Рабочая программа "Теоретические и прикладные аспекты методической рабы учителя начальных классов"

  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Теор.прикл.аспекты метод.работы КРО окон.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»

 

 

 

«Утверждаю»

Заместитель директора

____________Е.Е. Потапова

«___»___________2024г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПМ 01. Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучающихся начальных классов, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »

 

МДК 01.09 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов.

 

 

 

Трудоемкость  43 часов

Из них аудиторной нагрузки 30 часов

В том числе:

Лекций

30

Практических занятий

9

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация

7

 

 

 

 

 

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.       СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МДК 01.09 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «МДК 01.09 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов» является обязательной частью профессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен освоить основной вид деятельности «педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальных классах, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

1.1.1.       Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

 

 

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ПК 1.1.

Проектировать процесс обучения на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ), федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС УО), федеральной образовательной программы начального общего образования в начальных классах, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ПК 1.2.

Организовывать процесс обучения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с санитарными нормами и правилами, реализовывать программы индивидуального развития.

ПК 1.3.

Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результаты обучения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

ПК 1.4.

Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 1.5.

Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО и федеральной образовательной программы начального общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

ПК 1.6.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

ПК 1.7.

Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности

ПК 1.8.

Проектировать деятельность по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную и комфортную предметно-развивающую среду для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

 

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

Владеть навыками

проектирования образовательного процесса в части урочной деятельности на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно – ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО), с учетом примерных основных и адаптированных образовательных программ, учебно-методических комплексов для начальной школы, особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной (в том числе разработки программ учебных предметов в рамках основной и адаптированной общеобразовательной программы; разработки технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, с учетом учебно-методических комплексов для начальной школы, примерных основных и адаптированных образовательных программ; разработки (совместно с другими специалистами) индивидуальных образовательных маршрутов, программ индивидуального развития ребенка с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; планирования уроков)

постановки воспитательных задач уроков, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка в урочной деятельности (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

организации учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей и своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

реализации программ учебных предметов в рамках основной и адаптированной общеобразовательной программы через проведение различных видов уроков

реализации (совместно с другими специалистами) индивидуальных образовательных маршрутов, программ индивидуального развития ребенка с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО

реализации развивающих и воспитательных возможностей учебной деятельности обучающихся

регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе обучения младших школьников с ОВЗ и с сохранным развитием в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

формирования системы регуляции деятельности обучающихся в процессе обучения

реализации на учебных предметах современных, в том числе интерактивных, форм и методов

формирования и реализации программ развития универсальных учебных действий, метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

формирования у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

формирования у обучающихся с ОВЗ и сохранным развитием мотивации в процессе обучения

развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы в процессе обучения

развития у обучающихся, в том числе обучающихся, имеющих ОВЗ; проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

формирования в процессе обучения навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

освоения и применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

освоения и адекватного применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

реагирования на непосредственные по форме обращения детей к учителю в процессе обучения и распознавать за ними серьезные личные проблемы

оказания адресной помощи обучающимся

организации, осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

объективной оценки знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

объективной оценки успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе

систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению

выявления в ходе наблюдения в процессе обучения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

применения инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

выбора и разработки учебно-методических материалов в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО

поиска, изучения и систематизации педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования

описания и оценки педагогического опыта и образовательных технологий начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения младших школьников, в том числе с ОВЗ

самоанализа деятельности

выстраивания личной траектории профессиональной деятельности на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности

участия в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

оценки параметров и проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Уметь

проводить анализ требований и содержания ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, содержания примерных основных и адаптированных образовательных программ, содержания учебно-методических комплексов для начальной школы в целях проектирования процесса обучения

принимать участие в разработке ООП НОО и АООП НОО

разрабатывать программы учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, с учетом примерных основных и адаптированных общеобразовательных программ, учебно-методических комплексов для начальной школы

разрабатывать технологическую карту урока в соответствии с требованиями к ее структуре

во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)

разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

учитывать особенности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики, в т.ч. в работе с обучающимися с ОВЗ

ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, в т.ч. с ОВЗ, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

использовать в процессе обучения специальные подходы в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ОВЗ

владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их в процессе организации учебного процесса

управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемых предметах предметные и метапредметные компетенции

вносить необходимые коррективы в процесс обучения младших школьников, в том числе с ОВЗ

во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)

подбирать и применять методы анализа процесса и результатов обучения младших школьников с ОВЗ и с сохранным развитием

владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО

анализировать информационные ресурсы с целью обнаружения педагогического опыта

оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения

систематизировать педагогический опыт и эффективные профессиональные технологии в области начального общего образования

применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

анализировать результаты процесса обучения

проводить самоанализ деятельности

формировать портфолио профессиональных достижений в части урочной деятельности

разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета

формировать комфортную и безопасную для обучающихся, в том числе с ОВЗ, предметно-развивающую среду учебного кабинета

заполнять документацию учебного кабинета (паспорта, плана развития кабинета)

Знать

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, содержание примерных основных и адаптированных образовательных программ, учебно-методических комплексов для начальной школы, иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство (в том числе Конвенция о правах ребенка) в части организации урочной деятельности

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации

особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная и адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования

теория и технологии учета возрастных, индивидуальных и типологических особенностей обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра) (далее – ОВЗ) в процессе проектирования учебного процесса

структура программы учебного предмета, технологической карты урока, программ индивидуального развития ребенка

психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ, их учет в проектировании учебного процесса, коррекционной работе

психолого-педагогические особенности организации учебного процесса обучающихся, в том числе обучающихся, имеющих ОВЗ; проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным

основы психодидактики, поликультурного образования

методика обучения по предметам в рамках программы начального общего образования

методика реализации программы индивидуального развития ребенка

преподаваемые предметы в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной и адаптированной общеобразовательной программы, их истории и места в мировой культуре и науке

основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

основные и актуальные для современной системы образования теории обучения и развития детей младшего школьного возрастов

история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

дидактические основы используемых в учебном процессе образовательных технологий, в том числе ИКТ-технологий

педагогические закономерности организации учебного процесса

законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

основные признаки отклонения в развитии детей

основы специальной педагогики и психологии (и смежных наук)

пути достижения образовательных результатов и способы контроля и оценки результатов обучения

научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки и коррекции

основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики в процессе обучения

направления, методы (методики) психодиагностики и алгоритм анализа процесса и результатов обучения младших школьников, в том числе с ОВЗ

нормативные документы по вопросам организации образовательного процесса младших школьников, в том числе с ОВЗ

виды, содержание и требования к учебно-методическим материалам

критерии отбора учебно-методических материалов, в том числе с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся, в том числе с ОВЗ

особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

подходы к поиску, изучению, описанию и систематизации педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования

показатели оценки педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования

направления профессионального роста

формы и виды формального и неформального дополнительного профессионального образования

ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО, иные документы (в т.ч. СанПиН) в части требований к оснащению учебного кабинета, к предметно-развивающей среде

особенности организации, принципы построения предметно-развивающей среды и оснащения учебного кабинета для различных категорий лиц с ОВЗ


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

Трудоемкость/объем дисциплины  (всего часов)

43

в том числе:

-        лекции

30

-        практические занятия

9

-        промежуточная аттестация(другое)

7

-        самостоятельная работа

4

 

Распределение трудоемкости/объема дисциплины по видам учебной работы,  по семестрам

 

Семестр

Всего

Лекции,  уроки

Практические занятия

Промежуточная аттестация

Самостоятельная работа

1

43

30

9

7

4

2

-

-

-

-

-

Всего

43

30

9

7

4


2.1.  Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

МДК.01.09 Теоретические и прикладные аспекты методи- ческой работы учителя на- чальных классов

 

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоя- тельная работа студентов.

Объем часов

 

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

 

1

2

3

4

Раздел 1. Создание  учебно-методического обеспечения образовательного процесса

10/3

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

 

 

Тема 1.1 Федеральные государ- ственные образовательные стан- дарты как основа моделирования образовательного процесса

 

Содержание учебного материала

2

1.

Структура и содержание образовательных стандартов начального общего образования ФГОС начального общего образования и современный урок.

Самостоятельная работа 1.

1

 

Работа с учебной и научной литературой (терминологический аппарат методической деятельно-

сти). Знать основные положения ФГОС НОО

 

 

Тема 1.2. Основы методической работы учителя

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Виды и формы организации методической работы в образовательном учреждении .Организация деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов.

Практическая работа 1.

1

 

Методическая деятельность учителя начальных классов; работа с учебной и научной литерату-

рой, обращение к Интернет-ресурсам (терминологический аппарат методической деятельности)

 

 

 

 

 

Тема 1.3. Педагогические, гигие- нические, специальные требова- ния к созданию предметно- развивающей среды в кабинете

Содержание учебного материала

3

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Роль учебного кабинета в организации учебного и воспитательного процесса в начальных классах. Систематизация наглядных пособий и ТСО, средств ИКТ. Средства наглядной ин-

формации кабинета

1

2.

