ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКЕОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Сказочная земля Арктики»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера» на 2020-2024 учебный год
(для дошкольного и младшего школьного возраста, подросткового и старшего школьного возраста)
Программу составили:
Алексеева С.Л., старший воспитатель, воспитатель, высшая квалификационная категория (2020 – 2024)
Охотникова Л.А., воспитатель, первая квалификационная категория (2020 – 2021)
Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020)
Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020)
Принята (изменения и дополнения) на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)
Рекомендована (изменения и дополнения) Научно-методическим советом ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область
сентябрь, 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера»(далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника и относится к программам духовно-нравственной направленности.
Рабочая программа предназначена для дошкольного (3-7 лет) и младшего школьного возраста (7-10 лет); для подросткового (10-15 лет) и старшего школьного (15 лет и старше) возраста, составлена на основе Рабочей программы «Культура народов Ямала», автор Э.В. Новикова.
В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде народов Севера в их историческом развитии.
Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Приоритетные направления деятельности -стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных способностей, создание условий для их реализации.
Цель: формирование этнокультурной грамотности как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Задачи:
1) изучить историю, культуру и современную жизнь коренных малочисленных народов Севера;
2) формировать личностно-ценностные отношения к культуре и традициям коренных малочисленных народов Севера;
3) формировать умения и навыки в освоении художественных ремёсел коренных малочисленных народов Севера;
4) приобщать к родному языку коренных малочисленных народов Севера;
5) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.
2. Планируемые результаты
2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих
а) личностных результатов:
- знание истории, культуры, традиции, творчества коренных малочисленных народов Севера;
- понимание ценности семьи в жизни человека, осознавать ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творчества;
- желание говорить на родном языке коренных малочисленных народов Севера;
б) метапредметных результатов:
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- формирование читательской грамотности, владение умением анализа текстов;
- развитие творческих способностей в освоении народных ремесел
2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться».
(дошкольный и младший школьный возраст)
«воспитанник научится»:
- работать в группе, в коллективе;
- различать особенности культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- выполнять творческую работу под руководством наставника;
- проводить поиск необходимой информации под руководством наставника;
- выполнять несложные эскизы орнаментов;
(подростковый и старший школьный возраст)
«воспитанник научится»
- работать в группе, в коллективе;
- выполнять творческую работу самостоятельно;
- представлять информацию о культуре и традициях коренных малочисленных народов Севера;
«воспитанник получит возможность научиться»:
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
- представлять своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Содержание Рабочей программы
Рабочая программа составлена из расчета 34 часа в год. Объем теоретических занятий составляет 8 часов (24%), в том числе занятий по входному, промежуточному и итоговому контролю. Объём практических занятий - 26 часов (76%).
Содержание программы структурировано в виде четырех разделов-модулей: «Природа и люди Ямала», «Фольклор Ямала», «Декоративно-прикладное искусство Ямала», «Творчество народов Ямала».
Раздел 1. «Природа и люди Ямала» (12 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 6 часов, подростковый и старший школьный возраст - 6 часов)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Основные занятия кочевников. Устройство жилища (чума).Краткие сведения о природных условиях и коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.
Практическая работа № 1.Чаепитие в чуме.
Практическая работа № 2.Конкурс рисунков «Краски Ямала».
Практическая работа № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык).
Практическая работа № 4. Изготовление поделок «Чум-жилище коренных малочисленных народов Ямала».
Практическая работа № 5. Кухня народов Севера (выпечка пирогов с северными ягодами).
(подростковый и старший школьный возраст)
Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Краткие сведения о географии, климате и коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе. Кочевой образ жизни. Чум-жилище коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.
Практическая работа № 1. Чаепитие в чуме.
Практическая работа № 2. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала»
Практическая работа № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык).
Практическая работа № 4. Оформление информационного уголка: «Природа и люди Крайнего Севера».
Практическая работа № 5. Приготовление блюд из рыбы, оленины, выпечка .
