Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская сош №1
Утверждаю:
Директор МАОУ Апрелевская сош №1
___________________Д.В. Борисов
«___» _______ 2020 г.
Рабочая программа по родной (русской) литературе
7 класс
Составитель: Корсикова Валентина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
2020/2021
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, желание больше узнать.
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
- умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
- умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию;
- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- определять идею текста;
- преобразовывать текст;
- оценивать содержание и форму текста.
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД:
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы.
Предметные:
Обучающийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формированию умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
II.СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Знакомство с предметом Родная русская литература. Роль книги в духовной жизни человека и общества.
Русский фольклор
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Бытование фольклорных произведений в современной жизни. Особенности сказок.
Древнерусская литература
Легенды и предания. Из «Хождения за три моря». Художественное своеобразие и жанровая особенность древнерусской литературы.
Из литературы 18 века
Эпоха просвещения. Знакомство с творчеством М.В.Ломоносова Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество; просвещение и невежество – основные темы басен.
Из русской литературы 19 века
Историческая основа произведений. Особенности жанра. Темы милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателей.
Из русской литературы 20 века. Темы веры в доброту, гуманность человеческой души.
Итоги изучения
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
Введение
|
1 |
Лекция учителя |
Устное народное творчество |
1 |
Работа со словарями, сказывание сказки, сочинение собственной сказки |
Древнерусская литература |
2 |
Пересказ текстов, работа с иллюстрациями |
Из литературы 18 века |
1 |
Выразительное чтение, пересказ. |
Из русской литературы 19 века |
5 |
Выразительное чтение наизусть, краткий и подробный пересказ. |
Из русской литературы 20 века |
6 |
Комментированное чтение, пересказ. Анализ текста |
Подведение итогов |
1 |
Проект, работа в группах. |
Всего |
17 |
|
IV.КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Темы, содержание |
Дата план |
Дата факт |
1 |
Раздел: Введение(1ч) Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
|
|
|
2 |
Русский фольклор. Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» |
|
|
3 |
Древнерусская литература. «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. |
|
|
4 |
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. |
|
|
5 |
Литература XVIII века. А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист.«На кончину Гавриила Романовича Державина» |
|
|
6 |
Литература XIX века. И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. |
|
|
7 |
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
|
|
|
8 |
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). |
|
|
9 |
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Спать хочется» |
|
|
10 |
Р/Р.Сочинение по творчеству изученных писателей (по выбору учителя). |
|
|
11 |
Литература XX века. Л.Н.Андреев. «Ангелочек». Вера в доброту, гуманность человеческой души.
|
|
|
12 |
А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. |
|
|
13
14 |
В.О. Богомолов.Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. |
|
|
Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. |
|
|
|
15 |
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». |
|
|
16 |
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». |
|
|
17 |
Подведение итогов |
|
|
Согласовано Заместитель директора по УМР _________ О.А.Макарова «_____»____________ 2020 г |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол от «30» августа 2020 г. № 1
Руководитель ШМО_______________
/В.Г.Корсикова/
|
Лист коррекции
Дата по плану |
Дата коррекции |
Причина коррекции |
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.