткам в их речевом, физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи- учащимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
- возможность освоения учащимися с ТНР адаптированной основной- общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации с учетом формируемых в процессе логоритмических занятий универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Программа коррекционного курса Логопедическая ритмика рассчитана на обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 1-4-х классов и направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Программа составлена на основе методических пособий по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений В.А.Григер, Г.А.Волковой, Е.В.Оганесян.
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активного и пассивного слушания музыки. А также, музыкальноритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями, это обеспечивает более эффективную компенсацию имеющихся у детей с ОВЗ речевых нарушений. Все выше перечисленные основания обусловили для нас разработку программы «Логоритмика» в коррекционном направлении.
Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» включает развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построения и перестроения); общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мышц, развитию и коррекции движений общескелетной мускулатуры; музыкально – ритмические упражнения, предусматривающие развитие координации движений (в том числе речевых) с музыкой; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Основным средством реализации программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика» являются музыкально – ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью (движения с хлопками, действия с предметами; в соответствии с характером музыки, ее динамикой и регистрами). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание, двигательную память. Такие упражнения позволяют научить детей ритмично двигаться, переключаться с одного темпа на другой, сохраняя двигательную программу.
Выполняя упражнения, дети привыкают слушать музыку и сочетать свои движения с ней. Чувство ритма у школьников развивается путем восприятия и усвоения звучащего ритма через движение, через воспроизведение ритмического рисунка на инструментах. Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, служат для коррекции нарушений речи. Это песни – пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно передавать темп и ритм речи. В программе песни – пляски представлены в каждом классе с учетом возможностей детей. Работа над песнями – плясками проводится в определенной последовательности. Сначала разучиваются движения под музыку песни, далее движения соединяются со словами.
В программе по логопедической ритмике представлены музыкальные игры, развивающие ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
При проведении музыкальных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, облегчающие пространственную организацию двигательного акта и использующиеся как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно – логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, продолжительного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы, обеспечивают дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха, что создает необходимые условия для развития фонационного дыхания. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе.
Голосовые (оротофонические) упражнения способствуют выработке координированной работы дыхательной, артикуляторной и голосовой мускулатуры, развитию основных акустических характеристик голоса (силы, высоты, тембра). Упражнения могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Работа по развитию голоса осуществляется и на уроках музыки. Модуляции голоса воспитывается с помощью мелодекламации и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счет, на определенный акцент в музыке. Проводятся игры на развитие подвижности органов артикуляторного аппарата. Дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения определяются совместно с логопедом с учетом механизма и формы речевой патологии, особенностей психофизиологического развития обучающихся. В связи с этим в программе по логопедической ритмике не приводятся конкретные упражнения для каждого класса.
В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ.
II. Общая характеристика курса
Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» рассчитана на обучающихся с ТНР 1 - 4-х классов и направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Программа составлена на основе методических пособий по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений В.А.Григер, Г.А.Волковой, Е.В.Оганесян.
Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов и достижения цели курса:
- формирование умения планировать содержание собственного связного высказывания
- развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений,
- нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
- укрепление здоровья,
- содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
- успешному обучению,
- формирование первоначальных умений саморегуляции.
В процессе коррекции звукопроизношения обучающихся программой предусмотрены и решение следующих задач:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного- восприятия;
- увеличение объёма памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторной координаций;
- формирование двигательных навыков.
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
- Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации- движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания.
- Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса;- выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкальноигровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Программа по логоритмике для первого, второго, третьего, четвертого классов составлена на основе программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание, память, зрительнопространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные представления.
К музыкально-ритмическим движениям относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью. Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи. Это песни-пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием, или используются как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами, фразы).
Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
II. Место коррекционного курса в учебном плане
Согласно учебному плану АООП НОО всего на изучение предмета «Логопедическая ритмика» в начальной школе выделяется: в 1 классе - 33 ч., во 2, 3, 4 классах по 34 ч.
Подгрупповые логоритмические занятия с 2-5 обучающимися составляют 30 – 40 минут, индивидуальные – 20-25 минут.
1 класс - 1 раз в неделю;
2 класс - 1 раз в неделю;
3 класс - 1 раз в неделю;
4 класс - 1 раз в неделю.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 1 часа. Объем и содержание определяются учебным планом школы и образовательными потребностями обучающихся.
