Данная программа "«Паперкрафт" имеет техническую направленность.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
В программе использованы современные образовательные технологии, отражены основные научные принципы обучения, реализованы принципы индивидуально-личностного подхода и креативные технологии.
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике.
Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе у обучающихся развиваются элементы технологической культуры, как важные составляющие культуры современного человека.
Педагогическая целесообразность данного курса заключается в воспитании технически грамотных, творчески мыслящих школьников и оказании им компетентной помощи в выборе дальнейшего образовательного маршрута, помощи в самоопределении и развитии способностей.
Курс программы рассчитан на детей, склонных к техническому творчеству и желающих развить конструкторские способности.
Цель:
Формирование у учащихся знаний об основных принципах конструирования (создание и грамотное чтение чертежей, как на бумаге, так и на компьютере), обучение их основам ручного труда, приобретение практических навыков работы с различными инструментами.
Задачи:
Обучающие
· Знакомство со специальной технической терминологией;
· Сформировать систему знаний, умений, навыков в области конструирования из бумаги;
· Научить четко, выражать свою техническую мысль с помощью эскиза, чертежа.
· Развитие мышления и творческого воображения
· Получение учащимися знаний о принципах конструирования и построения различных изделий, путем изучения основ ручного труда
Развивающие
· Развивать воображение;
· Прививать чувство технического вкуса;
· Развивать умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни и в выбранной профессии;
· Развить умение самостоятельно осуществлять поиск идей и их воплощение;
· Развивать познавательную активность и способность к самообразованию;
· Развивать способность концентрироваться и реализовывать полученный опыт в условиях соревнований.
Воспитательные
· Воспитание аккуратности, дисциплинированности, бережливости.
· Прививать учащимся стремление оказывать взаимопомощь в процессе труда и во время соревнований, воспитывать чувство командного духа.
· Воспитание интереса к профессиям в различных областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
· Развивать качества: усидчивость, терпение, планирование труда, умение доводить дело до конца.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих программ:
Данная образовательная программа основана на принципе преемственности и обеспечения возможности продолжения обучения в секциях спортивно-технической направленности (Конструкторская лаборатория, Innolab, Автомоделирование, Авиамоделирование, Судомоделирование).
Программа предполагает активную работу с родителями для формирования семейных ценностей и повышения интереса к возможностям дополнительного образования.
В объединение принимаются все желающие не зависимо от физического развития, манеры поведения, уровня знаний и умений. Предварительной подготовки при работе с чертежными инструментами не требуется.
Образовательная программа предполагает спиральную, разноуровневую структуру построения: от простого к сложному и возвращение к уже изученным темам на качественно новом уровне.
Срок реализации программы – 1 год;
Возраст учащихся.
Программа предназначена для детей 11-13 лет. При выборе методик проведения занятий учитываются возрастные особенности учащихся. Определяется подход к распределению заданий, организации коллективных работ; правильному распределению времени для теоретических и практических работ. По данной программе могут обучаться и новички, и дети, владеющие некоторыми знаниями и приемами работы.
Допустимо объединение в одной группе детей разного возраста. Более опытные старшие учащиеся могут стать помощниками для начинающих, помогая новичкам осваивать приемы работы. Такая взаимопомощь воспитывает коллективизм, ответственное отношение к труду и создает доброжелательную атмосферу.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся в групповой -1 год обучения (68 часов) – 2 раза в неделю по 1 часа;
Занятия проводятся в групповой форме. Набор в группы осуществляется по желанию детей.
В секцию принимаются дети школьного возраста, желающие создавать модели из бумаги различной сложности, имеющие склонность к конструированию, желающие участвовать в конкурсах, соревнованиях и выставках различного ранга.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Программа способствует развитию наблюдательности, пространственного мышления, творческих и конструкторских способностей
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ
· Развивать положительные мотивации к изучению различных приёмов и способов конструирования из бумаги
· испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
· уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
· организовывать рабочее место для работы с бумагой,
· поддерживать порядок на рабочем месте
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ
· соблюдать правила техники безопасности, аккуратность;
· определять наиболее рациональные способы выполнения изделия;
· формулировать и удерживать учебную задачу;
· уметь работать с информацией, предложенной в технологической карте;
· организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов
· привитие практических навыков при изготовлении изделий
· развитие мотивации к конструированию
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Формы организации внеурочной деятельности: лекции, конкурсы, проекты, поисковые исследования через организацию деятельности учащегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество, техническое творчество, и др.
