Рабочая программа "Ступени мастерства"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Ступени мастерства"

Оценка 4.9
Документация
docx
другое
6 кл—11 кл
13.08.2024
Рабочая программа "Ступени мастерства"
Рабочая программа
Рыбина Л. Л. программа Ступени мастерства.docx

 Областное государственное казенное учреждение

 "Центр социальной помощи семье и детям Каргасокского района"

 

Принята на заседании методического совета

От «___»                     г.

Протокол №     от

Утверждаю:

Директор ОГКУ

 «ЦСПСиД Каргасокского района»

_________________О. М. Белоногова

 «____» __________  ______

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по художественно - эстетическому направлению

«Ступени мастерства»

 Возраст обучающихся 3 – 17 лет.

Срок реализации 9 месяцев.

(адаптированная)

 

 

Составила: Рыбина Л.Л.,

педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Каргасок - 2023 г.

 


 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

Пояснительная записка

Образовательная область «Технология» предоставляет немалые возможности для развития творческих способностей учащихся начальных классов. Однако часов, отведенных учебным планом основной образовательной программы начального общего образования на уроки технологии недостаточно, чтобы удовлетворить потребности учащихся в творческом ручном труде.

В рамках Программы «Ступени мастерства» учащиеся получают дополнительные сведения по трудовому обучению; знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (аппликация, шитье, работа с природным материалом и т. д.), с изобразительными материалами и техникой работы с ними. Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных творческих замыслов, изготовление вначале простейших, затем более сложных изделий и их последующим художественным оформлением.

В процессе реализации Программы происходит также знакомство учащихся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, архитектора, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Это закладывает основы предпрофессиональной подготовки учащихся, необходимой для дальнейшего становления у них активной гражданской позиции.

Программа предусматривает не только практические упражнения по выполнению художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно, но и овладение умениями и навыками исследовательской и проектной деятельности.

Рабочая программа «Ступени мастерства» адресована обучающимся 3-17 лет. Занятия проходят во второй половине дня исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПиН 2.4.4.3172-14). Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы – 9 месяцев. Численность посещающих – 8-10 человек. Набор в группу осуществляется на добровольной основе.

      Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

     Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.

 

Виды деятельности учащихся.

В работе кружка используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности учащихся должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чье влияние благотворно;
  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • сознательности и активности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Общая цель Программы — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения школьников, их творческой самореализации. В достижение этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование практических умений при изготовлении поделок и сувениров с использованием различных материалов: ткани, бумаги, картона, пряжи, бросового и природного материалов;
  • расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
  • развитие социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, воспитание самостоятельности, уважения к труду;
  • развитие проектных способностей младших школьников;
  • развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре;
  • воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой.

 

Основное содержание программы

 

Учебный план

Тема

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

Художественные работы из разных материалов.

5

1

4

Свит дизайн

5

1

4

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

5

1

4

Работа с пластилином.

5

1

4

Художественные работы из природного материала.

6

1

5

Оформительская работа к праздникам.

5

 

5

Резерв.

2

 

 

Итого.

34

5

27

 

Содержание учебного плана.

 

Вводное занятие.

Практика.
Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.

 

Тема 2: Художественные работы из разных материалов.

 

Теория.

Техника безопасности труда.

 

Практика.

Коллективные работы на фантастическую тему «Космос», «Подводный мир»

 

 

Тема 3: Свит дизайн

Теория.

«Из истории свит дизайна»

 

Практика.

Изготовление композиции «Весенние цветы». Изготовление «Розы». Закрепление способа крепления конфет. Освоение способа изготовления лепестков. Изготовление хризантемы. Отработка приёмов крепления конфет и изготовления лепестков. Сборка и оформление цветка хризантемы. Изготовление подсолнуха.

 

Тема 4: Художественные работы из нетрадиционных материалов.

Теория.

Рецепт соленого теста. Подготовка материалов для работ.

 

Практика.
Технология выполнения художественных работ из нетрадиционных материалов.
Художественные работы из соленого теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги.
Декоративные панно из нетрадиционных материалов. Изготовление разнообразных поделок и картин.

 

Тема 5: Работа с пластилином.

Теория.

Лепка. Из истории лепки.

                                                                

Практика.

Лепка конструктивным способом из разных частей. Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам. Рисование пластилином.

 

 

Тема 6: Художественные работы из природного материала.

Теория.

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.

 

Практика.

Аппликации из засушенных растений. Составление миниатюр («Балерина», «Розы», «Птицы» и д р).

