Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ .
Оценка 4.8

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ .

Оценка 4.8
Документация +2
pdf
воспитание +2
05.08.2022
Рабочая программа тьюторского сопровождения  для детей с ОВЗ .
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации ребенка в дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию эмоционально- ценностного отношения к действительности. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика.
План 21-22 гг. и Рабочая программа тьютора по сопровождению детей с ОВЗ.pdf

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г. Нерюнгри имени С.С.Каримовой»

 

 

 

 

 

Рабочая программа тьюторского сопровождения  для детей с ОВЗ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тьютор: Шевчук Ксения Анатольевна

 

 

Рабочая программа тьюторского сопровождения  для детей с ОВЗ .

 

Структура Рабочей программы

 

1. Целевой раздел программы

 

1.1.  Пояснительная записка

 

1.2.  Цели и задачи реализации Рабочей программы

 

1.3. Ожидаемые результаты  Рабочей программы

 

2. Содержательный раздел программы

 

2.1. Маршрут сопровождения детей с ОВЗ

 

2.3. Направление деятельности тьютора.

 

3. Перспективное планирование по сопровождению ребёнка с ОВЗ.

 

Использованная литература

 

 

1.  Целевой раздел программы

  Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.1. Пояснительная записка

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня дети с ОВЗ могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе, что даст им возможность социализироваться, создаст условия обеспечивающие развития самодостаточной личности, создаст условия развития инициативности, максимальной самостоятельности и независимости от посторонней помощи. 

 

Здоровым  детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:

                     создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;

•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

                     психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; • развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

 

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации ребенка в дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию эмоционально- ценностного отношения к действительности.

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Деятельность тьютора направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика.  Тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и ФГОС НОО ОВЗ; Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов Российской Федерации. Необходимо учитывать следующие документы при планировании работы:

 

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям Обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

Организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

      Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

      Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)

      Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

      Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О  сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”

 

1.2. Цели и задачи реализации Рабочей программы.

 

Цель программы: определение основных направлений тьюторского сопровождения.

 

1.      Создание такие условия взаимодействия педагогов и учащихся с ОВЗ, в ходе которых решается круг задач, связанных с самоопределением учащихся, обеспечением понимания учащимися своих возможностей использования собственных ресурсов, определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ребенок, для достижения: образовательных целей, социализации и адаптации  к дальнейшей профессиональной и общественной жизни.

2.      Определение базовых достижений ребенка для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей на основе развития компенсаторных механизмов ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Опираясь на цель, можно выделить основные задачи программы:

1.   Развитие индивидуальных качеств и возможностей ребенка

2.   Развитие потребности в общении а именно: развивать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные умения, развивать личностную сферу.

3.   создание условий обеспечивающие развития самодостаточной личности,

4.   создание условий развития инициативности, максимальной самостоятельности и независимости от посторонней помощи.

5.   Создание условий для  развития способности к : переключению внимания, концентрации внимания, увеличения объёма внимания, Развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и воображения;

 

 

Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения , опираясь на зону ближайшего развития и учитывая фактические возможности обучающихся .

 

1.3. Ожидаемые результаты Рабочей программы.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. В школе создается консилиум различных специалистов. На консилиуме для тьютора формируются цели и задачи для дальнейшей работы с ребенком, с опорой на выявленные в ходе диагностики его дефициты и ресурсы.

 

Далее тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает способен ли ребенок адаптироваться в разнообразных детских коллективах, в иных системах оценивания;

 

А именно:

1.      ученик активен и инициативен,  

2.      использует способы и модели проектного мышления и поведения для культурного оформления и реализации своей инициативы; 

3.      ученик умеет планировать и анализировать свою деятельность с учетом сложившейся ситуации;

4.      учащийся сохраняет желание учиться.

 

 

В долговременной перспективе:

 

1.      Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);

2.      Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

3.      Социализация.

4.      Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности;

5.      Осуществление         социально-профессионального      самоопределения      (у старшеклассников)

 

2.  Содержательный раздел программы

2.1. Маршрут сопровождения детей с ОВЗ

 

 Основная задача тьютора в рамках реализации инклюзивного образования – расширение образовательного пространства учащегося с ОВЗ предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.

Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. 

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.

Необходимо особо отметить работу тьютора с родителями 

 Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основными направлениями работы с родителями могут стать:

  установление контакта с родителями ученика, объяснение задач

  оказание родителям эмоциональной поддержки;

  содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и

–формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку

  формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;

Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.

2.2. Этапы организации тьюторского сопровождения.