Соблюдение гигиенических требований. Кабинет начальных классов как база для успешного

выполнения образовательной программы.

1

3.

Участие в создании предметно-развивающей среды в кабинете. Оформление игровой зоны кабинета. Принципы создания предметно-развивающей среды (открытость, гибкое зонирова- ние, стабильность и динамичность развивающей среды, комплексный подход (многофунк- циональность помещения; рациональность использования пространства; взаимосвязь цвето- вой отделки и освещения; целесообразность озеленения интерьера, взаимосвязь образова-

тельной, развивающей, оздоровительной, информационной составляющих среды).

1

Практическая работа 2.

1

 

Анкета «Учебный кабинет начальных классов»; работа с учебной и научной литературой, обра-

щение к Интернет-ресурсам (терминологический аппарат методической деятельности)


 

Тема 1.4. Планирование обучения и воспитания младших школьников

Содержание учебного материала

3

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Основы планирования в начальном образовании.

1

2.

Учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность учителя начальных

классов.

1

3.

Осуществление планирования с учетом возрастных и индивидуально-психологических осо-

бенностей обучающихся.

1

Практическая работа 3:

1

 

Составить фрагмент календарно-тематического планирования; работа с учебной и научной литературой, обращение к Интернет-ресурсам (терминологический аппарат методической деятельности)

Раздел 2.Систематизация учебно-методического материала. Планирование обучения и воспитания младших школьников.

20/6

 

 

 

Тема 2.1. Разработка учебно- методических материалов.

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Учебная программа  предмета. Рабочая программа предмета. Календарно-тематическое пла-

нирование. Технологическая карта учебной темы

Самостоятельная работа  2.

1

 

А) Подготовка презентации «Моделирование предметно-развивающей среды в кабинете началь-

ного обучения». Б) Составление технологической карты на предложенную учебную тему.

 

 

 

Тема 2.2.Систематизация и оценка педагогического опыта и об- разовательных технологий

Содержание учебного материала

4

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Понятие педагогической технологии.

Основные качества современной педагогической технологии. Научные основы педагогиче- ской технологии

2

2.

Педагогика сотрудничества. Игровые технологии. Проблемное обучение. Новые информационные технологии обучения.

2

Самостоятельная работа 3.

1

 

Анализ статей периодических педагогических изданий, Интернет-ресурсов, подготовка презента- ции на тему «Использование современных образовательных технологий в учебно-

воспитательном процессе начальной школы».


Тема 2.3. Информационно- коммуникационные технологии в начальной школе

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе  обучения и

воспитания.

1

2.

Умения, необходимые учителю для применения ИКТ: технические, методические, техноло-

гические. Возможности ИКТ.

1

 

 

Тема 2.4. Самоанализ педагоги- ческой деятельности.

Содержание учебного материала

2

1.

Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога. Педагогические способности. Профессионально значимые личные качества Педагогическая

рефлексия.

Практическая работа 4.

2

 

Ознакомление с персональными сайтами учителей- новаторов.

Тема 2.5. Источники, способы обобщения, представления и

распространения педагогического опыта.

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Анализ педагогической деятельности. Виды анализа современного урока, схема анализа

урока, общие критерии анализа урока.

1

2.

Особенности оформления портфолио педагогических достижений.

Виды портфолио.

1

Самостоятельная работа 4:

1

 

Составление информационного блока в виде портфолио, Работа с учебной и научной литературой, обращение к Интернет-ресурсам (терминологический аппарат методической деятельности)

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Передовой педагогический опыт: критерии отбора, этапы работы по изучению и обобщению

передового педагогического опыта. Понятие и признаки педагогического творчества.

1

2.

Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов. Современные обра- зовательные технологии, используемые в области НОО. Система работы педагога по распро-

странению опыта.

1

Тема 2.6. Инновационная дея- тельность учителя начальных классов

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Содержание понятий «инновации», «инновационная школа», «инновативность»,

«инноватика». Критерии педагогических инноваций. Сущность и содержание инновационной культуры педагога.

 

Практическая  работа 5:

2

Работа с литературой, анализ СМИ, Интернет-ресурсов Вопросы для рассмотрения:

1.      Понятие и признаки педагогического творчества.

