Рабочая программа «Радуга талантов» социально-педагогической направленности для детей подросткового возраста на 2019 – 2020 уч.г.
Оценка 5

Рабочая программа «Радуга талантов» социально-педагогической направленности для детей подросткового возраста на 2019 – 2020 уч.г.

Оценка 5
docx
30.04.2023
Рабочая программа «Радуга талантов» социально-педагогической направленности для детей подросткового возраста на 2019 – 2020 уч.г.
12 программа Радуга талантов.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ОГОНЁК»

г. Отрадный Самарской области

 

Рабочая программа «Радуга талантов»

социально-педагогической направленности

для детей подросткового возраста

на 2019 – 2020 уч.г.

 

Автор-составитель:

воспитатель Лукина В.А.

Содержание

      Пояснительная записка

      Учебно-тематический план

      Содержание изучаемого курса

      Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

      Список литературы

 

Пояснительная записка к программе

  В настоящее время востребованными являются те  образовательные программы, которые дают возможность воспитанникам проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности.

Программа социально-педагогической направленности ориентирована на изучение мотивов своего поведения, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.

Рабочая  программа «Радуга талантов» призвана решать обозначенную выше задачу, и разработана в соответствии с:

• примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. № 06-1844);

• современными образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности.

Новизна программы заключается в том, что в основу положен принцип системности. Она включает в себя обогащение художественного опыта детей и расширение содержания художественной деятельности в социальном развитии воспитанников центра. В процессе реализации программы создаются условия для дальнейшего освоения детьми нетрадиционных техник рисования.

Актуальность состоит в том, что большое  значение в воспитании и развитии ребенка име-ют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вы-зывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки своей комнаты, холла игровой, используя в оформлении созданные ими индивидуальные, коллективные, творческие работы.

Большое значение имеет эмоциональное благополучие воспитанников в процессе работы, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением воспитателя к каждому ребенку, формированием у воспитанника уверенности в своих возможностях и уважительного отношения друг к другу.

Во время занятий развивается у воспитанников эстетическое восприятие. Воспитатель учит созерцать красоту окружающих вещей и природы. В процессе восприятия предметов и явлений  у детей развиваться  мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже).

Целесообразность программы: «Радуга талантов» заключается в создании среды для выявления и развития  предпосылок к творческой направленности личности. Она проходит через весь воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают ее успешную реализацию.

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности

Задачи:

1. Создать условия для удовлетворения потребности воспитанников в самовыражении.

2. Поддержка и стремление воспитанников к самостоятельному созданию новых художественных образов и композиций(которые отличаются оригинальность, гибкостью, подвижностью) в разных видах  изобразительной и декоративно-оформительской деятельности.

3. Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу;

4. Обогащение багажа знаний, активного и пассивного словаря воспитанников;

5. Формировать умения организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Программа «Радуга талантов» создана в 2019 году.  Данная программа разработана для детей подросткового возраста. Программа рассчитана на шесть месяцев. Занятия проходят один раз в неделю, продолжительностью 40-45 минут. Каждая тема рассчитана  на два занятия.

Ожидаемые результаты

1.    Воспитанник проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно – прикладного искусства;

2.    Увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью;

3.    Сформировался свой стиль (индивидуальный почерк);

4.    Дети получают эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей;

5.    Замечают красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сами пытаются внести красоту и гармонию в окружающий мир.

Для определения результативности работы используется педагогическая диагностика (мониторинг) И.А.Лыкова. Проективная методика «Геометрический рисунок человека».

Итог подводится в конце полугодия. Воспитателем организуются выставки творческих работ, конкурсы, проекты.

2. Учебно-тематический план программы

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности

Категория воспитанников: дети подросткового возраста

Срок обучения: 6 месяцев

№ п/п

Вид деятельности

Тема

Всего часов

1

Лепка и аппликация предметная (педагогическая диагностика)

«Бабочки - красавицы»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

2

Рисование декоративное (модульное)

«Чудесная мозаика»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

3

Аппликация декоративная

(прорезной декор)

«Ажурная закладка для книги»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

4

Лепка рельефная из пластилина или соленого теста

«Любимые фрукты и овощи»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

5

 Рисование и аппликация из бумаги

«Лес, точно терем расписной»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

6

 Рисование по замыслу – оформление коллективного альбома

«Мы едем, едем, едем

 в далекие края»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

7

 Лепка сюжетная

 (коллективная)

 «Бабочки, жуки летают на лугу»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

8

Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика)

«Тихо ночь ложиться на вершины гор»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

9

Лепка предметная (на каркасе) с элементами конструирования

«Пугало огородное»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

10

 Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

«Морозные узоры»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

11

Лепка из соленого теста (тестопластика)

«Ёлкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

12

Аппликация декоративная с элементами конструирования

«Цветочные снежинки»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

13

Декоративно-оформительская деятельность

«Новогодние игрушки»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

14

Лепка сюжетная

(коллективная)

«В стране радуги»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

15

Лепка рельефная из соленого теста

«Дерево жизни»

теория 10 мин.

