Рабочая программа учебного предмета биология для 8 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа учебного предмета биология для 8 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
31.01.2020
Рабочая программа учебного предмета биология  для 8 класса
В 8 классе программа курса «Биология. Человек» предусматривает знакомство школьников не только с особенностями строения и функционирования организма человека, но и с происхождением Человека разумного, его местом в системе органического мира, закономерностями психических процессов и индивидуально-личностными свойствами человека
рабочая программа по биологии 8 кл. 2015 - 2016 уч.год.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  

 Рабочая программа учебного предмета биология  для 8 класса, составлена на основе:

авторской учебной программы  основного общего образования «Биология. Человек. 8 класс»  автор Н. И. Сонин (Программа основного общего образования по биологии  5—9 классы. Концентрический курс).

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.  Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина  России,  Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах, основанных в начальной школе и курсах «Живой организм» в 6 и «Многообразие живых организмов» в 7 классах.

 

Концепция программы.

В 8 классе программа курса «Биология. Человек»  предусматривает знакомство школьников не только с особенностями строения и функционирования организма человека, но и с происхождением Человека разумного, его местом в системе органического мира, закономерностями психических процессов и индивидуально-личностными свойствами человека.

 

 

       Обоснование выбора  программы.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Рабочая программа для 8 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного со­держания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обуче­ния, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В программе содержится грамотный подбор учебного материала, в него включены дополнительные развивающие материалы, что позволяет наиболее полно активизировать познавательную активность учащихся, стимулировать мотивацию учащихся и повышает успеваемостью в целом.

   Программа построена на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры.

   Её цель в процессе биологического образования – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения  биологии и воспитание у них экологической культуры.

 

   Важнейшие особенности данной программы:

- усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;

- усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем  разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;

- расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.

     Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставит  целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию. Для этого в содержании каждой темы, особенно в разделе «Биология -6», предложена тематика двух-трех экскурсий по выбору учителя.

   Изучение курса биологии в 8 классе построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме.

   Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ  по выбору учителя.

Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

             Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

  

Цели   биологического образования

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

     С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой куль­туры;

—  гигиеническое воспитание и формирование здо­рового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

—  подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здра­воохранения.

 

Специфика и задачи курса биологии 8 класса.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

 

Сроки реализации программы: 2015 – 2016 учебный год

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета биология в 8 классе

       Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

          В структуре планируемых результатов выделяются:  ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

ученик научится:

¾    характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

¾    применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

¾    использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;

¾    выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

¾    ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

¾    выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и тканей человека, органов и систем органов человека) и процессов, характерных для человека;

¾    аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

¾    осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

¾     раскрывать роль человека в природе;

¾    объяснять общность происхождения и эволюции вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов;

¾    выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

¾    различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

¾    сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

¾    устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

¾    применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

¾    знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

¾    ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

¾    описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

¾     знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

     

Ученик  получит   возможность научиться:

¾    использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

¾    выделять эстетические достоинства человеческого тела;

¾    реализовывать установки здорового образа жизни;

¾    ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

¾    находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

¾    анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

 

Общая характеристика предмета

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Курс биологии в 8 классе «Биология. Человек. Культура здоровья» направлен на формирование у обучающихся представлений о человеке как биосоциальном существе, познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

 

Формы организации учебного процесса, технологии обучения

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Содержание данного курса строится на основе системно-деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-семинаров как одной из форм обобщающе-повторительных занятий, уроков корректировки  и обобщения знаний учащихся: проведение лабораторных и практических работ на уроках, экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т. п.).

Для развития личности ученика используются компетентностные технологии (метод проектов, научных исследований, дебаты, портфолио, здоровьесберегающие технологии), информационно-коммуникационные технологии.

 

Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля, как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т. д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Обязательными составляющими системы мониторинга образовательных достижений учащихся являются материалы:

       стартовой диагностики,

       текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

       промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированости познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;

       текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

       защиты итогового индивидуального проекта.

 

Место  предмета  в  учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс » на этапе основного общего образования.  Учебным  планом  МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» на изучение данного предмета отводится  70 часов, из расчета - 2 учеб. часа в неделю.   

