Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики»
«Согласовано» зам. директора по УВР____________ «____»__________ 2022 г. |
«Утверждаю» Директор школы _____________ «____»__________ 2022 г.
|
Рассмотрено на заседании МО_____________________ Протокол №____ от «_____»______________ 2022 года Руководитель МО_____________ |
Рабочая программа
Спецкурса «Решение уравнений и неравенств с параметром»
8 класс
(информационно-математический)
Количество часов: 68
(2 часа в неделю)
Разработчик:
учитель математики
Волохо Ирина Вячеславовна
г. Железногорск
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса «Решение уравнений и неравенств с параметром» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на основе нормативно-правовой базы:
· закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа спецкурса общеразвивающего направления «Решение уравнений и неравенств с параметром» разработана на основе примерных программ по математике и реализуется за счет компонента КГАОУ Школа космонавтики, реализуется только для учащихся Школы космонавтики.
Уровень программы: углубленный.
Решение задач с параметрами является одним из самых трудных разделов школьной математики. Однако такие задачи включаются в задания итоговой аттестации учащихся. При решении задач с параметрами требуется умение проводить довольно разветвленные логические построения, актуальность и внимательность для того, чтобы не потерять решений и не приобрести лишних. Это требует от школьника более развитого логического мышления и математической культуры.
Решение задач с параметрами развивает внимание, уверенное владение материалом школьной программы, умение выдвигать и проверять гипотезы, проводить логические построения и делать выводы.
Форма обучения: очная.
Место курса в учебном плане: данный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для изучения в 8 ИМ классе.
Цели курса:
· формировать понятие параметра, познакомить с возможными методами решения задач с параметрами, с рациональным подходом в отборе методов решения;
· формировать навык решения задач с параметрами;
· развивать интеллектуальный и творческий уровень математического мышления учащихся;
· развивать темп при решении задач с параметрами;
· воспитывать психологическую готовность учащихся к встречам с задачами с параметрами;
· воспитывать социально-личностные компетентности учащихся: самостоятельность, исследовательские навыки, трудолюбие, настойчивость, волю.
Основные задачи курса:
· сформировать представление о задачах с параметрами как задачах исследовательского содержания, показать их многообразие;
· научить применять аналитические методы в решении задач с параметрами;
· научить выполнять построения на плоскости и использовать их в решении задач с параметрами;
· научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор.
Учащиеся должны:
Знать:
· алгоритмы решения линейных уравнений;
· графики линейных уравнений;
· графический метод решения уравнений;
· виды линейных неравенств;
· графический метод решения неравенств;
Уметь решать:
· линейные уравнения с модулем;
· линейные уравнения с параметрами;
· уравнение с двумя переменными;
· системы линейных уравнений с параметром;
· линейные неравенства с параметрами;
Уметь строить графики:
· линейных функций;
· линейных функций с модулем;
· линейных функций с параметрами.
Реализация курса осуществляется с использованием следующих технологий и форм организации учебного процесса.
Технологии: технологии полного усвоения; технологии обучения на основе схематичных моделей; технологии обучения на основе решения задач; технологии проблемного обучения
Формы организации учебного процесса: Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.
Программой курса предполагается проведение контроля знаний и умений в форме самостоятельных работ и итоговой контрольной работы.
Дополнительные формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, самостоятельная работа.
Планируемые результаты освоения курса
Курс нацелен на обеспечение реализации образовательных результатов, дает возможность достижения образовательных результатов:
Предметные УУД:
обучающиеся должны уметь:
· решать уравнения, неравенства с параметрами и их системы, используя аналитический и графический методы;
· строить графики функций;
· выделять необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.
обучающиеся должны знать:
· понятие параметра;
· различные методы решения задач с параметром (аналитический, графический);
· зависимость количества решений от значений параметра;
· свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
· свойства функций в задачах с параметрами.
