Рабочая программа по забайкаловедению 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по забайкаловедению 3 класс

Оценка 4.6
docx
17.03.2021
Рабочая программа по забайкаловедению 3 класс
Забайкаловедение.docx

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное учреждение           основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

Согласовано.

Зам. директора по УВР

__________ /Кузнецова Е.А./

 

Утверждено.

Директор школы: ____________ /Тумаева О.В./

 Приказ №  _____  «__»_______________2020 г.   

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА  «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

3  КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Сульдина Н.А.,

 учитель начальных классов

 

 

 

с. Волочаевка, 2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса  «Забайкаловедение»  для 3  класса  создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

8.                 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

9.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

10.            Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего образования».

11.            Постановление  Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

12.            Профессионального стандарта педагога, утвержденного Министерством образования РФ от 18.10.2013 г.  № 544.

13.            Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

14.            Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

15.            Рекомендации Министерства образования и науки  от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

16.            Концепцией Регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области.

17.            Региональным образовательным стандартом по экологии для общеобразовательных школ Читинской области.

18.            Учебный план МБОУ ООШ с. Волочаевка.

19.             Рабочая программа интегрированного курса «Забайкаловедение»

20.            Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.В. Добрынина, Н.В. Храмцова, О.И. Казанова, И.Б. Барахоева. – Чита : ЧИПКРО.

 

21.            13.(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4   3598 – 20 «Санитарно- эпидемиологические  требования к устройству , содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной  инфекции(COVID-19)»).

22.            Приказ Министерства просвещения  Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации ».

23.            Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 8 мая 2020 года № 02/9060 -2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

24.            Письмо Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усилении санитарно- эпидемиологических мероприятий».

25.            Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020г. № ГД- 1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

26.            Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020г. №75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)».

27.            Приказ Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели изучения курса:

Содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.

 

Основными образовательными   задачами курса являются:

 

-формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;

-воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;

-развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;

-расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;

-приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;

-формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;

-  создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

 

Особенности класса –  общеобразовательный.

Сроки реализации программы -  2020 – 2021  учебный год.

 

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.

 

 

 

Общая характеристика факультативного курса  «Забайкаловедение»

Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Тepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале   XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в предшествующую эпоху. Уже в XIX в. разрабатывались школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»). Краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К.Д. Ушинского.

В настоящее время под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава Забайкальского края.

Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  школьным компонентом  учебного плана МБОУ ООШ с.Волочаевка  изучается факультативный курс «Забайкаловедение»  с 3-го по 4-й класс. На каждую учебную неделю  с 3-го по 4-й класс выделяется по одному уроку. Настоящая рабочая программа  ориентирована на 3 класс, рассчитана  на 26 учебных недели из расчета 1 час в неделю, всего 27 учебных часов.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс

 

1.   Родное Забайкалье: книга для чтения в начальной школе / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. – Чита : Экспресс-изд-во, 2007. – 152 с.

2. Рабочая программа интегрированного курса «Забайкаловедение»

Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.В. Добрынина, Н.В. Храмцова, О.И. Казанова, И.Б. Барахоева. – Чита : ЧИПКРО.

 

                         Дополнительные пособия для учителя

 

1. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). – Чита : Поиск, 2000. - 214 с.

2. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). – Чита : Стиль, 2002. - 280 с.

3. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Общий очерк. Ч.1. – Новосибирск : Наука, 2000.

4. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Общий очерк. Ч.2. – Новосибирск : Наука, 2003.

 

Интернет – ресурсы

 

1.      http://shkola8elabuga.ucos.ru

2.       http:// 1-4.prosv.ru

3.  http://school-russia.prosv.ru

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-

         Метапредметные  результаты

-выполнять действия по плану;

-сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;

-заполнять таблицу;

-использовать просмотровое чтение;

-определять главную мысль текста;

-пользоваться энциклопедиями, словарями;

-записывать библиографические данные книги;

-ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата;

-согласовывать и координировать свою работу с членами группы;

-оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;

-анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;

-планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы;

-объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни;

-оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности;

-вести диалог.

