МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
(Духовно-нравственное направление)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10 ЛЕТ
4 класс 2019 – 2020 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 4-го класса.
Курс программы кружка «Я – гражданин России» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. Во 4-м классе на освоение программы отводится 34 часа (из расчета 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности Я-гражданин России
У обучающихся 4-го класса должны сформироваться:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
- гуманистическое и демократическое отношение к ценности многонационального российского общества.
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной , трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
6часов.в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; , искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.
-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Содержание программы внеурочной деятельности «Я-гражданин России»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
“Я и я” |
4 |
0 |
4 |
2 |
“Я и семья” |
5 |
0 |
5 |
3 |
“Я и культура” |
5 |
0 |
5 |
4 |
«Я и школа» |
5 |
0 |
5 |
5 |
“Я и мое Отечество» |
10 |
0 |
10 |
6 |
«Я и планета» |
5 |
0 |
5 |
Итого 34 часа |
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Виды деятельности, формы |
Дата |
||
Планируемая |
Фактическая |
|||||
«Я и я» -4 часа. |
||||||
1 |
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». |
1 |
Тест |
1 неделя |
|
|
2 |
Письмо самому себе. Правила жизни. |
1 |
Беседа |
2 неделя |
|
|
3 |
Правила счастливого человека. |
1 |
Презентация |
3 неделя |
|
|
4 |
«Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов |
1 |
Викторина |
4 неделя |
|
|
“Я и семья” -5 часов |
||||||
5 |
День пожилого человека. Песни бабушек. |
1 |
Проект |
5 неделя |
|
|
6 |
Забота о родителях – дело совести каждого. |
1 |
Круглый стол |
6 неделя |
|
|
7-8 |
«Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция |
2 |
. Фотовыставка |
7-8 неделя |
|
|
9 |
Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. |
1 |
Игра |
9 неделя |
|
|
“Я и культура” 5 часов |
||||||
10-11 |
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. |
2 |
Конкурс рисунков |
10-11 неделя |
|
|
12 |
О красоте, моде и хорошем вкусе. |
1 |
Презентация |
12 неделя |
|
|
13 |
Музыкальные превращения. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». |
1 |
Музыкальная игра |
13 неделя |
|
|
14 |
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. |
1 |
Проект |
14 неделя |
|
|
«Я и школа» 5 часов |
||||||
15 |
Продолжаем изучать Школьный Устав. |
1 |
Лекция |
15 неделя |
|
|
16 |
Школьный двор. Десант чистоты и порядка. |
1 |
Экскурсия |
16 неделя |
|
|
17 |
Я и мой класс. Самое сильное звено. |
1 |
Круглый стол |
17 неделя |
|
|
18 |
Мой лучший школьный друг. |
1 |
Конкурс рисунков |
18 неделя |
|
|
19 |
Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. |
1 |
Диспут |
19 неделя |
|
|
«Я и мое Отечество» 10 часов |
||||||
20 |
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. |
1 |
Конкурс рисунков |
20 неделя |
|
|
21-22 |
Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. |
2 |
Круглый стол |
21-22 неделя |
|
|
23 |
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. |
1 |
Презентация |
23 неделя |
|
|
24 |
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. |
1 |
Ответы на вопросы |
24 неделя |
|
|
25-26 |
Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России |
2 |
Круглый стол |
25-26 неделя |
|
|
27-28 |
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. |
2 |
Проект |
27-28 неделя |
|
|
29 |
Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. |
1 |
Беседа |
29 неделя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я и планета» 5 часов |
||||||
30 |
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. |
1 |
Практическое занятие |
30 неделя |
|
|
31 |
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. |
1 |
Чтение стихов |
31 неделя |
|
|
32 |
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. |
1 |
Викторина |
32 неделя |
|
|
33 |
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете |
1 |
Круглый стол |
33 неделя |
|
|
34 |
Я - житель планеты Земля. Берегите природу. |
1 |
Конкурс |
34 неделя |
|
|
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г.
№ 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая
26.08.2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.