На подгрупповые и индивидуальные занятия зачисляются обучающиеся по письменному заявлению родителей (законных представителей)
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки логопедической ритмики, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение знаний умений на уроке логопедической ритмики предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание его неразрывной связи с жизнью.
Внимание на уроке логопедической ритмики акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку, художественные произведения.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Курс «Логопедическая 8 ритмика», развивая умение учиться, творческие способности призван формировать у ребенка современную картину мира, что способствует успешной социализации.
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активного и пассивного слушания музыки. А также, музыкальноритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями, это обеспечивает более эффективную компенсацию имеющихся у детей с ОВЗ речевых нарушений. Все выше перечисленные основания обусловили для нас разработку программы «Логоритмика» в коррекционном направлении.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Общими ориентирами в достижении результатов программы являются: сформированность общефункциональных механизмов речи; сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления; синтаксического, семантического компонентов языковой способности; овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности; сформированность интереса к языковым явлениям; совершенствование «чувства языка» как механизма контроля языковой правильности, функционирующим на базе языкового сознания, которое обеспечивает овладение практикой речевого общения; сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность коммуникативных навыков; сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).
К концу обучения обучающийся с ТНР научится:
- ориентироваться в пространстве: ходить и маршировать в различных направлениях;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- дифференцировать на слух гласные, свистящие и шипящие звуки речи;
- выполнять упражнения на развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера, перевоплощаться согласно музыкальному сопровождению;
- выполнять речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- переключаться с одного поля деятельности на другое;
- дышать диафрагмой и произносить на одном выдохе предложения различной структуры и четверостишия;
- менять высоту и силу звучания голоса;
- в движении и под музыку произносить скороговорки и стихотворный текст;
- определять характер музыки, согласовывая ее с движениями;
- правильно употреблять свистящие и шипящие звуки в соответствии с этапом обучения.
Предметные результаты
В результате изучения логоритмики обучающийся с ТНР научится:
- различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок
- воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
- четко прекращать движение по сигналу;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни,- стихотворения;
- ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя- несложные задания;
- широко открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
- ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу,
- прекращать движение по сигналу;
- согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе;
- отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- концентрировать зрительное и слуховое внимание;
- правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
- определять звучание отдельных инструментов;
- петь выразительно;
- определять характер- музыки,
- различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
- Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне.
- ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в- ускоренном и замедленном темпе,
- отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;
- бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;
- прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;
- перестраиваться в кружки, сужать и расширять их;
- действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма, автоматизируя- движения;
- распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными- динамическими оттенками;
- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
- различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов;
- находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением- музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма);
- различать в музыке и передавать движением двух-, трех- и четырехдольный размер,- метр, акценты, ритмический рисунок;
- менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в музыке,- различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной музыке,- звучание хоров (мужского, смешанного, детского); петь ритмично, выразительно;
- артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;
- петь в унисон и с элементами двухголосия;
- следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;
- работать с предметами в определенном ритме,- воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах.
Метапредметными результатами освоения программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1. Личностные УУД
Обучающийся научится:
- осознавать язык как основное средство человеческого общения;
- понимать, что правильная устная есть показатель индивидуа-льной культуры человека;
- осуществлять самооценку на основе наблюдения за собственной речью.
- оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики;
- строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния и чувств окружающих;
- оценивать собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы,
- ответственности.
Обучающийся получит возможность научиться формированию:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения- задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия- успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и- деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных- дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
2.Познавательные УУД
Обучающийся с ТНР научится:
- выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя-логопеда;
- осуществлять, поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя-логопеда;
- давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя-логопеда;
- слушать и понимать речь других;
- работать по предложенному учителем-логопедом плану;
- использовать знаково-символических действий;
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- классифицировать объекты под руководством учителя-логопеда;
- высказывать своё мнение, выражать позицию;
- формулировать проблемы с помощью учителя-логопеда;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя-логопеда.
Обучающийся с ТНР получит возможность научиться:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее- осуществления;
- овладевать способами решения проблем творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3 .Регулятивные УУД
Обучающийся с ТНР научится:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- планировать совместно с учителем-логопедом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- принимать и сохранять учебные задачи;
- осваивать правила планирования, контроля способа решения;
- способам самооценки выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценки учителя-логопеда, товарищей,- родителей.
