Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс

Оценка 4.6
docx
08.12.2020
Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс
РПП природа ЛОУ.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Природоведение: 5—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Красникова Т.Ю. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 64 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Срок реализации программы – 1 год.

В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 6 классе на уроки природоведения по адаптированной программе отводится  17 ч (0, 5 ч в неделю, 33 учебные недели в 6 классе).

Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

В основу построения учебной программы положен экологический, фенологический и сезонный принципы. Обязательным является учет краеведческого принципа, который ориентирует учителя на то, что изучен любой темы должно быть связано с местными природными и производственными условиями.

Основными структурными компонентами содержания природоведения являются знания (представления и понятия) об окружающей среде, о живой и неживой природе, о связях и зависимостях в живой и неживой природе, умение определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Природоведение имеет много общего с географией, рисованием, трудовым обучением, в частности сельскохозяйственным делом, столярным делом, цветоводством, декоративным садоводством, русским языком, украинским языком, социально-бытовой ориентацией, что даёт возможность осуществлять межпредметные связи.

Цель курса природоведения – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов живой и неживой природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.

Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей. Важнейшими среди них являются принципы:

-   единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;

-     доступности содержания обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся;

-   дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся;

-    наглядности обучения при оптимальном сочетании словесных, наглядных и практических методов;

-         стимулирования   мотивации   и   позитивного   отношения   школьников  

   к обучению;

-       создание  оптимальных  условий  для  обеспечения   учебного  процесса 

   в школе.

     Основными задачами преподавания природоведения являются:

1.   Дать учащимся знания об основных компонентах неживой и живой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.

2.   Сформировать у обучающихся целостное представление о живой и неживой природе, о месте человека в ней; раскрыть в доступной форме связь между природой и трудовой деятельностью человека.

3.     Сформировать у школьников правильное понимание природных явлений (дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе) и отношение к ним.

4.   Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны природы и рационального использования её ресурсов.

5.   Формировать практические умения по выращиванию растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; уход за домашними животными.

6.          Прививать воспитанникам навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждению заболеваний.

Преподавание природоведения должно содействовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать явления и предметы, выделять главные признаки, понимать и объяснять сезонные изменения и явления в природе, устанавливать простые причинно- следственные отношения и зависимости.

Усвоение обучающимися учебного материала достигается с помощью: наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей.

Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение. Во время практической деятельности обучающиеся приобщаются к поиску знаний, используя задания на сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.

Во время экскурсий предметы и явления рассматриваются в природных условиях; осуществляется разнообразная воспитательная работа, прививается бережное отношение к природе, обращается внимание на рациональное использование природных богатств.

Расширение словарного запаса обучающихся о предметах и объектах природы происходит за счёт систематически проводимой словарной работы, помогает им правильно использовать слова и термины.

В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:

·          технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технология проблемного обучения; индивидуальные формы;

·          методы: беседа, объяснение, наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, самостоятельная работа;

·          средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.

Оценивание учебных достижений обучающихся

 Целесообразно учитывать: правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии; степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала; степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими и другими дополнительными материалами).

Отметка «5»:

·     обучающийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы;

·     раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами;

·     аргументирует    свои     утверждения,    анализирует    и     использует картографическую информацию;

·     объясняет      значение      географических     знаний,      дает      оценку географическим процессам и явлениям;

·        умеет работать с источниками информации;

·     самостоятельно делает выводы и обобщения.

Отметка «4»:

·     обучающийся      на      достаточном      уровне       владеет       учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории;

·        использует полученные знания на практике;

·        знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3»:

·     обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами;

·        имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности;

·     воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления с ошибками;

·     частично владеет географической номенклатурой.

Отметка «2»:

·     обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

·        не делает выводов и обобщений; не                    знает и                 не     понимает    значительную         или                    основную             часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

·        имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

·     при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка   «1»:   обучающийся   не   может   ответить   ни   на   один   из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.

Оценивание практических работ

Отметка «5»:

· обучающийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы;

·      верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод;

· имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;

·      записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

· работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.

Отметка «4»:

·        практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно;

·        обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности;

применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;

·        умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы;

·        могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»:

·              практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени;

·              обучающийся испытывает затруднение  при  самостоятельной  работе  с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами;

·              обучающийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать;

·              допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.