      сбор информации о ребенке;

      анализ полученной информации и собственные наблюдения;

      совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

      решение поставленных задач;

      анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).

На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. 

Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

 

 

2.3. Направление деятельности тьютора.

 

Основные направления  

Содержание  

Сроки  

Организация индивидуальной работы со всеми участниками образовательного процесса

                     процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, социальных и учебных компетенций;

                     персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве;

                     взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;

                     взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, социальных и учебных компетенций, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты

реализации этих планов;

                     индивидуальные консультации для обучающихся, родителей (за конных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся, включая интернет технологии.

 

  В течении учебного года

Определение реальных потребностей ребенка

• создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий).

  В течении учебного года

Обеспечение  индивидуальных  / реальных потребностей ребенка

                     выявление индивидуальных образовательных и социальных потребностей обучающегося, определение возможностей и способов их реализации;

                     уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с учителем рефлексивный анализ деятельности обучающегося и результатов, направленных на анализ выбора стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;

                     контроль и оценку эффективности построения и реализации образовательной программы, учитывая успешность обучающихся, овладение умениями, развитие познавательного интереса обучающихся;

                     охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

                     условия для наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

  В течении учебного года

Координирует учебную/внеучебную деятельность

 

 

 

 

Поддерживает:

• познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона, синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

 

  В течении учебного года

Работа с родителями Консультативное направление

Участвует:

            в работе педагогических советов, других формах методической работы

            консультативной помощи родителям обучающихся (законным представителям).

  В течении учебного года

 

 

3.  Перспективное планирование по сопровождению ребёнка с ОВЗ.

3.1. Содержание деятельности тьютора по вопросам взаимодействия всех участников образовательного процесса.

1.      Создание комфортных условий для нахождения в гимназии детей с ОВЗ:

·      помощь в организации доступа в школу, класс, места общего пользования, отдыха и другие места где пребывает ребенок.

        ·     организация рабочего места 

        ·     организация сопровождения

2.      Социализация – создание условий обеспечивающих развитие включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса , образовательного учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3.      Помощь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы, адаптация подачи учебного материала, учитывая индивидуальные физические и психические особенности ребёнка. Помощь при взаимодействие с учителями предметниками направленная на понимание: особых потребностей, особенностей характера и специфику физиологических, поведенческих, речевых проявлений ребенка.

4.      Создание условий обеспечивающие развития максимальной самостоятельности, инициативности и независимости от посторонней помощи. 

5.      Организация сопровождения другими специалистами: педагог-психолог, логопед, медицинский работник, специалист по ЛФК. Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.

6.      Осуществление взаимодействия с родителями ребёнка с ОВЗ:

        ·      включение родителей в процесс обучения и воспитания;

        ·      формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;

·      содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.

7.      Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

3.2. Функции тьютора:

Диагностическая:

      продолжить сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанницы, её интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом  и соматическом состоянии, социальном окружении.

      отслеживание положительной динамики в развитии ребёнка с ОВЗ.

Прогностическая:

      выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребёнка психолого-педагогических проблем  (совместно с педагогом психологом)

      разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;

      помощь в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ.

Управленческая:

      наблюдение за ходом деятельности воспитанницы, развитие познавательной самостоятельности обучающейся.

      оценка      соответствия хода    познавательной         деятельности             воспитанницы желаемому облику этой деятельности.

      оценка результатов взаимодействия тьютор - тьютерант и учебного процесса в целом

      реализация решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности воспитанницы.

Целепологания:

      определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ребенок.

      формулирование предполагаемых результатов деятельности (что должна знать, уметь, чем должна владеть и какими должны быть результаты деятельности);

      согласование целей с фактическими возможностями обучающейся по их достижению.

Регулятивная:

      оказание помощи в включении в образовательное пространство ребёнка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;

      проведение индивидуальных бесед с ребёнком, направленных на выработку оптимального решения при различных затруднениях 

      включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов образовательного учреждения;

      консультирование родителей. Аналитическая:

      отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;

      оценивание успешности воспитанницы с ОВЗ в освоении АОП, в случае необходимости внесение необходимых коррективов, разработка индивидуального образовательного маршрута и его реализация.

 

3.3. Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы:

 

Основные виды деятельности тьютора:

1.Информационное обеспечение.

2.  Организационная деятельность

3.  Учебно-методическая работа.

4.  Диагностико - аналитическая деятельность.