Раздел 2. «Фольклор Ямала» (8 часов, дошкольный и младший школьный возраст- 4 часа, подростковый и старший школьный возраст - 4 часа).
(дошкольный и младший школьный возраст)
Понятие о фольклоре. Понятие об аллегории.
Практическая работа № 6. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации к сказкам.
Практическая работа № 7. Инсценировка сказок.
Практическая работа № 8. «Праздники и обряды народов Севера».
(подростковый и старший школьный возраст)
Фольклор - мудрость народа. Собиратели фольклора на Ямале. Литературные сказки и их авторы.
Практическая работа № 6. Составление сборника ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок.
Практическая работа № 7. Конкурс чтецов сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам.
Практическая работа № 8. «Праздники и обряды народов Севера».
Раздел 3. «Декоративно-прикладное искусство Ямала» (6 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 3 часа, подростковый и старший школьный возраст - 3 часа).
(дошкольный и младший школьный возраст)
Орнамент в одежде. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.
Практическая работа № 9. Мастерская «Лавка сувениров» (вышивка орнамента).
Практическая работа № 10. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок, изготовление нарт).
Практическая работа № 11. «Мастер-класс «Ямальские посиделки в чуме»
(подростковый и старший школьный возраст)
Культурный код коренных народов Ямала. Символика Ямало-Ненецкого автономного округа.
Практическая работа № 9. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив кукол, изготовление нарт).
Практическая работа № 10. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок, изготовление люльки).
Практическая работа № 11. Мастер-класс «Ямальские посиделки»
Раздел 4. «Творчество народов Ямала» (8 часов, дошкольный и младший школьный возраст - 4 часа, подростковый и старший школьный возраст - 4 часа)
(дошкольный и младший школьный возраст)
Музыкальные инструменты народов Ямала. Обзор творчества художников. Итоговый контроль.
Практическая работа №12. Прослушивание и заучивание песен народов Ямала.
Практическая работа №13. Просмотр картин художников Ямала и рисование на свободную тему.
Практическая работа №14. Игры народов Ямала.
Практическая работа №15. Кухня народов Ямала. Приготовление ухи у чума.
(подростковый и старший школьный возраст)
Песня как источник изучения культуры народа. Итоговый контроль.
Практическая работа № 12. Творческая работа по фольклору (размышления о героях сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных народов и народов других стран).
Практическая работа № 13. Просмотр картин художников Ямала (размышления о сюжетах картин художников Ямала) и рисование на свободную тему.
Практическая работа № 14. Игры народов Ямала..
Практическая работа №15. Кухня народов Ямала. Приготовление ухи у чума
4. Календарно-тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год
4.1. Календарно-тематическое планирование
(дошкольный и младший школьный возраст, 17 часов)
№ Заня тия |
Дата проведе ния |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
Раздел 1. «Природа и люди Ямала» (6 часов) |
|||
1, 2 |
Сентябрь, 2022 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Входной контроль. Теоретическое занятие. Практическое занятие. |
Знать технику безопасности на занятиях. Объяснять понятие кочевого образа жизни. Рассказывать о питании и одежде кочевников. Приводить примеры мужских и женских обязанностей в тундре. ПР № 1 Чаепитие в чуме. КР: формирование умения слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. |
3, 4 |
Октябрь, 2022 |
Краткие сведения о природных условиях и народах, проживающих в ЯНАО. Практическое занятие. |
Рассказывать о природных условиях и народах, проживающих в ЯНАО. Знать разнообразие растительного и животного мира. Иметь представление о географии, климате и народах, проживающих в Ямало-ненецком автономном округе. ПР № 2. Конкурс рисунков «Краски Ямала». ПР № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; развитие умения говорить на родном языке. |
5, 6 |
Ноябрь, 2022 |
Основные занятия кочевников. Устройство жилища (чума). Практическое занятие. |
Называть основные занятия кочевников. Знать устройство жилища (чума). ПР № 4. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала». ПР № 5. Кухня народов Севера (выпечка пирогов с северными ягодами). ПР № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). КР: развитие умений внимательно смотреть и слушать, пересказывать увиденную информацию, знание особенностей национальных традиций, развитие умения говорить на родном языке. |
Раздел 2. «Фольклор народов Ямала» (4 часа) |
|||
7, 8 |
Декабрь, 2022 |
Понятие о фольклоре. Практическое занятие Промежуточный контроль. |
Иметь представление о фольклоре. Знать и называть особенности национального фольклора. ПР №3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). ПР № 6. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации к сказкам. КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы, развитие умения говорить на родном языке. Промежуточный контроль проводится с целью отслеживания динамики промежуточных результатов освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. |
9, 10 |
Январь, 2023 |
Понятие об аллегории. Практическое занятие.
