Рабочая программа "Школа раннего развития"
Оценка 4.8

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Оценка 4.8
doc
19.11.2019
Рабочая программа "Школа раннего развития"
Программа Школа раннего развития.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Никитина С.М.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» предназначена для детей 6-7 летнего возраста. Она реализуется в рамках платных образовательных услуг.

Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Школа раннего развития»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для учителей начальных классов.

Целью дополнительной общеобразовательной программы является: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку, раскрытии творческих способностей и интереса к различным видам деятельности.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

Воспитательных:

·        социализация личности ребенка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;

·        формирование положительной эмоциональной установки – необходимого условия успешной адаптации к школьному обучению;

·        привитие начал самоорганизации, самоконтроля.

Развивающих:

·        развитие интереса к познавательной деятельности;

·        развитее речи и фонетического слуха;

·        развитее зрительно-двигательной координации и пространственно-зрительной ориентации;

·        развитие творческих способностей.

Образовательных:

·        обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;

·        обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;

·        исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к школе.

 

Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная

деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.

Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

Вся система воспитательно-образовательной работы школы предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению, разностороннее общее развитие дошкольника.

Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог заниматься без излишнего физического и психического напряжения. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в школе.

Второе условие – организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

При реализации программы педагоги используют технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.) в рамках, которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

Третье условие – открытость для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.

Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к основному виду деятельности – игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Программа основана на принципах:

1.    учета индивидуальных особенностей и возможностей детей;

2.    уважения к ребенку, к процессу и результатам обучения в сочетании с разумной требовательностью;

3.    комплексного подхода при разработке занятий;

4.    наглядности;

5.    вариативности содержания и форм проведения занятий.

 

                                       Организация занятий

Занятия проводятся педагогами начальных классов, педагогом – психологом в период предшкольной подготовки детей параллельно с занятиями учителей начальных классов. Активно используется развивающее оборудование начальной школы.

Занятия организуются в рамках неполного дня пребывания ребенка в образовательном учреждении. Планирование рассчитано на 5 месяцев, 1 комплексное занятие в день. Всего – 20 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).

В программе обучения и развития прослеживаются следующие разделы:

1.    По дороге к Азбуке;

2.    Развитие логического мышления;

3.    Мир вокруг нас.

Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Развитие логического мышления» составлен на основе программы математического развития детей « Раз – ступенька, два - ступенька» (авторы Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина).

Программа ориентирована на комплексное развитие личности ребёнка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, интереса к математике.

При составлении раздела «Развитие речи» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве». Занятия по курсу «Развитие речи» нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Раздел «Мир вокруг нас» составлен на основе авторской программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Практическая значимость раздела состоит в том, что он представляет собой первый для дошкольников опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками.

 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы. В результате занятий по программе «Школа раннего развития» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

 

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

 

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Критерии оценки эффективности:

  1. Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
  2. Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  3. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  4. Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
  5. Включение родителей в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа раздела

«Развитие логического мышления»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить и запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития логического мышления, памяти и  математических способностей.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка 6-7 летнего возраста к  развитию логического мышления и памяти.

Программа получила название «Развитие логического мышления».

 

             Цель программы – создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечение успешного развития способностей и логического мышления и памяти  детей.

Задачи:

1.    Формирование мотивации когнитивного развития и приемов умственных действий.

2.    Разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие логического  мышления  и памяти детей, фантазии, творческого воображения, интеллектуальной активности.

3.    Создание условий для успешной адаптации в новых условиях (школа).

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

1.    Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2.    Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Познавательный материал в программе дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Раскрываются основы методики формирования развития мышления и памяти.

           Программа предусматривает работу по ознакомлению детей с разными областями развития логического мышления и памяти:

·  с величиной и формой предметов,

·  пространственными и временными ориентировками,

·  умением сравнивать,

·  составлять целое из частей,

·  анализировать полученные результаты или ход предполагаемого решения,

·  находить и сопоставлять последовательность событий,

·  выявлением и установлением закономерностей,

·  классифицировать предметы по признакам.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

В предлагаемой программе центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше -меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами “Величина”, “Геометрические фигуры” и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник осваивает “схему” собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверх-вниз, слева-справа.

