Название учебного заведения
|
||||
|
|
|||
|
УТВЕРЖДАЮ Должность
ФИО «____» ______________ 20____г.
|
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
рабочая ПРОГРАММа профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих и служащих
«Квалифицированный матрос»
для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии стребованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками(очно-заочное обучение)
|
||||
|
||||
|
|
|
||
РАЗРАБОТЧИК |
|
|||
|
|
|||
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ |
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
ВЕРСИЯ |
V.1 |
|||
ДАТА ВЫПУСКА |
|
|||
ДАТА ПЕЧАТИ |
|
|||
|
||||
Содержание
C. Лист учета экземпляров. 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ... 8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 17
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.. 20
B.
Лист ознакомления
Должность |
Фамилия, имя, отчество |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Место хранения корректируемого экземпляра |
Номер экземпляра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Программа повышения квалификации рабочих и служащих «Квалифицированный матрос» разработана с целью методического обеспечения профессионального обучения членов экипажей судов, имеющих квалификацию "Вахтенный матрос", в соответствии с требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г., с поправками, по квалификации «Квалифицированный матрос».
1.2 Нормативными документами для разработки рабочей программы являются:
Правило II/5 Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (далее - Конвенция ПДНВ) 1978 г., с поправками;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Примерная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Квалифицированный матрос» (далее – программа «Квалифицированный матрос») Министерства транспорта РФ (утверждена распоряжением Росморречфлота от 28.01.2012 № АД-11-р);
Профессиональный стандарт «Матрос» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.12.2019 № 763н);
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2);
Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06);
Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. N 06-381).
1.3 Общая характеристика программы
Миссия программы – удовлетворение социальных потребностей личности в реализации способностей, образовательной, развивающей целей, а также удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в получении профессионального образования и квалификации в выбранной области деятельности, без повышения образовательного уровня.
Нормативный срок освоения программы при очно-заочной форме получения образования – 100 часов.
1.4 Требования к лицам, претендующим на обучение по программе повышения квалификации рабочих и служащих
Слушателями настоящей программы могут быть лица:
- имеющие среднее общее образование и выше;
- достигшие 18-летнего возраста;
- годные по состоянию здоровья на основании медицинского заключения для работы на морских судах в качестве матроса;
- имеющие свидетельство о прохождении обучения по программе «Вахтенный матрос», согласованной Росморречфлотом;
- имеющие квалификационное свидетельство вахтенного матроса;
- имеющие подтвержденный стаж работы на судне в составе палубной команды не менее двух месяцев;
- имеющие свидетельство о пройденной начальной подготовке по безопасности (Правило VI/1 Конвенции ПДНВ);
- имеющие свидетельство о пройденной подготовке по охране (Правило VI/6 Конвенции ПДНВ).
1.5. Цели и задачи программы.
Целью программы является повышение квалификации членов экипажей судов, имеющих квалификацию «Вахтенный матрос», по квалификации «Квалифицированный матрос».
В результате изучения программы слушатель должен знать:
- устройство морского судна (основные части судового набора, способы соединения между собой деталей судового корпуса, конструкцию отдельных перекрытий и узлов, настила дна, наружной обшивки, горловин, водонепроницаемых дверей, надстроек и рубок; конструкцию и назначение судовых систем и устройств, расположение и назначение судовых помещений; термины и определения, употребляемые на судне);
-главные размерения судна, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, дедвейт, мореходные качества судна, назначение грузовой марки;
-расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;
- морскую практику: рангоут и такелаж судна, материалы и предметы такелажного снаряжения; уход за корпусом и помещениями судна; использование судовых устройств и уход за ними;
- грузовое и швартовное устройство судна и правила их эксплуатации;
- правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;
-расположение мест хранения аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения, условия включения противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;
-приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;
-основы судовой электротехники, связанные с применением электрической энергии в судовых механизмах и устройствах;
-основы судовождения: назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования, а также мореходных инструментов, морских карт, пособий для плавания и плавучих предостерегающих знаков; сущность и значение для мореплавания гидрометеорологических факторов (ветров, циклонов, ураганов, туманов, волнений, морских течений, приливов и льдов);
- основные сведения из навигации, лоции, а также сведения о приборах и инструментах, используемых для судовождения;
- маркировки лотлиня и смычек якорного каната; вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения, сигналы о движении морских судов на рейдах и в гаванях; штормовые сигналы; основные огни и знаки для судов, предписанные МППСС-72;
- основные команды, относящиеся к управлению рулем, на английском языке;
-правила приема, несения и сдачи вахты, обязанности квалифицированного матроса;
- огни и знаки судов, звуковые и световые сигналы судов и сигналы бедствия в соответствии с МППСС-72;
- расположение мест включения: якорных огней, палубного освещения, сигналов тревоги и судовых гудков;
- расположение бросательных концов, швартовных вьюшек, буксирных и запасных канатов, кранцев, матов и предметов для приборки;
- назначение маневров судна, необходимых при якорных операциях и швартовке в различных условиях, при морской буксировке, снятии судна с мели;
- правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом";
- пиротехнические сигналы бедствия;
- основы погрузочно-разгрузочных работ в портах;
- организацию безопасной посадки (высадки) пассажиров;
- основные процедуры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения.