|
Иметь представления о понятии аллегория. Приводить примеры аллегории в сказках народов Ямала. ПР № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). ПР № 7. Инсценировка сказок. ПР № 8. «Праздники и обряды народов Севера». КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. развитие умения говорить на родном языке. |
Раздел 3. «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала» (3 часа) |
|||
11, 12 |
Февраль, 2023 |
Орнамент в одежде. Практическое занятие. |
Иметь представление об орнаменте в одежде. Рассказывать о своеобразном культурном коде в одежде коренных народов Ямала. ПР № 9. Мастерская «Лавка сувениров»и (вышивка орнамента). ПР№ 10. «Мастер-класс «Ямальские посиделки». КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
13 |
Март, 2023 |
Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. Практическое занятие. |
Рассказывать о видах орнамента в народном искусстве. Приводить примеры символики в орнаментах. Объяснять предназначение орнамента в народном искусстве. ПР №3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). ПР № 11. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок, изготовление нарт). КР: формирование умения слушать собеседника и вести диалог, слушать информацию и высказывать свою точку зрения, развитие творческих способностей детей, развитие умения говорить на родном языке. |
Раздел 4. «Творчество народов Ямала» (4 часа) |
|||
14, 15 |
Апрель, 2023 |
Музыкальные инструменты народов Ямала. Обзор творчества художников Ямала. Практическое занятие. |
Иметь представления о музыкальных инструментах народов Ямала; о творчестве художников Ямала. ПР № 12. Прослушивание и заучивание песен народов Севера. ПР № 13. Просмотр картин художников Ямала и рисование на свободную тему. КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
16, 17 |
Май, 2023 |
Итоговый контроль. Практическое занятие. |
Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы. ПР № 14. Игры народов Севера. ПР № 15.Кухня народов Ямала (приготовление ухи у чума). КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
4.2. Календарно-тематическое планирование
(подростковый и старший школьный возраст, 17 часов)
№ Заня тия |
Дата проведе ния |
Тема занятия |
Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР) |
Раздел 1. «Природа и люди Ямала» (6 часа) |
|||
1, 2 |
Сентябрь, 2022 |
Вводное занятие. Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Входной контроль. Теоретическое занятие. Практическое занятие. |
Знать технику безопасности на занятиях. Объяснять понятие кочевого образа жизни. Рассказывать о питании и одежде кочевников. Приводить примеры мужских и женских обязанностей в тундре. ПР № 1. Чаепитие в чуме. КР: формирование умения внимательно слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил. Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. |
3, 4 |
Октябрь, 2022 |
Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Практическое занятие. |
Рассказывать краткие сведения о географическом положении, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Характеризовать особенности разнообразия растительного и животного мира. ПР № 2. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала». ПР № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). КР: формирование умения излагать свое мнение; развитие интересов познавательной и творческой деятельности; развитие умения говорить на родном языке. |
5, 6 |
Ноябрь, 2022 |
Кочевой образ жизни. Чум-жилище народов Ямала. Практическое занятие.