 

 

Ребенок с ОВЗ тьютор и  ассистент

Ассистент выполняет рекомендации тьютора

 

Ребенок выполняет рекомендации  ассистента

      Продолжает  работу в доверительных   и   эмоционально насыщенных  отношениях  с  подопечным

Ассистент следит за состоянием  ребенка –эмоциональным (помогает  разрешить  конфликтные  ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть –может вывести его из класса) следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает дойти до мест общего пользования, отдыха и другие места где может/должен находиться ребенок. 

Для этого тьютор/ ассистент

      Осуществляет физическую помощь в передвижении ребенка

      следит за организацией рабочего места ребёнка 

      координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку

      соотносит задания учителя с возможностями ребёнка;

      если ребенок не успевает полностью выполнить задание учителя определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; 

      либо производит выборку заданий согласовывая с учителем предметником.

      если общее задание для всех детей сложно для понимания, либо выполнено не в полном объеме, то продолжает с ребёнком работу по предыдущему недовыполненному заданию.

      Дает дополнительное разъяснение при сложностях в понимании темы/ задания (в случае компетентности в данном вопросе) либо помогает тьютеранту обратиться за помощью к учителю предметнику.

 

 

 

 

Ребенок  с  ОВЗ  и другие ученики 

тьютор                   

      Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

      Тьютор/ассистент наблюдает  за  контекстом  общения  детей  и  в соответствующие  моменты (только в случае необходимости) подключает  к  общению подопечного.

      Тьютор/ ассистент объясняет детям , как общаться с их одноклассником; 

 

Тьютор и учителя класса

Тьютор:

      обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы

      предлагает возможные «обходные пути» с использованием специальных средств, приемов и методов для обеспечения максимально комфортного и самостоятельного включение ребенка в образовательный процесс

      возможные трудности (посторонний  шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение,  особенности  характера  и  специфику физических и  поведенческих проявлений ребенка;

      каким  образом  наиболее  эффективно  выстроить

взаимодействие в тройке: ребенок

–учитель –тьютор

Тьютор и специалисты: логопед, психолог.

Тьютор:

      вносит  предложения  по  оптимизации  работы  с тьюторантом;

      помогает в составлении индивидуальных программ;

      осуществляет  помощь  при  проведении  занятий (адаптация  задания  для  тьюторанта,  помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.

 

 

 

 

 

 

Тьютор и родители

рассказывает родителям  подопечного  о  том,  как прошел день, что удалось, какие были трудности;

 

отвечает на вопросы родителей.

 

формирует у родителей адекватное отношение к своему ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературных источников, использованных при составлении Рабочей программы.

 

1. Карманный справочник тьютора Ю. В. Шаркунова. — Тюмень, 2017  2. Карпенкова И. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: из опыта работы / под ред. М. Л. Семенович. — М.:

ЦП ПРиК «Тверской», 2010

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги / пер. И. Аникеев, Н. Борисова. —

БЭСТпринт, 2011

4.https://infourok.ru/rabochaya-adaptirovannaya-programma-tyutorskogo-soprovozhdeniyarebenka-s-ovz-dcp-4070282.html

5. https://pedsovet.su/fgos/6352_struktura_rabochey_programmy_osnovnoy_shkoly 6. https://instrao.ru/index.php/primer

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г. Нерюнгри имени С.С.Каримовой»

 

 

 

 

План работы тьютора по сопровождению ребёнка с ОВЗ

Шевчук Виктории период 2021/2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тьютор: Шевчук Ксения Анатольевна

 

Цель работы тьютора:

 

Индивидуальное сопровождение воспитанницы с ОВЗ  ученицы 7 «б» класса Шевчук Виктории в инклюзивном обучении и успешное её включение в среду образовательного учреждения, проектирование индивидуального образовательного маршрута и его реализация. 

Задачи:

1.      Продолжение создания комфортных условий для нахождения в гимназии:

·      помощь в организации доступа в школу, класс, места общего пользования, отдыха и другие места где пребывает ребенок.

        ·     организация рабочего места 

        ·     организация сопровождения

2.      Социализация – продолжить создание условий обеспечивающих развитие включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса , образовательного учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3.      Помощь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы, адаптация подачи учебного материала, учитывая индивидуальные физические и психические особенности ребёнка. Помощь при взаимодействие с учителями предметниками направленная на понимание: особых потребностей, особенностей характера и специфику физиологических, поведенческих, речевых проявлений ребенка.

4.      Создание условий обеспечивающие развития максимальной самостоятельности, инициативности и независимости от посторонней помощи. 

5.      Организация сопровождения другими специалистами: педагог-психолог, логопед, медицинский работник, специалист по ЛФК. Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.

6.      Осуществление взаимодействия с родителями ребёнка с ОВЗ:

        ·      включение родителей в процесс обучения и воспитания;

        ·      формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;

·      содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.

