Рабочая программа "Школа раннего развития"

  • doc
  • 19.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Школа раннего развития.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Никитина С.М.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» предназначена для детей 6-7 летнего возраста. Она реализуется в рамках платных образовательных услуг.

Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Школа раннего развития»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для учителей начальных классов.

Целью дополнительной общеобразовательной программы является: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку, раскрытии творческих способностей и интереса к различным видам деятельности.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

Воспитательных:

·        социализация личности ребенка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;

·        формирование положительной эмоциональной установки – необходимого условия успешной адаптации к школьному обучению;

·        привитие начал самоорганизации, самоконтроля.

Развивающих:

·        развитие интереса к познавательной деятельности;

·        развитее речи и фонетического слуха;

·        развитее зрительно-двигательной координации и пространственно-зрительной ориентации;

·        развитие творческих способностей.

Образовательных:

·        обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;

·        обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;

·        исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к школе.

 

Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.

Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная

деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.

Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

Вся система воспитательно-образовательной работы школы предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению, разностороннее общее развитие дошкольника.

Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог заниматься без излишнего физического и психического напряжения. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в школе.

Второе условие – организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

При реализации программы педагоги используют технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.) в рамках, которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

Третье условие – открытость для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.

Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к основному виду деятельности – игре;
  • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.

Программа основана на принципах:

1.    учета индивидуальных особенностей и возможностей детей;

2.    уважения к ребенку, к процессу и результатам обучения в сочетании с разумной требовательностью;

3.    комплексного подхода при разработке занятий;

4.    наглядности;

5.    вариативности содержания и форм проведения занятий.

 

                                       Организация занятий

Занятия проводятся педагогами начальных классов, педагогом – психологом в период предшкольной подготовки детей параллельно с занятиями учителей начальных классов. Активно используется развивающее оборудование начальной школы.

Занятия организуются в рамках неполного дня пребывания ребенка в образовательном учреждении. Планирование рассчитано на 5 месяцев, 1 комплексное занятие в день. Всего – 20 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).

В программе обучения и развития прослеживаются следующие разделы:

1.    По дороге к Азбуке;

2.    Развитие логического мышления;

3.    Мир вокруг нас.

Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Развитие логического мышления» составлен на основе программы математического развития детей « Раз – ступенька, два - ступенька» (авторы Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина).

Программа ориентирована на комплексное развитие личности ребёнка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, интереса к математике.

При составлении раздела «Развитие речи» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве». Занятия по курсу «Развитие речи» нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Раздел «Мир вокруг нас» составлен на основе авторской программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Практическая значимость раздела состоит в том, что он представляет собой первый для дошкольников опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками.

 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы. В результате занятий по программе «Школа раннего развития» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

 

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

 

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Критерии оценки эффективности:

  1. Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
  2. Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  3. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  4. Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
  5. Включение родителей в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа раздела

«Развитие логического мышления»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить и запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития логического мышления, памяти и  математических способностей.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка 6-7 летнего возраста к  развитию логического мышления и памяти.

Программа получила название «Развитие логического мышления».

 

             Цель программы – создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечение успешного развития способностей и логического мышления и памяти  детей.

Задачи:

1.    Формирование мотивации когнитивного развития и приемов умственных действий.

2.    Разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие логического  мышления  и памяти детей, фантазии, творческого воображения, интеллектуальной активности.

3.    Создание условий для успешной адаптации в новых условиях (школа).

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

1.    Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2.    Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Познавательный материал в программе дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Раскрываются основы методики формирования развития мышления и памяти.

           Программа предусматривает работу по ознакомлению детей с разными областями развития логического мышления и памяти:

·  с величиной и формой предметов,

·  пространственными и временными ориентировками,

·  умением сравнивать,

·  составлять целое из частей,

·  анализировать полученные результаты или ход предполагаемого решения,

·  находить и сопоставлять последовательность событий,

·  выявлением и установлением закономерностей,

·  классифицировать предметы по признакам.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

В предлагаемой программе центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше -меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами “Величина”, “Геометрические фигуры” и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник осваивает “схему” собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверх-вниз, слева-справа.