Обучающийся с ТНР получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- применять полученные знания в новых ситуациях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном- материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить- необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
4. Коммуникативные УУД Обучающийся с ТНР научится:
- первоначальным навыкам работы в группе;
- умению распределять роли, обязанности;
- осуществлять контроль;
- проводить презентацию работы;
- осуществлять рефлексию;
- понимать смысл простого текста;
- применять первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого,- сверстника, посмотреть в словаре);
- задавать учебные вопросы;
- слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
- договариваться;
- строить простое речевое высказывания.
Обучающийся с ТНР получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции- мнения других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; -
- достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия с учетом целей коммуникации;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.
VI.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В основу настоящей программы положена система по развитию чувства ритма у детей с нарушениями в развитии. В их основе лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию. Обучение игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При выкладывании моделей по цвету и величине возможно использование предметов – заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д. При разучивании массажей рук и ног дети сразу приучаются выполнять движения от периферии к центру (от кисти к плечу и т.д.).
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания.
2. Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений:
- развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационновыразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Коррекционный курс «Логоритмика» тесно связан с предметами «Развитие речи», «Музыка», «Физическая культура», «Произношение»:
- лексические темы, речевой материал согласуются с темами предмета «Развитие речи»,- что отражено в календарно-тематическом планировании.
«Наша школа». Передача темпа музыки движениями, хлопками. Передача темпа музыки движениями, хлопками. Передача темпа музыки движениями, музыкальным сопровождением. Ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный). Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения 13 рук). Знакомство с предметом Логоритмика. Правила поведения во время урока. Имя и отчество учителя. Имена товарищей по классу. Название личных учебных вещей. Личные учебные вещи, учебные принадлежности. Имя и отчество учителя. Основные формы обращения (приветствие, просьба, прощение, извинение и др.). Обобщение знаний по теме: «Наша школа, наш класс».
«Осень». Передача темпа музыки движениями, музыкальным сопровождением. Ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный). Переход от темпа к темпу. Осенние изменения в живой и неживой природе. Домашние животные и их детеныши Названия и различение действий, совершаемых домашними животными. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения Осенние изменения в природе родного края. Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты описание внешнего вида (классификация) Характерные признаки осени. Осенние месяцы, их последовательность; Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в парке или сквере; Плодовый сад и огород осенью. Название фруктов и овощей. Описание 2-3 овощей, фруктов.(форма, размер, вкус, запах, способ употребления). Временные понятия Начало, конец, середина. Названия дней недели, их последовательность; Названия домашних животных. Описание внешнего вида животных; Назначение домашних животных и птиц.
«Зима». Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Движения в соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. Выделение ритмического характера хлопками. Характерные признаки зимы. Зимние месяцы. Изменения в жизни животных в зимнее время года. Изменения в жизни птиц в связи с приходом зимы. Название зимующих птиц. Зимние развлечения детей. Зимняя одежда и обувь людей. Характерные признаки зимы. Зимние месяцы. Картины зимней природы в лесу, у водоемов. Жизнь животных в лесу зимой. Приспосабливание к условиям жизни зимой. Зимняя одежда и обувь . Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Название зимних видов спорта. Обобщение знаний по теме «Зима».
«Наш город». Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием музыки. Передача Улицы, главная улица и площадь города. Название улицы, где находится школа Магазины и их назначение. Транспорт (наземный, водный, воздушный). Транспорт города. Название профессий. Профессии и труд людей, работающих на предприятиях Правила поведения обучающихся на улице, в транспорте. Правила поведения обучающихся на улице, в транспорте; Машины, облегчающие труд людей. Обобщение знаний по теме «Наш город».
«Наш дом». Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Свободное качание руками в темпе музыки без предметов. Переход от темпа к темпу. Выделение ритмического характера хлопками. Мое имя, фамилия. Моя семья (члены семьи, их имена, занятия). Понимание родственных отношений в семье. Человек. Название инвентаря, посуды, комнатных растений, бережное отношение к ним. Названия предметов мебели, уход за ними. Названия предметов одежды, уход за ними. Обобщение знаний по теме «Наш дом»
«Весна». Точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием музыки. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну. Передача движениями усиления и ослабления звучания Восприятие и передача движениями с предметами двухдольного и трёхдольного размера Характерные признаки ранней, весны. Весенние месяцы. весной. Птицы весной. Описание внешнего вида птицы. Бережное отношение к птицам. Сад и огород. Садовые и огородные растения. Название овощей и фруктов. Труд людей в саду и огороде весной Название цветов, первоцветов и плодовых деревьев. Насекомые. Характерные признаки весны. Весенние месяцы. Птицы. Возвращение перелетных птиц. Польза птиц, их Обобщение знаний по теме «Весна»
«Родная страна». Исполнение по слуху несложного ритмического рисунка Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы Наша Родина – Россия. Москва – главный город нашей страны. Столица России – Москва. 23 февраля – День Защитника Отечества. 8 марта – Международный Женский день 12 апреля – день Космонавтики. Космос. 1 Мая – день Весны и Труда. 9 Мая - День Победы в 14 Великой Отечественной войне. Героизм защитников Отечества на фронте. Обобщение знаний по теме «Родная страна».