7.      Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

 

 

 

 

Функции тьютора:

Диагностическая:

      продолжить сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанницы, её интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом  и соматическом состоянии, социальном окружении.

      отслеживание положительной динамики в развитии ребёнка с ОВЗ.

Прогностическая:

      выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребёнка психолого-педагогических проблем  (совместно с педагогом психологом)

      разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;

      помощь в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ.

Управленческая:

      наблюдение за ходом деятельности воспитанницы, развитие познавательной самостоятельности обучающейся.

      оценка      соответствия хода    познавательной         деятельности             воспитанницы желаемому облику этой деятельности.

      оценка результатов взаимодействия тьютор - тьютерант и учебного процесса в целом

      реализация решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности воспитанницы.

Целепологания:

      определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ребенок. формулирование предполагаемых результатов деятельности (что должна знать, уметь, чем должна владеть и какими должны быть результаты деятельности);

      согласование целей с фактическими возможностями обучающейся по их достижению.

Регулятивная:

      оказание помощи в включении в образовательное пространство ребёнка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;

      проведение индивидуальных бесед с ребёнком, направленных на выработку оптимального решения при различных затруднениях 

      включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов образовательного учреждения;

      консультирование родителей. Аналитическая:

      отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;

      оценивание успешности воспитанницы с ОВЗ в освоении АОП, в случае необходимости внесение необходимых коррективов, разработка индивидуального образовательного маршрута и его реализация.

 

Основные  направления  работы  тьютора  в  организации  условий  для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы:

 

 

Ребенок с ОВЗ тьютор и  ассистент

Ассистент выполняет рекомендации тьютора

 

Ребенок выполняет рекомендации  ассистента

      Продолжает  работу в доверительных   и   эмоционально насыщенных  отношениях  с  подопечным

Ассистент следит за состоянием  ребенка –эмоциональным (помогает  разрешить  конфликтные  ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть –может вывести его из класса) следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает дойти до мест общего пользования, отдыха и другие места где может/должен находиться ребенок. 

Для этого тьютор/ ассистент

      Осуществляет физическую помощь в передвижении ребенка

      следит за организацией рабочего места ребёнка 

      координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку

      соотносит задания учителя с возможностями ребёнка;

      если ребенок не успевает полностью выполнить задание учителя определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; 

      либо производит выборку заданий согласовывая с учителем предметником.

      если общее задание для всех детей сложно для понимания, либо выполнено не в полном объеме, то продолжает с ребёнком работу по предыдущему недовыполненному заданию.

 

 

Дает дополнительное разъяснение при сложностях в понимании темы/ задания (в случае компетентности в данном вопросе) либо помогает тьютеранту обратиться за помощью к учителю предметнику.

 

 

Ребенок  с  ОВЗ  и другие ученики 

тьютор                   

      Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

      Тьютор/ассистент наблюдает  за  контекстом  общения  детей  и  в соответствующие  моменты (только в случае необходимости) подключает  к  общению подопечного.

      Тьютор/ ассистент объясняет детям , как общаться с их

одноклассником; 

 

Тьютор и учителя класса

Тьютор:

      обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы

      предлагает возможные «обходные пути» с использованием специальных средств, приемов и методов для обеспечения максимально комфортного и самостоятельного включение ребенка в образовательный процесс

      возможные трудности (посторонний  шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение,  особенности  характера  и  специфику физических и  поведенческих проявлений ребенка;

      каким  образом  наиболее  эффективно  выстроить

взаимодействие в тройке: ребенок

–учитель –тьютор

Тьютор и специалисты: логопед, психолог.

Тьютор:

вносит  предложения  по  оптимизации  работы  с тьюторантом;

 

помогает в составлении индивидуальных программ;

 

 

 

 

 

осуществляет  помощь  при  проведении  занятий (адаптация  задания  для  тьюторанта,  помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.

Тьютор и родители

рассказывает  родителям  подопечного  о  том,  как прошел день, что удалось, какие были трудности;

 

отвечает на вопросы родителей.

 

формирует у родителей адекватное отношение к своему ребёнку.

 

 

Основные виды деятельности тьютора:

1.Информационное обеспечение.

2.  Организационная деятельность

3.  Учебно-методическая работа.

4.  Диагностико - аналитическая деятельность.

 

 

 


Календарный план работы 2021/2022 учебный год.

