Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Игринский районный дом детского творчества
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета № 0 от «00» ______ 2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО Игринского районного ДДТ _______________ Тронина Т.Р. Приказ № 00 от «00» ______ 2021 г. |
Рабочая программа
«Сувенирная мастерская»
Художественной направленности
возраст: 10 - 15 лет
срок реализации: 2021-2022 учебный год
|
Составитель: Макарова Надежда Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУДО Игринского районного ДДТ |
Игра, 2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенирная мастерская» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Министерства образования и науки УР от 20.03.2018 г. № 281 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Удмуртской Республике», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Направленность: художественная.
Актуальность. Программа реализуется в соответствии с социальным заказом и запросами учащихся и их родителей, выявленными на основе результатов анкетирования. В целях обеспечения творческого развития и формирования личности ребенка многие родители хотят направить своих детей на занятия в творческие объединения.
Родители отметили важность приобщения к культурным ценностям, развитие художественно-эстетических способностей, что учитывается в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Сувенирная мастерская».
Занятия помогают художественно-эстетическому воспитанию девочек - подростков, развитию творческой личности, через изучение и практическое освоение навыков и приёмов работы с различными материалами, украсить свой дом эксклюзивными вещами, сделать подарки своими руками для друзей и родственников, найти эстетическое самовыражение.
Цель программы:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к декоративно прикладному творчеству через изготовление художественных изделий из различных материалов.
Задачи:
- Обучить основам техники изготовления изделий из различных материалов: атласных лент, кожи, фетра, фоамирана.
- Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе современного декоративно – прикладного искусства.
- Развить духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
Отличительные особенности программы
Программа дополняет школьные учебные предметы по технологии, изобразительному искусству. Программа включает в себя знакомство обучающихся с традиционными и современными способами обработки различных материалов. Обработка материала как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет воспитанникам унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций.
Адресат программы. Программа курса рассчитана для учащихся среднего звена: 5 - 9 классов, возраст учащихся 10 - 15 лет. Наполняемость групп – 10 человек. ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ НА БАЗЕ МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ.
Уровень программы: стартовый
№ |
Уровень |
Год обучения |
Уровень освоения |
1 |
Стартовый |
1 год |
Учащиеся получают общее понятие об основах композиции и цветовой гармонии, значения распространенных художественных понятий и терминов, знакомятся с техникой изготовления сувениров из различных материалов.
|
Объем программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенирная мастерская» рассчитана на 1 год обучения 72 часа.
Формы организации образовательного процесса: групповые и индивидуальные. Виды деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, мастер - классы, творческие мастерские, выставки, экскурсии, праздники. Условия, формы и технологии реализации программы «Сувенирная мастерская» учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Программа базируется на основных принципах дополнительного образования:
- выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение учащихся;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся. Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут.
В ходе реализации программы образовательный процесс организуется в очной форме. Согласно Положения по применению дистанционных образовательных технологий, электронно-информационных ресурсов в МБУДО Игринском районном ДДТ (утверждено 03.09.2019 г приказ № 157) возможно обучение и с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронное обучение. Программа подготовки предполагает очные дистанционные занятия на интернет – платформе Canvas, в видеочатах и веб-чатах в социальной сети «ВКонтакте».
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. После зачисления учащегося ему в соответствии с графиком учебного процесса по электронной почте или личным сообщением в социальной сети «ВКонтакте» (по договоренности педагога и учащихся) высылаются тексты заданий и методические рекомендации по их выполнению, высылаются лекции, рекомендации по поиску информации, практические задания. Присланные решения рецензируются педагогом дополнительного образования и вместе со следующим заданием и возможным вариантом решения высылаются учащемуся. В случае каких-то затруднений или необходимости всем учащимся предоставляется право получения индивидуальной консультации, они могут обратиться за консультациями к педагогу по электронной почте или используя видеосвязь (например, видеозвонки на таких платформах, как «Skype», «WhatsApp», «Viber» и «ВКонтакте»).
Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: 1 год обучения - 1 раз в неделю по 2 академических часа (72 часа в год).
Формы контроля: участие в выставках, конкурсах, беседа, викторина, тестирование, мастер-класс, самостоятельная работа, проект.
Ожидаемые образовательные результаты.
Метапредметные
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- овладение умением чтения схем, чертежей
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей
деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
– умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
Предметные
-умеют планировать технологический процесс, сделать правильный подбор материалов с учетом выбранного изделия и технологии выполнения;
-способность формированию навыков по составлению содержания, оформлению и выполнению творческого проекта по окончанию курса;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;
-умение осуществлять поиск информации.
Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет с демонстрационной доской, компьютер;
- наглядные пособия ( образцы, схемы, инструкционные карты)
Информационно-методическое обеспечение:
- специализированная литература, иллюстрации, таблицы;
- специальный методический фонд.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования , образование высшее, квалификация: руководитель творческого коллектива. Преподаватель
Информационно-методическое обеспечение:
– литература:
1. Анна Зайцева. Игрушки из фетры. 2011г. 7. Алѐна Верхола. Волшебный фетр. 2014г
2. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
3. Зайцева Ольга, «Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи. Практическое руководство»
4. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
5. Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.
6. Струкова Л.М. Украшения из кожи. Или волшебные превращения старой кожаной перчатки в изящные украшения для себя и оригинальные подарки для друзей: Изд-во Воронежского педагогического университета. – Воронеж, 1996., 30с., ил.
