Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»
ПРОГРАММА
«ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Составитель:
Никитина С.М.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» предназначена для детей 6-7 летнего возраста. Она реализуется в рамках платных образовательных услуг.
Приоритетной деятельностью образовательного учреждения, как имеющего группы для детей старшего дошкольного возраста, является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа раннего развития» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для учителей начальных классов.
Целью дополнительной общеобразовательной программы является: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, основанное на развивающем обучении, личностном подходе к ребенку, раскрытии творческих способностей и интереса к различным видам деятельности.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
Воспитательных:
· социализация личности ребенка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
· формирование положительной эмоциональной установки – необходимого условия успешной адаптации к школьному обучению;
· привитие начал самоорганизации, самоконтроля.
Развивающих:
· развитие интереса к познавательной деятельности;
· развитее речи и фонетического слуха;
· развитее зрительно-двигательной координации и пространственно-зрительной ориентации;
· развитие творческих способностей.
Образовательных:
· обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;
· обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;
· исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к школе.
Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная
деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
Вся система воспитательно-образовательной работы школы предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению, разностороннее общее развитие дошкольника.
Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог заниматься без излишнего физического и психического напряжения. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в школе.
Второе условие – организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
При реализации программы педагоги используют технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.) в рамках, которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.
Третье условие – открытость для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.
Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Программа основана на принципах:
1. учета индивидуальных особенностей и возможностей детей;
2. уважения к ребенку, к процессу и результатам обучения в сочетании с разумной требовательностью;
3. комплексного подхода при разработке занятий;
4. наглядности;
5. вариативности содержания и форм проведения занятий.
Организация занятий
Занятия проводятся педагогами начальных классов, педагогом – психологом в период предшкольной подготовки детей параллельно с занятиями учителей начальных классов. Активно используется развивающее оборудование начальной школы.
Занятия организуются в рамках неполного дня пребывания ребенка в образовательном учреждении. Планирование рассчитано на 5 месяцев, 1 комплексное занятие в день. Всего – 20 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по субботам).
В программе обучения и развития прослеживаются следующие разделы:
1. По дороге к Азбуке;
2. Развитие логического мышления;
3. Мир вокруг нас.
Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел «Развитие логического мышления» составлен на основе программы математического развития детей « Раз – ступенька, два - ступенька» (авторы Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина).
Программа ориентирована на комплексное развитие личности ребёнка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, интереса к математике.
При составлении раздела «Развитие речи» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве». Занятия по курсу «Развитие речи» нацелены на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Раздел «Мир вокруг нас» составлен на основе авторской программы С.Н. Николаевой «Юный эколог». Практическая значимость раздела состоит в том, что он представляет собой первый для дошкольников опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные (предпосылки) освоения программы. В результате занятий по программе «Школа раннего развития» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Критерии оценки эффективности:
Рабочая программа раздела
«Развитие логического мышления»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить и запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития логического мышления, памяти и математических способностей.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка 6-7 летнего возраста к развитию логического мышления и памяти.
Программа получила название «Развитие логического мышления».
Цель программы – создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечение успешного развития способностей и логического мышления и памяти детей.
Задачи:
1. Формирование мотивации когнитивного развития и приемов умственных действий.
2. Разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие начальных математических представлений, развитие логического мышления и памяти детей, фантазии, творческого воображения, интеллектуальной активности.
3. Создание условий для успешной адаптации в новых условиях (школа).
Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Познавательный материал в программе дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Раскрываются основы методики формирования развития мышления и памяти.
Программа предусматривает работу по ознакомлению детей с разными областями развития логического мышления и памяти:
· с величиной и формой предметов,
· пространственными и временными ориентировками,
· умением сравнивать,
· составлять целое из частей,
· анализировать полученные результаты или ход предполагаемого решения,
· находить и сопоставлять последовательность событий,
· выявлением и установлением закономерностей,
· классифицировать предметы по признакам.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
В предлагаемой программе центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше -меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.
Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.
Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами “Величина”, “Геометрические фигуры” и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами, дошкольник осваивает “схему” собственного тела, которая, по сути, и является для него системой отсчета.
Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее к нему добавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверх-вниз, слева-справа.
Геометрический материал формирует у детей представления о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов.
Наиболее сложно для детей понятие времени. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).
Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство-неравенство предметов по величине (длине, ширине, высоте); равенство-неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения больше, меньше, поровну. Только после этого можно обучать его счету, давать представления о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа первого десятка.
Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках занятий сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия,
Например, важно, как близко к педагогу или к месту действия с объектами находится ребенок, может ли он непосредственно участвовать в происходящем. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Известный психолог Д.Б.Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в одну «эпоху человеческого развития, именуемую детством».
Планируемые результаты освоения курса
“Развитие логического мышления”
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные
• знать:
— числа первого десятка;
— как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
— цифры 0 – 9, знаки >, <, =;
— название текущего месяца, последовательность дней недели.
• уметь:
— называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
— соотносить цифру с числом предметов;
— пользоваться арифметическими знаками действий;
— различать фигуры, изображенные на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок, прямая линия);
— ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
— сравнивать предметы по форме, по размерам (больше, меньше).
Содержание программы
1.Счет предметов (3 часа):
-цвет, форма, размер, материал и др.;
- сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
2. Цифры и состав чисел (7 часов):
-выявление и установление закономерностей.
3. Пространственно – временные представления (2 часа):
-примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу;
- ориентировка на листе бумаги в клетку.
4. Геометрические фигуры и величины (2 часа):
-знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг;
- совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.
5. Сравнение чисел (3 часа):
-знаки >, <, =;
- понятия «между – посередине».