             Геометрический материал формирует у детей представления о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа первого десятка.

Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках занятий сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия,

Например, важно, как близко к педагогу или к месту действия с объектами находится ребенок, может ли он непосредственно участвовать в происходящем. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в одну «эпоху человеческого развития, именуемую детством».

 

Планируемые результаты освоения курса

“Развитие логического мышления”

 

      Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

 

Личностные

  • понимание в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
  • понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

 

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные

• знать:

   числа первого десятка;

   как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

   цифры 0 – 9, знаки >, <, =;

   название текущего месяца, последовательность дней недели.

уметь:

   называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

   соотносить цифру с числом предметов;

   пользоваться арифметическими знаками действий;

   различать фигуры, изображенные на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок, прямая линия);

   ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

   сравнивать  предметы по форме, по размерам (больше, меньше).

                          

                                                  Содержание программы

 

1.Счет предметов (3 часа):

 -цвет, форма, размер, материал и др.;

- сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

  2. Цифры и состав чисел (7 часов):

  -выявление и установление закономерностей.

3. Пространственно – временные представления (2 часа):

-примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу;

- ориентировка на листе бумаги в клетку.

4. Геометрические фигуры и величины (2 часа):

-знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг;

- совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.

5. Сравнение чисел (3 часа):

-знаки  >, <, =;

- понятия «между – посередине». 

6. Решение задач по картинкам (3 часа):

-решение рифмованных задач;

-задач в стихах.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Счет  предметов. Сравнение групп предметов

3 ч

2

Цифры и состав чисел.

7 ч

3

Пространственно-временные представления

2 ч

4

 Геометрические фигуры

2 ч

5

Сравнение чисел

3 ч

6

Решение задач по картинкам

3 ч

 

       Итого

20 часов

 

 

Рабочая программа раздела

«По дороге к Азбуке»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

При составлении программы раздела «По дороге к Азбуке» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве».

Целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей.

Основные задачи работы по развитию речи:

— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

— развитие грамматического строя речи ребенка;

— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;

- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

- развитие мелкой моторики руки.

В разделе «По дороге к Азбуке» большую роль играет развитие устной речи, навыки слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).

            Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. На занятиях используются специальные задания на:

 · выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

 · выделение одинаковых предметов из группы предметов;

 · выделение лишнего предмета;

· объединение различных предметов в группы;

 · выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе;

 · умение различать похожие буквы и не смешивать их;

· развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения;

· развитие внимания, памяти и воображения ребёнка;

· обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

             Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

            Программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

             Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

              Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

     Развитие устной речи

·     Расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами,

·       Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и

предложений

·       Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- пересказ рассказа, сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя;

- составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению;

- рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям;

- составление загадок, сказок, рассказов;

- словесное рисование.

·       Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.

·       Знакомство с художественными произведениями.

·       Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение, создание рассказов, сказок, стихотворений.

·       Формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого

поведения, умения слушать.

Звукопроизношение:

  • речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
  • произношение звуков русского алфавита,
  • произношение и сравнение звуков

           Подготовка к обучению чтению:

  • Развитие фонематического слуха:

- подбор слов с определенным звуком,

- выделение звука в начале, в конце и в середине слова,

- определение положения звука в слове,

- определение последовательности звуков в слове.

- правильное произношение звуков,

- дифференциация звуков на слух.

 

           Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Таким образом, курс решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Различные графические упражнения помогают сформировать мелкую моторику, развивают координацию движений. Система заданий включает: обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.

 

 

Планируемые результаты освоения раздела «По дороге к Азбуке»

          

      Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

 

Личностные

  • понимание в ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
  • понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты;
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу.  

