«Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся».
Оценка 4.9

«Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся».

Оценка 4.9
Исследовательские работы
pdf
русская литература +1
5 кл—9 кл
14.02.2022
«Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся».
Образовательные стандарты, время и общество требуют от выпускника современной школы способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу и самостоятельность, работать в команде. Поэтому необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и развития одаренности личности не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Еще Сухомлинский В.А. писал: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Одним из эффективных способов формирования внутренней мотивации и развитие одаренности является участие обучающихся в различных предметных олимпиадах. Целью моей работы является обобщение собственного опыта подготовки обучающихся сельской школы 5- 8 классов к олимпиаде по русскому языку и систематизация олимпиадных заданий в виде методических рекомендаций для коллег. Подготовка к олимпиаде требует времени, терпения и желания. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, предлагая всем обучающимся конкурсные, развивающие, повышенной сложности задания. Как результат, к старшим классам обучающиеся готовы активно проявлять свои способности, познавательные и личностные качества, активно участвовать в олимпиадах разных уровней, и качество знаний по предмету повышается.
Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся.pdf

«Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся». Подготовила:

Тарасова Нина

Иннокентьевна,

 учитель русского языка и литературы,  высшей кв.категории 

МОУ Казачинская СОШ с. Казачинское

Казачинско-Ленский района

Иркутской области

 

Образовательные стандарты, время и общество требуют от выпускника современной школы способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу и самостоятельность, работать в команде. Поэтому необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и развития одаренности личности не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Еще Сухомлинский В.А. писал: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». 

Одним из эффективных способов формирования внутренней мотивации и развитие одаренности является участие обучающихся в различных предметных олимпиадах.     

 Целью моей работы является обобщение собственного опыта подготовки обучающихся сельской школы 5- 8 классов к олимпиаде по русскому языку и систематизация олимпиадных заданий в виде  методических рекомендаций для  коллег.

Подготовка к олимпиаде требует времени, терпения и желания. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, предлагая всем обучающимся конкурсные, развивающие, повышенной сложности задания. Как результат, к старшим классам обучающиеся готовы активно проявлять свои способности, познавательные и личностные качества, активно участвовать в олимпиадах разных уровней, и качество знаний по предмету повышается.

Методической литературы, олимпиадных заданий и приемов по подготовке сейчас достаточно много, но выбрать самые оптимальные и нужные бывает сложно. В данной работе даны рекомендации, проверенные временем и опытом педагогов нашей школы.

Выполняя целый ряд функций (обучающую, мотивационную, коммуникативную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. Создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивация движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

В настоящее время в стране создана сеть заочных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад – формирование стойкой мотивации и интереса  учащихся к русскому языку  и другим предметам, предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах разного уровня имеет целый ряд положительных моментов:

1.             Создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

2.             Привлекает учащихся начальных классов;

3.             Некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

4.             Учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

5.             Каждый участник имеет возможность получить диплом призера или сертификат участника.

Кроме заочных, становится привлекательным и участие в очных школьных олимпиадах. 

При составлении заданий для подготовки к олимпиадам и поиске их в разных источниках учитываются темы школьной программы, основные виды деятельности учащихся в соответствии с их возрастом.

1.                  Лингвистика: разделы лингвистики. 

2.                  Фонетика: звуки и буквы, звуковой анализ слова. 

3.                  Культура речи: орфоэпические нормы, знание речевых норм русского языка. 

4.                  Лексика и фразеология: лексическое значение слов (в том числе устаревших, архаизмов, заимствованных), синонимы, паронимы, фразеологизмы,

5.                  Морфемика и словообразование: части слова, морфемный разбор слова. 

6.                  Морфология: все части речи и омонимичные слова. 

7.                  Синтаксис и пунктуация: грамматическая основа, предложение. 

8.                  История языка: история русского алфавита и основные этапы становления русской орфографии. 

9.Этимология:         элементарные           знания            о          происхождении        слов    и        понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова. 

10.Язык художественного произведения: изобразительно-выразительные средства языка.

Предлагаемая   тематика и группировка заданий для 5-8-х классов в целом соответствуют олимпиадным заданиям 9 – 11 классов. Задания распределены по четырем основным темам:

1.Нормы русского языка: нормы орфоэпии, лексические нормы, морфологические нормы.

