ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий филиалом ФКП образовательного учреждения №262 ________________ С.О. Курленя « » 2021г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина ОП.04 «Основы материаловедения»
Профессия 18511 Слесарь по ремонту автомобилей
Квалификационный разряд3
г.Кемерово
2021-2022учебный год
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения»
разработанана основе квалификационных требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС)
по профессии 18511Слесарь по ремонту автомобилей3-го разряда.
Разработчик:
В.И.Тимошенко–преподаватель ФКП образовательного учреждения № 262
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
«» _____________ 2021года, протокол №__
Председатель ________________________________________ С.А. Чупрунова
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержаниеПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
9 |
4. Контроль и оценка результатов ОсвоенияПРОГРАММЫ учебной дисциплины
|
11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является методическим обеспечением ОППО Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №262 по профессии 18511Слесарь по ремонту автомобилей3-го разряда.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной программы профессиональногообучения
Учебная дисциплина «Основы материаловедения» входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели освоения программы учебной дисциплины
С целью формирования знаний, в пределах квалификационных требований установленных Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»обучающийсяв ходе освоения дисциплины «Основы материаловедения» должен
Код |
Квалификационные характеристики, установленные ЕТКСпо профессии 18511Слесарь по ремонту автомобилей3-го разряда |
знать |
|
З8 |
Основные механические свойства обрабатываемых материалов |
З9 |
Назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей,масел и топлива. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 26 часов
в том числе:
практические занятия - 8 часов дифференцированный зачет - 1 час
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем программы учебной дисциплины и виды учебной работы
Индекс |
Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик |
Формы промежуточной аттестации |
Обязательная учебная нагрузка обучающихся, час |
Распределение обязательной учебной нагрузки обучающихся в часах по неделям |
||
Всего
|
в т.ч. лаб. и практ. занятий |
10нед. |
11 нед. |
|||
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
|
|
|
|
|
|
Основы материаловедения |
ДЗ |
26 |
8 |
26 |
|
2.2. Тематический план программы учебнойдисциплины «Основы материаловедения»
№ раздела
|
Наименование разделов |
Количество часов |
Раздел № 1 |
Введение. Основные сведения об обрабатываемых материалах |
4 |
Раздел № 2 |
Черные металлы |
10 |
Раздел № 3 |
Инструментальные материалы |
3 |
Раздел № 4 |
Термическая обработка |
3 |
Раздел № 5 |
Горюче-смазочные материалы |
3 |
Раздел № 6 |
Абразивные материалы |
2 |
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Итого |
26 |
2.3. Тематический план и содержание программы учебной дисциплины
Наименование дисциплины и разделов |
Наименование тем уроков, практических занятий обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||
Учебная дисциплина «Основы материаловедения» (26 часов) |
||||||||
Раздел №1. Введение. Основные сведения об обрабатываемых материалах (4 часа) |
||||||||
Раздел №1. Введение. Основные сведения об обрабатываемых материалах |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
4 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
2 |
|||||||
1-2 |
1 |
Качество и свойства материалов |
2 |
1 |
||||
3-4 |
1 2 |
Твердость материалов. Практическое занятие. Определение твердости металла |
2 |
2 |
||||
Раздел № 2. Черные металлы (10 часов) |
||||||||
Раздел №2. Черные металлы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
10 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
6 |
|||||||
5-6 |
1 |
Стали (состав, способы получения, свойства) |
2 |
1 |
||||
7 |
2 |
Классификация, маркировка, области применения стали |
1 |
1 |
||||
8-9 |
3 |
Чугуны (состав, способы получения, свойства) |
2 |
1 |
||||
10 |
4 |
Классификация, маркировка, области применения чугунов |
1 |
1 |
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
4 |
|
||||||
11-12 |
5 |
Марки легированных сталей. Практическое занятие. Расшифровка марок легированных сталей |
2 |
2 |
||||
|
13-14 |
6 |
Марки углеродистых сталей. Практическое занятие .Маркировка углеродистых сталей |
2 |
2 |
|||
Раздел №3. Инструментальные материалы (3 часа) |
||||||||
Раздел №3. Инструментальные материалы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
3 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
1 |
|||||||
15 |
1 |
Инструментальные стали. Сверхтвердые материалы |
1 |
1 |
||||
Практические занятия (тематика практических занятий) |
2 |
|
||||||
16-17 |
2 |
Марки инструментальных материалов. Практическое занятие.Расшифровка марок инструментальных материалов. |
2 |
2 |
||||
Раздел №4. Термическая обработка (3 часа) |
||||||||
Раздел №4. Термическая обработка |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
3 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
3 |
|||||||
18 |
1 |
Виды термообработки и назначение |
1 |
1 |
||||
19 |
2 |
Закалка и отпуск металлов |
1 |
1 |
||||
20 |
3 |
Отжиг и нормализация металлов |
1 |
1 |
||||
Раздел № 5. Горюче-смазочные материалы (3 часа) |
||||||||
Раздел № 5. ГСМ |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