Отметка «2»:

·              обучающийся не подготовлен к выполнению практической работы;

·              полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;

·              плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;

·              обучающийся имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их к выполнению практической работы;

·              при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.

·        Отметка «1»: обучающийся не может выполнить практическую работу.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков)

В процессе обучения происходит формирование УУД:

·        личностных,

·        регулятивных,

·        познавательных,

·        коммуникативных.

В связи с этим выделяются следующие задачи.

Личностные УУД

·        Уметь    идентифицировать   себя    с    принадлежностью   к    народу, республике.

·        Проявлять интерес к истории своего народа и своей республике.

·        Проявлять уважение к ценностям культуры других народов.

·        Уметь   оценивать   свои   и   чужие   поступки,   результаты   учебной деятельности.

·        Формировать положительное отношение к процессу познания. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

1.     Участие в проектах.

2.     Творческие задания

3.     Подведение итогов урока.

4.     Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.

5.     Самооценка события, ситуации.

6.     Ведение «Дневников достижений».

Регулятивные УУД

·        Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.

·        Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.

·        Формировать контрольно-оценочную деятельность, направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.

·        Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:          «преднамеренные  ошибки»,     поиск   информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «Ищу ошибки».

Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.

·        Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.

·        Уметь     проверять    информацию    и     находить    дополнительную информацию с использованием справочной литературы.

·        Уметь    сравнивать,    сопоставлять,    классифицировать,    приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: «Найди отличия», «На что похоже?», поиск лишнего, лабиринты, цепочки, составление и использование таблиц, схем, моделей, Составление презентаций по изученному материалу.

Коммуникативные УУД

·        Уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.

·        Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.

·        Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?», «Подготовь рассказ», «Опиши устно», «Объясни».

 

Содержание учебного предмета

 

      В 6 классе программа состоит из четырёх разделов: «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва».

В разделе «Вода» изучаются свойства воды, рассматриваются растворимые вещества и растворы, состояния воды в природе, температура воды и её измерение, круговорот воды в природе, осадки и их виды.

В разделе «Воздух» изучаются основные свойства воздуха и его состав. Школьники знакомятся с кислородом, углекислым газом, со свойствами этих газов и их использованием.

     Полезные ископаемые разделены на группы по признакам использования:

-   полезные ископаемые, которые используются как строительный материал;

-   горючие полезные ископаемые;

-   полезные ископаемые, из которых изготавливают минеральные удобрения;

-   полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Изучая этот раздел, обучающиеся знакомятся с внешним видом и свойствами полезных ископаемых, их добычей и использованием.

В разделе «Почва» идет знакомство с составом почвы, с её минеральной и органической частями, с отличием почвы по цвету и составу.

К каждому разделу программы включен перечень опытов, практических работ и экскурсий, которые проводятся во время изучения соответствующего учебного материала.

 

 

Тематическое планирование,

6 класс

 

 

 

 

Название темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Введение.

1

 

2.

Вода.

4

тестирование

3.

Воздух.

4

тестирование

4.

Полезные ископаемые.

4

тестирование

5.

Почва.

4

тестирование


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Шахтёрская средняя школа №1 »

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании методического объединения учителей  естественно-математического цикла

 

 

Протокол

от «03»  сентября 2019  № 1

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

____________         Л.П.Логвина

 

  

 

«____» _____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор

 

__________  Т.П.Вакуленко                      

 

«____» ____________ 2019 г.

 

 

 

 

 

  РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 

природоведение

(модифицированная)

 

6 класс

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

  Составитель рабочей программы:

                                                                                    Алешина Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахтерск

 

2019 год

 

 



 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по природоведению составлена в соответствии с

Основными задачами преподавания природоведения являются: 1

Основными задачами преподавания природоведения являются: 1

В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения: · технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технология проблемного обучения; индивидуальные формы; · методы:…

В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения: · технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технология проблемного обучения; индивидуальные формы; · методы:…

Отметка «2»: · обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; · не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или…

Отметка «2»: · обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; · не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или…

Отметка «3» : · практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени; · обучающийся испытывает затруднение при самостоятельной…

Отметка «3» : · практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени; · обучающийся испытывает затруднение при самостоятельной…

Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности

Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?»,…

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?»,…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс

Рабочая программа предмета Природоведение, 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020