Метапредметные УУД:
· умение определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
· готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные УУД:
· готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
· сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
Коммуникативные УУД:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
· отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
· в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
· понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
· уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Краткое содержание курса
Введение.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащих параметр. Основные приемы решения задач с параметрами. Решение простейших линейных уравнений с параметрами.
Цель: Дать первоначальное представление обучающемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
Линейные уравнения с параметром. Уравнения приводимые к линейным, содержащих параметр. Системы уравнений с параметром
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных уравнений. Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр. Геометрическая интерпретация. Решение систем уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
Определение линейного неравенства. Алгоритм решения неравенств. Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами. Исследование полученного ответа. Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
Графический метод решения уравнений с параметром.
Основные понятия. Линейная функция в уравнениях с параметрами. Функциональный и графический методы решения линейных уравнений с параметром. Влияние параметра на расположение графика линейной функции.
Цель: Научиться решать уравнения графическим способом в плоскости xOy и xOa.
Ожидаемые результаты:
· усвоят основные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем уравнений с параметрами;
· научатся применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
· смогут научиться проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
· смогут овладеть исследовательской деятельностью.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Планируемая дата |
Линейные уравнения с параметром и их системы (24 час)
|
|||
1 |
Понятие уравнений и неравенств с параметром. Линейные уравнения с параметром |
1 |
5.09 |
2 |
Решение линейных уравнений с параметром |
3
|
5.09, 12.09 (2) |
|
Уравнения с параметром, приводимые к линейным |
2
|
19.09(2) |
3 |
Решение уравнений с параметром, приводимых к линейным |
3 |
26.09 (2), 03.10 |
4 |
Самостоятельная работа № 1 |
1 |
03.10 |
5 |
Линейные уравнения с параметром, содержащие знак модуля |
5
|
10.10(2), 17.10(2), 24.10 |
6 |
Системы линейных уравнений, содержащих параметр
|
8
|
24.10, 31.10(2), 14.11(2), 21.11(2), 28.11 |
7 |
Самостоятельная работа № 2 |
1 |
28.11 |
Линейные неравенства с параметром (7 час)
|
|||
8 |
Линейные неравенства с параметром |
6
|
05.12(2), 12.12(2), 19.12(2) |
9 |
Самостоятельная работа № 3 |
1 |
26.12 |
Графический способ решения задач с параметром (19 час)
|
|||
10 |
Графический способ решения линейных уравнений в плоскости xOy |
6 |
26.12, 09.01(2), 16.01(2), 23.01 |
11 |
Графический способ решения линейных уравнений с параметром, содержащих знак модуля |
6 |
23.01, 30.01(2), 6.02(2), 13.02 |
12 |
Графический способ решения систем линейных неравенств в плоскости xOa |
6 |
13.02, 20.02(2), 27.02(2), 6.03 |
13 |
Самостоятельная работа № 4 |
1 |
6.03 |
Повторение (14 час)
|
|||
14 |
Обобщающее повторение |
8 |
13.03(2), 20.03(2), 3.04(2), 10.04(2) |
15 |
Итоговая работа |
2 |
17.04(2) |
16 |
Работа над ошибками |
2 |
24.04(2) |
17 |
Повторение |
3 |
15.05(2), 22.05 |
18 |
Резерв |
3 |
22.05, 29.05(2) |
Литература
1. Я.С. Фельдман, А.Я. Жаржевский «Математика. Решение задач с модулями» (изд-во «Оракул» г. С.-Петербург, 1997 г.)
2. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов с углублённым изучением математики» (изд-во «Просвещение» г.Москва, 2002 г.)
3. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский «Алгебра 8 класс углублённое изучение. Задачник к учебнику А.Г. Мордковича» (изд-во «Мнемозина» г. Москва, 2015г.)
4. С.А. Шестаков, И.Р. Высоцкий, Л.И. Звавич «Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» (изд-во «АСТ Астрель» г. Москва, 2007 г.)
Интернет-ресурс
1. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
3. www.it-n.ru"Сеть
творческих учителей"
4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
5. Интернет портал PROШколу.ru
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.