3 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
3 |
|
||||||
21 |
1 |
Смазочные материалы. |
1 |
1 |
||||
22 |
2 |
Охлаждающие жидкости. |
1 |
1 |
||||
23 |
3 |
Автомобильное топливо. |
1 |
1 |
||||
Раздел № 6. Абразивные материалы (2 часа) |
||||||||
Раздел № 6. Абразивные материалы |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося: |
2 |
|
|||||
Содержание учебного теоретического материала |
2 |
|
||||||
24 |
1 |
Общие сведения об абразивных материалах |
1 |
1 |
||||
|
25 |
2 |
Контрольная работа по теме №5, №6. |
1 |
2 |
|||
Дифференцированный зачет (1 час) |
1 |
2 |
||||||
Дифференцированный зачет |
26 |
1 |
Дифференцированный зачет |
1 |
2 |
|||
Итого: |
Суммарная учебная нагрузки обучающегося |
26 |
|
|||||
включая |
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
26 |
|
|||||
в т. ч. практические занятия |
8 |
|
||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету
- учебная доска
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительнойлитературы
Основные источники:
1. ЗаплатинВ.Н.Основы материаловедения (металлообработка) [Текст]: учебник для нач. проф. образования / В.Н. Заплатин, 7-е издание., стер. М: Издательский центр «Академия», 2015. —270 с.
Дополнительные источники:
1. Вереина Л.И. Справочник токаря [Текст]: учеб .пособие для проф. образования. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 448с.
2. Краткий справочник металлиста [Текст]: / Под ред. Орлова П. Н., Е.А. Скороходова – М.: Машиностроение, 2009.
3. Мальцева Л.А. Материаловедение [Текст]: учебное пособие / Л.А. Мальцева- Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2007. —339 с.
4. Слепинин В.А. Технология токарной обработки. [Текст]: Учебное пособие для нач. проф. учеб.заведений. / В.А Слепинин, А.Г. Схиртладзе.- М., Дрофа, 2007 -303 с.
\Интернет- ресурсы (ИР):
1. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://materiall.ru/, свободный. - Загл. с экрана
2. Материаловедение.инфо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.materialscience.ru, свободный. - Загл. с экрана
3. Материаловедение. Учебные материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dprm.ru/materialovedenie, свободный. - Загл. с экрана
4. Контроль и оценка результатов освоенияПРОГРАММЫ учебной Дисциплины
4.1Контроль результатов освоенияучебнойдисциплины«Основыматериаловедения»
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля |
|
Код |
содержание |
|
|
З8
З9
|
Основные механические свойства обрабатываемых материалов.
Назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива.
|
Знаниеосновных свойств и маркировки черных, цветных металлов и сплавов,инструментальных, неметаллических, абразивных материалов
Знание назначение и применение технических жидкостей.
|
Оценка результатов деятельности обучающихся на занятиях учебной дисциплины, при ответах на вопросы текущего контроля (устный опрос, выполнение контрольно – тестовых заданий, практических заданий), контрольных работ (тестовые задания), дифференцированного зачета |
4.2. Критерии и нормы оценки знаний по учебной дисциплине «Основы материаловедения» применительно к различным формам контроля знаний
Предметом оценки освоения учебной дисциплины является квалификационная характеристика – знать, в пределахквалификационных требований установленных Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) по профессии«Слесарь по ремонту автомобилей»:
Основные показатели оценки |
Косвенные показатели, влияющие на отметку |
|||
Отметка |
Полнота, системность, прочность знаний |
Обобщенность знаний |
Действенность знаний |
Проявление познавательного интереса, познавательной активности |
«5» |
Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы |
Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно следственных связей; Формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов |
Самостоятельное применение знаний в практической деятельности; выполнение заданий как воспроизводящеготак и творческого характера |
Проявление познавательной активности, познавательного, творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, технологии; постоянное стремление выполнить более сложное задание |
«4» |
Изложение полученных знаний в устной письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы |
Выделение существенных признаков изученного с помощью операции анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей |
Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера с незначительной помощью преподавателя – творческого характера |
Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; эпизодическое желание выполнить сложное задание |
«3» |
Изложение полученных неполных знаний, однако, это не препятствует усвоению последующего программного материала, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя |
Затруднение при выделении существенных признаков изученного при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов |
Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя |
Пассивность, созерцательность познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технике, технологии отсутствие стремления выполнить более сложное задание
|
«2» |
Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя |
Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, делать обобщение, вывод |
Неумение применять знаний в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы преподавателя, самостоятельно выполнить задание) |
Отсутствие внимания на уроке, интереса к избранной профессии |
Преподаватель В.И. Тимошенко
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.