6. Решение задач по картинкам (3 часа):
-решение рифмованных задач;
-задач в стихах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Счет предметов. Сравнение групп предметов |
3 ч |
2 |
Цифры и состав чисел. |
7 ч |
3 |
Пространственно-временные представления |
2 ч |
4 |
Геометрические фигуры |
2 ч |
5 |
Сравнение чисел |
3 ч |
6 |
Решение задач по картинкам |
3 ч |
|
Итого |
20 часов |
Рабочая программа раздела
«По дороге к Азбуке»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
При составлении программы раздела «По дороге к Азбуке» использованы темы добуквенного периода авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве».
Целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей.
Основные задачи работы по развитию речи:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— развитие грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической с опорой на речевой опыт ребёнка;
- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
- развитие мелкой моторики руки.
В разделе «По дороге к Азбуке» большую роль играет развитие устной речи, навыки слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).
Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. На занятиях используются специальные задания на:
· выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
· выделение одинаковых предметов из группы предметов;
· выделение лишнего предмета;
· объединение различных предметов в группы;
· выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе;
· умение различать похожие буквы и не смешивать их;
· развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения;
· развитие внимания, памяти и воображения ребёнка;
· обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» имеет социально-педагогическую направленность. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
Развитие устной речи
· Расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами,
· Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и
предложений
· Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- пересказ рассказа, сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя;
- составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению;
- рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям;
- составление загадок, сказок, рассказов;
- словесное рисование.
· Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.
· Знакомство с художественными произведениями.
· Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение, создание рассказов, сказок, стихотворений.
· Формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого
поведения, умения слушать.
Звукопроизношение:
Подготовка к обучению чтению:
- подбор слов с определенным звуком,
- выделение звука в начале, в конце и в середине слова,
- определение положения звука в слове,
- определение последовательности звуков в слове.
- правильное произношение звуков,
- дифференциация звуков на слух.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, курс решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Различные графические упражнения помогают сформировать мелкую моторику, развивают координацию движений. Система заданий включает: обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.
Планируемые результаты освоения раздела «По дороге к Азбуке»
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы; соблюдать элементарные гигиенические правила;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
- ориентироваться на странице тетради.
Содержание программы
1.Лексическая и грамматическая работа (3 часа):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи (5 часов):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
-составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (4 часа):
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;
-твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу (4 часа):
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (4 часа):
- штриховка, обведение по контуру.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ |
Тема |
Всего часов |
|
1 |
Лексическая и грамматическая работа |
3 |
|
2 |
Развитие связной речи |
5 |
|
3 |
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха |
4 |
|
4 |
Обучение звуко - слоговому анализу |
4 |
|
5 |
Работа по развитию мелкой моторики руки |
4 |
|
|
Итого |
20 часов |
2 |
Рабочая программа раздела «Мир вокруг нас»
Пояснительная записка
Данная программа «Мир вокруг нас» разработана на основе авторской программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа имеет эколого-биологическую направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие при максимальном расширении содержания и форм практической деятельности.
Практическая значимость программы состоит в том, что данный курс представляет собой первый для дошкольников и младших школьников опыт систематизации накопленных ими разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к естественно - научным дисциплинам, следуя которым можно многое узнать и увидеть, сотворить своими руками. Обучающиеся приобщаются к социо - экологической культуре общества.
В программе используются методы, позволяющие максимально использовать практическую деятельность (наблюдение в природе, фотографирование и рисование, аппликация и гербарий, поделки из природного материала, сочинение эко- сказок, создание эко – мультфильмов и видеороликов), развитие творческого мышления.
Цель - формирование экологической культуры, т.е. осознанно-правильного отношения к миру природы, с которым ребёнок знакомится в детстве.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
обучающие:
· знакомство с основами экологии;
· формирование знаний о живой и неживой природе;
· изучение особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ и биоценозов;
· формирование знаний о приспособительных особенностях живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ;
· формирование простейших навыков и умений, необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в окружающей его среде;
· обучение оформлению гербария из собранных на экскурсиях природных материалов;
· формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы, природы и человека, осознание самого себя как части природы;
развивающие:
· развитие умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций; самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, эко – мультфильмы с помощью программ компьютерной графики (для обучающихся 2 года обучения), разыгрывать воображаемые ситуации;
· развитие умений наблюдать, мыслить, логически рассуждать, обобщать, анализировать и делать выводы, творчески мыслить;
· развитие коммуникативной культуры воспитанников в процессе работы на занятиях и в ходе проекта, чувства ответственности за порученное дело и получение ожидаемого результата, умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
воспитывающие:
· воспитание социо - экологической культуры, которая поможет воспитанникам сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий;
· воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде;
· воспитание потребности в общении с природой;
· воспитание духовно-нравственных качеств характера
Образовательная программа «Мир вокруг нас» содержит шесть разделов: «Неживая природа - среда жизни растений, животных, человек», «Многообразие растений и их связь со средой обитания», «Многообразие животных и их связь со средой обитания», «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания», «Жизнь растений и животных», «Взаимодействие человека с природой».
Ожидаемые результаты:
· уметь распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных;
· уметь вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
· стремиться активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
· развивать творческие способности в решении экологических задач.
1. Живая и неживая природа.
2. Растения и животные.
3. Человек - часть природы.
4. Наша планета – Земля.
5. Мир в цветах радуги
6. Времена года: весна, осень, зима, лето.
7. Наша страна – Россия.
Тематический план занятий «Мир вокруг нас»
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Живая и неживая природа.
|
2 ч |
2 |
Растения и животные.
|
2 ч |
3 |
Человек - часть природы.
|
2 ч |
4 |
Наша планета – Земля.
|
3 ч |
5 |
Мир в цветах радуги
|
3 ч |
6 |
Времена года: весна, осень, зима, лето.
|
6 ч |
7 |
Наша страна – Россия.
|
2 ч |
|
Итого 20 часов |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.