Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
1 кл
29.05.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
рп шахматы 1 кл.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского

 

142400, Московская область, пос. им. Воровского, ул. Сергеева, д. 13

8(49651)3-76-11, noginsk-sch39@yandex.ru

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №____ от ___.____.20____

Руководитель ШМО

__________ Логинова Е.Е

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Горшкова С.В.

____.____.20____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 39

__________ Седов Д.В.

Приказ №____ от ____.____.20____

М.П.

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»

(направление «Спортивно-оздоровительное»)

 

1 класс

 

 

 

 

Составители

         Логинова Евгения Евгеньевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» в 1 классе составлена в соответствии с основной образовательной программой школы, годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год, авторской программой «Шахматы в школе» Прудниковой Е.А. и Волковой Е.И., утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации и отражает требования Федерального государственного стандарта начального образования. Рабочая программа ориентирована на учебное пособие для общеобразовательных организаций Прудниковой Е.А., Волковой Е.И. «Шахматы в школе», входящее в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

Курс внеурочной деятельности «Шахматная азбука» введен в целях создания условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру, развития у школьников аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждения, способности ориентироваться на плоскости.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют:

- приобретению знаний из истории развития шахмат;

- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Освоение программного материала курса представлено личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала:

- формирование основ российской, гражданской идентичности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

1) регулятивных:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

2) познавательных:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

3) коммуникативных:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Предметные результаты программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета:

1) в результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:

- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

- знать «цену» каждой шахматной фигуры;

- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

- владеть способом взятия на проходе;

- записывать шахматную партию;

- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра;

2) в результате овладения программы обучающиеся получат возможность:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- овладеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Согласно учебному плану школы на изучение материала курса отводится 33 часа в 1 классе. Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Содержание курса представлено следующими разделами:

класс

тема раздела

количество часов

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

30

Практико-соревновательная деятельность

3

Итого

33

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

№ урока в изучаемом разделе

название раздела / темы

запланированная дата

дата по факту

1 класс

1

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат

 

 

2

2

Шахматная доска

 

 

3

3

Горизонталь

 

 

4

4

Вертикаль

 

 

5

5

Диагональ

 

 

6

6

Шахматная нотация

 

 

7

7

Шахматные фигуры и начальная позиция

 

 

8

8

Ладья

 

 

9

9

Слон

 

 

Итого в I четверти 9 часов

1

10

Ферзь

 

 

2

11

Конь

 

 

3

12

Пешка

 

 

4

13

Превращение пешки

 

 

5

14

Король

 

 

6

15

Ценность фигур

 

 

7

16

Нападение

 

 

Итого во II четверти 7 часов

1

17

Взятие. Взятие на проходе

 

 

2

18

Шах и защита от шаха

 

 

3

19

Мат

 

 

4

20

Пат ничья

 

 

5

21

Рокировка

 

 

6

22

Основные принципы игры

в начале партии

 

 

7

23

Мат двумя ладьями одинокому королю

 

 

8

24

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

 

 

9

25

Мат ферзём и королём одинокому королю

 

 

Итого в III четверти 9 часов

1

26

Материальное преимущество

 

 

2

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

 

 

3

28

Партии-миниатюры

 

 

4

29

Запись шахматной партии

 

 

5

30

Шахматный этикет

 

 

6-8

1-3

Практико-соревновательная деятельность

Шахматный турнир «Первенство класса». Заключительное занятие

 

 

Итого в IV четверти 8 часов

Итого в году 33 часа

Перечень учебно-методических средств обучения

Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017

Шахматы в школе. 1 год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Прудникова Е.А., Волкова Е.И.

Шахматы в школе. Рабочие тетради. 1 год обучения / Прудникова Е.А., Волкова Е.И.

Шахматы в школе. Методические рекомендации. 1 год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Прудникова Е.А., Волкова Е.И.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 39 пос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 39 пос

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» в 1 классе составлена в соответствии с основной образовательной программой школы, годовым календарным учебным графиком на…

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» в 1 классе составлена в соответствии с основной образовательной программой школы, годовым календарным учебным графиком на…

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий : 1) регулятивных: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и…

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий : 1) регулятивных: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и…

Предметные результаты программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета: 1) в результате освоения обязательного минимума знаний при обучении…

Предметные результаты программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета: 1) в результате освоения обязательного минимума знаний при обучении…

Теоретические основы и правила шахматной игры

Теоретические основы и правила шахматной игры

Шахматы в школе. 1 год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций /

Шахматы в школе. 1 год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020