В результате изучения программы слушатель должен уметь:
- понимать команды и общаться с вахтенным помощником по вопросам, связанным с обязанностями по несению вахты;
- определять назначение швартовых и буксирных тросов;
- определять безопасную рабочую нагрузку, предельную рабочую нагрузку тросов, лебедок, брашпилей, шпилей, кнехтов, киповых планок и битенгов;
- использовать якорное устройство при различных операциях;
- использовать процедуру и порядок действий при постановке на бочку или бочки;
- соблюдать меры предосторожности, предпринимаемые при обработке конкретного типа груза и определять маркировку МКМПОГ;
- использовать палубное оборудование, включая клапана и насосы, тали, краны, грузовые стрелы и связанное с ним оборудование;
- использовать и понимать основные сигналы для эксплуатации оборудования, включая лебедки, брашпили, краны и тали;
- устанавливать и снимать лоцманские трапы, тали, швартовные щитки, трапы и сходни;
- использовать морские навыки с применением вымбовки, включая тросовые узлы, сплесени и стопоры;
- применять правила подъема и спуска флагов, а также понимать значение главных однофлажных сигналов (A, B, G, H, O, P, Q);
- применять технику безопасности на судне, включая работы на высоте, за бортом, в закрытых помещениях;
- выполнять обязанности, связанные с безопасной посадкой (высадкой) пассажиров;
- соблюдать меры предосторожности, предпринимаемые для предотвращения загрязнения морской окружающей среды;
- эксплуатировать спасательные шлюпки, плоты и дежурные шлюпки;
- понимать и выполнять процедуры технического обслуживания и ремонта.
Результатом освоения программы является овладение квалификацией «Квалифицированный матрос» в соответствии с требованиями, определенными Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса, приведенными в таблице А-II/5 Кодекса ПДНВ
3.1. Тематический план программы
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Форма контроля |
||
лекции |
самостоя- тельные |
с препо- дават. |
индивид. СР |
||||
1. |
Устройство морского судна. Швартовное и якорное устройство. |
8 |
2 |
4 |
1 |
1 |
Зачет |
2. |
Техническое обслуживание и ремонт на судне. |
10 |
2 |
4 |
- |
4 |
Зачет |
3. |
Предотвращение загрязнения окружающей среды. |
10 |
1 |
7 |
1 |
1 |
Зачет |
4. |
Шкиперское дело. Снабжение судна. |
10 |
1 |
5 |
2 |
2 |
Зачет |
5. |
Обработка грузов и запасов. |
14 |
2 |
8 |
2 |
2 |
Зачет |
6. |
Ходовая навигационная вахта. Сигналопроизводство и Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). |
24 |
3 |
11 |
4 |
6 |
Тест |
7. |
Эксплуатация палубного оборудования и механизмов. Электрооборудование и автоматика судовых механизмов, эксплуатируемых квалифицированным матросом. |
8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Зачет |
8. |
Использование аварийного и спасательного оборудования. Эксплуатация спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Зачет |
9. |
Организация посадки (высадки) пассажиров на судах. |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая аттестация (экзамен) |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
100 |
21 |
45 |
12 |
22 |
|
3.2. Содержание обучения по программе
Учебно-тематический план
п/п |
Наименование дисциплины/раздела |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Форма контроля |
|||
лекции |
самостоя- тельные |
с преподават. |
индивид. СР |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Устройство морского судна. Швартовное и якорное устройство. |
8 |
2 |
4 |
1 |
1 |
Зачет |
|
1.1 |
Введение. Классификация судов. Эксплуатационные и мореходные качества судна. |
|
- |
2 |
1 |
1 |
|
|
1.2 |
Требования международных конвенций, предъявляемых к судовым системам и судовым помещениям. |
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
1.3 |
Требования международных конвенций, предъявляемых к устройству специализированных судов. Швартовное и якорное устройство. Уход за ними. |
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
2 |
Техническое обслуживание и ремонт на судне. |
10 |
2 |
4 |
- |
4 |
Зачет |
|
2.1 |
Техническое обслуживание. |
|
- |
1 |
- |
1 |
|
|
2.2 |
Организация технического обслуживания |
|
- |
1 |
- |
1 |
|
|
2.3 |
Окрасочные материалы. Общие сведения. Организация процесса окраски. |
|
1 |
1 |
- |
1 |
|
|
2.4 |
Уход за корпусом судна, надстройками и палубами судна. |
|
0,5 |
0,5 |
- |
1 |
|
|
2.5 |
Техника безопасности при выполнении всех видов работ, в том числе на высоте и за бортом. Чек-листы. |
|
0,5 |