практика 80 мин.

16

Рисование по

представлению

«Мы с мамой улыбаемся»

(парный портрет анфас)

теория 10 мин.

практика 80 мин.

17

Аппликация  из шерстяных ниток

«Пушистые картины

 (ниточка за ниточкой)»

теория 10 мин.

практика 80 мин

18

Лепка сюжетная (коллективная) пластилиновая живопись

«Цветы на лугу»

теория 10 мин.

практика 80 мин

19

Аппликация декоративная

(прорезной декор)

«Салфетка под конфетницу»

теория 10 мин.

практика 80 мин

20

Рисование сюжетное по замыслу

«Баба-Яга и леший»

(лесная небылица)

теория 10 мин.

практика 80 мин

21

Лепка животных по замыслу, основа для коллективной композиции

«Кто в лесу живет»

теория 10 мин.

практика 80 мин

22

Лепка сюжетная пластилиновая живопись

«Фантастическая птица»

теория 10 мин.

практика 80 мин

23

Рисование декоративное с элементами письма

«Такие разные зонтики»

теория 10 мин.

практика 80 мин

24

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

«Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

теория 10 мин.

практика 80 мин

3.  Содержание программы

В результате работы над темой: «Бабочки-красавицы» воспитанники изготовят два разных портрета бабочек: один портрет из пластилина на цветном картоне, а второй изготовили с помощью аппликации  из гладкой и бархатной бумаги. Педагог во время работы обращает внимание  детей на разнообразие художественных материалов и уточняет, что портреты бабочек можно украсить по своему желанию разными способами и разными материалами. Во время изготовления работы воспитанники самостоятельно реализуют творческую задачу (в единстве 3 компонентов творческой деятельности), овладеют пластическими и аппликативными умениями, сформируют способность  к интеграции – раскрытию одного образа (темы) разными изобразительными средствами.

Во время декоративного рисования темы: «Чудесная мозаика» воспитанники изготовят цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и научаться составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы, друг на друга. Разовьют композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах разной формы.

Во время декоративной аппликации на тему «Ажурная закладка для книги» воспитанниками будет изготовлена поделка в виде закладки для книги. Познакомятся с новым приемами аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Воспитатель сформирует у детей навык вырезания бумаги сложенный вдвое. Во время работы будет развиваться чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной многоцветной аппликации гармоничные цветосочетания).

В результате рельефной лепки из соленого теста на тему «Любимые фрукты и овощи» воспитанники изготовят витрину для магазина в отдел «Овощи и фрукты». Совершенствуют технику рельефной лепки при создании композиции. Узнают новые приемы лепки (получение 2-х и 3-х цветного образа).  Сформируют навыки правильно предавать пропорциональные отношения между предметами и показывать их расположение в пространстве.

При смешанных техниках рисования и аппликации на тему «Лес, точно терем расписной» результатом работы станет сказочный лес, сделанный из цветной бумаги, наклеенный на картон. Во время работы дети будут учиться создавать образы разных деревьев, кустов, и составлять из них композицию, подбирая красивые цветочные цветосочетания. Также будут формировать композиционные умения (размещать вырезанные элементы, ярусами начиная с заднего плана).

Результатом работы рисования по замыслу по теме «Мы едем, едем в далекие края» станет рисунок по данной теме по воспоминаниям детей. Во время занятия воспитанники будут продолжать учиться рисовать сюжеты и пейзажи (по выбору) как вид за окном во время путешествия. Разовьют творческое воображение при рисовании.

