МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Администрация Красногвардейского Муниципального Округа Ставропольского края
МКОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Руденко С.С.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Купина И.В.
Протокол №8 |
Приказ №130-од |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 2340349)
учебного
предмета
«Музыка»
для 7 класса
основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Миронова
Нина Викторовна
учитель музыки
п. Медвеженский 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 7 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный
антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и
цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические
эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых
характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая
степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный
потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим
собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным
способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том
числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в
предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в
свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую
музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном —
уровне.
Музыка — временнóе искусство. В
связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств
личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего
и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует
самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и
воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897,
с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020
г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для
полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики,
эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации
учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы
ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в
общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства
как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих
способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами
изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и
специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и
навыках, в том числе:
а) слушание (расширение
приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в
различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных
музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы
вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе
с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение
(пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и
др.);
д) творческие проекты,
музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская
деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета
«Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего
края»;
модуль № 2 «Народное
музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов
мира»;
модуль № 4 «Европейская
классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская
классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы
русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная
музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с
другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального
искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка»
предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и
творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и
др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 7 классе
составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с
жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Mодуль «НАРОДНОЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Фольклор в творчестве
профессиональных композиторов
Народные истоки
композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы
и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра,
картина). Симфония.
Mодуль «РУССКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
История страны и народа в
музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема
служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских
композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки»,
С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки
Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере
творчества В.А.Моцарта, Н.Паганини, Ф.Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд,
миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя.
Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ
РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ» Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и
жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на
канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное
бдение
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С
ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому
спектаклю (на примере творчества Э.Грига, Л. ван Бетховена, А.Г.Шнитке,
Д.Д.Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»
Мюзикл
Особенности жанра. Классика
жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу, Р.Роджерса,
Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии
учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического
воспитания:
осознание российской
гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов
и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение
к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного
воспитания:
признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность
придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического
воспитания:
восприимчивость к различным
видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о
единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные
интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового
воспитания:
установка на посильное
активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость
в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
1. Овладение универсальными
познавательными действиями.
Базовые логические
действия:
- сравнивать музыкальные
звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для
сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы
музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток
информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные
связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские
действия:
на основе предложенных
учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием
музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя
формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать
изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов
решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному
плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета
изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное
развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных
условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения
информации;
согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых
(учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую,
видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные
тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение
универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как
специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание
музыкального высказывания;
выступать перед публикой в
качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном
исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства,
личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность
существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно
высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные
выступления;
подбирать иллюстративный
материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность
(сотрудничество):
стремиться к объединению
усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения
музыки;
переключаться между различными
формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении
поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и
долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою
часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные
проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной
задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач
учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни
человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую
музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения
отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к
укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в
особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся
участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной
культуры своего народа);
— понимают роль музыки как
социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения,
включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных
аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего
края»:
знать музыкальные традиции
своей республики, края, народа;
характеризовать особенности
творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов
своего края;
исполнять и оценивать образцы
музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Народное
музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные
образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов
Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять
произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность
народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых
инструментов;
объяснять на примерах связь
устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных
музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов
мира»:
определять на слух музыкальные
произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской
традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять
произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух
принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных,
ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать
признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных
композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская
классическая музыка»:
различать на слух произведения
европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
определять принадлежность
музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко,
классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе
фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный
образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не
менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных
сочинений.
Модуль «Русская
классическая музыка»:
различать на слух произведения
русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский
состав;
характеризовать музыкальный
образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и
форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе
фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать
творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и
произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения
русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной
музыки, называть их автора.
Модуль «Современная
музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать
стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух
виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их
состав;
исполнять современные
музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с
другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые
параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств;
импровизировать, создавать
произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства
(сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин,
кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных
видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об
основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры
музыкального искусства»:
различать и характеризовать
жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные
и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и
средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять
произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата |
Виды |
Виды, |
Электронные |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для |
||||||
Модуль 1. Музыка моего края |
|||||||||||
1.1. |
Семейный |
4 |
0 |
0.25 |
Казачья колыбельная. "Как во
чарочке, во серебряной", "Перевешу млада хмелю". "Вдоль
по улице метелица метёт", "Ах ты, душечка". "Матушка, что
во поле |
РНП |
РНП "Возле |
01.09.2022 30.09.2022 |
Знакомство с Изучение Определение на |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 2. Народное музыкальное творчество России |
2.1. |
Фольклор в |
4 |
0 |
0.25 |
М.И. Глинка"Камаринсая". П. И.