0,5 |
- |
- |
|
|
3 |
Предотвращение загрязнения окружающей среды. |
10 |
1 |
7 |
1 |
1 |
Зачет |
|
3.1 |
Требования международных и национальных документов по предотвращению загрязнения окружающей среды. |
|
0,5 |
3,5 |
- |
1 |
|
|
3.2 |
Обязанности палубной команды по предотвращению загрязнения окружающей среды. Чек-листы. |
|
0,5 |
3,5 |
1 |
0 |
|
|
4 |
Шкиперское дело. Снабжение судна. |
10 |
1 |
5 |
2 |
2 |
Зачет |
|
4.1 |
Основные предметы шкиперского снабжения судов. Тросы, их классификация и применение. Прием, хранение и уход за тросами. |
|
1 |
3 |
- |
2 |
|
|
4.2 |
Такелажные цепи и уход за ними. Блоки, тали, их устройство и назначение. |
|
- |
2 |
2 |
- |
|
|
5 |
Обработка грузов и запасов. |
14 |
2 |
8 |
2 |
2 |
Зачет |
|
5.1 |
Грузовые операции на судне. |
|
0,5 |
3,5 |
- |
1 |
|
|
5.2 |
Меры предосторожности, предпринимаемые при обработке конкретного типа груза. |
|
1 |
3 |
1 |
1 |
|
|
5.3 |
Определение маркировки МК МПОГ. Карточка безопасности на перевозимый груз (MSDS). |
|
0,5 |
1,5 |
1 |
0 |
|
|
6 |
Ходовая навигационная вахта. Сигналопроизводство и Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). |
24 |
3 |
11 |
4 |
6 |
Тест |
|
6.1 |
Организация ходовой навигационной вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
6.2 |
Судовые средства световой и флажной сигнализации. Азбука Морзе. Международный свод сигналов (МСС-65). |
|
- |
2 |
1 |
3 |
|
|
6.3 |
Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Огни и звуковые сигналы морских судов. |
|
2 |
8 |
2 |
2 |
|
|
7 |
Эксплуатация палубного оборудования и механизмов. Электрооборудование и автоматика судовых механизмов, эксплуатируемых квалифицированным матросом. |
8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Зачет |
|
7.1 |
Судовые электрические машины переменного и постоянного тока. Электрическая аппаратура управления и защиты. |
|
- |
1 |
- |
- |
|
|
7.2 |
Судовые электрические и электроэнергетические установки. Дизель и турбогенераторы, РГЩ, системы управления. |
|
0,5 |
0,5 |
- |
1 |
|
|
7.3 |
Палубные электрифицированные механизмы: электроприводы брашпиля и шпиля, электроприводы грузовых механизмов. |
|
0,5 |
0,5 |
- |
2 |
|
|
7.4 |
Электроприводы рулевой машины. Рулевой указатель. Электробезопасность при эксплуатации электрооборудования судов. |
|
1 |
- |
- |
1 |
|
|
8 |
Использование аварийного и спасательного оборудования. Эксплуатация спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Зачет |
|
8.1 |
Аварийное оборудование судов. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
8.2 |
Спасательное оборудование. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Организация посадки (высадки) пассажиров на судах. |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
Зачет |
|
9.1 |
Порядок и проведение безопасной посадки (высадки) пассажиров на судах. |
|
0,5 |
1 |
- |
- |
|
|
9.2 |
Выполнение обязанностей, связанных с безопасной посадкой (высадкой) пассажиров на судах. |
|
0,5 |
- |
- |
- |
|
|
9.3 |
Участие в управлении неорганизованными массами людей. |
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
|
Итоговая аттестация (экзамен) |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
100 |
21 |
45 |
12 |
22 |
- |
|
Содержание дисциплин и разделов
1. Устройство морского судна. Швартовное и якорное устройство.
1.1. Введение. Классификация судов. Эксплуатационные и мореходные качества судна.
Введение. Классификация морских судов по назначению, району плавания, типу главного двигателя, типу движителя, материалу корпуса, характеру движения. Архитектурные типы судов. Общие сведения о судне как инженерном сооружении.
Основные сечения корпуса: диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута и конструктивной ватерлинии. Грузоподъемность судна полная (дедвейт) и чистая. Грузовместимость. Валовая и чистая регистровая вместимость (брутто и нетто тоннаж). Плавучесть судна. Запас плавучести. Назначение марок углубления. Грузовая марка. Грузовая шкала. Остойчивость. Начальная, поперечная и продольная. Понятие о метацентрической высоте. Основные факторы, влияющие на остойчивость. Непотопляемость судна. Мероприятия по обеспечению непотопляемости судна; обеспечение водонепроницаемости корпуса. Деление корпуса на отсеки, второе дно.
Ходкость судна. Сопротивление воды и воздуха движению судна. Пути уменьшения сопротивления воды и воздуха. Управляемость судна. Устойчивость на курсе и поворотливость. Факторы влияющие на поворотливость и управляемость судна.