Во время коллективной сюжетной лепки на тему «Бабочки, жуки летают на лугу» результатом работы является композиция «На лугу» дети вылепят насекомых, добиваясь сходства и узнаваемости объектов по строению и форме, пятнышки на крыльях – способ налепов, узоры на брюшке с помощью стеки. Во время работы формируются умения компоновать, создавать небольшие сюжеты, развивать аналитическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Результатом работы аппликации из мятой фактурной бумаги  на тему «Тихо ночь ложиться на вершины гор» станет  композиция в бумажной технике картина про ночь в горах. Во время изготовления картины воспитанники научаться создавать пейзажную композицию в технике бумажной пластики. Расширится возможность применения обрывной аппликации из рваной и смятой бумаги для передачи выразительности образа. Во время работы дети будут развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию работы обеих рук. Воспитывать интерес к природе; вызвать интерес к отображению знаний и впечатлений в изобразительном творчестве.

На занятии предметной лепки с элементами конструирования по теме «Пугало огородное» результатом работы воспитанников станет конструирование человечка из частей (из палочек, трубочек, спичек, полосок бумаги). Воспитанники познакомятся с новым способом лепки – на каркасе из трубочек или палочек. Продолжат учиться лепить по мотивам литературного произведения. Развивать чувство формы, наблюдательность. Воспитывать интерес к отражению впечатлений об окружающей действительности.

В результате работы по декоративному рисованию по мотивам кружевоплетения по теме: «Морозные узоры» воспитанники нарисуют морозные узоры с причудливыми переплетениями нитей в кружевах. Во время работы педагог старается расширить и разнообразить образный ряд. Создать ситуацию для свободного и творческого применения разных декоративных элементов: (точка, круг, завиток, листок, лепесток, линия, с узелками, сетка, цветок и. т.д.). Во время занятия воспи-танники будут совершенствовать технику рисования кончиком кисти. Развивать чувство формы и композиции во время работы.

При работе с соленым тестом по теме «Ёлкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки» результатом работы воспитанников станет создание новогодних игрушек в технике тестопластики. Во время работы детони будут учиться создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; Познако-мятся с новым способом оформления лепных фигурок-оборачивание фольгой и яркими фантиками.

Результатом работы аппликации с декоративными элементами конструирования по теме: «Цветочные снежинки» станет ажурные снежинки, вырезанные из фантиков и цветной фольги. Воспитанники овладеют навыками вырезать шести лучевые снежинки из фантиков и цветной фольги. Совершенствуют технику конструирования и вырезания с опорой  на схему; Ссформируют навык  координацию в системе «глаз-рука».

Во время декоративно-оформительской работы по теме: «Новогодние игрушки» результа-том работы станет создание поделки в виде игрушки из цветной бумаги и картона путем соедине-ния 6-8 одинаковых форм. Во время работы воспитанники научатся делать объемные игрушки из цветной бумаги и картона.  При изготовлении игрушек у воспитанников будет развиваться чувство цвета при работе с бумагой. Формироваться навык эстетического отношения к интерьеру.

Результатом работы присюжетной лепке по теме «В стране радуги» воспитанники изготовят рисунок на живописном фоне (картон), выполненном гуашью или акварелью. Во время работы у детей будет формироваться навык рисования пластилином «Радуги» только основными цветами (желтым, синим, красным). Воспитанники вспомнят, как можно получать цвета известными способами, добиваться выразительности в работе, развивать мелкую моторику рук.

В результате рельефной лепки из соленого теста  над темой «Дерево жизни» воспитанники изготовят настенное панно. Научаться создавать несложную композицию из соленого теста по фольклорным мотивам. Сформируют навыки сотрудничества и сотворчества. Знакомятся с техникой рельефной лепки. Узнают, как можно приготовить тесто для работы своими руками.

Во время работы по рисованию парный портрет анфас по теме: «Мы с мамой улыбаемся» воспитанники нарисуют портрет, с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и мамы). Продолжат учиться рисовать парный портрет. Продолжат знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

 Во время аппликации из шерстяных ниток по теме «Пушистые картины (ниточка за ниточкой)» результатом работы станет составление картины из шерстяных ниток. Во время работы воспитанники научатся делать аппликацию из ниток, обогатят аппликативную технику, узнают, что есть два вида создания образа: контурное и силуэтное. При выполнении картины у детей будет развиваться мелкая моторика, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитываться интерес к изобразительному искусству. Работа будет проходить в два этапа (теория и практика).