             Предметные:

   - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;

 - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы; соблюдать элементарные гигиенические правила;

- правильно держать ручку и карандаш;

- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

- ориентироваться на странице тетради.

 

Содержание программы

 

1.Лексическая и грамматическая работа (3 часа):

-  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи (5 часов):

- ответы на вопросы, участие в диалоге;

- подробный пересказ текста по зрительной опоре;

-составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (4 часа):

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;

-твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу (4 часа):

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (4 часа):

 - штриховка, обведение по контуру.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Тема

Всего часов

 

1

Лексическая и грамматическая работа

3

 

2

Развитие связной речи

5

 

3

Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

4

 

4

 Обучение звуко - слоговому анализу

4

 

5

Работа по развитию мелкой моторики руки

4

 

 

Итого

20 часов

2

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа раздела «Мир вокруг нас»

 

Пояснительная записка

 

Данная программа «Мир вокруг нас» разработана на основе авторской программы  С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Программа имеет эколого-биологическую направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие при максимальном расширении содержания и форм практической деятельности.

Практическая значимость программы состоит в том, что данный курс представляет собой первый для дошкольников и младших школьников опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками. Обучающиеся приобщаются к социо - экологической культуре общества.

В программе используются методы, позволяющие максимально использовать практическую деятельность (наблюдение в природе, фотографирование и рисование, аппликация и гербарий, поделки из природного материала, сочинение эко- сказок, создание эко – мультфильмов и видеороликов), развитие творческого мышления.

Цель - формирование экологической культуры, т.е. осознанно-правильного отношения к миру природы, с которым ребёнок знакомится в детстве.

 В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

обучающие:

·      знакомство с основами экологии;

·      формирование знаний о живой и неживой природе;

·      изучение особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ и биоценозов;

·      формирование знаний о приспособительных особенностях живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ;

·      формирование простейших навыков и умений, необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в окружающей его среде;

·      обучение оформлению гербария из собранных на экскурсиях природных материалов;

·      формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы, природы и человека, осознание самого себя как части природы;

развивающие:

·      развитие умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, эко – мультфильмы с помощью программ компьютерной графики (для обучающихся 2 года обучения), разыгрывать воображаемые ситуации;

·      развитие умений наблюдать, мыслить, логически рассуждать, обобщать, анализировать и делать выводы, творчески мыслить;

·      развитие коммуникативной культуры воспитанников в процессе работы на занятиях и в ходе проекта, чувства ответственности за порученное дело и получение ожидаемого результата, умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

воспитывающие:

·      воспитание социо - экологической культуры, которая поможет воспитанникам сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий;

·      воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде;

·      воспитание потребности в общении с природой;

·      воспитание духовно-нравственных качеств характера

Образовательная программа «Мир вокруг нас» содержит шесть разделов:  «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человек», «Многообразие растений и их связь со средой обитания», «Многообразие животных и их связь со средой обитания», «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания», «Жизнь растений и животных», «Взаимодействие человека с природой».

                                      

                                      Ожидаемые результаты:

·        уметь распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных;

·        уметь вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

·        стремиться активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;

·        развивать творческие способности в решении экологических задач.

 

                                

                                                  Содержание программы

 

1.      Живая и неживая природа.

2.      Растения и животные.

3.      Человек - часть природы.

4.      Наша планета – Земля.

5.      Мир в цветах радуги

6.      Времена года: весна, осень, зима, лето.

7.      Наша страна – Россия.

 

                                Тематический план занятий «Мир вокруг нас»

 

п\п

                  Тема

Кол-во часов

1

Живая и неживая природа.

 

2 ч

2

             Растения и животные.

 

2 ч

3

Человек - часть природы.

 

2 ч

4

Наша планета – Земля.

 

3 ч

5

Мир в цветах радуги

 

3 ч

6

Времена года: весна, осень, зима, лето.

 

6 ч

7

Наша страна – Россия.

 

2 ч

 

                                           Итого 20 часов