Главные размерения судна: габаритные и конструктивные длина, ширина, высота борта, осадка. Водоизмещение судна объемное и весовое (порожнем; в полном грузу). Требования международных конвенций к корпусным конструкциям.
Швартовное и якорное устройство. Швартовное устройство, назначение, составные части и расположение на судне. Назначение якорного устройства и его составные части. Типы якорей. Якорь-цепи.
1.2. Требования международных конвенций, предъявляемых к судовым системам и судовым помещениям.
Назначение судовых систем и их классификация. Трубы и их путевые соединения. Насосы, вентиляторы и компрессоры. Маркировка судовых трубопроводов. Трюмные системы; воздушные и мерительные трубопроводы; системы дистанционного измерения уровня жидкости и осадки судна; осушительные системы; балластные системы.
Санитарные системы: водоснабжения (питьевой, мытьевой и забортной воды), канализации (фановая, сточная, шпигатная). Системы отопления: воздушная, водная, паровая и электрическая. Системы вентиляции: вдувная, вытяжная, и комбинированная. Общесудовая вентиляция, вентиляция машинных помещений и грузовых трюмов.
Системы кондиционирования воздуха. Рефрижераторные системы. Противопожарные системы. Системы пожарной сигнализации. Системы водотушения (водопожарная, спринклерная, водораспыления и орошения). Системы объемного тушения пожаров (паротушения, углекислотного тушения, жидкостного тушения, тушения инертными газами).
Системы пенотушения (химическая, воздушно-механическая и высокократная воздушно-механическая). Вспомогательные средства пожаротушения.
Судовые системы для предотвращения загрязнения морей и охраны окружающей среды.
Назначение судовых помещений. Специальные помещения, помещения судовых запасов и балласта, служебные помещения: управления судном, судовых механизмов, служебно-хозяйственные и административные. Внутрисудовые средства связи. Требования международных конвенций к судовым помещениям.
1.3. Требования международных конвенций, предъявляемых к устройству специализированных судов. Швартовное и якорное устройство. Уход за ними. Конструктивные особенности специализированных судов: сухогрузных
(рефрижераторов, контейнеровозов, судов с горизонтальным способом грузопереработки, судов для перевозки навалочных грузов); наливных судов (танкеров, судов для перевозки сжиженных газов и химикатов); пассажирских судов; специальных транспортных судов и служебно-вспомогательных судов; ледоколов (атомоходов); плавучих буровых установок, научно исследовательских судов, лихтеровозов.
Швартовное устройство, назначение, составные части и расположение на судне.
Назначение якорного устройства и его составные части. Типы якорей. Якорь-цепи.
2. Техническое обслуживание и ремонт.
2.1 Техническое обслуживание.
Организация судовых работ на судне.
2.2. Организация технического обслуживания.
Повседневный уход за судном: проведение ежедневных (малых) и периодических больших приборок. Санитарный аврал и сроки его проведения.
2.3. Окрасочные материалы. Общие сведения. Организация процесса окраски. Основные материалы, применяемые при судовых работах: краски (масляные, эмалевые, синтетические, необрастающие), лаки, олифы, искусственные смолы, грунтовки, шпаклевки, растворители, разбавители, сиккативы и другие, их назначение и характеристики. Требования к лакокрасочным материалам. Приготовление красок и хранение лакокрасочных материалов на судне. Подготовка стальной, алюминиевой и деревянной поверхностей к окраске. Инструмент для ручной и механизированной подготовки поверхностей к окраске. Ручная и механизированная окраска. Инструменты для окрасочных работ: кисти и краскораспылители, их виды, подготовка к работе и уход за ними. Другие инструменты и приспособления. Окраска подводной части корпуса судна и пояса переменных ватерлиний. Техника безопасности при окрасочных работах.
2.4. Уход за корпусом судна, надстройками и палубами судна.
Уход за жилыми, служебными, общественными, бытовыми и другими вспомогательными помещениями судна. Уход за грузовыми трюмами. Подготовка трюмов к погрузке грузов. Уборка после выгрузки грузов. Уход за рефтрюмами, танками нефтеналивных судов и газовозов. Техника безопасности при этих работах. Правила технической эксплуатации грузовых трюмов, танков нефтеналивных судов и газовозов. Уход за судовыми цистернами и льялами. Зачистка льял, питьевых и балластных цистерн. Цементировка. Окраска цистерн химическим покрытием. Методы химической чистки цистерн и защиты их от коррозии.
2.5. Техника безопасности при выполнении всех видов работ, в том числе на высоте и за бортом. Чек-листы.
Охрана труда и техника безопасности на судах. Вредные производственные факторы. Характеристика производственного травматизма. Средства индивидуальной защиты. Обеспечение безопасности при палубных работах, в том числе на специализированных судах. Подготовка к работе в шторм, во льдах, в открытом море при перегрузочных операциях. Чек-листы. Оценка риска.
3. Предотвращение загрязнения окружающей среды.