«Устное народное творчество». Исполнение по слуху несложного ритмического рисунка. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами.) Передача ритмического рисунка хлопками Автоматизация движения в любом ритме, в парах, в группах, с предметами и без них Русские народные сказки о животных. Пословицы о труде и дружбе. Времена года. Загадки о временах года. Знакомство с русскими народными сказками (волшебными, бытовыми, о животных). Знакомство с пословицами о природе и ее явлениях, об орудиях труда; Знакомство с загадками о животных, о птицах. Зимние хороводы и игры. Весенние народные игры. Времена года. Загадки о временах года. Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество».
«Вспомним лето». Движения с координацией каждого ученика с темпом движения всего коллектива Летние месяцы. Картины летней природы. Лес в жизни человека. Названия лиственных и хвойных деревьев, наиболее распространенных растений лесов Живая природа летом. Труд людей летом. Пословицы о хлебе. Обобщение знаний по теме «Вспомним лето».
Урок строится с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного урока, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:
1. Вводная часть предусматривает приветствие, артикуляционную и дыхательную гимнастику объявление темы предстоящего урока и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные двигательных упражнений под музыку и без неё: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу с выполнением различных заданий, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений и некоторые специфические виды учебных заданий (упражнения, направленные на формирование всех качеств произвольного внимания и памяти, коллективные подвижные игры с правилами, игры соревновательного характера, в которых у детей с ТНР вырабатывается выдержка, умение соблюдать заранее установленные правила способность не только побеждать, но и спокойно относится к проигрышу).
3. Заключительная часть включает упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различные виды спокойной ходьбы и лёгкого бега, подведение итогов урока. Отвечая на вопросы, дети еще раз называют тему урока, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.
Содержание урока изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; задействуются различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение урока создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание, активизирует речь.
Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» включает развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построения и перестроения); общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мыщц, развитию и коррекции движений общескелетной мускулатуры; музыкально – ритмические упражнения, предусматривающие развитие координации движений (в том числе речевых) с музыкой; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Основным средством реализации программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика» являются музыкально – ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью (движения с хлопками, действия с предметами; в соответствии с характером музыки, ее динамикой и регистрами). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание, двигательную память. Такие упражнения позволяют научить детей ритмично двигаться, переключаться с одного темпа на другой, сохраняя двигательную программу.
Выполняя упражнения, дети привыкают слушать музыку и сочетать свои движения с ней. Чувство ритма у школьников развивается путем восприятия и усвоения звучащего ритма через движение, через воспроизведение ритмического рисунка на инструментах. Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, служат для коррекции нарушений речи. Это песни – пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно передавать темп и ритм речи. В программе песни – пляски представлены в каждом классе с учетом возможностей детей. Работа над песнями – плясками проводится в определенной последовательности. Сначала разучиваются движения под музыку песни, далее движения соединяются со словами. В программе по логопедической ритмике представлены музыкальные игры, развивающие ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
При проведении музыкальных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, облегчающие пространственную организацию двигательного акта и использующиеся как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно – логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, продолжительного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы, обеспечивают дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха, что создает необходимые условия для развития фонационного дыхания. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе.
Голосовые (оротофонические) упражнения способствуют выработке координированной работы дыхательной, артикуляторной и голосовой мускулатуры, развитию основных акустических характеристик голоса (силы, высоты, тембра). Упражнения могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Работа по развитию голоса осуществляется и на уроках музыки. Модуляции голоса воспитывается с помощью мелодекламации и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счет, на определенный акцент в музыке. Проводятся игры на развитие подвижности органов артикуляторного аппарата. Дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения определяются совместно с логопедом с учетом механизма и формы речевой патологии, особенностей психофизиологического развития обучающихся. В связи с этим в программе по логопедической ритмике не приводятся конкретные упражнения для каждого класса. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ. Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкальноигровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные представления.
