I. Планируемые результаты освоения предмета «Родная литература»
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
• формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
• формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
• формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
Выпускник научится:
- видеть черты русского национального характера в произведениях русской литературы,
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать с, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- находить общую тему (подтему) в разных произведениях.
• развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
• развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. Выпускник научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- придумывать сюжетные линии о своём районе, городе, о своей школе и т.п.;
- сравнивая произведения разных народов, определять характерные черты русского национального характера;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- устанавливать связи между произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
• развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
• развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
• развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Выпускник научится:
- выделять нравственную проблематику художественных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- сопоставлять художественное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
.
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
• развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
• развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации. Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
II. Содержание предмета «Родная литература»
5 класс
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Москва в произведениях русских писателей. А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…». М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Л.Н. Мартынов. «Красные ворота». А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Родные просторы
Русский лес. И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А.В. Кольцов. «Лес». В.А.
Рождественский. «Берёза». В.А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рождество. Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В.Д. Берестов. «Перед Рождеством». И.А. Ильин. «Рождественское письмо».
Семейные ценности. В.И. Белов. «Скворцы».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина.
Отечественная война 1812 года. Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д.В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные. А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
6 класс
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и
Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
Русский Север: Архангельск в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»). Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок.
«Снег да снег. Всю избу занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата».
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» . А. Д. Дементьев.
«Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины».
Всюду родимую Русь узнаю. В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г.
Паустовский. «Заботливый цветок».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А.
Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц.
«Язык обид – язык не русский…»
7 класс
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о
Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А.И.
Солженицын. «Колокол Углича». Родные просторы
Русское поле. И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле». Д. В.
Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак».
Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф. А. Абрамов.
«Дом» (фрагмент).
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь». Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец». Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…» Ф.
А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
8 класс
. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С. Н. Марков.
«Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…». И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо». Родные просторы
Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов.
«Русский Нил» (фрагмент).
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский.
«Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
9 класс
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). В. А. Жуковский.
«Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент). М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Петербург в русской литературе. А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский. «Степь». И. З. Суриков. «В степи». А. П.
Чехов. «Степь» (фрагмент).
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Родительский дом. В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Вн. чт.В.П. Астафьева «Макаронина», «Рукою согретый хлеб».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война. Н. П. Майоров. «Мы». М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И.
Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
«Припадаю к великой реке…». И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин.
«Я – русский! Спасибо, Господи!..»
№ п/п |
Разделы |
количеств о часов |
1 |
Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы) |
7 |
2 |
Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома) |
3 |
3 |
Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) |
6 |
4 |
Обобщение изученного курса |
1 |
5 |
Всего по предмету |
17 |
№ п/п |
Разделы |
количеств о часов |
1 |
Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы) |
6 |
2 |
Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома) |
3 |
3 |
Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) |
6 |
4 |
Обобщение изученного курса |
2 |
5 |
Всего по предмету |
17 |
№ п/п |
|
Разделы |
|
количеств о часов |
1 |
Россия – глубокой; просторы) |
родина моя (преданья города земли русской; |
старины родные |
6 |
2 |
Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома) |
5 |
||
3 |
Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) |
4 |
||
4 |
Обобщение изученного курса |
2 |
||
5 |
Всего по предмету |
17 |
№ п/п |
Разделы |
количеств о часов |
1 |
Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы) |
4 |
2 |
Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома) |
4 |
3 |
Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) |
7 |
4 |
Обобщение изученного |
2 |
5 |
Всего по предмету |
17 |
№ п/п |
Разделы |
количеств о часов |
1 |
Россия – родина моя (преданья старины глубокой; города земли русской; родные просторы) |
6 |
2 |
Русские традиции (праздники русского мира; тепло родного дома) |
4 |
3 |
Русский характер – русская душа (не до ордена – была бы Родина; загадки русской души; о ваших ровесниках; лишь слову жизнь дана) |
5 |
4 |
Обобщение изученного курса |
2 |
5 |
Всего по предмету |
17 |
Данная рабочая программа содержит следующие приложения:
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы. Приложение 3. Критерии оценивания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.