 

Ценностные ориентиры содержания курса биологии

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

 

Личностные, метапредметные и предметные  результаты   освоения предмета

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- соблюдать правила поведения в природе;

- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

- понимание учащимися ценности здорового  и безопасного образа жизни;

- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признание права каждого на собственное мнение;

- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-  умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- работать с учебником и дополнительной литературой;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас, на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им фунцкцией;

- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

- проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов. докладов;

- классифицировать витамины, типы и виды памяти, железы в организме человека;

- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;

- приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•   выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
•   приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•   классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
•   объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
•   различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
•   сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•   выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•   овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
•   знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
•   анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
•   знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•   соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
•   освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
•   овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Система оценки   достижений учащихся

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

При оценивании  учебных результатов и достижений обучающихся  по биологии используются различные формы. Учет результативности обучения обучающихся на протяжении всего периода осуществляется традиционными формами оценки (текущая успеваемость, контрольные и тестовые работы, диагностические контрольные работы).

Система текущей и итоговой аттестации обучающихся строится на основе нормативно-методических документов Министерства образования и науки РФ, Устава общеобразовательного учреждения, требований обязательного минимума содержания начального общего образования, основного общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов и характеристик результативности образовательного процесса, предусмотренных учебными программами.

Порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся определяется Положением об организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся  МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик»  и Положением о периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации и перевода обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик».

В школе действует следующая система оценок знаний, умений и навыков обучающихся: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»). 

Учёт достижений обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик»:

Текущая аттестация

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, чтение текста);

- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);

- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование,)

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация предусматривает:

1. Промежуточную текущую аттестацию (осуществление аттестации обучающихся по четвертям (полугодиям) - результативность обучения оценивается по итогам текущего контроля на основе текущих отметок по предмету с учетом отметок за письменные работы.

2.Промежуточную годовую аттестацию (проведение промежуточной аттестации по окончании учебного года), включающую:

- итоговое тестирование (письменно);

    Итоговая оценка выпускника формируется на основе оценок за выполнение итоговых работ по   предмету.

 

Сокращения, используемые в программе.

Типы уроков:

УОНЗ – урок открытия новых знаний

УОУР – урок отработки умений и рефлексии

УОМН – урок общеметодологической направленности

УРК – урок развивающего контроля


                Содержание   тем   учебного  предмета

 

Название темы (раздела)

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

 2 часа

Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Объясняют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы.

Раздел 2. Происхождение человека

2 часа

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

 1 час

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

 

Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

5 часов

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

 

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Раздел 5. Координация и регуляция

5 часов

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

 

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств

Анализаторы

5  часов

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции.

Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств

Раздел 6. Опора и движение

8 часов

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей. Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломе

Раздел 7. Внутренняя среда организма

5 часа

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм свёртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение

Раздел 8. Транспорт веществ

6 часов

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

 

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем о описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях

Раздел 9. Дыхание

5 часов

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

 

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом

Раздел 10. Пищеварение

5 часов

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

 

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

2 часа

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.  Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека. Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза

Раздел 12. Выделение

2 часа

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

 

Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы. Распознают органы мочевыделительной системы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Перечисляют и обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Раздел 13. Покровы тела

3 часа

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

 

Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

Раздел 14. Размножение и развитие

3 часа

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

 

Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития человека

Раздел 15. Высшая нервная деятельность

5 часов

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы

Раздел 16. Человек и его здоровье

6 часов

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументировано доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек

 

Календарно- тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока, раздел темы

Контроль .Лабораторные практические работы

Тип урока

план

факт

Раздел 1. Человек как часть живой природы,  место человека в системе органического мира. (2 часа)

1

 

 

Место человека в системе органического мира

 Домашняя самостоятельная работа

УОНЗ

2

 

 

Особенности  человека

Текущий контроль Работа  с пакетом дидактических материалов

УОНЗ

Раздел 2. Происхождение человека (2  часа)

3

 

 

Происхождение человека

ФО

УОНЗ

4

 

 

Расы человека

Текущий контроль Работа  с пакетом дидактических материалов

УОНЗ

Раздел 3. Краткая  история развития знаний о  человеке  (1  час)

5

 

 

История развития знаний о строении и функциях организма человека

  Текущий контроль

УОНЗ

Раздел 4.  Общий обзор строения и функций  организма человека (5 ч.)

6

 

 

Клеточное  строение организма.

Текущий контроль. Лабораторная работа № 1 "Рассмотрение клеток и тканей в оптический  микроскоп»

УОНЗ

7

 

 

Ткани.

№ 2 «Ткани»

УОНЗ

8

 

 

Органы.

Текущий контроль Дидактический материал Тестовая работа Фронтальный опрос

УОНЗ

9

 

 

Системы органов.