Учебно-тематический план
Наименование темы |
кол-во часов |
||
всего |
из них: |
||
теор. |
практика |
||
Вводное занятие. |
1 |
1 |
0 |
Знакомство с программой |
2 |
1 |
1 |
Понятия о материалах и инструментах. Техника безопасности при работе в лаборатории. |
3 |
1 |
2 |
Графическая подготовка в бумажном моделировании |
10 |
3 |
7 |
Конструирование из объемных деталей |
28 |
6 |
22 |
Проектирование и создание вариативных моделей. |
22 |
5 |
17 |
Заключительное занятие. |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
68 |
18 |
50 |
Содержание
1. Вводное занятие
Теория. Раскрытие значения техники в жизни людей; определение понятия слова техника; основные направления и достижения науки и техники. Беседа об антикоррупции.
2. Знакомство с программой.
Теория. Знакомство с планом работы секции, демонстрация готовых моделей технических объектов
Практическая работа:
-изготовление простых моделей из разверток
2. Понятие о материалах и инструментах
Теория. Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Инструменты и приспособления, применяемые на занятии: ножницы, нож (резец), линейка, карандаш, ластик, угольники, трафареты, лекало, дырокол, шило, кисточка для клея, циркуль, копировальный стол и др. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами. Организация рабочего места.
Способы изготовления деталей и сборки изделий из бумаги и картона. Беседа: «Поведение в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
- вырезывание деталей ножницами;
- плетение из полосок бумаги;
- работа по трафарету (шаблону);
- работа с разными сортами бумаги;
- аппликация.
Контроль знаний и умений учащихся: аккуратность вырезывания деталей, умение обвода по контуру, умение пользоваться инструментом, умение склеивать детали.
3. Графическая подготовка в бумажном моделировании
Теория. Понятие о чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, угольники, циркуль, карандаш, ластик, чертежная доска. Приемы работы с ними. Понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различиях между ними. Линии чертежа: видимого, невидимого контура, линии сгиба, осевая или центровая линия. Понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах, симметричных деталях плоской формы, круг, окружность. Диаметр и радиус, их условные обозначения. Понятие о делении окружности на 2,3,4,6,8 и 12 частей. Понятие о масштабе.
Практическая работа:
- проведение линий по линейке, параллельные линии; линии видимого и невидимого контура, осевая линия;
- проведение линий сгиба канцелярским ножом;
- ось симметрии, симметричные фигуры;
- проведение окружности циркулем, диаметр и радиус, деление окружности на части;
- масштабы увеличения и уменьшения.
Контроль знаний и умений учащихся:
· проведения линий сгиба,
· умения работать с циркулем,
· аккуратности склеивания деталей и оформления работы;
· знания линий чертежа.
4. Конструирование из объемных деталей.
Теория. Первоначальные понятия о геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус и др. тела. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела, как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов, игрушки, подарки и сувениры к праздникам.
Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания.
Практическая работа:
- вычерчивание на миллиметровой бумаге, а затем на компьютере разверток куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса и др. тел и их изготовление из картона;
- создание макетов технических объектов с использованием разверток;
- изготовление подарков и сувениров к Новому году;
- проведение Новогоднего праздника.
Контроль знаний и умений учащихся:
· пространственное мышление;
· умения работать с миллиметровой бумагой при вычерчивании разверток;
· фантазия и творчество при создании макетов технических объектов с использованием геометрических тел;
· аккуратность склеивания и оформления готовой работы.
5. Проектирование и создание вариативных моделей.
Теория. Общие понятия о моделировании и конструировании. Построение модели – составная часть конструирования, творчества, исследования.
Приобретение знаний и умений построения модели, реализация принципа взаимосвязи теории с практикой. Изготовление простейших моделей машин, самолетов, кораблей и других технических объектов.
Практическая работа:
- построение разверток простейших моделей и макетов;
-изготовление различных вариантов машин, самолетов, кораблей и других технических объектов;
- проведение соревнований среди моделей, выполненных учащимися;
- изготовление подарков и сувениров к праздникам.
Контроль знаний и умений учащихся:
· качества выполненной работы,
· последовательности изготовления деталей и сборки модели,
· изготовления колес автомобиля,
· применения знаний при самостоятельном изготовлении моделей.
6. Заключительное занятие
Теория: Разбор и анализ проведенных мероприятий. Основные достижения и недостатки. Подготовка к выставке.
Практика: Оформление выставочных стендов. Обсуждение представленных экспонатов. Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.