3.1. Требования международных и национальных документов по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Международная конвенция МАРПОЛ 73/78.
3.2. Обязанности палубной команды по предотвращению загрязнения окружающей среды. Чек-листы. Пост по борьбе с розливом нефтепродуктов (для танкеров). Чек-листы. Оценка риска.
4. Шкиперское дело. Снабжение судна.
4.1. Основные предметы шкиперского снабжение судов. Тросы, их классификация и применение. Прием, хранение и уход за тросами.
Растительные тросы: пеньковые, манильские, их характеристики. Изготовление растительных тросов. Тросы тросовой и кабельной работы. Измерение толщины растительных тросов.
Названия растительных тросов в зависимости от их толщины. Приемка тросов, распускание бухт, применение тросов на судне и уход за ними.
Синтетические тросы: их изготовление, конструкция, основные физико-механические качества, достоинства и недостатки. Применение и уход за синтетическими тросами на судне. Выбраковка синтетических тросов.
Стальные тросы: их изготовление, конструкция, классификация по гибкости и условные обозначения. Применение стальных тросов на судне. Приемка стальных тросов, распускание бухт, рубка и уход за ними на судне.
Разрывная и рабочая крепость растительных, синтетических и стальных тросов.
Определение крепости тросов по приближенным формулам.
Правила технической эксплуатации и техника безопасности при работах с растительными, синтетическими и стальными тросами, сертификаты качества тросов на судне.
4.2. Такелажные цепи и уход за ними. Блоки, тали, их устройство и назначение.
Такелажные цепи, конструкция, достоинства, недостатки, допустимый износ. Применение такелажных цепей на судах. Приемка такелажных цепей и уход за ними на судне.
Гаки, назначение, устройство, виды гаков, их клеймение и применение на судах.
Приемка гаков и уход за ними на судне.
Такелажные скобы, назначение, устройство, виды скоб и скоб-зажимов. Подбор скоб к тросам. Допустимый износ и уход за скобами на судне.
Талрепы: Тросовые и винтовые талрепы, их назначение и устройство. Разновидности винтовых талрепов открытого и закрытого типов. Уход за талрепами на судне.
Коуши, обухи, рымы, бугели, ракс-бугели, утки, их назначение, рабочая нагрузка, допустимый износ, применение и уход на судне.
Блоки. Назначение и устройство деревянных, пластмассовых и металлических блоков. Канифас-блоки. Измерение блоков и подбор их к тросам. Допустимый износ и уход за блоками на судне.
Правила технической эксплуатации, надзор Российского морского Регистра и техника безопасности при работах с цепями, гаками, скобами, талрепами, обухами, коушами, рымами, бугелями и блоками.
Гордени и тали. Гордень и его назначение. Обыкновенные тали, их назначение и устройство. Виды обыкновенных талей. Выигрыш в силе при пользовании талями. Основание талей. Понятие о дифференциальных талях. Уход за талями. Техника безопасности при работе с талями на судне.
Такелажные работы. Морские узлы и их применение. Охрана труда при такелажных работах.
5. Обработка грузов и запасов.
5.1. Грузовые операции на судне.
Организация грузовых операций на судне. Чек-листы. Оценка риска.
5.2. Меры предосторожности, предпринимаемые при обработке конкретного типа груза.
Инструктаж с персоналом, участвующим в грузовых операциях. Использование персональных детекторов и газоанализаторов.
5.3. Определение маркировки МКМПОГ. Карточка безопасности на перевозимый груз (MSDS).
Классификация и маркировка согласно МКМПОГ. MSDS.
6. Ходовая навигационная вахта. Сигналопроизводство и Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).
6.1. Организация ходовой навигационной вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.
Руководство по организации ходовой навигационной вахты. Обязанности вахтенной службы.
6.2. Судовые средства световой и флажной сигнализации. Азбука Морзе. Международный свод сигналов (МСС-65).
Зрительные средства связи: светосигнальные, флаги МСС, сигнальные фигуры. Пиротехнические средства сигнализации; их хранение и использование на судне. Звуковые средства связи. Сигнализация в портах. Правила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты. Сектора наблюдений, форма докладов о результатах наблюдений.
6.3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море.
Огни и звуковые сигналы морских судов.
Краткая история создания правил. Общие положения. Значение терминов, употребляемых в “Правилах”. Плавание судов при любых условиях видимости. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга.
Огни и знаки. Огни судна с механическим двигателем на ходу. Огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием. Огни и знаки парусных судов и судов на веслах. Огни и знаки судов: рыболовных, лишенных возможности управляться, ограниченных в возможности маневрировать, устранением минной опасности, лоцманских, стесненных своей осадкой и занятых дноуглубительными работами. Огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости. Сигналы бедствия.
7.Эксплуатация палубного оборудования и механизмов. Электрооборудование и автоматика судовых механизмов, эксплуатируемых квалифицированным матросом.
7.1. Судовые электрические машины переменного и постоянного тока. Электрическая аппаратура управления и защиты. Судовые электрические машины переменного и постоянного тока. Электрическая аппаратура управления и защиты.