Текущий контроль   Фронтальный опрос

УОНЗ

10

 

 

Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека»

Текущий контроль.  Дидактический материал Тестовая работа

УРК

Раздел 5. координация и регуляция (2  часа) нервная система (4  часов) анализаторы (4  часа), (Всего-10часов)

11

 

 

Гуморальная регуля­ция.

  «Безусловный рефлекс человека

УОНЗ

12

 

 

Роль гормонов в об­мене веществ, росте и развитии организ­ма.

Промежуточный контроль. Тестовая работа. Работа с пакетом дидактического материала

УОНЗ

13

 

 

Нервная      система. Отделы       нервной системы:   централь­ный и перифериче­ский.

Текущий контроль. Работа с пакетом дидактического материала.

УОНЗ

14

 

 

Спинной          мозг, строение и функции.

Текущий контроль Работа с пакетом дидактического материала

УОНЗ

15

 

 

Головной         мозг, строение и функции.

Текущий контроль Дидактический материал

УОНЗ

16

 

 

Полушарий большого мозга

Текущий контроль. Пакет дидактических материалов

УОНЗ

17

 

 

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор

Текущий контроль Фронтальный опрос.

УОНЗ

18

 

 

Анализаторы слуха и равновесия

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

19

 

 

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Текущий контроль Фронтальный опрос

УОНЗ

20

 

 

Обобщающий урок по теме «Анализаторы»

Промежуточный контроль. Фронтальная беседа

Пакет с дидактическими материалами

УРК

Раздел 6. Опора и движение (8  часов)

21

 

 

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Текущий контроль.

УОНЗ

22

 

 

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Текущий контроль. Дидактический материал .

УОУР

23

 

 

Строение скелета

Текущий контроль Фронтальный опрос  Дидактический материал

УОНЗ

24

 

 

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

 «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя

УОНЗ

25

 

 

Мышцы, их строение и функции

Текущий контроль Фронтальный опрос 

УОНЗ

26

 

 

Мышцы, их строение и функции

Текущий контроль. Фронтальный опрос Лабораторная работа № 3 "Строение мышечных тканей ".

УОНЗ

27

 

 

Работа мышц

Итоговый контроль Тестовая работа

УОНЗ

28

 

 

Обобщающий урок по теме «Опора и движение»

Промежуточный контроль. Фронтальная беседа

Пакет с дидактическими материалами

УРК

Раздел 7. Внутренняя среда организма (5  часов)

29

 

 

Внутренняя среда организма.

  Фронтальная беседа . Текущий контроль.                              Пакет с дидактическими материалами

УОНЗ

30

 

 

Плазма крови. Форменные элементы крови.

Лабораторная работа №4 « Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

УОНЗ

31

 

 

Иммунитет

Текущий контроль Фронтальный опрос 

УОНЗ

32

 

 

Группы крови. Переливание крови.

Текущий контроль Фронтальный опрос . Лабораторная работа № 5

УОНЗ

33

 

 

Группы крови. Переливание крови.

Текущий контроль Фронтальный опрос 

УОУР

Раздел 8. транспорт веществ (6  часов)

34

 

 

Движение крови и лимфы в организме.

Текущий контроль . Дидактический материал

УОНЗ

35

 

 

Органы кровообращения.

Текущий контроль Домашняя самостоятельная работа Дидактический материал Фронтальный опрос

УОНЗ

36

 

 

Работа сердца

Текущий контроль Тестовая работа Дидактический материал

УОНЗ

37

 

 

Движение крови по сосудам

 «Подсчет пульса в разных условиях»

УОНЗ

38

 

 

Движение крови по сосудам

Текущий контроль Дидактический материал

 

УОНЗ

39

 

 

Заболевания  сердечнососудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Фронтальный опрос.  Дидактический материал. 

«Приемы остановки кровотечений»

УОНЗ

Раздел 9. дыхание (5  часов)

40

 

 

Значение   дыхания. Строение органов дыхания.

Текущий контроль Тестовая работа Дидактический материал Фронтальный опрос

УОНЗ

41

 

 

Газообмен в легких и тканях

Промежуточный контроль Тестовая работа Дидактический материал

УОНЗ

42

 

 

Дыхательные движения.

Текущий контроль Фронтальный опрос"Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха".

УОНЗ

43

 

 

Регуляция дыхания.

Промежуточный контроль Тестовая работа Дидактический материал

УОНЗ

44

 

 

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях  дыхания.

Текущий контроль Тестовая работа Дидактический материал

УОНЗ

Раздел 10. пищеварение (5  часов)

45

 

 

Пищевые   продукты и  питательные  вещества.

Текущий контроль Фронтальный опрос

УОНЗ

46

 

 

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Текущий контроль

Фронтальный опрос

УОНЗ

47

 

 

Пищеварение в ротовой полости.

