Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5
МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №3»
Для выстраивания единого образовательного пространства, усиления и обновления содержания работы по преемственности создано творческое объединение из 2- х ДОУ и начального звена школы ССОШ №3.Созданное творческое объединение назвали «РОСТОК». Росток – нежное, хрупкое, тянущееся к солнцу деревцо, символизирует маленького ребенка, тонкого и нежного по натуре, по психике, гармонично развивающегося при благоприятных условиях и деформирующегося при неблагоприятных. Если росток вовремя поливать, удобрять освобождать от высохших веток, защищать от ветров и невзгод, то в скором будущем он превратится в чудное, крепкое дерево. Так же и наш малыш нуждается в уходе и заботе. Совместными усилиями ДОУ и школы ребенок сумеет сформироваться гармонично развитой личностью
Созданное творческое объединение «Росток» регулируется Договором о совместной работе Работе, сотрудничестве. Приоритетными направлениями работы являются:
• Учебная- корректировка программ ДОУ и начальной школы; социальный заказ родителей, учителей, коллективу ДОУ, родителей, воспитателей коллективу школы; взаимопосещения уроков и занятий; олимпиады по предметам, по развитию речи; участие в аттестационной работе учителей, воспитателей.
• Методическая- совместная разработка новых программ обучения и воспитания; внесение изменений в программу ДОУ с учетом возрастных особенностей детей,- раннее обучение русскому языку со 2- й младшей группы; совместные семинары, практикумы по ФГОС, по новым информационным технологиям.
• Воспитательная – апробация методических приемов мероприятий, направленных на формирование нравственно- ориентированных отношений дошкольников, младших школьников; активное привлечение отцов в различных мероприятиях ДОУ и школы. Оздоровительная- комплексная работа по формированию физического, духовно- нравственного здоровья детей.
Проблема объединения «Росток»- создание адаптационной образовательной среды, способствующей целостность и непрерывность образовательного процесса.
Методическая проблема- формирование связной речи – важный фактор интеллектуального и нравственного развития дошкольников и младших школьников
Миссию проекта «РОСТОК» можно охарактеризовать так: в нашем случае мы видим зеленый росток с лепестками, и с корнями. Корни ассоциируют образовательную среду, в котором развивается ребенок. Ребенок развивается, воспитывается в семье, это «родители», далее в развитии ребенка влияние оказывают воспитатели, а также педагоги дополнительного образования «умелец», особое влияние также оказывают бабушки , дедушки, с поступлением в первый класс, учитель начальных классов. Посередине стебля ростка вписан гармонично развивающийся личность – модель успешного ученика.
Лепестки ростка- это формы осуществления преемственности.. В нашем случае- это совместное МО педагогов и воспитателей детского сада в начале учебного года, лист согласования между педагогами и воспитателями, дни открытых дверей; совместное родительское собрание, мини олимпиады между воспитанниками подготовительной группы, взаимодействия младших школьников и воспитанников детского сада( экскурсия в школу, показ детских спектаклей, кукольного театра, изготовление игрушек для детей), воскресная школа, с целью ознакомления учителя с будущими первоклассниками
В нашем проекте развивающая среда образовательного пространства это радуга, где каждый цвет имеет свое содержание : это здоровая, творческая, ответственная, активная, целеустремленная, творческая, коммуникабельная личность - модель ученика начальной школы.
Для нашего проекта ведущими концепциями работы с одаренными детьми стали исследования А. И. Савенкова профессора психологических наук и О. Г. Волкова кандидата химических наук, профессора, академика Российской академии проблем качества. Центром проекта является ребенок, процесс развития одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень: достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу развивающегося на протяжении всей жизни. Которого идет в сотрудничестве с творческими педагогами и специалистами. Главными для ребенка являются его родители, которые вместе с педагогами ДОУ, участвуют в процессе ранней диагностики и выявления личностных задатков, сравнительном изучении ярко выраженных наклонностей и мотивации данного ребенка к конкретной деятельности (При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Проект «Росток»
МБОУ ССОШ №3, ДОУ №2, №5
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.
Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
u - на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет; u - на единых целях воспитания и обучения детей;
u - на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
u Цели:
u - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
u - обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
u - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. - увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание
Задачи:
u -Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
u -Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
u -Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования.
Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, - акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, развитию инициативности, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости
- единства образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования. Преемственность предпологает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения. Главное, выработать в сознании ребенка мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.
Большинство педагогов считают, что, в современном общество, где все очень быстро развивается, меняется, у большинство детей наблюдается неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина.. Это происходит от того, что ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей.
Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка. недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.