7. Интернет-ресурсы: http://forum.say7.info/topic39741.html
8. http://www.madmuazelle.com/kanzashi-master-klass/
9. http://stranamasterov.ru/node/44848
Календарный учебный график 1 года обучения
№ |
Число Месяц |
Время проведения |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятий |
Форма контроля |
1.Введение |
||||||
1. |
6-12 сентября |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Инструктажи (ППД, ППБ) противодействие терроризму по охране труда, ТБ с режущими предметами |
викторина |
2. |
13-19 сентября
|
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Правила поведения в кабинете и при работе с инструментами. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с назначением инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. |
наблюдение
|
2.Сувениры из атласных лент. Техника «канзаши» |
||||||
3. |
20-26 сентября |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Из истории «канзаши». Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Продумывание цветовых сочетаний. |
наблюдение |
4. |
27-3 октября |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Складывание мотивов по схеме. Соединение фрагментов между собой, прикрепление на основу |
наблюдение
|
5. |
4-10 октября |
|
Практическая работа |
2 |
. Сборка изделия из готовых мотивов. |
наблюдение
|
6. |
11-17 октября |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Способы выполнения цветов и бабочек из атласных лент. |
наблюдение |
7. |
18-24 октября |
|
Семинар, Практическая работа |
2 |
Изготовление бабочек - канзаши. |
наблюдение |
8. |
25-31 октября |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Изготовление бабочек - канзаши. |
опрос |
9. |
1-7 ноября |
|
Практическая работа |
2 |
Оформление аксессуаров бабочками-канзаши. |
творческая работа |
10. |
8-14 ноября |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Изготовление лепестков и листьев для цветка «Роза». Подбор материала, изготовление деталей |
наблюдение |
11. |
15-21 ноября |
|
Практическая работа |
2 |
Изготовление цветов из деталей |
наблюдение |
12. |
22-28 ноября |
|
Практическая работа |
2 |
Изготовление листьев из ленты, отделка стебля |
наблюдение |
13. |
29-5 декабря |
|
Практическая работа |
2 |
Сборка цветка «Розы» |
наблюдение |
3. Технология изготовления изделий из кожи. |
||||||
14. |
6-12 декабря |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Инструменты и приспособления. Терминология ручных работ. Правила выполнения |
наблюдение |
15. |
13-19 декабря |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Выбор кожи и ткани. Основные приемы работы с кожей |
наблюдение |
16. |
20-26 декабря |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Разметка и раскрой деталей. Обтяжка изделий. Драпировка. |
наблюдение |
17. |
27-2 января |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Изготовление сувенирного брелока . Подготовка материала, изготовление эскиза |
наблюдение |
18. |
10 – 16 января |
|
Практическая работа |
2 |
Изготовление деталей |
тестирование |
19. |
17-23 января |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Сборка брелока из деталей, окончательная отделка изделия |
наблюдение |
20. |
24-30 января |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Рельефное панно. Последовательность выполнения работы. Изготовление эскиза.
|
практическая работа |
21. |
31-6 января |
|
Практическая работа |
2 |
Способы изготовления цветов из кожи. Последовательность выполнения работы. |
наблюдение |
22. |
7-13 февраля |
|
Практическая работа |
2 |
Способы изготовления цветов из кожи. Изготовление деталей. |
наблюдение |
23. |
14-20 февраля |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Оформление основы панно. Сборка панно «Миниатюра с цветами».
|
наблюдение |
4. Изготовление изделий из фоамирана.
|
||||||
24. |
21-27 февраля |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Информационные данные. Простые фигуры из фоамирана |
беседа |
25. |
28-6 февраля |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Изготовление магнитика на холодильник «корзинка». Выполнение эскиза работы.
|
наблюдение |
26. |
7-13 марта |
|
Практическая работа |
2 |
Изготовление деталей, сборка изделия |
творческий проект |
27. |
14-20 марта |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Бутоньерка «Ветка яблони». Изготовление шаблонов.
|
наблюдение |
28. |
21-27 марта |
|
Практическая работа |
2 |
Изготовление деталей изделия. |
наблюдение |
29. |
28-3 марта |
|
Практическая работа |
2 |
Сборка ветки яблони из элементов, декорирование. |
практическая работа |
5. Обработка фетра и войлока |
||||||
30. |
4-10 апреля |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Инструменты и приспособления для изготовления изделий из фетра
|
наблюдение |
31. |
11-17 апреля |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Выбор простейшего изделия для формирования навыка и умений фетрового шитья (аксессуар для телефона, пенал, )
|
наблюдение |
32. |
18-24 апреля |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Изготовление шаблонов, раскрой деталей |
наблюдение |
33. |
2-8 мая |
|
Практическая работа |
2 |
Сборка изделия, защита проекта |
творческий проект |
34. |
9-15 мая |
|
Семинар, практическая работа |
2 |
Сувенирные тапочки из фетра. Подготовка материала, раскрой деталей. |
наблюдение |
35. |
16-22 мая |
|
Практическая работа |
2 |
Сборка сувенирного тапочка, декорирование |
творческая работа |
6. Итоговое занятие |
||||||
36. |
23-29 мая |
|
Практическая работа |
2 |
Подведение итогов работы творческого объединения за год. Отбор на выставку лучших работ. Оформление и проведение итогов выставки. Награждение победителей.
|
анкетирование |
|
|
|||||
ИТОГО |
36 занятий по 2 часа – 72 часа за 1 год обучения |
Контрольно – измерительные материалы
1. ВИКТОРИНА по теме «Моя безопасность»
2. Творческие задания
3. Контрольный тест по теме: «Обработка кожи»
4. Творческие задания
5. Творческие задания
6. Анкетирование
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.