Музыкально-ритмические движения
К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью. Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки. Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.
Упражнения на ориентировку в пространстве являются составным элементом каждого занятия, его организующим началом. Упражнения данного раздела направлены на то, чтобы научить детей организованности во время проведения занятий, например: строиться в шеренгу, колону, цепочку, быстро находить свое место в строю, сразу проверять интервалы, сохранять правильную дистанцию, ходить по кругу с движениями в заданном направлении, разными видами шага.
Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, согласованию движений рук с движениями ног, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально – ритмических навыков.
Формирование правильного звукопроизношения при подборе стихотворений учитываются: возраст, речевые и двигательные возможности учеников. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Игры под музыку направлены на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально – ритмическим образом.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой «Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот», «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».
Творческие задания позволяют каждому ребенку реализовать свои индивидуальные двигательные, ритмические, театральные и другие способности, делают занятия эмоционально богаче, способствуют у детей выработке уверенности в себе и повышению самооценки. Музыкально-игровой материал
Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма, развитие и формирование основных движений. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А. Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк», «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.
Музыкальные инструменты
Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки). Воспроизведение несложного музыкального рисунка с использованием инструментов (бубен, шум. игрушки, треугольники, трещотки, ложки). Оркестр. Правильная передача ритмического рисунка на муз. инструментах.
Танцевальные движения
Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла:
Упражнения на развитие внимания и памяти
Чистоговорки
Речевые игры
Ритмические игры.
Пальчиковые игры и сказки.
Театральные этюды.
Коммуникативные игры
Подвижные игры, хороводы, физминутки.
Особенности организации рече–двигательной деятельности по направлениям на занятиях.
Развитие сенсомоторного уровня организации речи и движения. Содержание данного направления работы является оптимизация мышечного тонуса и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной). В процессе проведения занятия по логоритмике педагог сначала должен демонстрировать новое движение, давая характеристику каждому из его компонентов, объясняя ту или иную их последовательность
Оптимизация мышечного тонуса. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксационные упражнения на занятиях по логоритмике используются во всех структурных компонентах. Формирование правильного дыхания. Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:
Формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию. 1. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания).
2. Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Работа по развитию общей моторики. Для развития статической координации движений общей моторики следует использовать упражнения и игры на тренировку опороспособности и равновесия с музыкальным и речевым сопровождением. Музыкальный аккомпанемент должен подбираться таким образом, чтобы способствовать активизации внимания и не допускать эмоционального перевозбуждения. В связи с этим выполнение детьми упражнений сопровождается мелодичной, ритмичной, негромкой музыкой медленного и среднего темпа (быстрая музыка вводится на занятиях по логоритмике, с коротких речедвигательных элементов с постепенным убыстрением) Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Одновременно эти упражнения формируют у детей подражательность движениям, часто употребляемым в жизни. В процессе учебной работы дети должны получить практические навыки по овладению правильного уровня организации речи и движения.
Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения:
- Технологии проблемного обучения
- Информационные образовательные технологии
- Проектные технологии
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз,
- кинезиологические упражнения, физкультурные минутки, пальчиковые игры и др.).
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляциок постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
На логоритмических занятиях используются:
1. Упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания.
2. Выработка продолжительного речевого выдоха.
3. Тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- На каждом занятии обязательно используются чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. -Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеческого достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
|
1 четверть |
1 |
1 |
Логопедическое обследование |
1 |
2 |
Наша школа |
1 |
3 |
Ягоды. Грибы. |
1 |
4 |
Осень. Сентябрь. |
1 |
5 |
Овощи. |
1 |
6 |
Фрукты |
1 |
7 |
Осень. Октябрь. |
1 |
8 |
Деревья. |
1 |
|
Всего |
7 |
|
2 четверть |
|
9 |
Осень. Ноябрь |
1 |
10 |
Домашние животные |
1 |
11 |
Дикие животные. |
1 |
12 |
Домашние птицы. |
1 |
13 |
Дикие птицы. |
1 |
14 |
Рыбы. |
1 |
15 |
Зима. Декабрь. |
1 |
16 |
Транспорт. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
3 четверть |
|
17 |
Зима. Январь |
1 |
18 |
Мебель. |
1 |
19 |
Посуда. |
1 |
20 |
Инструменты. Инвентарь |
1 |
21 |
Зима. Февраль |
1 |
22 |
Родина. Отечество. |
1 |
23 |
Профессии. |
1 |
24 |
Весна. Март |
1 |
25 |
Семья |
1 |
26 |
Одежда. Обувь. |
1 |
|
Всего |
10 |
|
4 четверть |
|
27 |
Весна. Апрель. |
1 |
28 |
Космос |
1 |
29 |
Первоцветы |
1 |
30 |
Насекомые |
1 |
31 |
Весна. Май |
1 |
32 |
Устное народное творчество |
1 |
33 |
Здравствуй, лето! |
1 |
34 |
Обследование |
1 |
|
Всего |
8 |
2 класс (34 часа)
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
|
1 четверть |
|
1 |
Логопедическое обследование |
1 |
2 |
Наша школа |
1 |
3 |
Ягоды. Грибы |
1 |
4 |
Осень. Сентябрь. |
1 |
5 |
Осень. Октябрь. |
1 |
6 |
Овощи. |
1 |
7 |
Фрукты. |
1 |
8 |
Деревья. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
2 четверть |
|
9 |
Осень. Ноябрь |
1 |
10 |
Домашние животные |
1 |
11 |
Дикие животные. |
1 |
12 |
Домашние птицы. |
1 |
13 |
Дикие птицы. |
1 |
14 |
Рыбы. |
1 |
15 |
Зима. Декабрь. |
1 |
16 |
Транспорт. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
3 четверть |
|
17 |
Зима. Январь. |
1 |
18 |
Мебель |
1 |
19 |
Посуда. |
1 |
20 |
Инструменты. Инвентарь. |
1 |
21 |
Зима. Февраль |
1 |
22 |
Родина. Отечество. |
1 |
23 |
Наш город |
1 |
24 |
Профессии. |
1 |
25 |
Весна. Март |
1 |
26 |
Семья |
1 |
27 |
Одежда. Обувь. |
1 |
|
Всего |
11 |
|
4 четверть |
|
28 |
Весна. Апрель. |
1 |
29 |
Космос |
1 |
30 |
Первоцветы. |
1 |
31 |
Насекомые |
1 |
32 |
Весна. Май |
1 |
33 |
Устное народное творчество |
1 |
34 |
Здравствуй, лето! |
1 |
35 |
Обследование |
1 |
|
Всего |
8 |
3 класс (34 часа)
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
|
1 четверть |
|
1 |
Логопедическое обследование |
1 |
2 |
Наша школа |
1 |
3 |
Ягоды. Грибы |
1 |
4 |
Осень. Сентябрь. |
1 |
5 |
Осень. Октябрь. |
1 |
6 |
Овощи. |
1 |
7 |
Фрукты. |
1 |
8 |
Деревья. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
2 четверть |
|
9 |
Осень. Ноябрь |
1 |
10 |
Домашние животные |
1 |
11 |
Дикие животные. |
1 |
12 |
Домашние птицы. |
1 |
13 |
Дикие птицы. |
1 |
14 |
Рыбы. |
1 |
15 |
Зима. Декабрь. |
1 |
16 |
Транспорт. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
3 четверть |
|
17 |
Зима. Январь. |
1 |
18 |
Мебель |
1 |
19 |
Посуда. |
1 |
20 |
Инструменты. Инвентарь. |
1 |
21 |
Зима. Февраль |
1 |
22 |
Родина. Отечество. |
1 |
23 |
Наш город |
1 |
24 |
Профессии. |
1 |
25 |
Весна. Март |
1 |
26 |
Семья |
1 |
27 |
Одежда. Обувь. |
1 |
|
Всего |
11 |
|
4 четверть |
|
28 |
Весна. Апрель. |
1 |
29 |
Космос |
1 |
30 |
Первоцветы. |
1 |
31 |
Насекомые |
1 |
32 |
Весна. Май |
1 |
33 |
Устное народное творчество |
1 |
34 |
Здравствуй, лето! |
1 |
35 |
Обследование |
1 |
|
Всего |
8 |
4 класс (34 часа)
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
|
1 четверть |
|
1 |
Логопедическое обследование |
1 |
2 |
Наша школа |
1 |
3 |
Ягоды. Грибы |
1 |
4 |
Осень. Сентябрь. |
1 |
5 |
Осень. Октябрь. |
1 |
6 |
Овощи. |
1 |
7 |
Фрукты. |
1 |
8 |
Деревья. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
2 четверть |
|
9 |
Осень. Ноябрь |
1 |
10 |
Домашние животные |
1 |
11 |
Дикие животные. |
1 |
12 |
Домашние птицы. |
1 |
13 |
Дикие птицы. |
1 |
14 |
Рыбы. |
1 |
15 |
Зима. Декабрь. |
1 |
16 |
Транспорт. |
1 |
|
Всего |
8 |
|
3 четверть |
|
17 |
Зима. Январь. |
1 |
18 |
Мебель |
1 |
19 |
Посуда. |
1 |
20 |
Инструменты. Инвентарь. |
1 |
21 |
Зима. Февраль |
1 |
22 |
Родина. Отечество. |
1 |
23 |
Наш город |
1 |
24 |
Профессии. |
1 |
25 |
Весна. Март |
1 |
26 |
Семья |
1 |
27 |
Одежда. Обувь. |
1 |
|
Всего |
11 |
|
4 четверть |
|
28 |
Весна. Апрель. |
1 |
29 |
Космос |
1 |
30 |
Первоцветы. |
1 |
31 |
Насекомые |
1 |
32 |
Весна. Май |
1 |
33 |
Устное народное творчество |
1 |
34 |
Здравствуй, лето! |
1 |
35 |
Обследование |
1 |
|
Всего |
8 |
VIII. Материально – техническое обеспечение
Программы.