 

Сроки

Вид деятельности

Сентябрь

 

Проведение диагностик (психолог), 

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Консультации с учителями

Консультации с родителями

Составление/ Реализации программы АООП;

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Октябрь

 

Реализации программы АООП;

Анализ эффективности реализации АООП, и индивидуальной программы Наблюдение; Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями

Консультации с родителями- ( по запросу со специалистами, педагогами) Анализ работы;

Ноябрь

 

Реализации программы АООП;

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами) 

Декабрь

 

Реализации программы АООП;

Анализ эффективности реализации АООП, и индивидуальной программы Наблюдение;

 

 

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями- ( по запросу со специалистами, педагогами)

Январь

Реализации программы АООП;

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами) 

Февраль

Реализации программы АООП;

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами) 

Март

Реализации программы АООП;

Анализ эффективности реализации АООП, и индивидуальной программы

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

 

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами) 

Апрель

Реализации программы АООП;

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами) 

Май

Реализации программы АООП;

Наблюдение;

Посещение уроков;

Индивидуальные консультации специалистами (психолог, логопед согласно графику - два раза в неделю)

Индивидуальное сопровождение ребенка на учебных занятиях (ежедневно) ведение дневника наблюдений обучающейся (ежедневно)

Консультации с учителями (по запросу)

Консультации с родителями (по запросу- со специалистами, педагогами) 

-Анализ работы;

- Оформление и представление результатов работы

 

 

 

 


 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика

Определение базовых достижений ребенка для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей на основе развития компенсаторных механизмов ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Определение базовых достижений ребенка для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей на основе развития компенсаторных механизмов ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В долговременной перспективе: 1

В долговременной перспективе: 1

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего)

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего)

Организация индивидуальной работы со всеми участниками образовательного процесса • процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, социальных и учебных…

Организация индивидуальной работы со всеми участниками образовательного процесса • процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, социальных и учебных…

Обеспечение индивидуальных / реальных потребностей ребенка • выявление индивидуальных образовательных и социальных потребностей обучающегося, определение возможностей и способов их реализации; • уровень подготовки обучающихся, соответствующий…

Обеспечение индивидуальных / реальных потребностей ребенка • выявление индивидуальных образовательных и социальных потребностей обучающегося, определение возможностей и способов их реализации; • уровень подготовки обучающихся, соответствующий…

Содержание деятельности тьютора по вопросам взаимодействия всех участников образовательного процесса

Содержание деятельности тьютора по вопросам взаимодействия всех участников образовательного процесса

ОВЗ. Управленческая: • наблюдение за ходом деятельности воспитанницы, развитие познавательной самостоятельности обучающейся

ОВЗ. Управленческая: • наблюдение за ходом деятельности воспитанницы, развитие познавательной самостоятельности обучающейся

Информационное обеспечение. 2

Информационное обеспечение. 2

Ребенок с ОВЗ тьютор и ассистент

Ребенок с ОВЗ тьютор и ассистент

Ребенок с ОВЗ тьютор и ассистент

Ребенок с ОВЗ тьютор и ассистент

Ребенок с ОВЗ и другие ученики тьютор •

Ребенок с ОВЗ и другие ученики тьютор •

Тьютор и специалисты: логопед, психолог

Тьютор и специалисты: логопед, психолог

Список литературных источников, использованных при составлении

Список литературных источников, использованных при составлении

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г

Тьютор: Шевчук Ксения Анатольевна

Тьютор: Шевчук Ксения Анатольевна

Организация сопровождения другими специалистами: педагог-психолог, логопед, медицинский работник, специалист по

Организация сопровождения другими специалистами: педагог-психолог, логопед, медицинский работник, специалист по

Целепологания: • определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ребенок

Целепологания: • определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ребенок

Ребенок с ОВЗ тьютор и ассистент

Ребенок с ОВЗ тьютор и ассистент

Дает дополнительное разъяснение при сложностях в понимании темы/ задания (в случае компетентности в данном вопросе) либо помогает тьютеранту обратиться за помощью к учителю предметнику

Дает дополнительное разъяснение при сложностях в понимании темы/ задания (в случае компетентности в данном вопросе) либо помогает тьютеранту обратиться за помощью к учителю предметнику

Тьютор и специалисты: логопед, психолог

Тьютор и специалисты: логопед, психолог

Календарный план работы 2021/2022 учебный год

Календарный план работы 2021/2022 учебный год

Ноябрь Реализации программы АООП;

Ноябрь Реализации программы АООП;

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами)

Консультации с родителями (по запросу - со специалистами, педагогами)

Апрель Реализации программы

Апрель Реализации программы

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ .

Рабочая программа тьюторского сопровождения  для детей с ОВЗ .

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ .

Рабочая программа тьюторского сопровождения  для детей с ОВЗ .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2022