Рабочая программа "Родная (русская) литература", 5-9
Оценка 4.8

Рабочая программа "Родная (русская) литература", 5-9

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
5 кл—9 кл
01.03.2022
Рабочая программа "Родная (русская) литература", 5-9
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями) - примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15) - основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ с. Ира»; - Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ «СОШ с. Ира»; -на основе программы по учебному предмету «Родная литература (русская)», авторы: Н. В. Беляева, М. А. Аристова, Ж.Н. Критарова. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература» предложен модульный принцип изучения предмета. Содержание рабочей программы представлено проблемно-тематическими блоками, обусловленными историей России, ее культурой и традициями: «Личность», «Личность и семья», «Личность – общество – государство», «Личность – природа – цивилизация», «Личность – история – современность». Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний о значимых произведениях русской литературы. Срок реализации программы-5 лет.
Родная литература 5-9.pdf



I. Планируемые результаты освоения предмета «Родная литература»

Личностные

1)                воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)                формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

3)                формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)                формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)                развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)                формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7)                осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

8)                развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные 

 

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

1)                умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)                умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)                умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)                умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)                владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)                умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)                умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)                смысловое чтение;

9)                умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)           умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)           формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

 

Предметные

5 класс

          формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 

          формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

          формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

          развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Выпускник научится: 

-   видеть черты русского национального характера в произведениях русской литературы, 

-   целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; 

-   определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;  - выразительно читать, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; 

-   пересказывать с, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;

-   воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; 

-   выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.  

 Выпускник получит возможность научиться:

-   сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); 

-   находить общую тему (подтему) в разных произведениях. 

 

6 класс

          развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

          развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

          развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

          развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. Выпускник научится: 

-   видеть черты русского национального характера в героях русских былин; 

-   учитывая жанрово-родовые признаки произведений, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-   выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы; 

-   осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-   сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. 

Выпускник получит возможность научиться:

-   рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; 

-   придумывать сюжетные линии о своём районе, городе, о своей школе и т.п.; 

-   сравнивая произведения разных народов, определять характерные черты русского национального характера;

-   выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; 

-   оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

-   устанавливать связи между произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).  

 

7 класс

          развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

          развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

          развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

          развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. Выпускник научится: 

-             осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

-             выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные

ориентации; 

-             воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-             определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-             выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; 

-             видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями; 

-             определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.  

Выпускник получит возможность научиться:

-             выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; 

-             дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-             сопоставлять         «чужие»     тексты      интерпретирующего    характера,

аргументировано оценивать их; 

-             оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

-             вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).  

 

8 класс

          развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге; 

          развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

          развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

          развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Выпускник научится: 

-             выделять нравственную проблематику художественных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

-             сопоставлять художественное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);  - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; 

-             воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

Выпускник получит возможность научиться:

-             рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

-             выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-             дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-             сопоставлять         «чужие»     тексты      интерпретирующего    характера,

аргументированно оценивать их;

-             оценивать     интерпретацию художественного         текста,      созданную

средствами других искусств;

-             создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; 

-             сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного

анализа; 

-             вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).  

.

9 класс

          развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

          развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

          развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

          развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации. Выпускник научится: 

-             осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; 

-             воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-             определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

-             выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

-             определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; 

-             анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

-             создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; 

-             сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; 

-             работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.  

Выпускник получит возможность научиться:

-             выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-             дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

-             сопоставлять         «чужие»     тексты      интерпретирующего    характера,

аргументированно оценивать их; 

-             оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

-             создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

-             сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; 

-             вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержание предмета «Родная литература»

 

5 класс

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Преданья старины глубокой  

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. 

Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской  

Москва в произведениях русских писателей. А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…». М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Л.Н. Мартынов. «Красные ворота». А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Родные просторы  

Русский лес.  И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А.В. Кольцов. «Лес». В.А.

Рождественский. «Берёза». В.А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира 

Рождество. Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В.Д. Берестов. «Перед Рождеством». И.А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома 

Семейные ценности. В.И. Белов. «Скворцы». 

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША  

Не до ордена – была бы Родина.

Отечественная война 1812 года. Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д.В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). 

Загадки русской души 

Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». 

О ваших ровесниках 

Школьные контрольные. А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». 

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

 

 

6 класс

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой  

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и

Святогор». 

Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья». 

Города земли русской 

Русский Север: Архангельск в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из     книги          «Ледяна колокольня).   Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»). Родные просторы 

Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок.

«Снег да снег. Всю избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег». 

По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата».

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира 

Масленица. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» . А. Д. Дементьев.

«Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины».         

Тепло родного дома 

Всюду родимую Русь узнаю. В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г.

Паустовский.  «Заботливый цветок». 

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

 Не до ордена – была бы Родина 

Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А.

Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь». 

Загадки русской души 

Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках 

Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). 