Результатом работы во время лепки сюжетной по теме «Цветы на лугу» дети сделают объемное изображение на плоскости (цветы на макете любые по вкусу воспитанников). Во время работы с пластилином будут совершенствовать эстетическое видение красоты окружающей природы. Научатся осмысливать свои впечатления, выражая их посредством пластилиновой живописи. Узнают, что из пластилина можно делать картины путем разглаживания и вдавливания, растягивания, смешивания кусочков, жгутиков пластилина и создавать неповторимые работы.

Во время декоративной аппликации (прорезной декор) на тему «Салфетка под конфетни-цу» результатом работы станет создание красивой узорчатой салфетки из цветной бумаги. Воспитанники познакомятся с новым приемом аппли-кативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бумажным фольклором»). Сформируют навык создавать узор из прорезанных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам.

Результатом работы во время сюжетного рисования по замыслу по теме  «Баба-Яга и ле-ший» (лесная небылица) дети нарисуют сказочные сюжеты по своему замыслу. Научатся рисовать сказочные сюжеты и самостоятельно обдумывать и выбирать позы и характер взаимоот-ношений героев. При рисовании будет развиваться способность к сюжетосложению и композиции. Сформируется навык и умение представлять изображаемый объект с разных точек зрения (вид на избушку снаружи-экстерьер, а внутри-интерьер). Педагог мотивирует детей на протяжении всего занятия на самостоятельный выбор и инициативность в художественном творчестве.

Во время работы с пластилином по теме «Кто в лесу живет» (лепка животных по замыслу, основа для коллективной композиции) результатом работы воспитанников станет фигурки животных по желанию, самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы. Во время работы педагог вызывает у детей интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных (медведь, волк, заяц, белка, сова, сорока и т.д.)

Работая над темой «Фантастическая птица» – лепка сюжетная пластилиновая живопись. Результатом работы воспитанников станет сказочная птица  нарисованная на картоне,  дети наклёпами из пластилина на силуэте из картона разглаживают пальцами в одном направлении пользуясь пластилином разного цвета, а затем вырезают по контуру. Птицы получаются абсолютно разные по цветовой гамме по  самостоятельному выбору воспитанников.

 Во время декоративного рисования с элементами письма по теме «Такие разные зонтики» результатом работы воспитанников станет рисование узоров на полукруге из бумаги. При выполнении задания у детей систематизируются представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, зооморфные, бытовые, абстрактные). Сформируется навык проводить прямые линии и волнистые линии без отрыва и аккуратно и уверенно. Разовьется чувство формы и ритма, композиции.

При декоративной лепке по мотивам народной пластики по теме «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки» результатом работы станет  изготовление дымковской игрушки из соленого теста или глины. Во время занятия воспитанники познакомятся и вспомнят дымковские игрушки как вид народного  декоративно-прикладного искусства. Научатся лепить индюка из конуса и дисков. Воспитатель мотивирует детей на создание  игрушки и воспитывает интерес к народной культуре.

4. Методическое обеспечение образовательной программы

Тема: «Бабочки – красавицы»

Лепка и аппликация предметная (педагогическая диагностика)

Задачи: Выявление уровня владения пластическими аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник.

Предварительная работа: Наблюдение за бабочками в летнее время. Рассмотрение изображений бабочек в научно-популярных иллюстрированных изданиях для детей. Раскрашивание бабочек в книжках и альбомах раскрасках.

Материалы, инструменты, оборудование: для рельефной лепки цветной картон или плотная цветная бумага (1/2 формата А4) пластилин, стека, мягкая проволока; для аппликации – цветная бумага разного формата на выбор воспитанников, ножни-цы, клей, и клеевые кисточки/клеящие карандаши, салфетки бумажные матерчатые.

Содержание  изодеятельности:

        Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Портрет бабочки»;

         Алгоритм выполнения работы;

         Интеграция разных видов деятельности;

        Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Подведение итогов;

        Взаимодействие воспитателя с семьей.

Тема: «Чудесная мозаика» Рисование декоративное (модульное)

Задачи: Знакомство воспитанников с декоративно оформительскими техниками (мозаика) для создания многоцветной  гармоничной композиции.

Материалы, инструменты, оборудование: белые листы бумаги разного формата и размера для фона, полоски цветной бумаги и конфетти для модульной  аппликации, ножницы, клеевые кисточки, клей/клеящие карандаши, гуашевые краски, фломасте-ры или цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры баночки с водой. 3-4 композиции, выполненные воспитателем по мотивам декоративной технике мозаики.

Содержание  изодеятельности:

        Беседа;

        Показ композиций сделанных воспитателем;

        История возникновения мозаики;

        Техника выполнения (алгоритм работы);

        Интеграция разных видов деятельности воспитанников;

        Самостоятельная  деятельность воспитанников.