2.Современный русский язык: фонетика, лексика, морфология, морфемика, синтаксис. 

3.История языка.

4.Язык художественного произведения.

При составлении комплекта заданий я учитывала специфические требования и принципы:

1.      Задания не должны ограничиваться рамками учебника.

2.      Задания должны быть развивающими; необходимо опираться не только на знания и умения школьников, но и на догадку, интуицию, логику.

3.      Задания должны быть воспитывающими; они могут быть связаны с темами русской истории, литературы.

4.      Должен применяться компетентностный подход, школьники должны уметь составлять, группировать, соединять и т.п.

5.      Практические задания должны чередоваться с теоретическими (объяснить причину, ответить на вопрос, доказать, проанализировать).

6.      Интерес должен также поддерживаться простотой и ясностью формулировок.

7.      Необходимо придерживаться научно-популярного стиля изложения, употребляя термины в соответствии с возрастом обучающихся.

8.      Задания данной олимпиады должны быть своеобразной ступенью к заданиям ГИА и ЕГЭ (например, связанные с изобразительно-выразительными средствами, паронимами, нахождением грамматических ошибок). Для получения результата работы важен этап подготовки. 

Базовые знания по русскому языку дети получают на уроках. Системно-деятельностная и личностно-ориентированная технологии позволяют более глубоко усвоить определенные темы и использовать разноуровневые задания. В задания повышенной сложности включаются олимпиадные.

Можно предложить такой прием как разминка в начале урока. Они могут быть устные и письменные, индивидуальные и коллективные, проблемные и игровые. Разминки позволяют поддерживать интерес к изучению предмета и развивают внимание, логическое мышление и общий кругозор.

Методика проведения разминок различна. Один из вариантов: в самом начале урока ребята получают на листках короткое задание и выполняют его в течение 3-4 минут. Желательно, чтобы задания были из разных областей лингвистики и требовали от детей догадки, логики. Сразу же по окончании работы, пока познавательная активность разбужена необычным заданием, дети выполняют его вместе с учителем. Важен элемент разбора, объяснение алгоритма выполнения заданий подобного типа. Поощрять надо не только выполнивших разминку, но и предложивших нестандартное решение. 

В приложении 1 приведены образцы «олимпиадных разминок», которые можно использовать и на рабочих уроках для повышения мотивации всех обучающихся.

С более одаренными и мотивированными обучающимися проводится индивидуальная работа. Для них разрабатываются индивидуальные листы подготовки, требующие работы с различными словарями (толковым, этимологическим, словообразовательным и др.), энциклопедиями и интернет-ресурсами. Такая работа развивает самостоятельность, любознательность, логическое и аналитическое мышление.

 

Приложение 1. 

Образцы «олимпиадных разминок».

Фонетические:

1.Укажите сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором. (3)

2.  Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:

Из слова лен – цифру(ноль)

Из слова лей - название дерева (ель)

Из слова люк - большой мешок (куль)

Из слова ток - домашнее животное (кот) Из слова шей - просьбу есть что-нибудь(ешь) Из слова лед - материал для крыши (толь).

3.  Одинаково ли количество звуков в словах: южная - нужная, еѐ - меня, няня - яма, местность – лесник .(Одинаковое).

4.  В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки. Поле –пэ, о, эль, е. Солнце –эс, о, эль, эн, цэ, е .Человек –ча, е, эль, о, вэ, е, кэ. ( Человек)

Орфоэпические:

1.В каком слове ударение падает на первый слог? Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель. (хвоя) 2. Расставьте ударения в словах: Статуя, инструмент, шофѐр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог. 

3. Произношение какого слова не совпадает с написанием: мак, стол, грустно, вить, лить. (грустно). 4. Назовите как можно больше букв (кроме ь, ъ), которые при произношении в  соответствии  с  правилами  орфоэпии  в  некоторых  словах  могут  не обозначать  никакого  звука.  Для  каждой  буквы  приведите  слово  в  качестве примера.   ( В: чувствовать;  Г: петербургский;  Д: сердце;  Й: пожалуйста;  Л: солнце; Т: лестница;  Ю: следующий ). Орфографические:

1.      Помощник. Сколько орфограмм в этом слове? Аргументируйте свой ответ.(2).

