Пояснительная записка
Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Природоведение: 5—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Красникова Т.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 64 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Срок реализации программы – 1 год.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 6 классе на уроки природоведения по адаптированной программе отводится 17 ч (0, 5 ч в неделю, 33 учебные недели в 6 классе).
Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
В основу построения учебной программы положен экологический, фенологический и сезонный принципы. Обязательным является учет краеведческого принципа, который ориентирует учителя на то, что изучен любой темы должно быть связано с местными природными и производственными условиями.
Основными структурными компонентами содержания природоведения являются знания (представления и понятия) об окружающей среде, о живой и неживой природе, о связях и зависимостях в живой и неживой природе, умение определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Природоведение имеет много общего с географией, рисованием, трудовым обучением, в частности сельскохозяйственным делом, столярным делом, цветоводством, декоративным садоводством, русским языком, украинским языком, социально-бытовой ориентацией, что даёт возможность осуществлять межпредметные связи.
Цель курса природоведения – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов живой и неживой природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.
Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей. Важнейшими среди них являются принципы:
- единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;
- доступности содержания обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся;
- дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся;
- наглядности обучения при оптимальном сочетании словесных, наглядных и практических методов;
- стимулирования мотивации и позитивного отношения школьников
к обучению;
- создание оптимальных условий для обеспечения учебного процесса
в школе.
Основными задачами преподавания природоведения являются:
1. Дать учащимся знания об основных компонентах неживой и живой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.
2. Сформировать у обучающихся целостное представление о живой и неживой природе, о месте человека в ней; раскрыть в доступной форме связь между природой и трудовой деятельностью человека.
3. Сформировать у школьников правильное понимание природных явлений (дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе) и отношение к ним.
4. Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны природы и рационального использования её ресурсов.
5. Формировать практические умения по выращиванию растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; уход за домашними животными.
6. Прививать воспитанникам навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждению заболеваний.
Преподавание природоведения должно содействовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать явления и предметы, выделять главные признаки, понимать и объяснять сезонные изменения и явления в природе, устанавливать простые причинно- следственные отношения и зависимости.
Усвоение обучающимися учебного материала достигается с помощью: наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей.
Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение. Во время практической деятельности обучающиеся приобщаются к поиску знаний, используя задания на сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.
Во время экскурсий предметы и явления рассматриваются в природных условиях; осуществляется разнообразная воспитательная работа, прививается бережное отношение к природе, обращается внимание на рациональное использование природных богатств.
Расширение словарного запаса обучающихся о предметах и объектах природы происходит за счёт систематически проводимой словарной работы, помогает им правильно использовать слова и термины.
В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:
· технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технология проблемного обучения; индивидуальные формы;
· методы: беседа, объяснение, наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, самостоятельная работа;
· средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.
Оценивание учебных достижений обучающихся
Целесообразно учитывать: правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии; степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала; степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими и другими дополнительными материалами).
Отметка «5»:
· обучающийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы;
· раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами;
· аргументирует свои утверждения, анализирует и использует картографическую информацию;
· объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям;
· умеет работать с источниками информации;
· самостоятельно делает выводы и обобщения.
Отметка «4»:
· обучающийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории;
· использует полученные знания на практике;
· знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.
Отметка «3»:
· обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами;
· имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности;
· воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления с ошибками;
· частично владеет географической номенклатурой.
Отметка «2»:
· обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
· не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
· имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
· при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «1»: обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.
Оценивание практических работ
Отметка «5»:
· обучающийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы;
· верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод;
· имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
· записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;
· работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.
Отметка «4»:
· практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно;
· обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности;
применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;
· умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы;
· могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»:
· практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени;
· обучающийся испытывает затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами;
· обучающийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать;
· допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.
Отметка «2»:
· обучающийся не подготовлен к выполнению практической работы;
· полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
· плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
· обучающийся имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их к выполнению практической работы;
· при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
· Отметка «1»: обучающийся не может выполнить практическую работу.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков)
В процессе обучения происходит формирование УУД:
· личностных,
· регулятивных,
· познавательных,
· коммуникативных.
В связи с этим выделяются следующие задачи.
Личностные УУД
· Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, республике.
· Проявлять интерес к истории своего народа и своей республике.
· Проявлять уважение к ценностям культуры других народов.
· Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности.
· Формировать положительное отношение к процессу познания. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:
1. Участие в проектах.
2. Творческие задания
3. Подведение итогов урока.
4. Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.
5. Самооценка события, ситуации.
6. Ведение «Дневников достижений».
Регулятивные УУД
· Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.
· Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.
· Формировать контрольно-оценочную деятельность, направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.
· Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «Ищу ошибки».
Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.
· Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.
· Уметь проверять информацию и находить дополнительную информацию с использованием справочной литературы.
· Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: «Найди отличия», «На что похоже?», поиск лишнего, лабиринты, цепочки, составление и использование таблиц, схем, моделей, Составление презентаций по изученному материалу.
Коммуникативные УУД
· Уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.
· Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.
· Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.
Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?», «Подготовь рассказ», «Опиши устно», «Объясни».
Содержание учебного предмета
В 6 классе программа состоит из четырёх разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва».
В разделе «Вода» изучаются свойства воды, рассматриваются растворимые вещества и растворы, состояния воды в природе, температура воды и её измерение, круговорот воды в природе, осадки и их виды.
В разделе «Воздух» изучаются основные свойства воздуха и его состав. Школьники знакомятся с кислородом, углекислым газом, со свойствами этих газов и их использованием.
Полезные ископаемые разделены на группы по признакам использования:
- полезные ископаемые, которые используются как строительный материал;
- горючие полезные ископаемые;
- полезные ископаемые, из которых изготавливают минеральные удобрения;
- полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Изучая этот раздел, обучающиеся знакомятся с внешним видом и свойствами полезных ископаемых, их добычей и использованием.
В разделе «Почва» идет знакомство с составом почвы, с её минеральной и органической частями, с отличием почвы по цвету и составу.
К каждому разделу программы включен перечень опытов, практических работ и экскурсий, которые проводятся во время изучения соответствующего учебного материала.
Тематическое планирование,
6 класс
|
|
|
|
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля |
1. |
Введение. |
1 |
|
2. |
Вода. |
4 |
тестирование |
3. |
Воздух. |
4 |
тестирование |
4. |
Полезные ископаемые. |
4 |
тестирование |
5. |
Почва. |
4 |
тестирование |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Шахтёрская средняя школа №1 »
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол от «03» сентября 2019 № 1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Л.П.Логвина
«____» _____________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Т.П.Вакуленко
«____» ____________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
природоведение
(модифицированная)
6 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Алешина Г.П.
Шахтерск
2019 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.