2.      Система работы педагога по обобщению собственного опыта

3.      Отработка технологии целостного описания педагогического опыта

4.      Реферат как форма представления актуального педагогического опыта.

5.      Обоснуйте систему работы педагога по распространению опыта.

 

Тема 2.7.Создание и презентация педагогических разработок

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

 

 

 

1.

Виды педагогических разработок. Этапы работы над отчетом, рефератом, выступлением; примерная структура разработок, критерии оценки, требования к соблюдению технических

правил оформления.

 

 

 

Тема 2.8. Основные формы ме- тодической работы в начальной школе

Содержание учебного материала

1

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Предметные методические объединения, единый методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, школы молодого учителя, школы передового опыта, индивидуаль- ная работа с учителями, проведение открытых и показательных уроков, научно-

педагогические конференции и педагогические чтения. Организация ролевых, деловых и организационно-деятельностных играх, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы и

др.

Тема 2.9.Особенности органи- зации проектной деятельности в начальной школе.

Содержание учебного материала

1

ОК 01,ОК 02,ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07,ОК 08,ОК 09;

ПК 1.1,ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.4, ПК 1.5,ПК 1.6,

ПК 1.7,ПК 1.8

1.

Сущность проектной деятельности. Особенности проектов начальной школе. Этапы проекта.

Требования к оформлению проекта. Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация на практике, рефлексия. Их особенности,методика подготовки и проведения. Примерная структура проекта. Уроки-проекты.

Практическая работа 6:

2

 

Разработка макета проекта для учащихся 1-4 классов.

Промежуточная аттестация:

7

 

Всего:

43

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.

Оборудование учебного кабинета. Технические средства обучения:

-       аудиторная доска.

Учебно-наглядные пособия:

-       демонстрационный материал. Специализированная мебель:

-       посадочные места по количеству обучающихся;

-       рабочее место преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.   Демченко, З.А. Методология научно-исследовательской деятельности: учебно- методическое пособие / З.А. Демченко, В.Д. Лебедев, Д.Г. Мясищев ; Федеральное государ- ственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образова- ния «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Мини- стерство образования и науки Российской Федерации. - Архангельск : САФУ, 2015. – 84 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= (26.08.2016).

2.   Здоровьесозидающая педагогика: новая парадигма современного образования: мо- нография          /А.Г.Маджуга, И.А.Синицина Стерлитамак, ФОБОС. – 2013 – 390 с.

3.     Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании.

- 438 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3915-3; То же [Электронный ресурс]. -

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 (25.08.2016).

4.   Пешкова, В.Е. Педагогика: учебно-методическое пособие / В.Е. Пешкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 7. Начальная школа (тематическая библиография). - 520 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3917-7 ; То же [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344738(12.09.2016) (12.08.2016).

5.   Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочное время

: сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской, И.Н. Нурлыгаянова, Л.И. Руленковой. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 145 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-7381- 2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437440(01.09.2016).

 

Дополнительные источники:

1.   Бабина, Н.Ф. Выполнение проектов: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Бабина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 77 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3929-0 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=(12.09.2016).

2.   Ичетовкина, Н.М. Психолого-педагогические практики: организация, методические указания, диагностические средства: учебно-методическое пособие для студентов / Н.М.

Ичетовкина, Т.Д. Лукъянова ; Министерство образования и науки РФ. - Глазов : ГГПИ, 2014. - 112 с. : табл. - ISBN 978-5-93008-177-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428685 (12.09.2016).

3.   Лазарева, Л.И. Информационная культура и инновационная деятельность учителя : монография / Л.И. Лазарева; ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет


культуры и искусств». - Кемерово: КемГУКИ, 2013. - 144 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5- 98980-034-6; То же [Электронный ресурс]. -

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438322 (12.09.2016).

 

Интернет источники:

1.       Педагогическая библиотека - http://www.ped1ib.ru

2.       Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru/defaultx.asp

3.       Официальный сайт Министерства образования и науки - http://www.ed.gov.ru

4.       Международная ассоциация развивающего обучения - http://www.centr-ro.ru

5.       Универсистетская библиотекаонлайн http://biblioclub.ru/

Электронная библиотека http://rucont.ru/efd/384621

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных занятий и самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успе- ваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные

знания, общие и профессио- нальные компетенции)

 

Основные показатели оценки результата

Формы и методы кон- троля и оценки резуль- татов обучения

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся дол- жен иметь практический опыт анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно- методических материалов на ос- нове ФГОС НОО, примерных основных образовательных про- грамм начального общего обра- зования с учетом типа образова- тельной организации, особенно-

стей класса и отдельных обу- чающихся (ОК 2, ОК 5, ОК 9);

Владение основами содержания и требова- ний ФГОС, эффективное применение мате- риалов и рекомендаций государственных стандартов в педагогической деятельности.