|
Искать информацию о кочевом образе жизни. Рассказывать об основных занятиях кочевников (оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота). Знать устройство жилища (чума). ПР № 4. Оформление информационного уголка: «Природа и люди Крайнего Севера». ПР № 5. Приготовление блюд из рыбы, оленины. КР: формирование умений выделять главное в информации, пересказывать своими словами, анализировать информацию, развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
Раздел 2. «Фольклор народов Ямала» (4 часа) |
|||
7,8 |
Декабрь, 2022 |
Фольклор - мудрость народа. Промежуточный контроль. Практическое занятие. |
Иметь представления о фольклоре, как о мудрости народа, понятие о сказке как о фольклорном жанре. ПР № 3. Словарь «Ненэця’’вада» (ненецкий язык). ПР № 6. Составление сборника ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок. КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы, развитие умения говорить на родном языке. Промежуточный контроль проводится с целью отслеживания динамики промежуточных результатов освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. |
9,10 |
Январь, 2023 |
Собиратели фольклора на Ямале. Литературные сказки и их авторы. Практическое занятие. |
Искать информацию о собирателях фольклора. Называть авторов литературных сказок. Высказывать свое отношение к героям сказок. ПР № 7. Конкурс чтецов сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам. ПР № 8. «Праздники и обряды народов Севера». КР: развитие творческих способностей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
Раздел 3. «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала» (3 часа) |
|||
11,12 |
Февраль, 2023 |
Культурный код коренных народов Ямала. Практическое занятие. |
Иметь представление о том, что украшение одежды, оружия, средства передвижения, орнамент является своеобразным культурным кодом коренных народов Ямала. ПР № 9. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив кукол, изготовление нарт). ПР №10. «Мастер-класс «Ямальские посиделки». КР: выделять главное в информации, пересказывать своими словами, анализировать культурный код народов Ямала. |
13 |
Март, 2023 |
Символика ЯНАО. Практическое занятие |
Рассказывать о символике ЯНАО, изображать представителей флоры и фауны в их символическом значении. ПР № 11. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок, изготовление люльки). КР: выделять главное в информации, пересказывать своими словами, анализировать особую культуру северных народов, развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
Раздел 4. «Творчество народов Ямала» (4 часа) |
|||
14,15 |
Апрель, 2023 |
Песня как источник изучения культуры народа. Обзор творчества художников Ямала.
Практическое занятие.
|
Пояснять роль песни в культуре народов Ямала. Рассказывать о многообразии песен у коренных малочисленных народов Ямала. ПР № 12. Творческая работа по фольклору (размышления о героях сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных народов и народов других стран). ПР № 13. Просмотр картин художников Ямала (размышления о сюжетах картин художников Ямала) и рисование на свободную тему. КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
16,17 |
Май, 2023 |
Итоговый контроль. Практическое занятие. |
Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы. ПР № 14. Игры народов Севера. ПР № 15.Кухня народов Ямала (приготовление ухи у чума). КР: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. |
5. Оценка результатов реализации Рабочей программы
Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках бально-накопительной системы.
6.Перечень научно - методического обеспечения
1.Балашова М.Я. Секреты волшебных узоров. - Минск: Харвест, 2010.- 97 с.
2.Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002
3.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.- 168 с.
4.Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург: УРО РАН, 2004.-344с.
5. Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т.-Т.1. - Омск: Книжное издательство, 2004.- 298с.
6. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер.с ненец./ Сост. Е.Г. Сусой, Н.И. Ного.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001.-271с.:ил.
7. Матвеев А. В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994. - 50с.
8.Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004
9.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5-7 классы. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.-134с.
10. Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский меридиан». №5(73)/2002
11.Самоловова Н.В., Самоловов Н.А. Национальные виды спорта: Северное многоборье. – Нижневартовск: НГГУ. 2008г. – 87 с.
12.Харючи С. Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск: Изд-во Томск, ун-та. 1999.-212с.
13.Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. – СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2003.-17с.
14.Юнкеров Ю. Песни таежных людей // Красный Север. 2000. Февраль, № 16.-С.З-4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.