         Предметные результаты

Знать:

-природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;

-значение прогнозирования погоды для деятельности человека в условиях Забайкалья;

-причины возникновения оврагов;

-причины редкости некоторых растений и животных;

-причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;

-правила поведения в природной среде;

-меры профилактики клещевого энцефалита.

Уметь характеризовать:

-особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского края;

-среду обитания растений и животных Забайкальского края;

-значение растений и животных в природе и жизни человека применительным  к условиям Забайкальского края; Забайкалья;

-факторы экологического риска в окружающей среде;

-последствия воздействия человека на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.);

-основные меры охраны забайкальской природы.

Уметь применять знания на практике:

-показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Забайкальского края;

-проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;

-наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;

-устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;

-ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы;

-соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в природной среде;

-оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;

-соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, наводнений, землетрясений.

 

 

 

Содержание  факультативного курса  «Забайкаловедение»

 

Раздел II. ОСЕННЯЯ ПОРА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (3 ч.)

 

Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра –дело серьезное.

Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.

Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера –журавлиные места.

 

Раздел III. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СУРОВАЯ ЗИМА (12 ч.)

 

Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных.

Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.

Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.

Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.

Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника –лайки. Браконьеры.

Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.

Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.

Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц –зимние морозы. Питание птиц в зимний период.

Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.

Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.

Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга –сигнал бедствия.

Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.

 

Раздел IV. ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА (9 ч.)

Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.

Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.

Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.

Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье –наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.

Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.

Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.   

Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.

Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.

 

Раздел V. ЛЕТО ПРИШЛО (4 ч.)

 

Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.

Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.

Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.

Тема: Забайкалье –моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 Тема урока

Кол-во часов

Форма

обучения

Раздел II. ОСЕННЯЯ ПОРА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (3 ч.)

 

1

Кедровые орешки

1

 

2

Кто где живет?

1

 

3

Журавли на полях

1

 

Раздел III. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СУРОВАЯ ЗИМА (12 ч.)

 

4

Природа готовится к зиме

1

 

5

Зимние запасы животных

1

 

6

Вышел соболь на охоту

1

 

7

Белый ковер

1

 

8

Охотники и браконьеры

1

 

9

Зимняя погода

1

 

10

Что такое дым?

1

 

11

Зимующие птицы

1

 

12

Идем по следу

1

 

13

Пришли дзерены

1

 

14

Красная книга

1

 

15

Белый месяц           

1

 

Раздел IV. ДОЛГОЖДАННАЯ ВЕСНА (9 ч.)

 

16

Жизнь подо льдом. Береги воду

1

 

17

Весеннее пробуждение

1

 

18

История консервной банки

1

 

19

Летят птицы

1

 

20

Первоцветы

1

 

21

Пожар в лесу

1

 

22

Время сажать деревья

1

 

23

Раны земли

1

 

Раздел V. ЛЕТО  ПРИШЛО (4 ч.)

 

24

Птицы на гнёздах

1

 

25

Жизнь муравейника

1

 

26

Твой летний отдых

1

 

27

Забайкалье – моя Родина

1

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Забайкаловедение» для 3 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов: 8

Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «Забайкаловедение» для 3 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов: 8

СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и…

СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и…

Цели изучения курса: Содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина

Цели изучения курса: Содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина

Общая характеристика факультативного курса «Забайкаловедение»

Общая характеристика факультативного курса «Забайкаловедение»

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты Знать: -природные сообщества

Предметные результаты Знать: -природные сообщества

Содержание факультативного курса «Забайкаловедение»

Содержание факультативного курса «Забайкаловедение»

Тема: Береги воду. Использование воды человеком

Тема: Береги воду. Использование воды человеком

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021