Наблюдение за действия- ми студентов в ходе про- ведения деловой игры Оценка самостоятельности и инициативности

студентов

участия в создании предметно- развивающей среды в кабинет (ОК 7, ОК 9, ОК 10, ПК 4.1, ПК

4.2);

Умелое применение методов и средств, ин- формации, педагогических, специальных и

гигиенических требований к организации предметно-развивающей среды в кабинете.

Текущий контроль

 

Оценка конспекта урока

изучения и анализа педагогиче- ской и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и пре-

зентации отчетов, рефератов,

докладов (ОК 1, ОК 5,ОК 6, ПК 4.4, ПК 4.5);

Умелое использование различных источни- ков информации, еѐ систематизация для вы- полнения профессиональных задач.

Текущий контроль, устный опрос

Оценка презентации и вы- ступления

оформления портфолио педаго- гических достижений; презента- ции педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступ- лений (ПК 4.4, ПК 4.5);

Уверенное использование информационно- коммуникационных технологий для созда- ния электронных презентаций, портфолио, отчетов, календарно-тематического плани- рования.

Текущий контроль, устный опрос

Оценка презентации, ре- шения ситуационных

задач

участия в исследовательской и проектной деятельности (ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5).

Создание проектов решения различных про- фессиональных проблем, моделирование образовательного процесса с учетом образо- вательных запросов потребителей образова-

тельных услуг

Текущий контроль, устный опрос Наблюдение в ходе прове- дения деловой игры

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся дол- жен уметь анализировать феде- ральные государственные обра- зовательные стандарты, пример- ные основные образовательные программы начального общего образования, вариативные (ав- торские) программы и учебники по предметам общеобразователь-

ной программы (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8);

Осуществление грамотного содержания нормативно-правовых документов в области образования, логичная и последовательная работа по выбору и реализации программы, адекватной целям и задачам обучения школьников.

Текущий контроль, Наблюдение и оценка са- мостоятельной работы студента


определять цели и задачи, плани- ровать обучение и воспитание обучающихся (ОК 7, ПК 4.1, ПК

4.3);

Правильная, конкретная формулировка це- лей и задач обучения и воспитания.

Текущий контроль

Экспертная оценка планов урока

осуществлять планирование с учетом возрастных и индивиду- ально-психологических особен- ностей обучающихся (ОК 4, ОК

10, ОК 11, ПК 4.3);

Грамотное планирование уроков, разработка планов-конспектов занятий и досуговых ме- роприятий, уверенное владение психолого- педагогическими основами развития школь-

ников.

Экспертная оценка пла- нов-конспектов мероприятий

определять педагогические про- блемы методического характера и находить способы их решения

(ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 9);

Целесообразный выбор и использование методической литературы, других источни- ков информации, необходимых для решения

педагогических проблем.

Текущий контроль, оценка самостоятельной работы студента

адаптировать имеющиеся мето- дические разработки (ОК 3, ОК 5,

ОК 9, ПК 4.1, ПК 4.3);

Уверенное владение анализом методических разработок и аргументация предложений по совершенствованию образовательного про- цесса.

Устный и письменный опрос

Оценка методической раз- работки конспекта урока

сравнивать эффективность при- меняемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образова- тельные технологии с учетом типа образовательной организа- ции и особенностей возраста обучающихся (ОК 4, ПК 4.1);

Грамотное владение методами организации и проведения уроков, обоснованный выбор образовательных технологий при планиро- вании урока на основе обобщения передово- го педагогического опыта и инновационных тенденций развития современного образо- вания.

Устный и письменный опрос

Оценка участия в дискуссии

создавать в кабинете предметно- развивающую среду (ОК 7, ОК 11, ПК 4.2);

Демонстрация использования информаци- онно-коммуникативных технологий и техни- ческих средств обучения, готовность к осу- ществлению профессиональной деятельно-

сти

Устный и письменный опрос

Анализ и оценка презентаций

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты (ОК 8, ОК 9, ПК 4.1);

Демонстрация методической грамотности в оформлении различных форм отчета.

Экспертная оценка докла- да, реферата

с помощью руководителя опре- делять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области началь- ного общего образования (ОК 1,

ОК 6, ОК 8, ПК 4.3);

Уверенное владение методами организации и планирования исследовательской и про- ектной деятельности.