        Подведение итогов;

        Выставка работ.

Тема: «Ажурная закладка для книги»

Аппликация декоративная (прорезной декор)

Задачи: Знакомство воспитанников с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезанным декором (на полосе бумаги, сложенной вдвое).

Материалы, инструменты, оборудование: полоски цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, Схема с элементами прорезного декора, Вариативные образцы закладок с прорезным декором, подготовленные воспитателем для демонстрации воспитанникам.

Содержание  изодеятельности:

        Показ и рассматривание готовых закладок;

        Беседа «для чего нужны закладки?»;

        Алгоритм поэтапного объяснения выполнения работы;

        Самостоятельная  деятельность воспитанников;

        Интеграция разных видов деятельности воспитанников;

        Подведение итогов;

Тема: «Любимые фрукты и овощи»

Лепка рельефная из пластилина или соленого теста.

Задачи: Совершенствование техники  многофигурной и  сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина».

Предварительная работа: экскурсия в продовольственный магазин. Рассматривание витрин магазинов во время прогулок по городу и журналов с изображением витрин магазина.

Материалы, инструменты, оборудование: цветной картон для выбора воспитанниками фона – основы композиции; пластилин, стеки, салфетки бумажные матерчатые. Воспитатель заранее лепит несколько силуэтов-заставок витрины.

Содержание  изодеятельности:

        Беседа по данной теме;

        Мотивация на работу;

        Алгоритм выполнения работы;

        Экспериментирование с пластилином;

        Интеграция разных видов деятельности воспитанников;

        Подведение итогов.

Тема: «Лес, точно терем расписной» рисование и аппликация из бумаги.

Задачи: Самостоятельный поиск воспитанниками оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная, и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) составление многоярусной композиции.

Предварительная работа: создание основы для сюжетной композиции(лист бумаги большого формата с намеченной линией горизонта: 2/3 - земля и 1/3 – небо).

Материалы, инструменты, оборудование: наборы цветной и фактурной бумаги, цветные иллюстрации старых журналов, ножницы, коробки для обрезков, клей или клеевые кисточки, салфетки бумажные матерчатые. Основа композиции, подготовленная заранее в самостоятельной деятельности «Осенний лес» Репродукции русских пейзажистов.

Содержание  изодеятельности:

        Чтение стихотворения:  И. Бунина «Листопад»;

        Беседа;

        Рассмотрение репродукций русских пейзажистов;

        Объяснения способа ленточной аппликации;

        Алгоритм объяснения работы;

        Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Художественное экспериментирование;

        Интеграция видов деятельности;

        Выставка творчества воспитанников в холле гостиной.

Тема: «Мы едем, едем в далекие края»

Рисование по замыслу оформление коллективного альбома.

Задачи: Отображение в рисунке впечатлений воспитанников о поездках – рисование сюжетов и композиций (по выбору) как вид за окном во время путешествия.

Материалы, инструменты, оборудование: белые листы бумаги одного размера  для составления общего альбомов рисунков, краски, цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики.

Содержание  изодеятельности:

        Беседа о воспоминаниях воспитанников о поездках и путешествиях;

        Чтение стихотворения В. Шипуновой;

        Поэтапное рисование воспитателя;  (затем убираем)

        Рисование воспитанников по замыслу;

        Интеграция видов деятельности;

        Выставка творчества воспитанников.

Тема «Бабочки, жуки летают на лугу» лепка сюжетная.

Задачи: Учить изображать бабочек, порхающих над лугом, на пластилиновом живописном фоне. С помощью налепов выразительно изображать пятнышки на крыльях и стеками делать узоры (надрезы) на брюшке насекомого. Формировать умение компоновать, создавать сюжеты, развивать аналитическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Материалы, инструменты, оборудование:  живописный пластилиновый фон из картона. Цветной пластилин, стеки, нить №10, дощечка, лоток, мягкая тряпочка, презентация «Рапсодия на лугу».

Содержание  изодеятельности:

      Наблюдение и рассматривание насекомых;

      Беседа найди сходства и различия в строении, по форме, количеству крылышек, лапок, окраске, узору;

      Дидактическая игра: «На какое насекомое похоже?»

      Пальчиковая гимнастика;

      Слушание голосов природы;

      Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

       Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Тихо ночь ложиться на вершины гор»

Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика).