Чайковский Симфония№4 (финал), концерт для фортепиано с оркестром (3 часть),
романс "Я ли в поле да не травушкой была". М. Мусоргский Опера
"Хованщина" ("Рассвет на Москве-реке")"Колыбельная
Ерёмушке", "Песни и пляски |
РНП "Ой ты, степь широкая" |
РНП "Калинка", "Полянка". |
03.10.2022 28.10.2022 |
Сравнение Разучивание, Наблюдение за принципами Обсуждение в классе и/или |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 3. Русская классическая музыка |
3.1. |
История страны и народа в музыке русских
|
3 |
0 |
0.25 |
М.И. Глинка Опера "Иван
Сусанин". , А.П. Бородин Опера "Князь Игорь" (ария князя
Игоря, плач |
Хор "Улетай на крыльях |
Казачья песня "Ой, донцы- |
07.11.2022 30.11.2022 |
Знакомство с |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 4. Образы русской и европейской духовной музыки |
4.1. |
Музыкальные жанры |
4 |
0 |
0 |
Знаменный распев; М. Березовский. Хоровой концерт«Не отвержи мене во время старости»; Э. Григ. Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть); Л. Бетховен. Соната № 7 (экспозиция Ι части); Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»). И.С. Бах "Высокая месса", Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»); Дж. Перголези. Stabat mater; . Моцарт. Реквием (Dies ire, Lacrimoza), Г.Ф. Гендель "Аллилуя", С.В. Рахманинов "Всенощная", "Богородица Дева, радуйся". П. Чайковский. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8), "Литургия св. Иоанна Златоуста". |
"Музыка |
"Серебристые |
01.12.2022 30.12.2022 |
Знакомство с Иметь |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 5. Европейская классическая музыка |
.5.1. |
Музыкант и публика |
3 |
0 |
0.25 |
Л. Бетховен. Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. В. А. Моцарт ("Турецкий марш" исп.
Д. Беликов), |
И.С. Бах |
А.Цыганков |
09.01.2023 31.01.2023 |
Знакомство с образцами Размышление над фактами |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 6. Жанры музыкального искусства |
6.1. |
Симфоническая музыка |
4 |
0 |
0.5 |
Й. Гайдн Симфония№103 с тремоло литавр, Л. Бетховен Симфония №5, Симфония №9 (ода
"К |
Ода "К |
П.И. Чайковский |
01.02.2023 28.02.2023 |
Знакомство с Образно- |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства |
7.1. |
Музыка и театр |
3 |
0 |
0.25 |
Д.Б. Кабалевский Музыка к драматическому
спектаклю "Ромео и Джульетта", Э. Григ Музыка к драме Г. |
Э. Григ |
Э. Григ "Танец |
06.03.2023 24.03.2023 |
Знакомство с Просмотр |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 8. Современная музыка: основные жанры и направления |
8.1. |
Мюзикл |
5 |
0 |
0 |
Ф. Лоу "Моя прекрасная леди", Р. Роджерс "Звуки музыки", Э.Л. Уэббер "Кошки", "Иисус Христос-суперзвезда", А. Рыбников "Юнона и Авось". |
Е. Осин Блантер |
"Смуглянка" |
03.04.2023 05.05.2023 |
Знакомство с |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
5 |
|
|||||||||
Модуль 9. Музыка народов мира |
9.1. |
Музыкальный |
4 |
0 |
0.25 |
Д. Гаспарян "Магический
дудук", С. Назархан "Korgim Kelar", "Adolat
Tanovori", "Tushim". Арета Франклин "Сегодня я пою
блюз", спиричуэл "Вернёмся с |
"Школьный блюз", |
Ритмическая |
08.05.2023 31.05.2023 |
Выявление |
Устный |
www.cd-musica.ru https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО |
34 |
0 |
2 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Фольклорный жанр колыбельной |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Свадебный обряд |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Рекрутские песни, плачи-причитания. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
4. |
Жанр частушки |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
5. |
Народные истоки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Обработки фольклора, цитаты. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Картины родной природы в творчестве
русских и |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
8. |
Народные образы в |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Опера М. Глинки "Иван Сусанин" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Опреа А. Бородина "Князь Игорь" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
Кантата "Александр Невский" С. Прокофьева |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
12. |
Музыка религиозная и светская |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Основные жанры, традиции отечественной
духовной |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Полифония, фуга, хорал. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
15. |
Духовная музыка |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
Развитие музыкальных образов. Принципы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Музыкальная форма -строение музыкального произведения. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Музыканты-виртуозы |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
19. |
Программная увертюра как симфонический жанр |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Образы симфонической музыки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Композиторы - венские классики |
1 |
0 |
0.5 |
|
Устный |
22. |
Симфония №7 Шостаковича |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
23. |
Музыка к драматическому спектаклю
"Ромео и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Единство музыки, |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный |
26. |
Мюзикл: особенности жанра |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
27. |
Классика жанра - мюзиклы середины XX века |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Л. Бернстайн "Вестсайдская история" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Жанр рок-оперы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
А. Рыбников "Юнона и Авось" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
31. |
Уникальные традиции, |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Восточные интонации в творчестве композиторов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
Африканская музыка-стихия ритма |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация |
1 |
0 |
0.25 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
2 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 7 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по музыке 5-8 классы "Уроки музыки" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. Москва "Просвещение" 2017 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://mp3sort.biz/ Музыкальный форум
http://nsportal.ru/ Социальная сеть
работников образования http://infourok.ru/ Проект "Инфоурок"
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://znanio.ru/ ООО"Знанио"
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аккордеон, активные колонки, монитор,
ноутбук.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Аудио и видеоматериалы для слушания и просмотра
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.