Экспертная оценка твор- ческого проекта

использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные

совместно с руководителем (ОК 6)

Демонстрация знаний основ теории и мето- дики педагогического исследования и проек- тирования, готовность к продуктивному взаимодействию).

Комбинированный кон- троль

Экспертная оценка сообщения

оформлять результаты исследо- вательской и проектной работы (ОК 9, ПК 4.5);

Анализ и систематизация научно- методической литературы, грамотное

оформление результатов исследовательской и проектной работы, осознанное владение общенаучной терминологией.

Текущий контроль Экспертная оценка оформ- ления творческого проекта

определять пути самосовершен- ствования педагогического мас- терства (ОК 3, ОК 4, ОК 8, ПК

4.1, ПК 4.5);

Уверенное осуществление самоанализа и

самоконтроля, стремление к самосовершен- ствованию.

Письменный опрос Оценка самостоятельной работы


В результате изучения учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методиче- ской работы учителя начальных классов» обучающийся должен знать теоретические основы ме- тодической деятельности учителя начальных классов (ОК 4, ОК

8,ОК 9);

Ориентация в современных вариативных учебно-методических комплектах для на- чальной школы; соответствие разработанных методических материалов целям и задачам обучения и воспитания младших школьни- ков

Экспертная оценка защиты практической работы, на- блюдение во время прак- тики

теоретические основы, методику планирования в начальном обра- зовании, требования к оформле- нию соответствующей докумен- тации (ПК 4.1, ПК 4.3, ПК 4.4,

ПК 4.5);

Анализ и систематизация научно- методической литературы, грамотное веде- ние календарно-тематического плана, де-

монстрация собственной позиции в отноше- нии изучаемой проблемы, готовность к са- мосовершенствованию и творческому поис-

ку.

Осуществление контроля планирования

особенности современных под- ходов и педагогических техноло- гий в области начального общего образования (ОК 5, ОК 9, ПК

4.3);

Демонстрация знаний основ педагогических технологий в области начального общего образования, создание собственных алго- ритмов действий при работе над проектом.

Тестовый контроль, оцен- ка конспектов нетрадици- онных видов уроков

концептуальные основы и со- держание примерных программ начального общего образования (ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 4.3);

Обоснованность корректировки примерных программ при разработке рабочих программ (разделов программ), учебно-тематических

планов в соответствии с ФГОС начального общего образования (НОО).

Тестовый контроль, оцен- ка результатов

концептуальные основы и со- держание вариативных программ начального общего образования (ОК 2, ОК 4, ПК 4.3);

Осуществление грамотного анализа содер- жания вариативных программ и демонстра- ция гибкости в выборе адекватной целям и задачам образования школьников програм- мы, аргументация предложений по совер- шенствованию и коррекции наблюдений, анализа и самоанализа уроков.

Текущий контроль Оценка анализа вариатив- ных программ

педагогические, гигиенические, специальные требования к созда- нию предметно-развивающей среды в кабинете (ОК 7, ОК 10,

ОК 11, ПК 4.2);

Оптимальность подбора необходимых ди- дактических материалов для создания пред- метно-развивающей среды в кабинете на- чального обучения с учетом педагогических,

гигиенических, специальных требований.

Текущий контроль Оценка содержания анке- ты учебного кабинета

источники, способы обобщения, представления и распростране- ния педагогического опыта (ОК 5, ОК 9, ПК 4.3);

Соответствие методических материалов (конспектов и планов уроков, внеклассных мероприятий и др.), выполненных на основе изучения педагогического опыта и образова-

тельных технологий в области НОО, предъ- являемым требованиям.

Комбинированный кон- троль

Мониторинг творческой активности и самостоя- тельности

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектирова- нию (ОК 5, ОК 8, ОК 9);

Соответствие оформления рефератов, отче- тов, выступлений предъявляемым требова- ниям; соблюдение условий успешного вы- ступления.

Комбинированный контроль

Экспертная оценка сооб- щений самостоятельной работы

основы организации опытно- экспериментальной работы в

сфере образования (ОК 1, ОК 5,

ПК 4.5.

Умелое владение теоретическими основами и методикой проведения опытно- экспериментальной работы, способность к систематизации  педагогического опыта и

его обновлению.

Промежуточная аттеста- ция

Рейтинговая оценка дея- тельности студента

 


 

Скачано с www.znanio.ru