             Геометрический материал формирует у детей представления о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа первого десятка.

Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках занятий сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия,

Например, важно, как близко к педагогу или к месту действия с объектами находится ребенок, может ли он непосредственно участвовать в происходящем. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в одну «эпоху человеческого развития, именуемую детством».

 

Планируемые результаты освоения курса

“Развитие логического мышления”

 

      Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

 

Личностные

  • понимание в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
  • понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

 

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные

• знать:

   числа первого десятка;

   как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

   цифры 0 – 9, знаки >, <, =;

   название текущего месяца, последовательность дней недели.

уметь:

   называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

   соотносить цифру с числом предметов;

   пользоваться арифметическими знаками действий;

   различать фигуры, изображенные на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок, прямая линия);

   ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

   сравнивать  предметы по форме, по размерам (больше, меньше).

                          

                                                  Содержание программы

 

1.Счет предметов (3 часа):

 -цвет, форма, размер, материал и др.;

- сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

  2. Цифры и состав чисел (7 часов):

  -выявление и установление закономерностей.

3. Пространственно – временные представления (2 часа):

-примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу;

- ориентировка на листе бумаги в клетку.

4. Геометрические фигуры и величины (2 часа):

-знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг;

- совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.

5. Сравнение чисел (3 часа):

-знаки  >, <, =;

- понятия «между – посередине». 

6. Решение задач по картинкам (3 часа):

-решение рифмованных задач;

-задач в стихах.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Счет  предметов. Сравнение групп предметов

3 ч

2

Цифры и состав чисел.

7 ч

3

Пространственно-временные представления

2 ч

4

 Геометрические фигуры

2 ч

5

Сравнение чисел

3 ч

6

Решение задач по картинкам

3 ч

 

       Итого

20 часов

 

 

Рабочая программа раздела

«По дороге к Азбуке»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

При составлении программы раздела «По дороге к Азбуке» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве».

Целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей.

Основные задачи работы по развитию речи:

— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

— развитие грамматического строя речи ребенка;

— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;

- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

- развитие мелкой моторики руки.

В разделе «По дороге к Азбуке» большую роль играет развитие устной речи, навыки слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).

            Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. На занятиях используются специальные задания на:

 · выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

 · выделение одинаковых предметов из группы предметов;

 · выделение лишнего предмета;

· объединение различных предметов в группы;

 · выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе;

 · умение различать похожие буквы и не смешивать их;

· развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения;

· развитие внимания, памяти и воображения ребёнка;

· обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

             Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

            Программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

             Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

              Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

     Развитие устной речи

·     Расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами,

·       Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и

предложений

·       Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- пересказ рассказа, сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя;

- составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению;

- рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям;

- составление загадок, сказок, рассказов;

- словесное рисование.

·       Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.

·       Знакомство с художественными произведениями.

·       Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение, создание рассказов, сказок, стихотворений.

·       Формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого

поведения, умения слушать.

Звукопроизношение:

  • речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
  • произношение звуков русского алфавита,
  • произношение и сравнение звуков

           Подготовка к обучению чтению:

  • Развитие фонематического слуха:

- подбор слов с определенным звуком,

- выделение звука в начале, в конце и в середине слова,

- определение положения звука в слове,

- определение последовательности звуков в слове.

- правильное произношение звуков,

- дифференциация звуков на слух.

 

           Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Таким образом, курс решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Различные графические упражнения помогают сформировать мелкую моторику, развивают координацию движений. Система заданий включает: обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.

 

 

Планируемые результаты освоения раздела «По дороге к Азбуке»

          

      Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

 

Личностные

  • понимание в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
  • понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты;
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу.  