Мы хотим, чтоб преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень. Наладить тесное сотрудничество с воспитателями ДОУ, родителями, что поспособствует безболезненному переходу детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.
u Участники проекта: дети подготовительной группы, учащиеся 1 класса ССОШ №3, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальных классов, родители.
u Этапы развития проекта:
u 1 этап проекта – создание развивающей среды
u 2 этап – набор в первый класс, создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
u 3 этап – анализ работы и согласование критериев готовности ребенка к школе
Общие условия: – признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; – создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом образовательного учреждения
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе? 1. Социально-психологическая готовность к школе:
o Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
o Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: o Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
o Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
o Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
3. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
4. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
o Строить сложные предложения разных видов;
o Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; o Находить слова с определенным звуком; o Определять место звука в слове; o Составлять предложения из 3-4 слов; o Членить простые предложения на слова; o Членить слова на слоги (части);
o Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
o Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
o Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
o Иметь представления о сезонных явлениях природы; o Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
o Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел; o Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
o Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
o Знаки +, =, >, <;
o Название текущего месяца, последовательность дней недели; o Уметь называть числа в прямом и обратном порядке; o Соотносить цифру и число предметов;
o Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; o Пользоваться арифметическими знаками действий; o Измерять длину предметов с помощью условной меры;
o Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
o Делить круг, квадрат на 2 и 4 части; o Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет разработан и реализован целостный процесс обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в период от дошкольного воспитания к школе, направленный на формирование личности, ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Разработана взаимосвязанная система содержания воспитательно – образовательной работы.
У родителей педагогов детского сада и школы сформируется одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание мотивов особенностей поведения их потребностей.
Сохраняется самоценность дошкольного детства, сформируются личностные качества ребенка, которые послужат успешности при обучении в школе.
Качественно изменится работа педагогов, что поможет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада школы и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов (психологов, логопедов, врачей)
2019 2019 2019
|
Мероприятия |
Время проведения |
|
Изучение и анализ программ дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, опыт реализации ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального образования.
День открытых дверей
Планирование совместной работы: -Составление и обсуждение совместного плана работы детского сада и школы по вопросам преемственности и договора.
Педагогическое совещание педагогов детского сада и педагогов школы. «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период»
Консультация педагогов детского сада для учителей начальной школы
«Здоровьесберегающие технологии в работе детского сада и школы». Семинар-практикум учителей 1 класса для воспитателей детского сада «Совместная работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе». |
Сентябрь
сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Ноябрь
Январь |
|
Интеллектуальная игра между воспитанниками подготовительной группы и превоклассниками |
Февраль |
|
Взаимопосещения и проведение учителями и воспитателями уроков и организованной образовательной деятельности в детском саду.
Показ театрализованного представления, кукольного спектакля силами учащихся начальных классов
Соревнования по настольным играм
Проведение плановых заседаний МО с целью контроля за динамикой развития детей, находящихся на сопровождении, и их готовности к школьному обучению.
|
Апрель
Апрель
1 раз в год
Май
|
|
Совместный мониторинг (психологопедагогическая готовность детей к школе) Посещение открытых занятий в ДОУ учителями начальных классов |
|
|
Просмотр организованной образовательной деятельности детей в детском саду |
Март |
|
Родительское собрание в детском саду «Подготовка к школе в системе «детский сад-семья-школа». - «Психологическая готовность к школе. Как ее определить?» |
Май, август |
|
Экскурсии детей подготовительной группы в школу: - знакомство со школой; - знакомство с библиотекой. |
Май |
План совместной работы детского сада и школы по вопросам преемственности на 2019-2020 учебный год.
Цель: обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
1. Осуществлять преемственность дошкольного образования и начального образования.
2. Создать единое образовательное пространство.
3. Внедрить преемственные формы, методы и технологии в совместной работе дошкольного учреждения и начальной школы с целью активизации детей и осуществление индивидуального подхода.
Обеспечение преемственности систем дошкольного и начального общего образования.
Выстраивание «пространства встречи», преемственных линий в содержании образования между ДОУ .№2 «Сардаана», №5 «НьургуЬун»,
и начальным звеном ССОШ №3 Цели:
. Установление необходимой связи и правильного соотношения между образовательными планами ДОУ и начальной школой;
. установление чёткого объёма содержания обучения и принятия листа согласования; . установление соответствия методов обучения и воспитания возрастным и психофизиологическим особенностям детей;
0 выбор и введение педагогических технологий развивающего обучения с учётом специфики работы ДОУ и начальной школы;
. установление систематического. содержательного контакта между воспитателями ДОУ и учителями начальной школы; . сохранение здоровья детей.
Задачи:
Для реализации намеченных целей необходимо:
1. Создать творческое обьединение 3-х ДОУ ( ДОУ №2. №5`) и начальной ступени школы ССОШ №3
2. Регулировать единое направление работы Договором о совместной работе.
3. Целенаправленно ввести УМК «Школа России».