2.      Подбери антонимы в приставками ПРЕ- или ПРИ: уродливый, отдаляться, очень мало, убавлять. Объясните написание приставки.

3.      Дошкольник Иоанн записывает все слова так же, как слышит их, используя буквы русского алфавита.1) В каких из этих слов Иоанн напишет букву Ш? помощник, расчѐт, крепѐж, дрожит, чтобы, булочная, лучше 2) А в каких З? лезть, сделанный, зелѐный, водолазка, здесь, переэкзаменовка, лес дремучий

4.      Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется Ь: крюч.ки, болел.щик, бин.тик, бан.щик.(болельщик).

Морфологические:

1.                Все ли имена существительные на –о,-е относятся к среднему роду?

(Нет. Токио, кофе, например, мужского рода, река Ориноко и муха цеце-женского)

2.                В каком падеже ни у одного русского существительного не может быть окончания –у? ( В творительном падеже)

3.Какие глаголы не изменяются по лицам, числам и родам? ( Безличные глаголы)

4.Найдите четвертое лишнее слово: Пятый, семеро, втроѐм, восемьдесят? (Втроѐм – наречие). Лексические и фразеологические:

1 Дан ряд слов: зрелище, обозрение, зрачок, зрелый, зоркий, зорька, незримый, зритель, зрячий, позор. Укажите слово (слова), которое (которые) следует исключить из этого ряда. Ответ обоснуйте. (Исключить следует слово зрелый. Все остальные слова являются однокоренными (родственными)).

2.  Закончите фразеологизмы, укажите их значение.

Сулить золотые …., сидеть сложа …, зарубить себе …, принять за чистую … .

(Сулить золотые горы, сидеть сложа руки, зарубить себе на носу, принять за чистую монету.

Сулить золотые горы – ‘обещать сказочное богатство, благополучие’.

Сидеть сложа руки – ‘ничего не делать, бездействовать, бездельничать’.

Зарубить себе на носу – ‘запомнить крепко-накрепко, навсегда’.

Принять за чистую монету – ‘cчитать правдой, истиной, воспринимать всерьез’ (обычно о чем-либо, не заслуживающем доверия)).

2.      В русской культуре пуризм (отрицательное отношение к заимствованию) имеет давнюю традицию. Обычно, говоря о крайнем проявлении пуризма, вспоминают адмирала Шишкова, который предлагал вместо слова фонтан говорить водомѐт, вместо калоши – мокроступы, вместо кий – шаротык и т.п. Ниже приведены замены к заимствованным словам, которые в своѐ время предлагались другими пуристами. Назовите в каждой паре заимствованное слово, которое пытались заменить пуристы в 18 в.: … – плоды, … – верхнее платье, … – похлѐбка, … – мамка, … – рать, … – ратник, … – древник, … – соглас, … – пешнúк.

3.      ( Фрукты, сюртук, суп, гувернантка, армия, солдат, антиквариат, гармония, тротуар.) Этимологические:

1.      Какого человека на Руси называли бездольником? Это слово зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Порассуждайте, выявите этимологию этого слова.

( Бедняк, несчастливец, горемыка. Первоначально – тот, кого лишили надела, доли, части, пая. Затем- лишили счастья, участи, кого обижают, притесняют. ( Даль, том

I, c.61))

2.      Какие из приведѐнных слов являются этимологически родственными: напѐрсток – перст – наперсник – перо

( Напѐрсток – на персте – «на пальце»

Перст (общеслав.) – буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони»

Перо и наперсник не этимологически родственные) 

 

Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся»

Роль разминок в начале урока русского языка и литературы в повышении мотивации обучающихся»

В настоящее время в стране создана сеть заочных олимпиад по всем учебным предметам

В настоящее время в стране создана сеть заочных олимпиад по всем учебным предметам

Нормы русского языка: нормы орфоэпии, лексические нормы, морфологические нормы

Нормы русского языка: нормы орфоэпии, лексические нормы, морфологические нормы

С более одаренными и мотивированными обучающимися проводится индивидуальная работа

С более одаренными и мотивированными обучающимися проводится индивидуальная работа

Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется

Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется

Какие из приведѐнных слов являются этимологически родственными: напѐрсток – перст – наперсник – перо (

Какие из приведѐнных слов являются этимологически родственными: напѐрсток – перст – наперсник – перо (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022