Задачи: Создание композиции в технике бумажной пластики. Расширение возможностей применения обрывной аппликации для передачи выразительного образа.

Материалы, инструменты, оборудование: цветная и фактурная бумага, фольга или блестки, для фона бумага или картон черного и фиолетового, темно-синего цвета, клей или клеящие карандаши, салфетки матерчатые  и бумажные.

Содержание  изодеятельности:

         Чтение отрывка  из стихотворения «Тихо ночь ложиться на вершины гор»

         Показ воспитателя варианты композиций;

        Алгоритм работы с бумагой (как сделать горы);

        Беседа по теме;

        Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Пугало огородное»

Лепка предметная (на каркасе) с элементами конструирования.

Задачи: Освоение нового способа лепки - на каркасе из трубочек или палочек. Установление аналогии с конструированием. Развитие образного мышления и творческого воображения.

Материалы, инструменты, оборудование: пластилин, стеки, трубочки для коктейля или зубочистки, пуговицы, бусины, ножницы. Салфетки матерчатые и бумажные, клеенки, поворотный диск для демонстрации способа лепки.

Содержание  изодеятельности:

        Беседа по теме;

        Чтение  отрывка Г.М. Цыферова «Пугало» - сказка;

         Объяснение воспитателя из чего состоит пугало;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Морозные узоры» Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.

Задачи: Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток,  трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и т.д.)

Материалы, инструменты, оборудование: Листы бумаги одного размера и формата, разного цве-та, гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание  изодеятельности:

        Показ наглядности « Морозные узоры»;

        Чтение стихотворения И. Бунина «На окне, серебряном от инея»;

        Показ и знакомство с вологодскими кружевами;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников.

         Выставка работ в холле центра.

Тема: «Ёлкины игрушкишишки, мишки и хлопушки»

Лепка из соленого теста (тестопластика).

Задачи: Создание новогодних игрушек в технике тестопластики – лепки из соленого теста или вырезывание  формочками для выпечки фигурок животных и бытовых предметов (по замыслу).

Материалы, инструменты, оборудование: соленое тесто, формочки для выпечки, скалка для раскатывания теста, фольга, ножницы, цветная бумага, тесьма для петелек, нарезанная на кусочки 10-15 см.

Содержание  изодеятельности:

        Изготовление воспитанниками соленого теста;

        Демонстрация поделок из соленого теста;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

        Самостоятельная деятельность воспитанников.

        Выставка работ в холле центра.

Тема: «Цветочные снежинки»

Аппликация декоративная с элементами конструирования.

Задачи: Вырезывание  ажурных снежинок шестилучевых их фантиков и цветной фольги с опорой на схему. Формирования умения планировать работу.

Материалы, инструменты, оборудование: Красивые фантики – 30-50 штук; ножницы. Дидактическое пособие «Бумажный фольклор» с элементами прорезного декора. Плакаты «Новогодняя елка», «Морозные узоры», «Цветные пейзажи».

Содержание  изодеятельности:

        Наглядное пособие в виде снежинки;

        Чтение стихотворения В. Шипуновой  «Снежная шаль»;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Новогодние игрушки» Декоративно-оформительская деятельность

Задачи: Создание объемных игрушек из цветной бумаги или картона путем соединения 6-8 одинаковых форм. Развитие пространственного мышления и воображения.

Материалы, инструменты, оборудование: цветная бумага, картон, условные мерки (геометрии-ческие формы), вырезанные из картона, ножницы. Снежинки из фантиков и фольги мишура, конфетти, красивые фантики, тесьма для изготовления петелек, клей, клеевые кисти,  гуашевые краски, кисточки, баночки с водой.

Содержание  изодеятельности:

        Мотивационный момент;

        Беседа по теме;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «В стране радуги» Лепка сюжетная.

Задачи: Учить рисовать пластилином радугу только основными цветами (желтый, синий, красный, получать цвета известными способами, добиваться выразитель-ности в работе; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы, инструменты, оборудование: пластилин, стека, салфетки матерчатые и бумажные. Репродукция картины Г.С. Нисского  «Радуга», плотная бумага, картон формата А4 с живописным фоном, выполненным гуашью или акварелью, простой карандаш, дощечка для работы.

Содержание  изодеятельности:

        Рассматривание картины Г.С. Нисского  «Радуга»;

        Беседа о художественном своеобразии картины;

        Повторение всех цветов радуги;

        Чтение сказки «Разноцветный мир»;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

        Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Дерево жизни» Лепка рельефная из соленого теста.

