Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Курска
Рассмотрена Согласована
на заседании МО ___________________ Заместитель директора по УВР
Протокол №___ от «__» _______20__гг. _______ (__________________)
Руководитель МО ______ (___________)
Принята Утверждена
Решением педагогического совета Приказом МБОУ «СОШ №61»
МБОУ «СОШ №61» от «__» ____________ 20___г.
Протокол №__ от «__» ______20__г. Директор школы Е.И. Веселова
Рабочая программа
учебного предмета (курса, дисциплины)
«География»
индивидуального обучения на дому
для ученика 8 класса Тарасова Георгия
(основное общее образование)
по УМК «Полярная звезда»
на 2020/2021 учебный год
Разработчик программы:
Малеев Я. А.
г. Курск – 2020г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Личностным результатом обучения географии в школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
· гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
· осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
· осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
· представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
· осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
· осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
· умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
· эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
· патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
· уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
· готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
· подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
· работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
· планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
· работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам;
· самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
· уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
· организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
· умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
· давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
· осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
· обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
· представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
· преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
· создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
· уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
· осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
· освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
· использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
· использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
· отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
· в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
· понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения:
· осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
· освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
· использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
· использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию; - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.
География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.
География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.
Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли(повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в средней общеобразовательной школе изучается в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС. На изучение географии для индивидуального обучения на дому отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 рабочих недели).
8 класс
34 часа в год (2 часа в неделю)
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Географическое пространство России |
6 |
2 |
Население России |
7 |
3 |
Природа России |
12 |
4 |
Природно-хозяйственные зоны и районы |
6 |
5 |
Родной край |
3 |
ИТОГО: |
34 |
Раздел 1. Географическое пространство России (6 часов)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.
Практическая работа №1: «Определение поясного времени для разных городов России»;
Практическая работа №2: «Ориентирование по физической карте России»;
Практическая работа №3: Работа в к/к «Россия. Географическое положение».
Раздел 2. Население России (7часов)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России.
Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практическая работа №4: Работа в к/к «Россия. Воспроизводство населения»;
Практическая работа №5: Работа в к/к «Россия. Размещение населения»;
Раздел 3. Природа России (12 часов)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация.
Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата.
Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве.
Неблагоприятные климатические явления. Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты. Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв.
Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практическая работа №6: «Описание рельефа России по плану»;
Практическая работа №7: Работа в к/к «Россия. Рельеф»;
Практическая работа №8: Работа в к/к «Россия. Климат»;
Практическая работа №9: «Описание моря по плану»;
Практическая работа №10: «Описание реки по плану»;
Практическая работа №11: Работа в к/к «Россия. Моря и внутренние воды».
Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (6 часов)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах. Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практическая работа №12: «Описание природно-хозяйственной зоны по плану», работа в к/к «Россия. Природно-хозяйственные зоны».
Раздел 5. Родной край (3 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Примечание |
|
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (6 ЧАСОВ) |
||||
1
|
Мы и наша страна на карте мира. Наши границы и наши соседи. Наша страна на карте часовых поясов. |
1 |
|
|
2 |
Практическая работа №1: «Определение поясного времени для разных городов России» |
1 |
|
|
3 |
Формирование территории России |
1 |
|
|
4 |
Практическая работа №2: «Ориентирование по физической карте России» |
1 |
|
|
5 |
Районирование России. Наше национальное богатство и наследие |
1 |
|
|
6 |
Практическая работа №3: Работа в к/к «Россия. Географическое положение» |
1 |
|
|
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (7 ЧАСОВ) |
||||
7 |
Численность населения. Воспроизводство населения. Наш «Демографический портрет» |
1 |
|
|
8 |
Практическая работа №4: Работа в к/к «Россия. Воспроизводство населения» |
1 |
|
|
9 |
Мозаика народов. Размещение населения |
1 |
|
|
10 |
Города и сельские поселения. Урбанизация |
1 |
|
|
11 |
Практическая работа №5: Работа в к/к «Россия. Размещение населения» |
1 |
|
|
12 |
Миграция населения. Россияне на рынке труда |
1 |
|
|
13 |
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
|
|
ПРИРОДА РОССИИ (12 ЧАСОВ) |
||||
14 |
История развития земной коры. Рельеф: тектоническая основа |
1
|
|
|
15 |
Практическая работа №6: «Описание рельефа России по плану» |
1 |
|
|
16 |
Рельеф: скульптура поверхности. Ресурсы земной коры |
1 |
|
|
17 |
Практическая работа №7: Работа в к/к «Россия. Рельеф» |
1 |
|
|
18 |
Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Зима и лето в нашей северной стране |
1 |
|
|
19 |
Практическая работа №8: Работа в к/к «Россия. Климат» |
1 |
|
|
20 |
Как мы живем и работаем в нашем климате |
1 |
|
|
21 |
Наши моря. Практическая работа №9: «Описание моря по плану» |
1 |
|
|
22 |
Наши реки. Практическая работа №10: «Описание реки по плану» |
1 |
|
|
23 |
Где спрятана вода. Водные дороги и перекрестки. Практическая работа №11: Работа в к/к «Россия. Моря и внутренние воды» |
1 |
|
|
24 |
Почва- особое природное тело. Растительный и животный мир. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России |
1 |
|
|
25 |
Учимся с «Полярной звездой» Природно-территориальные комплексы России |
1 |
|
|
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ И РАЙОНЫ (6 ЧАСОВ) |
||||
26 |
Северные безлесные зоны. Учимся с «Полярной звездой». Лесные зоны Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны |
1 |
|
|
27 |
Практическая работа №12: «Описание природно-хозяйственной зоны по плану», Работа в к/к «Россия. Природно-хозяйственные зоны» |
1 |
|
|
28 |
Субтропики. Высотная поясность в горах. |
1 |
|
|
29 |
Великие равнины России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская |
1 |
|
|
30 |
Горный каркас России. Урал и горы Южной Сибири. Регионы многолетней мерзлоты. Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
1 |
|
|
31 |
Экзотика России. Северный Кавказ. Крым. Дальний Восток |
1 |
|
|
РОДНОЙ КРАЙ (1 ЧАС) |
||||
32 |
Учимся с «Полярной звездой» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
32 |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.