7.2. Судовые электрические и электроэнергетические установки. Дизель и турбогенераторы, РГЩ, системы управления. Судовые электроэнергетические установки и системы. Дизель-генераторы и турбогенераторы, ГРЩ, системы управления СЭС.
7.3. Палубные электрифицированные механизмы: электроприводы брашпиля и шпиля, электроприводы грузовых механизмов. Электроприводы судовых подъемных устройств: кранов, грузовых лебедок, шлюпочных лебедок.
7.4. Электроприводы рулевой машины. Рулевой указатель. Электробезопасность при эксплуатации электрооборудования судов. Рулевое устройство.
8. Использование аварийного и спасательного оборудования. Эксплуатация спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок.
8.1. Аварийное оборудование судов.
Использование аварийного и спасательного оборудования, применение аварийных процедур, участие в этих процедурах боцмана. Понятие о МК SOLAS -74, МАRPOL-73/78, МКУБ (ISM Code) и СУБ (SMS). Предупреждение пожаров и борьба с ними.
8.2. Спасательное оборудование.
Тестирование спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок.
9. Организация посадки (высадки) пассажиров на судах.
9.1. Порядок и проведение безопасной посадки (высадки) пассажиров на судах. Ограничения посадки (высадки) по погоде, времени суток, количеству пассажиров. Требования к документам пассажиров. Требования к причалам, пирсам, трапам, сходням и их оборудованию. Пассажирские операции в море и на рейде. Эвакуация больных. Использование штормтрапов.
9.2. Выполнение обязанностей членом палубной команды экипажа, связанных с безопасной посадкой (высадкой) пассажиров на судах. Обязанности вахтенного у трапа.
9.3. Участие в управлении неорганизованными массами людей. Оказание помощи пассажиром на пути к местам сбора и посадки в спасательные средства, включая: умение отдавать распоряжения подчиненным и пассажирам; управление пассажирами; требования к путям эвакуации; применение имеющихся способов эвакуации беспомощных пассажиров и пассажиров, нуждающихся в специальной помощи; причины возникновение паники и ее предотвращение. Факторы, влияющие на поведения пассажиров. Помощь в организационных действиях по процедурам сбора пассажиров, проверки наличия, соответствия одежды погодным условиям, наличия спасательных жилетов.
4.1 Материально-техническое обеспечение
Виды помещений и их материально-техническое обеспечение |
Наименование |
1. Наличие помещений: - учебных кабинетов |
Кабинет электротехники и электроники, Кабинеты подготовки по борьбе за живучесть судна, Кабинет навигация и лоция, Кабинет гидрометеорология и навигация, Кабинет медицинской подготовки, Кабинет тренажерной подготовки судоводителей Класс такелажный. |
2. Оборудование помещения и рабочих мест |
Действующие и разрезные макеты механизмов, приспособления, модели, стенды, макеты, комплекты тематических плакатов, демонстрационные приборы, манекен для отработки приемов оживления, спасательное снаряжение, инструменты, учебные видеофильмы, диафильмы, наборы морских навигационных карт, навигационные приборы и прокладочные инструменты, навигационные пособия; образцы дельных вещей и тросов; такелажный инструмент, стенд с основными видами судовых узлов; инструменты для малярных работ и работ по подготовке поверхности к покраске; переносные средства пожаротушения, применяемые на судах; образцы индивидуальных спасательных средств, страховочный пояс. |
3. Технические средства обучения |
Компьютеры с лицензионным программным обеспечением; Телевизоры мультимедийные; Видеопроекторы; экраны; Симуляторы, Доски меловые учебные. |
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Виды источников |
Наименование рекомендуемых учебных изданий |
Основные |
1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками = ПДМНВ-78: консолидированный текст. – СПб. : ЦНИИМФ, 2010. – 805 с. 2. СОЛАС 2005/2006: = Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. : с изменениями и поправками. – Одесса : Негоциант, 2006. – 34 3. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней : к изучению дисциплины / консолидированный текст. – СПб. : ЦНИИМФ, 2009 4. Международный кодекс по охране судов и портовых средств = Кодекс ОСПС : законы и законодательные акты. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЦНИИМФ, 2009. – 272 с. 5. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72) : на русском и английском языках. – Москва : Моркнига, 2016. – 168 с. : цв. ил. 6. Международный Свод Сигналов (МСС-1965) = МСС-65 : к изучению дисциплины. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во Гл. управления навигации и океанографии Мин. обороны, 1982. – 174 с. 7. Наставление по борьбе за живучесть судов (РД 31.60.14-81) = НБЖС = MANUAL ON EMERGENCY PLANS IN SHIPS : с приложениями и дополнениями. – СПб. : ЦНИИМФ, 2004. – 384 с. 8. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов [Электронный ресурс]: нормативно-технический документ / Министерство транспорта РФ. – Введ. с 15 марта 2012 г. приказом Минтранса России № 62. – М. : Моркнига, 2012. – 42 с. 9. Киценко, В. Н. Квалифицированный матрос [Электронный ресурс] : учебное пособие для курсантов морских учебных заведений специальности «Судовождение» и подготовки моряков / В. Н. Киценко . – Калининград : БГАРФ, 2017. – 258 с. : цв. ил., рис., табл. 10. Шарлай , Г. Н. Матрос морского судна [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. Н. Шарлай . – Владивосток : Морской гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2010. – 283 с. : ил., цв. ил. 11. Баранов, Е. Ф. Безопасность жизнедеятельности на водном транспорте [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. Ф. Баранов, В. К. Новиков, В. Г. Сазонов. – Москва : Альтаир-МГАВТ, 2015. 12. Международное руководство по судовой медицине : руководство. – 2-е изд. – Одесса : Негоциант, 2002 13. Минько, Виктор Михайлович. Пожарная безопасность [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В. М. Минько ; рец.: Л. М. Стригун, А. И. Валерианов ; Калининградский государственный технический университет (Калининград). – Калининград : КГТУ, 2015. 14. Минько, Виктор Михайлович. Производственная безопасность [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В. М. Минько ; рец.: В. Т. Линчаровский, Н. А. Евдокимова ; Калининградский государственный технический университет (Калининград). – Калининград : КГТУ, 2016. 15. Попович, В. А. Первая медицинская помощь плавсоставу : к изучению дисциплины / В. А. Попович. – М. : РосКонсульт, 2004. – 171 с. : ил. 16. Вагущенко, Л. Л. Судовые навигационно-информационные системы : учебное пособие / Л. Л. Вагущенко. – Одесса : Феникс, 2004. – 302 с. : ил. 17. Белан, Ф. Н. Основы теории судна : учебник для мореходных училищ / Ф. Н. Белан, А. М. Чудновский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л. : Судостроение, 1978. – 253 с. 18. Фрид, Е. Г. Устройство судна : учебник для сред. проф. – тех. училищ / Е. Г. Фрид. – 5-е изд., испр. и доп. – Л. : Судостроение, 1990. – 344 с. : ил. 19. Багиров, М. С. Основы судовождения : учеб пособие для мореходных школ и учебно-курсовых комбинатов / М. С. Багиров, Г. И. Файн. – М. : Агропромиздат, 1985. – 278 с. : ил. 20. Дмитриев, В. И. Навигация и лоция [Электронный ресурс] : учебник для курсантов спец. «Судовождение» / В. И. Дмитриев, С. И. Благодуров, Г. Н. Гаврильченко. – Москва : Моркнига, 2017. – 457 с. 21. Макаров, И. В. Основы судовождения : учебник для сред. проф. тех. училищ / И. В. Макаров. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Транспорт, 1991. – 237 с. : ил., табл. 22. Нечаев, П. А. Электронавигационные приборы : учебник для мореходных училищ / П. А. Нечаев. – М. : Транспорт, 1974. – 399 с. 23. Основы судовождения для матроса : учебно-методическое пособие / С. А. Кузнецов, Ю. С. Фесенко, В. А. Халупенко. – М. : Торговое мореплавание, 2005. – 44 с. : ил. 24. Верескун, В. И. Электротехника и электрооборудование судов : учебник / В. И. Верескун, А. С. Сафонов. – Л. : Судостроение, 1987. – 280 с. : ил. 25. Фесенко, В. И. Электрооборудование промысловых судов : учебник для мор. училищ / В. И. Фесенко. – Л. : Судостроение, 1983. – 320 с. : ил. 26. Бурханов, М. В. Справочник-экзаменатор по огням, знакам и сигналам МППСС-72 : к изучению дисциплины / М. В. Бурханов. – Москва : Моркнига, 2010. – 158 с. : цв.ил. + 1 эл. опт. диск. 27. Витченко, А. Г. Морское дело : учебное пособие для ссузов и морех. школ / А. Г. Витченко. – М. : Легкая и пищевая пром., 1984. – 288 с. : ил. 28. Замоткин, А. П. Морская практика для матроса : учеб. пособие для проф. образования / А. П. Замоткин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1993. – 256 с. : ил. 29. Захаров, А. М. Управление судном и его техническая эксплуатация : учебник для мореходных училищ / А. М. Захаров, А. Д. Дидык. – М. : Транспорт, 1982. – 328 с. : ил. 30. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов : учебник для вузов и сред. проф. мор. учеб. заведений / А. П. Пимошенко, В. Г. Гурьев, В. П. Ефентьев. – М. : Мир, 2004. – 320 с. : ил., табл. 31. Удачин, В. С. Навигационные знаки и огни, судовая сигнализация : справочное пособие / В. С. Удачин, Ю.Н. Шереметьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1993. – 256 с. : цв.ил. 32. Крымов, И. С. Борьба за живучесть судна и спасательные средства : учебное пособие для учеб. заведений водного транспорта / И. С. Крымов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТрансЛит, 2011. – 432 с. : ил. 33. Крымов, И. С. Основы борьбы за живучесть судна : справочное пособие / И. С. Крымов. – М. : РосКонсульт, 2006. – 177 с. : ил. 34. Наставление по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации : нормативный документ. – СПб. : Гипрорыбфлот, 2000. – 100 с. |
Дополнительные, в т.ч. курс лекций по учебной дисциплине, методические пособия и рекомендации для выполнения практических занятий, курсовых, лабораторных и самостоятельных работ |