             Предметные:

   - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

 - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы; соблюдать элементарные гигиенические правила;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

- ориентироваться на странице тетради.

 

Содержание программы

 

1.Лексическая и грамматическая работа (3 часа):

-  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (5 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

-составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (4 часа):

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;

-твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (4 часа):

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (4 часа):

 - штриховка, обведение по контуру.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Тема

Всего часов

 

1

Лексическая и грамматическая работа

3

 

2

Развитие связной речи

5

 

3

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

4

 

4

 Обучение звуко - слоговому анализу

4

 

5

Работа по развитию мелкой моторики руки

4

 

 

Итого

20 часов

2

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа раздела «Мир вокруг нас»

 

Пояснительная записка

 

Данная программа «Мир вокруг нас» разработана на основе авторской программы  С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Программа имеет эколого-биологическую направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие при максимальном расширении содержания и форм практической деятельности.

Практическая значимость программы состоит в том, что данный курс представляет собой первый для дошкольников и младших школьников опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками. Обучающиеся приобщаются к социо - экологической культуре общества.

В программе используются методы, позволяющие максимально использовать практическую деятельность (наблюдение в природе, фотографирование и рисование, аппликация и гербарий, поделки из природного материала, сочинение эко- сказок, создание эко – мультфильмов и видеороликов), развитие творческого мышления.

Цель - формирование экологической культуры, т.е. осознанно-правильного отношения к миру природы, с которым ребёнок знакомится в детстве.

 В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

обучающие:

·      знакомство с основами экологии;

·      формирование знаний о живой и неживой природе;

·      изучение особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ и биоценозов;

·      формирование знаний о приспособительных особенностях живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ;

·      формирование простейших навыков и умений, необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в окружающей его среде;

·      обучение оформлению гербария из собранных на экскурсиях природных материалов;

·      формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы, природы и человека, осознание самого себя как части природы;

развивающие:

·      развитие умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, эко – мультфильмы с помощью программ компьютерной графики (для обучающихся 2 года обучения), разыгрывать воображаемые ситуации;

·      развитие умений наблюдать, мыслить, логически рассуждать, обобщать, анализировать и делать выводы, творчески мыслить;

·      развитие коммуникативной культуры воспитанников в процессе работы на занятиях и в ходе проекта, чувства ответственности за порученное дело и получение ожидаемого результата, умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

воспитывающие:

·      воспитание социо - экологической культуры, которая поможет воспитанникам сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий;

·      воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде;

·      воспитание потребности в общении с природой;

·      воспитание духовно-нравственных качеств характера

Образовательная программа «Мир вокруг нас» содержит шесть разделов:  «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человек», «Многообразие растений и их связь со средой обитания», «Многообразие животных и их связь со средой обитания», «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания», «Жизнь растений и животных», «Взаимодействие человека с природой».

                                      

                                      Ожидаемые результаты:

·        уметь распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных;

·        уметь вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

·        стремиться активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;

·        развивать творческие способности в решении экологических задач.

 

                                

                                                  Содержание программы

 

1.      Живая и неживая природа.

2.      Растения и животные.

3.      Человек - часть природы.

4.      Наша планета – Земля.

5.      Мир в цветах радуги

6.      Времена года: весна, осень, зима, лето.

7.      Наша страна – Россия.

 

                                Тематический план занятий «Мир вокруг нас»

 

п\п

                  Тема

Кол-во часов

1

Живая и неживая природа.

 

2 ч

2

             Растения и животные.

 

2 ч

3

Человек - часть природы.

 

2 ч

4

Наша планета – Земля.

 

3 ч

5

Мир в цветах радуги

 

3 ч

6

Времена года: весна, осень, зима, лето.

 

6 ч

7

Наша страна – Россия.

 

2 ч

 

                                           Итого 20 часов

 

 

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"

Рабочая программа "Школа раннего развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019