Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Алексеевское профессиональное училище»
|
|
Утверждаю Заместитель директора по учебной работе ___________/Иванова К.Ф./ «___» ________2018 г. |
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.08 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
общепрофессионального цикла
программа подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессии
35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
Авангард, 2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для профессий и специальностей СПО, в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ №29625 от 20 августа 2013 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» «Экологические основы природопользования» изучается как базовый учебный предмет общеобразовательного цикла профессиональных образовательных программ по профессии СПО научно-естественного профиля на базе основного (общего) образования 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алексеевское профессиональное училище»
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения программы учебной дисциплины |
10
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» откосится к общепрофессиональному циклу в рамках реализации ФГОС СПО по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства».
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
особенности взаимодействия общества и природы;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
условия устойчивого развития экосистем;
возможные причины возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
методы экологического регулирования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
принципы производственного экологического контроля;
условия устойчивого состояния экосистем.
Результатом освоения программы является формирование общих компетенций (далее ОК).
Общие компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства».
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудованию при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм.
ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности.
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.
ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».
ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка студентов: 51 часов
В том числе:
Обязательная аудиторной нагрузка студентов: 34 часов
Самостоятельная работа студентов 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
34 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
изучение нормативных документов |
|
подготовка доклада |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Номер занятия |
Уровень освоения |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Введение. |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
|
|
Биосфера как среда жизни и деятельности людей. Антропогенные воздействия на природу. |
1 |
1,2 |
1 |
|
||
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Вопросы терминологии. |
1 |
3,4 |
1 |
|
||
|
Практическая работа №1 Заполнение таблицы «Природные ресурсы и их классификация» |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Охрана природы при природопользовании» |
|
|
|
|
||
Краткий очерк истории охраны природы |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
|
|
Ранние этапы охраны природы. История охраны природы в России. Современный этап охраны природы |
1 |
5 |
1 |
|
||
Самостоятельная работа: Подготовка доклада «История охраны природы в России» |
|
|
|
|
||
Использование и охрана атмосферы |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
|
|
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы. |
1 |
8,9 |
1 |
|
||
Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения и меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. |
1 |
10,11 |
|
|
||
|
Практическая работа № 2 Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
Реферат «Источники загрязнений» «Правовые основы охраны атмосферы» |
|
|
|
|
|
Рациональное использование и охрана водных ресурсов |
Содержание учебного материала |
5 |
|
|
|
|
Природная вода и ее распространение. Круговорот воды в природе. Роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей. |
1 |
14,15 |
1 |
|
||
Истощение и загрязнение водных ресурсов. Основные загрязняющие вещества. |
1 |
16,17 |
2 |
|
||
|
Рациональное использование водных ресурсов. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. |
1 |
|
|
|
|
|
Практическая работа № 3 Определение степени загрязнения воды |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
Реферат « Правовые основы охраны водных ресурсов» «Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды» |
|
|
|
|
|
Использование и охрана недр |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
|
Недра. Полезные ископаемые и их распространение. Использование недр человеком. |
1 |
18,19 |
1
|
|
||
|
Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления рационального использования и охраны недр. |
1 |
|
|
|
|
|
Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Государственный мониторинг состояния недр. |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
Доклад «Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России» |
|
|
|
|
|
Практическая работа № 4 Правовые основы рационального использования и охраны недр |
1 |
|
|
|
||
Использование и охрана земельных ресурсов |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|
|
Земельные ресурсы. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ |
1 |
20,21 |
1 |
|
||
|
Естественная и ускоренная эрозия почв. |
1 |
|
|
|
|
|
Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по охране почв |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа: сообщение «Хозяйственное значение почв»
|
|
|
|
|
||
Практическая работа № 5 заполнить таблицу «Система мероприятий по защите земель от эрозии» |
1 |
|
|
|
||
Рациональное использование и охрана растительности |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|
|
Роль растений в природе и жизни человека. Лес как важнейший растительный ресурс планеты. |
1 |
24,25 |
1 |
|
||
Лесные ресурсы России. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России. |
1 |
|
|
|
||
Охрана растительности лугов и пастбищ. |
1 |
|
|
|
||
Использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. |
1 |
|
|
|
||
Правовые основы охраны растительности. |
1 |
|
|
|
||
Практическая работа № 6 «Рекреационное значение лесов» |
1 |
26, 27 |
2 |
|
||
Самостоятельная работа |
Сообщение : антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия |
|
|
|
|
|
Использование и охрана животного мира |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
|
|
Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека. Причины вымирания животных. |
1 |
28 |
1 |
|
||
|
Охрана редких, вымирающих и важнейших групп животных |
1 |
|
|
|
|
|
Практическая работа № 7 « Воздействие человека на животных» |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
Доклад: правовые основы охраны животного мира |
|
|
|
|
|
Охрана ландшафтов |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
|
|
Определение ландшафтов. Их классификация. |
1 |
29 |
1 |
|
||
|
Рекреационные территории, антропогенные формы ландшафтов, их охрана. |
1 |
|
|
|
|
|
Практическая работа №8 заполнение таблицы «Особо охраняемые природные территории» |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
сообщение : «Правовые основы охраны ландшафтов» |
|
|
|
|
|
Организация рационального природопользования и охраны природы в России |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
|
|
Практическая работа № 9 Государственная политика и управление в области экологии |
1 |
30,31 |
1 |
|
||
Самостоятельная работа |
Реферат: «Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования» |
|
|
|
|
|
Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
|
|
|
Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения |
1 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
Сообщение: Правовые основы экологического образования в России |
|
|
|
|
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
|
|
||
Итого |
34 |
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Основные источники:
Дополнительные источники:
Интернет-ресурс:
http://www.studfiles.ru
Формируемые компетенции |
Результаты освоения дисциплины (умения, знания) |
Основные показатели результатов обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1-9 |
Умения: |
Точность и правильность выполнения учебных заданий |
Оценка выполнения практических работ, результаты дифференцированного зачёта |
· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; · соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности |
|||
Знания: |
|||
· особенности взаимодействия общества и природы; · основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; · условия устойчивого развития экосистем; · возможные причины возникновения экологического кризиса; · принципы и методы рационального природопользования; · принципы размещения производств различного типа; · основные группы отходов, их источники и масштабы образования; · основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; · методы экологического регулирования; · понятие и принципы мониторинга окружающей среды; · правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; · принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; · природоресурсный потенциал Российской Федерации; · охраняемые природные территории; · принципы производственного экологического контроля; · условия устойчивого состояния экосистем. |
Требования к результатам освоения учебной дисциплины |
Формируемые компетенции |
Способы достижения средствами учебной дисциплины |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: |
|||
· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; · соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности |
ОК 1, ОК 3, ОК 8 |
Решает учебные задачи, самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта |
Проверка и оценка выполнения зачётной работы
|
Обучающийся должен знать: |
|||
· особенности взаимодействия общества и природы; · основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; · условия устойчивого развития экосистем; · возможные причины возникновения экологического кризиса; · принципы и методы рационального природопользования; · принципы размещения производств различного типа; · основные группы отходов, их источники и масштабы образования; · основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; · методы экологического регулирования; · понятие и принципы мониторинга окружающей среды; · правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; · принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; · природоресурсный потенциал Российской Федерации; · охраняемые природные территории; · принципы производственного экологического контроля; · условия устойчивого состояния экосистем. |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9.
|
Самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта |
Проверка и оценка выполнения зачётной работы
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.