Рабочие тетради Н.Э. Теремкова
Технические средства обучения
Классная доска, компьютер, колонки, магнитофон, принтер, музыкальные инструменты, бубен, ложки.
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев
- Стол учительский
- Классная доска
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
- Настенное зеркало.
- Зеркало
- Су-джоки.
Дидактический материал для диагностического обследования
1. Материал для диагностики фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений
2. Материал для диагностики слоговой структуры слова
3. Материал для диагностики грамматического строя речи
4. Счетный материал (цифры, игрушки)
5. Разрезные картинки (2-4-6 частей)
6. Материал для обследования словаря
7. Материал для обследования грамматического строя речи
8. Альбом для логопеда.
Развивающие игры развитие зрительного внимания, памяти, мышления, ориентировки во времени
1. Д/игра «Собери слово» (определение первого и последнего звука в слове»
2. Д/игра «Умники и умницы»
3. Д/игра «Собери букву»
4. Д/игра «Читаем по слогам»
5. Логическая игра-конструктор
6. Логопедический тренажер
7. Арифметический тренажер
12. Логопедическое лото
13. Четвертый лишний
14. Д/игра «Что сначала, что потом»
15. Д/игра «Времена года»
16. Д/игра «Пазлы»
Дидактический материал для развития мелкой и общей моторики
1. Шнуровка
2. Бусы
3. Пазлы
4. Пуговицы
5. Счётные палочки
6. Мозаика
7. Нитки
8. Прищепки
9. Трафареты
10. Массажные мячи игольчатые
11. Массажные мячи
12. Раскраски
Дидактический материал по формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
1. Д/игра «Логопедическое лото.
2. Дудочки
3. Свисток
4. Погремушка
5. Д/игра «Определи первый звук в слове»
6. Л/игра «Звуки [Ч] [Щ], я вас различаю»
7. Л/игра «Звуки [С] [З] [Ц], я вас различаю»
8. «Звуки [Ш] [Ж], я вас различаю»
9. Л/игра «Буквы, слоги и слова»
Дидактический материал по формированию лексико-грамматического строя речи
1. Предметные картинки по лексическим темам
2. Набор сюжетных картин
3. Набор предметных картин
4. Подвижные игры
5. Многозначные глаголы
6. Многозначные существительные
7. Лексический материал
8. Буквы
9. Д/игра «Один и много»
Методические пособия
1. Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
2. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А. Ткаченко;
3. Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
4. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 5 -7 лет» Г. В. Дедюхиной,Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.А. Куликовской.
Фонотека по логоритмике
1. CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой;
2. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С.и Е.Железновы;
3. CD «Аэробика для малышей». С. и Е. Железновы по оздоровлению детей;
4. Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
5. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»;
6. М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
Список литературы, используемый при
составлении программы и организации учебного процесса
1. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников», М.: ВЛАДОС, 2009 29
2. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет». 3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Москва «СФЕРА» 2004г.
4. Каше Г.А. Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Программа. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
6. Куликовская Т.А. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках».
7. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи», М.: Аквариум,2005
8. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой,- М.: АСТ, Астрель, 2011
9. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. -М.: АСТ, Астрель, 2012 10. Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009 11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.