1. Устав о дисциплине работников морского транспорта. – Москва : МОРСАР, 2000. – 15 с. 2. Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации : официальное издание. – М. : ВНИРО, 1996. – 126 с. 3. Гордеев, И. И. Квалифицированный матрос : учебное пособие / И. И. Гордеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТрансЛит, 2010. – 272 с. : ил 4. Матрос II класса : методическое пособие для мор. учеб. заведений / В. И. Михайлов, А. Н. Носовский, А. В. Корниецкий. – Николаев : Барви Украiни, 2009. – 282 с. : ил. 5. Шупик, В. П. Основы морского дела : учебник для вузов / В. П. Шупик. – Москва : Моркнига, 2012. – 585 с. : ил. 6. Противопожарная подготовка плавсостава : учеб. пособие для вузов и сред. проф. мор. учеб. заведений / В. П. Ефентьев , В. Н. Дулин, С. И. Жемков. – М. : Мир, 2005. – 392 с. : ил. 7. Бронштейн, Д. Я. Устройство и основы теории судна : учебник для сред.спец. учеб. заведений / Д. Я. Бронштейн. – Л. : Судостроение, 1988 8. Горячев, А. М. Устройство и основы теории морских судов : учебник для сред. спец. учеб. заведений / А. М. Горячев, Е.М. Подругин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л. : Судостроение, 1983. – 224 с. : ил. |
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным и национальным нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
Теоретические занятия в форме самостоятельных занятий проводятся способом самостоятельного изучения слушателем материала, размещенного в электронной информационно-образовательной среде БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ». Содержание самостоятельных занятий, критерии оценивания, указания по проведению самостоятельных занятий представлены в методических указаниях по организации самостоятельной работы, выдаваемых слушателю.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Практические занятия в форме индивидуальной самостоятельной работы заключаются в выполнении заданий по отдельным темам дисциплин. Содержание практических занятий, критерии оценивания, указания по проведению практических занятий представлены в методических указаниях по выполнению практических занятий, выдаваемых слушателю.
При реализации программы используется программно-аппаратный комплекс проверки знаний «Дельта Матрос», рекомендованный Росморречфлотом, включающий модули:
- Компьютерная программа обучения и контроля знаний по морской терминологии;
- Компьютерная программа обучения и контроля знаний по теории судна;
- Компьютерная программа обучения и контроля знаний по МППСС-72.
При реализации отдельных тем используется электронный симулятор рулевого ходовой навигационной вахты SSH 2009.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогический состав, обеспечивающий обучение слушателей, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:
-среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;
-опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Реализация программы предусматривает проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация слушателей проводится в форме зачётов и тестирования.
К промежуточной аттестации допускаются слушатели, успешно освоившие программу соответствующей дисциплины.
Зачёт проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования, выполнение контрольной работы и защита докладов.
Тестирование проводится с использованием программно-аппаратного комплекса проверки знаний «Дельта Матрос» или билетов с тестовыми заданиями.
Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана и прошедшие промежуточную аттестацию, допускаются к итоговой аттестации.
Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией, результаты работы которой оформляются протоколом.
В состав аттестационной комиссии должны входить: председатель, секретарь, члены комиссии - преподаватели учебного заведения и ведущие специалисты предприятий, организаций, учреждений отрасли по профилю подготовки, а также представители заказчиков кадров.
Председателем аттестационной комиссии назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по профилю подготовки специалистов и опыт работы в должности капитана (старшего помощника капитана) на морских судах не менее 3 лет и не являющегося работником учебного заведения.
Уровень подготовки слушателей оценивается при проведении экзамена в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
В критерии оценки уровня подготовки слушателей входят:
- уровень освоения слушателями материала, предусмотренного учебной программой;
- четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания;
При оценке знаний слушателей необходимо руководствоваться следующим:
- оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные рабочей программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется слушателям, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплин программы в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала;
- Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;
- Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется слушателям, допустившим в ответе погрешности непринципиального характера;
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателям, которые не могут приступить к профессиональной деятельности по окончании ЦПП без дополнительных занятий по программе профессионального образования.
Главным критерием оценки слушателя является способность выполнять задание безопасно и эффективно. В случае несоответствия этому критерию слушателю выставляется оценка «неудовлетворительно».
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии судоводительских дисциплин и промышленного рыболовства.
Протокол № 1 от 29.08. 2019 года
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.