Задачи: Создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Совершенствование техники рельефной лепки из соленого теста. Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества  и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре, желание  участвовать в оформлении холла центра.

Материалы, инструменты, оборудование: мягкое соленое тесто, подходящее для сушки на воздухе. Стеки, зубочистки, чайное ситечко и чесночница для продавливания теста через отверстия и получения длинных фактурных нитей; клеенки салфетки; картон и ножницы для подготовки композиционной основы.

Содержание  изодеятельности:

      Рассказ воспитателя, про историю возникновения старинного обычая изготовления фигурок из соленого теста;

      Чтение стихотворения Алэна Боске «Зернышко»;

       Основные приемы и показ изготовления дерева;

      Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет анфас).

Рисование по представлению.

Задачи: Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения.

Материалы, инструменты, оборудование: белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки баночки с водой, репродукции известных картин-портретистов (В.А. Серова, И.Е. Репина, и т.д.); Опорные рисунки для показа этапов работы; цветовая модель, демонстрирующая получения телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности) Учебные рисунки для знакомства с формой глаз, губ, причесок.

Содержание  изодеятельности:

        Рассматривание женских портретов;

        Беседа с воспитанниками о портретах;

         Работа с опорными рисунками;

         Демонстрация цветовой модели;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников.

Тема: «Пушистые картины (ниточка за ниточкой)»

Аппликация  из шерстяных ниток.

Задачи: Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники – освоение двух разных способов создания образа: контурное и силуэтное.

Материалы, инструменты, оборудование: шерстяные нитки разного цвета – нарезанные по 15-20 см, в небольших кубах, ножницы, клей ПВА, цветной картон или бархатная бумага. Простые карандаши, ластики, 2-4 аппликации выполненные воспитателем.

Содержание  изодеятельности:

        Беседа история возникновения создания картин;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Выставка работ в холле центра.

Тема «Цветы на лугу» Лепка сюжетная (коллективная) пластилиновая живопись.

Задачи: Совершенствовать эстетическое видение красоты окружающей природы; учить осмысли-вать свои впечатления, выражая их посредством пластилиновой живописи; развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность, мелкую моторику пальцев рук; закреплять умения путем вдавливания, растягивания, разглаживания, смешивания кусочков, жгутиков пластилина создавать объемное изображение на плоскости выбранного силуэта; добиваться красочности, неповторимости работы; развивать мышцы  кисти рук.

Материалы, инструменты, оборудование: презентация  фильма о живой природе и неживой. Цветной пластилин, стеки разных форм и фактуры, силуэты цветов, схемы способа лепки цветов (ромашка, одуванчик, гвоздика, колокольчик, василек);  основа ДВП обтянутая зеленой тканью, тряпочки.

Содержание  изодеятельности:

        Презентация; беседа;

        Пластический этюд «Цветы на лугу»;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Выставка работ в холле центра.

Тема «Салфетка под конфетницу или вазу»

Аппликация декоративная (прорезной декор).

Задачи: Оформление нового приема аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бумажным фольклором»). Обогащение аппликативной техники.

Материалы, инструменты, оборудование: схема «Бумажный фольклор (декоративные элементы для вырезания из бумаги); бумажные квадраты разного цвета (2-3 разных размеров) для изготовления узорчатых «салфеток».

Содержание  изодеятельности:

        Демонстрация  красивого полотенца;

         Краткая история изготовления полотенца;

        Мотивационный игровой момент;

        Алгоритм выполнения, с поэтапным объяснением;

         Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Выставка работ в холле центра.

Тема «Баба-Яга и леший» (лесная небылица). Рисование сюжетное по замыслу.

Задачи: Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор  содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев.

Материалы, инструменты, оборудование: краски акварельные и гуашевые на выбор детям, цветные карандаши, пастель, простые карандаши для предварительной прорисовки фигур, листы бумаги белого цвета, светло-голубого и светло- желтого цвета формата А3 кисти разных размеров. Баночки с водой, картон для паспарту.

Содержание  изодеятельности:

        Рассматривание картин с изображением избушек на курьих ножках;

         Чтение стихотворения: «Лесная небылица» В. Шипуновой;

        Беседа по  содержанию шуточного стихотворения;

        Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Художественное экспериментирование;

        Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Выставка работ в холле центра.

Тема «Кто в лесу живет?»