Изготовление панно и картин из засушенных растений.

 

Тема 7: Оформительская работа к праздникам.

Практика.

Техника безопасности.
Рисунки, поздравительные открытки, вырезание декоративных садовых и полевых цветов.
Украшения для новогоднего зала «Новогодняя сказка». Поздравления с праздником.
Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.
Выставка  работ.

 

Планируемые результаты.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Личностные:

  • в рамках кружка «Ступени мастерства» у ребенка должно измениться отношение к самостоятельной творческой трудовой деятельности как социально значимой необходимости жизни общества.

Метапредметные:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; согласовывать потребности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; работа с разными источниками информации.

Предметные:

Знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов;

Уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по модели, рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике.

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

 

Условия реализации программы.

 

Материально-техническое обеспечение.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Ступени мастерства» проводятся на базе центра.

Занятия организуются в кабинете, соответствующего требованиям СанПиН и техники безопасности.

В кабинете имеется следующее учебное оборудование:

·         Мультимедийное оборудование.

·         Ноутбук.

·         Материалы и оборудование:

Ножи.

Необходим простой острый кухонный нож для надрезания твердых поверхностей плодов и большой нож, чтобы придать массе для крепления растений нужную форму. Пригодится и популярный в последнее время тонкий нож-лезвие. Стеки.

Ножницы.

Обыкновенные ножницы для обрезания травинок, цветов и лент, а также секатор для укорачивания черенков.

Кусачки.

Они понадобятся для того, чтобы отрезать проволоку и, к примеру, кончик сосновой шишки.

Плоскогубцы.

Ими отрезают проволоку и при необходимости держат ее над открытым огнем.

Проволока.

Она должна быть разной толщины и гибкости. Проволока используется для укрепления и наращивания стеблей, связывания растений в букетики и фиксирования их в сосудах. Также из проволоки изготавливают каркасы для венков, гирлянд и т. п.

Ленты.

Клейкая лента или лента из бумаги используется для поддержания стеблей на проволоке и для декорирования самой проволоки. Ленты, тесьма, бечевка шелковые нити и мешковина помогают закреплять растения между собой и укреплять саму композицию.

Клей.

Для склеивания сухих растений и для прикрепления их стеблей к крепежу применяют быстросохнущий силиконовый клей. С этой целью приобретается специальный электрический пистолет, который заправляется силиконовыми трубками. Разогретый силикон крепко склеивает растения, прикрепляя их к держателям, сосуду или к другим растениям.

Крепеж.

В качестве держателей для сухих растений применяется оазис. Но в отличие от оазиса, используемого для живых цветов, он должен быть серого или коричневого цвета и его, конечно не надо мочить. В качестве массы для закрепления цветов, которой можно придать любую форму, применяется пенопласт. Последнее время популярным держателем для сухих растений стала всем известная монтажная пена, продающаяся в баллонах разного объема. После засыхания она легко режется, из нее получается нужная форма, а тонкие стебельки сухих растений без особых усилий в нее вставляются. При желании их можно закрепить в этом материале с помощью капельки силиконового клея. В качестве крепежа также используют всем известный пластилин, замазку и т. п.

Кисточки и краски применяют для расписывания шишек и других природных материалов. Распылители.

Это могут быть лаки для волос, декоративные лаки для закрепления цветов и цветные напылители разных тонов.

Сосуды.

В качестве сосудов используют корзинки, туески, коробочки, пластиковые ведерки, пластиковые стаканы, различные коряги и др. Безусловно, сосуд для композиции должен, соответствовать растительному материалу по размеру, фактуре и цвету, и это нужно обязательно учитывать в аранжировках с сухими цветами.

Наборы цветной бумаги (гофре, бархатная, обыкновенная и др.)

Наборы лоскутов из разных тканей.

 

Методы и технологии обучения и воспитания.

В образовательном процессе используются элементы педагогических технологий: коллективного взаимообучения, проектной деятельности, игровые технологии, проблемно-поисковая технология.

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы обучения:

Словесный: устное изложение, беседа, лекция, обсуждения;

Наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу;

Практический: тренировочные упражнения, практическая и творческая работа, игры.

Средства обучения:

Визуальные: таблицы, схемы, натуральные объекты;

Аудиовизуальные: фильмы, телевидение, видеосюжеты.

 

Специфика структуры занятия.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть занятия:

·         организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия;

·         проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений, их подготовленности к изучению новой темы.

Основная часть занятия:

·         ознакомление с новыми знаниями и умениями;

·         упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях.

