Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе.
Иконка файла материала рп шахматы 3 кл.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского

 

142400, Московская область, пос. им. Воровского, ул. Сергеева, д. 13

8(49651)3-76-11, noginsk-sch39@yandex.ru

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №____ от ___.____.20____

Руководитель ШМО

__________ Логинова Е.Е

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Горшкова С.В.

____.____.20____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 39

__________ Седов Д.В.

Приказ №____ от ____.____.20____

М.П.

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»

(направление «Спортивно-оздоровительное»)

 

3 класс

 

 

 

 

Составители

Логинова Евгения Евгеньевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» в 3 классе составлена в соответствии с основной образовательной программой школы, годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год, авторской программой «Шахматы в школе» Прудниковой Е.А. и Волковой Е.И., утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации и отражает требования Федерального государственного стандарта начального образования. Рабочая программа ориентирована на учебное пособие для общеобразовательных организаций Прудниковой Е.А., Волковой Е.И. «Шахматы в школе», входящее в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

Курс внеурочной деятельности «Шахматная азбука» введен в целях создания условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру, развития у школьников аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждения, способности ориентироваться на плоскости.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют:

- приобретению знаний из истории развития шахмат;

- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Освоение программного материала курса представлено личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала:

- формирование основ российской, гражданской идентичности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

1) регулятивных:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

2) познавательных:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

3) коммуникативных:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Предметные результаты программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета:

1) в результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:

- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

- понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

- знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях;

4 класс

- владеть основными шахматными понятиями;

- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

- уметь реализовывать материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях;

2) в результате овладения программы, обучающиеся получат возможность:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- овладеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Согласно учебному плану школы на изучение материала курса отводится 135 часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах. Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Содержание курса представлено следующими разделами:

класс

тема раздела

количество часов

1

2

3

4

Теоретические основы и правила шахматной игры

30

16

15

17

Практико-соревновательная деятельность

3

18

19

17

Итого

33

34

34

34

Календарно-тематическое плакирование

№ урока п/п

№ урока в изучаемом разделе

название раздела / темы

запланированная дата

дата по факту

1

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований

 

 

2

2

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение)

 

 

3

3

Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

 

 

4

4

Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение)

 

 

5

5

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

6

6

Тактический приём «завлечение»

 

 

7

7

Тактический приём «отвлечение»

 

 

8

8

Тактический приём «уничтожение защиты»

 

 

9

9

Тактический приём «спёртый мат»

 

 

Итого в I четверти 9 часов

1

10

Сочетание тактических приёмов

 

 

2

11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

3

12

Борьба за инициативу

 

 

4

13

Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля

 

 

5

14

Атака на рокировавшегося короля

 

 

6

15

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

7

1

Практико-соревновательная деятельность

Шахматный турнир

 

 

Итого во II четверти 7 часов

1-3

2-4

Шахматный турнир

 

 

4

5

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

 

 

5

6

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

 

 

6

7

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

 

 

7

8

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

 

 

8

9

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

 

 

9

10

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

 

 

10

11

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

 

 

Итого в III четверти 10 часов

1

12

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

 

 

2

13

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

 

 

3

14

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

 

 

4-7

15-18

Шахматный турнир

 

 

8

19

Шахматный праздник. Заключительное занятие

 

 

Итого в IV четверти 8 часов

Итого в году 34 часа

Перечень учебно-методических средств обучения

Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017

Шахматы в школе. 3 год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Прудникова Е.А., Волкова Е.И.

Шахматы в школе. Рабочие тетради. 3год обучения / Прудникова Е.А., Волкова Е.И.

Шахматы в школе. Методические рекомендации. 3 год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Прудникова Е.А., Волкова Е.И.

 


 

Скачано с www.znanio.ru