 «Действие слюны на крахмал»

УОНЗ

48

 

 

Пищеварение в же­лудке.

 «Пищеварение в  желудке»

УОНЗ

49

 

 

Пищеварение в кишечнике.    Всасыва­ние      питательных веществ. Гигиена питания.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

Раздел 11. обмен веществ и энергии (2  часа)

50

 

 

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Текущий контроль Фронтальный опрос

УОНЗ

51

 

 

Витамины, их роль в организме.

Текущий контроль.  "Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат ".

УОНЗ

Раздел 12. выделение (2  часа)

52

 

 

Органы   выделения. Строение и функции почек.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал. Лабораторная работа №6

УОНЗ

53

 

 

Предупреждение за­болеваний   мочевыделительной   систе­мы.

Промежуточный контроль Тестовая работа Дидактический материал

УОНЗ

Раздел 13. покровы тела (3  часа)

54

 

 

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал. Лабораторная работа №7

УОНЗ

55

 

 

Роль кожи в теплорегуляции.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

56

 

 

Гигиена кожи. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожени­ях и их профилакти­ка.

Промежуточный контроль Тестовая работа

УОНЗ

Раздел 14. размножение и развитие (3  часа)

57

 

 

Система органов размножения.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

58

 

 

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Текущий контроль Фронтальный опрос

Дидактический материал

УОНЗ

59

 

 

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОУР

Раздел 15. высшая нервная деятельность (5  часов)

60

 

 

Поведение человека. Рефлекс  -  основа нервной  деятельно­сти.

Дидактический материал.

УОНЗ

61

 

 

Биологические   рит­мы. Сон и его значе­ние.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

62

 

 

Особенности     выс­шей   нервной   деятельности человека. Познавательные процессы.   Речь, мышление. Память, эмоции.

Текущий контроль Фронтальный опрос

Дидактический материал

УОНЗ

63

 

 

Типы нервной деятельности

Текущий контроль Фронтальный опрос

Дидактический материал

УОНЗ

64

 

 

Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность»

Промежуточный контроль. Фронтальная беседа.  Пакет с дидактическими материалами

УОУР

Раздел 16. Человек и его здоровье  (6часов)

65

 

 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

66

 

 

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

67

 

 

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление

Промежуточный контроль Тестовая работа

УОНЗ

68

 

 

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Текущий контроль Фронтальный опрос Дидактический материал

УОНЗ

69

 

 

Правила поведения человека в окружающей среде.

Промежуточный контроль Тестовая работа

УОНЗ

70

 

 

Обобщающий урок по разделу «Человек»

Промежуточный контроль. Фронтальная беседа.  Пакет с дидактическими материалами

УОУР

 

  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.       Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету биология 8 класс, автор Н.И. Сонин - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.

2.       Биология. 8 класс. Человек: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2014.

3.       Сонин Н. И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2014

4.       Н.Ю. Спиридонова. Биология. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2010. (Книга для учителя)

5.       Н.Б  Ренева, Н.И.Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.  Сапина «Биология. Человек». М.: Дрофа, 2014.

6.       Биология. Человек. 8 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011.

7.       Биология. 8 класс: тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / Н.Б. Сысолятина, Л.В. Сычева, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010.

8.       Биология. Тетрадь для оценки качества знаний. 8 класс / В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

9.       Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, А.М. Дагаев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

 

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол    №            от  ___  09. 2015 г.

Руководитель ШМО:   _____________

                                     /Высоколова Л.А./

Зам. директора по УВР _________________

                                     /Иноземцева Е.Г./

31. 08.2015 г.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставит целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным…

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставит целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным…

Земле; — подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здра­воохранения

Земле; — подготовка школьников к практической деятель­ности в области сельского хозяйства, медицины, здра­воохранения

Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов; ¾ выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; ¾…

Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов; ¾ выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; ¾…

Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе

Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе

ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; • защиты итогового индивидуального проекта

ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; • защиты итогового индивидуального проекта

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,…

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

ИКТ (компьютерное тестирование,)

ИКТ (компьютерное тестирование,)

Содержание тем учебного предмета

Содержание тем учебного предмета

Строение и функции органов слуха

Строение и функции органов слуха

Голосовой аппарат. Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена

Голосовой аппарат. Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена

Познавательные процессы. Торможение

Познавательные процессы. Торможение

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя

Дыхательные движения. Текущий контроль

Дыхательные движения. Текущий контроль

Система органов размножения

Система органов размножения

Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 8 класс, автор

Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 8 класс, автор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020