Заключительная часть занятия:

·         Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Основные составляющие занятий:

1)      Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2)      Организация рабочего места

3)      Повторение пройденного материала

4)      Организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

·         инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;

·         практическая работа;

·         физкультминутки;

·         подведение итогов, анализ, оценка работ;

·         приведение в порядок рабочего места

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

 

Эффективность Программы определяется посредством технологии портфолио.

Формы подведения итогов реализации Программы осуществляется через регулярные мини-выставки, организуемые в центре и по участию воспитанников в выставках районного и областного уровня. По каждому воспитаннику заполняется «Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы» (см. Приложение №1). Эти данные заносятся в «Сводную таблицу освоения образовательной программы» (см. Приложение №2). В течение обучения в программе ПФДО фиксируется количество посещённых занятий и работы, выполненные обучающимися.

 

Перечень учебно-методического образовательного процесса.

Нормативно-законодательная основа внеурочной деятельности:

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14 декабря 2015 г. №09-3654 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (далее – Письмо № 09-3564), в которое внесены уточнения в существующие рекомендации Минобрнауки России по организации внеурочной деятельности.

 

Список литературы.

 

Литература для педагога:

  1. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.  – 111с. (Стандарты второго поколения)
  2. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
  3. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
  4. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  5. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
  6. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” М., Просвещение, 1990.
  7. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

      8.   Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru           


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы

Практические умения и навыки, предусмотренные программой согласно основным разделам учебно-тематического плана.

Показатели

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Методы диагностики

I. Практическая подготовка обучающихся:

1.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

·         Умение засушивать растения

·         Выполнять картины из природного материала и в технике аппликации

·         Вспомогательные техники

·         Составление цветочных композиций

·         Изготовление салфетки, мягкой игрушки

·         Работа с солёным тестом

1.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

1.3. Творческие навыки:

·         Изготовление работ по образцу

·         Умение составлять композиции

·         Изготовление работ по собственному замыслу

·         Умение самостоятельно применять различные элементы

·         Цветовое решение

·         Проявление фантазии

 

 

Демонстрации, выставки. Наблюдение.

II. Общеучебные умения и навыки обучающихся:

2.1. Учебно-коммуникативные умения:

·         умение слушать и слышать педагога;

·         умение выступать перед аудиторией.

·         умение работать в коллективе.

2.2. Учебно-организационные умения и навыки:

·         умение организовать свое рабочее место;

·         навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

·         исполнительное мастерство (качество).

 

 

Наблюдение. Собеседование.

III. Выставочная деятельность обучающихся:

·         на уровне объединения.

·         на уровне школы.

 

 

Наблюдение.

 

 

 

Степень выраженности оцениваемого качества.

Минимальный уровень (ребенок овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие задания педагога), возможное количество баллов - 1;

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2. работает с оборудованием с помощью педагога, задания выполняет на основе образца), возможное количество баллов - 5;

Максимальный уровень (ребенок овладел практическими умениями и навыками в полном объеме, работает с оборудованием самостоятельно, выполняет задания с элементами творчества), возможное количество баллов- 10.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сводная таблица освоения образовательной программы

Ф.И., класс

Общее количество баллов

Практические навыки

Владение спец. оборудованием.

Творческие навыка

Учебно-коммуникативные навыки

Учебно- организационные умения

Выставочная деятельность

Итог в %

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

Промежуточный

результат

Итоговый

результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-12 баллов - программный курс не усвоен.

15-19 баллов - минимальный уровень освоения программы.

20- 62 балла - низкий уровень освоения программы.

63-94 балла - средний уровень освоения программы.

95 - 135 баллов - хороший уровень освоения программы.

136-190 баллов - максимальный уровень освоения программы (100%).

Общее количество баллов (100% освоение программы (максимальный уровень)).

 

 


 

Областное государственное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям

Областное государственное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Общая цель Программы — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения школьников, их творческой самореализации

Общая цель Программы — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения школьников, их творческой самореализации

Тема 2: Художественные работы из разных материалов

Тема 2: Художественные работы из разных материалов

Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся

Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся

Обыкновенные ножницы для обрезания травинок, цветов и лент, а также секатор для укорачивания черенков

Обыкновенные ножницы для обрезания травинок, цветов и лент, а также секатор для укорачивания черенков

Специфика структуры занятия.

Специфика структуры занятия.

Гусакова М. А. “Аппликация”. М

Гусакова М. А. “Аппликация”. М

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы

Степень выраженности оцениваемого качества

Степень выраженности оцениваемого качества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2024