Лишь слову жизнь дана 

На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц.

«Язык обид – язык не русский…»

 

7 класс

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  Преданья старины глубокой  

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о

Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»

А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Города земли русской 

Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А.И.

Солженицын. «Колокол Углича». Родные просторы 

Русское поле. И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле». Д. В.

Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 

Праздники русского мира 

Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак». 

Тепло родного дома 

Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф. А. Абрамов.

«Дом» (фрагмент).  

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

 Не до ордена – была бы Родина

На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь». Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец». Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза». 

Загадки русской души 

Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…» Ф.

А. Абрамов. «Золотые руки».  В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

О ваших ровесниках 

Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).  Лишь слову жизнь дана 

Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

 

 

8 класс

. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  

Преданья старины глубокой

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С. Н.  Марков.

«Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» 

Города земли русской 

По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».  И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В. А. Степанов. «Золотое кольцо». Родные просторы 

Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов.

«Русский Нил» (фрагмент).

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира 

Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»  И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». 

Тепло родного дома 

Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки».  А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.

«Радость жизни».

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

 Не до ордена – была бы Родина 

Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы). 

Загадки русской души 

Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский.

«Мужик Марей».

О ваших ровесниках 

Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).  

Лишь слову жизнь дана 

Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

 

 

9 класс

 

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Преданья старины глубокой  

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). В. А. Жуковский.

«Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент). М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской 

Петербург в русской литературе. А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы 

Степь раздольная.  «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский. «Степь». И. З. Суриков. «В степи». А. П.

Чехов. «Степь» (фрагмент).

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира 

Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» 

Тепло родного дома 

Родительский дом. В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

Вн. чт.В.П. Астафьева «Макаронина», «Рукою согретый хлеб».

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША 

Не до ордена – была бы Родина

Великая Отечественная война. Н. П. Майоров. «Мы». М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И.

Носов. «Переправа».  Загадки русской души 

Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство». 

О ваших ровесниках 

Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент). 

Лишь слову жизнь дана 

«Припадаю к великой реке…». И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин.

«Я – русский! Спасибо, Господи!..»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование предмета «Родная литература» 5 класс

п/п

Разделы

количеств о часов

1

Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы)

7

2

Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома)

3

3

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) 

6

4

Обобщение изученного курса

        1

5

Всего по предмету

17

 

6 класс

п/п

Разделы

количеств о часов

1

Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы)

6

2

Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома)

3

3

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) 

6

4

Обобщение изученного курса

        2

5

Всего по предмету

17

 

7 класс

п/п

 

Разделы

 

количеств о часов

1

Россия      – глубокой; просторы)

родина моя (преданья города земли русской;

старины родные

6

2

Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома)

5

3

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) 

4

4

Обобщение изученного курса

2

5

Всего по предмету

17

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

 

п/п

Разделы

количеств о часов

1

Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы)

4

2

Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома)

4

3

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) 

7

4

Обобщение изученного

2

5

Всего по предмету

17

9 класс

п/п

Разделы

количеств о часов

1

Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы)

6

2

Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома)

4

3

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) 

5

4

Обобщение изученного курса

2

5

Всего по предмету

17

 

 

 

 

Данная рабочая программа содержит следующие приложения:

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы. Приложение 3. Критерии оценивания.

 

 

Рабочая программа "Родная (русская) литература", 5-9

Рабочая программа "Родная (русская) литература", 5-9

I. Планируемые результаты освоения предмета «Родная литература»

I. Планируемые результаты освоения предмета «Родная литература»

Метапредметные Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,…

Метапредметные Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,…

Предметные 5 класс • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского…

Предметные 5 класс • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского…

России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и…

России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и…

Выпускник получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - придумывать сюжетные линии о своём районе, городе, о своей школе и…

Выпускник получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - придумывать сюжетные линии о своём районе, городе, о своей школе и…

Выпускник научится: - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,…

Выпускник научится: - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,…

Золотом кольце России и великой русской реке

Золотом кольце России и великой русской реке

Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об…

Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об…

Выпускник научится: - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,…

Выпускник научится: - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,…

II. Содержание предмета «Родная литература» 5 класс

II. Содержание предмета «Родная литература» 5 класс

Тепло родного дома Семейные ценности

Тепло родного дома Семейные ценности

Фет. «Севастопольское братское кладбище»

Фет. «Севастопольское братское кладбище»

А. Абрамов . «Золотые руки».

А. Абрамов . «Золотые руки».

Лишь слову жизнь дана Язык поэзии

Лишь слову жизнь дана Язык поэзии

Носов. «Переправа». Загадки русской души

Носов. «Переправа». Загадки русской души

III. Тематическое планирование предмета «Родная литература» 5 класс № п/п

III. Тематическое планирование предмета «Родная литература» 5 класс № п/п

Россия – глубокой; просторы) родина моя (преданья города земли русской; старины родные 6 2

Россия – глубокой; просторы) родина моя (преданья города земли русской; старины родные 6 2

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы

Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022