Творческое объединение «Росток»
Сведение о составе
Педсостав объединения |
Количественный состав |
Функциональный состав |
ДОУ №2 «Сардана» Заведующая Методист Воспитатели Психолог |
Семенова Марина Алексанлровна Софронова Валентина Эдуардовна 14 чел Иванова Алена Романовна |
Рук.метод кабинета ДОУ №2
|
ДОУ №5 «Ньургуьун» Заведующая Методист Воспитатели Психолог |
Николаева Алена Гаврильевна 28 чел Амбросьева Юлия Валерьевна |
Рук.метод кабинета ДОУ №2
|
МО учителей нач.классов Рук.МО Психолог медработник |
Кириллина Наталья Анатольевна 4 1 1 1 |
Руков. творческого объединения |
Лист согласования по устному курсу русскому языку и обучения русской грамоте
ДОУ
|
Согласование
|
Начальная школа
|
|. Разговорные занятия по тематическому принципу состаршей группы. ДОУ №2 , ДОУ №5 2. Аудирование. говорение на русском языке. 3. Чёткое произношение звуков. слов, выражений` предложных конструкций 4. Знакомство со звуками 5 Элементы букв.
|
1. Ввести обучение устному курсу русского языка со II младшей группы. Форма обучения — игровая. факультативная. Тематику планомерно распределить по годам обучения. 3. Ввести знаки,символы. некоторые термины подготовительных группах. чтобы избежать переучивания моделей звуков. Строить не сложные предложения разных видов; Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; Находить слова с определенным звуком; Определять место звука в слове; Составлять предложения из 3-4 слов; Членить слова на слоги (части); Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
|
4. Проводить семинары по ФГОС, УМК школа России 5. Для формирования интереса к изучению русского языка - проводить нтеллектуальные игры. конкурсы. мини — олимпиады по русскому языку
|
Лист согласования по математике
ДОУ
|
Согласование
|
Начальная школа
|
1, Формирование представлений о составе чисел до 10. счёт до 20.
2. Обучение сравнению множеств при помощи счета 3. Измерение и сравнение предметов при помощи различных мерок. Первые навыки анализа конструкции предметов. состава множеств 4. Ориентировка в пространстве — на тетрадном листе бумаги, в помещении. во дворе. во времени,
5. Письмо элементов цифр, Цифры первого десятка.
6. Обучение по программе «От рождения до школы», «Радуга», регинальная программа «Тосхол» - ДОУ №5, по программе «Радуга» - ДОУ №2
|
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел; Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; Знаки +, =, >, <; Название текущего месяца, последовательность дней недели; Уметь называть числа в прямом и обратном порядке; Соотносить цифру и число предметов; Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; Пользоваться арифметическими знаками действий; Измерять длину предметов с помощью условной меры; Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера; Делить круг, квадрат на 2 и 4 части; Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
|
1. Формирование понятия числа` других математических представлений на конкретном жизненном опыте.
2, Совершенствование пространственного представления. знаний о форме. размере. объёме. площади и других математических понятиях 3 Формирование навыка счёта,решения задач. 4, Каллиграфические навыки. 5 Обучение по УМК «Школа России» 6.МО «Росток» активно участвует в улусных мероприятиях. делится опытом работы. 7.В своей работе руководствуется методическим письмом « Об обеспечении преемственности систем дошкольного и начального общего образования в Республике Саха ( Якутия).
|
Лист согласования по образовательным областям: Обучение родной грамоте, чтению и письму.
ДОУ
|
Согласование
|
Начальная школа
|
1 Знакомство с буквами и их звуками. Звуковой разбор слов 2 Чёткое произношение звуков слов. 3. Пересказ прочитанных воспитателем произведений. 4. Развитие разговорной. связной речи. 5. Подготовка руки к письму. 6. Письмо элементов букв. 7. Пространственная ориентировка в гетради_ знакомство с разлиновкой тетрадного листа — полоска вкосую линию.
|
1. Обогащение словарного запаса— для более полного выражения своих мыслей. передачи услышанного своими словами. вежливого икультурного обращения к сверстнику и взрослому.
3. Для формирования интересак родному языку. Углубления знаний. умения выражать свои мысли связной речью проводить конкурсы. смотры.игры. миниолимпиады по родному языку 1 раз в год.
4. Разнообразие видов упражнений для подготовки руки к письму - работа с ножницами, лепка, водные упражнения и игры_ «вырезание» бумаги пальчиками без ножниц. разнообразные мозаики и. т.д
|
1 Правильное. выразительное чтение слогов, слов, выражений предложений.
2. Пересказ прочитанного своими словами по плану.
3. Развитие связной речи. разговорной. монологической. диалогической. умение выражать своё мнение. 4. Интерес к родному языку. художественной литературе 5.Каллиграфическое письмо применение правил орфографии.
|
|
5. Дальнейшая работа по совершенствованию пространственного представления детей,
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.