Лепка животных по замыслу, основа для коллективной композиции.

Задачи: Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы: из цилиндра (валика), конуса или овоида (яйца), передача несложных движений.

Материалы, инструменты, оборудование:   пластилин, стеки, подставки. Клеенки матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя 3-4 фигурки животных, созданных на основе разных форм.

Содержание  изодеятельности:

        Воспитатель показывает общую основу для коллективной композиции «Осенний лес»;

        Показ фигурок животных;

        Напоминание способ лепки животных;

        Чтение загадок про животных;

        Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Выставка работ в холле центра.

Тема «Фантастическая птица» Лепка сюжетная пластилиновая живопись.

Задачи: Формировать умение  делать птицу из пластилина и наносить образ на картон и вырезать  по силуэту, составлять образ из частей, использовать знакомые способы смешивания кусочков пластилина разного цвета, творчески дополнять образ деталями (маленькими налепами), использовать стеки разных форм.

Материалы, инструменты, оборудование: мягкий цветной пластилин, стеки раз-ной формы, силуэты из мягкого картона; книга: Сутеев В.Г. Сказки в картинках.

Содержание  изодеятельности:

        Рассматривание иллюстраций в книге В.Г. Сутеева « Сказки в картинках»;

        Беседа с воспитанниками по данной теме;

        Самостоятельная деятельность воспитанников;

        Выставка работ в холле центра.

Тема «Такие разные зонтики»Рисование декоративное с элементами письма.

Задачи: Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонте парашюта)

Материалы, инструменты, оборудование: листы бумаги разного цвета и размера, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага и ножницы для вырезания человечков. Таблица с вариантами орнаментов, таблица с элементами письма.

Содержание  изодеятельности:

        Чтение стихотворения «Один замечательный зонтик»;

        Краткая беседа о зонтиках;

        Педагог создает эвристическую ситуацию;

        Ставит творческую задачу перед воспитанниками;

        Обсуждение замыслов и творческой задачи и ее воплощение в виде творческой работы воспитанников.

Тема «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

Лепка декоративная по мотивам народной пластики.

Задачи: Оформление лепных фигурок по мотивам дымковской (вятской) игрушки. Освоение узора в зависимости от формы изделия.

Материалы, инструменты, оборудование: вылепленные из глины индюки, гуашевые краски, ромбики золотистой фольги, кисточки, ватные палочки, баночки с водой. Салфетки таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями.

Содержание  изодеятельности:

        Показ воспитателя варианта оформления индюка;

        Обсуждения цвета и характерных элементов;

        Поэтапное объяснение педагога и выполнение работ воспитанниками самостоятельно.

5.  Список литературы

1. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей. – М.: Сфера, 2017.

2. Лыкова, И.А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. – М.: Сфера, 2016.

3. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников). – М.: Сфера,  2016.

4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. – М.: Просвещение, 2017.

5. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. – М.: Просвещение, 2004.

6. Доронова, Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

7. Швайко, Г.С. Занятия по ИЗО. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

8. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

10. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. –  М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.

11. Комарова, Т.С. Художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

12. Яковлева, Т.Н. Пластилиновая живопись: методическое пособие. – М.: Твор-ческий Центр, 2014.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Во время занятий развивается у воспитанников эстетическое восприятие

Во время занятий развивается у воспитанников эстетическое восприятие

Рисование по замыслу – оформление коллективного альбома «Мы едем, едем, едем в далекие края» теория 10 мин

Рисование по замыслу – оформление коллективного альбома «Мы едем, едем, едем в далекие края» теория 10 мин

Во время работы будет развиваться чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной многоцветной аппликации гармоничные цветосочетания)

Во время работы будет развиваться чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной многоцветной аппликации гармоничные цветосочетания)

Во время работы воспитанники научатся делать объемные игрушки из цветной бумаги и картона

Во время работы воспитанники научатся делать объемные игрушки из цветной бумаги и картона

Разовьется чувство формы и ритма, композиции

Разовьется чувство формы и ритма, композиции

Показ и рассматривание готовых закладок; –

Показ и рассматривание готовых закладок; –

Интеграция видов деятельности; –

Интеграция видов деятельности; –

Самостоятельная деятельность воспитанников

Самостоятельная деятельность воспитанников

Задачи: Создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»)

Задачи: Создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»)

Презентация; беседа; –

Презентация; беседа; –

Содержание изодеятельности: –

Содержание изодеятельности: –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023