Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского
142400, Московская область, пос. им. Воровского, ул. Сергеева, д. 13
8(49651)3-76-11, noginsk-sch39@yandex.ru
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____ от ___.____.20____ Руководитель ШМО __________ Логинова Е.Е |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Горшкова С.В. ____.____.20____ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 39 __________ Седов Д.В. Приказ №____ от ____.____.20____ М.П. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»
(направление «Спортивно-оздоровительное»)
3 класс
Составители
Логинова Евгения Евгеньевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» в 3 классе составлена в соответствии с основной образовательной программой школы, годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год, авторской программой «Шахматы в школе» Прудниковой Е.А. и Волковой Е.И., утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации и отражает требования Федерального государственного стандарта начального образования. Рабочая программа ориентирована на учебное пособие для общеобразовательных организаций Прудниковой Е.А., Волковой Е.И. «Шахматы в школе», входящее в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
Курс внеурочной деятельности «Шахматная азбука» введен в целях создания условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру, развития у школьников аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждения, способности ориентироваться на плоскости.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
- приобретению знаний из истории развития шахмат;
- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Освоение программного материала курса представлено личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
1) регулятивных:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
2) познавательных:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;
3) коммуникативных:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Предметные результаты программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета:
1) в результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:
- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
- понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
- знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях;
4 класс
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях;
2) в результате овладения программы, обучающиеся получат возможность:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- овладеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Согласно учебному плану школы на изучение материала курса отводится 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах. Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Содержание курса представлено следующими разделами:
класс тема раздела |
количество часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Теоретические основы и правила шахматной игры |
30 |
16 |
15 |
17 |
Практико-соревновательная деятельность |
3 |
18 |
19 |
17 |
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
Календарно-тематическое плакирование
№ урока п/п |
№ урока в изучаемом разделе |
название раздела / темы |
запланированная дата |
дата по факту |
1 |
1 |
Теоретические основы и правила шахматной игры Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований |
|
|
2 |
2 |
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) |
|
|
3 |
3 |
Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) |
|
|
4 |
4 |
Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) |
|
|
5 |
5 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
6 |
6 |
Тактический приём «завлечение» |
|
|
7 |
7 |
Тактический приём «отвлечение» |
|
|
8 |
8 |
Тактический приём «уничтожение защиты» |
|
|
9 |
9 |
Тактический приём «спёртый мат» |
|
|
Итого в I четверти 9 часов |
||||
1 |
10 |
Сочетание тактических приёмов |
|
|
2 |
11 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
3 |
12 |
Борьба за инициативу |
|
|
4 |
13 |
Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля |
|
|
5 |
14 |
Атака на рокировавшегося короля |
|
|
6 |
15 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
7 |
1 |
Практико-соревновательная деятельность Шахматный турнир |
|
|
Итого во II четверти 7 часов |
||||
1-3 |
2-4 |
Шахматный турнир |
|
|
4 |
5 |
Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план |
|
|
5 |
6 |
Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата |
|
|
6 |
7 |
Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» |
|
|
7 |
8 |
Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля |
|
|
8 |
9 |
Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой |
|
|
9 |
10 |
Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата |
|
|
10 |
11 |
Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки |
|
|
Итого в III четверти 10 часов |
||||
1 |
12 |
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
|
|
2 |
13 |
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов |
|
|
3 |
14 |
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен |
|
|
4-7 |
15-18 |
Шахматный турнир |
|
|
8 |
19 |
Шахматный праздник. Заключительное занятие |
|
|
Итого в IV четверти 8 часов |
||||
Итого в году 34 часа |
Перечень учебно-методических средств обучения
Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.