Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» , 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» , 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
4 кл
10.01.2023
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» , 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс
Рабочая программа Русский язык.docx

          Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13 с УИП эстетического цикла; учебного плана; примерной программы начального общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого М.: «Просвещение»         

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса):

В.П. Канакина. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

       В соответствии с учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675 часов.

 

Программа в 4 классе по русскому языку рассчитана на 170  часов  (34 недели по 5часов в неделю). Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных списываний -2

-контрольных диктантов – 9

-обучающих изложений - 13

-обучающих сочинений -2

                Рабочая программа имеет целью развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

·         достижение программных установок, знаний, умений, навыков и компетенций;

·         формирование и развитие личностной сферы;

·         формирование языковой личности;

·         формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

·         формирование знаково-символического восприятия и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

·         формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Способствует решению следующих задач:

1.      Совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

2.      Освоение системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики.

3.      Формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного языка.

4.      Совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения.

Виды и формы  текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля соответствуют нормативным документам школы и направлены на определение уровня обученности по основным разделам курса.

Текущий контроль направлен на  анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменении в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. 

Специфика тематического контроля заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

·         ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку;

·         при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

·         возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени.

Все виды контроля могут проводиться в следующих формах: устный опрос, письменный опрос (самостоятельные, контрольные, проверочные, тестовые работы). 

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Все вышеперечисленные формы контроля позволяют в полной мере выявить соответствия результатов образования целям и задачам по русскому языку.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» и ООП НОО в форме теста.

Программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» с разноуровневой подготовкой.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения рабочей программы

Личностными результатами изучения предмета Русский язык являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета Русский язык является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения предмета Русский язык является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебнонаучные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

 

Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

 

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться 

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать

правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Название разделов

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

Повторение изученного в 3 классе 

 

Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Характеризуют особенности гласных и согласных звуков. Определяют звук по его характеристике. Соотносят звук и его качественную характеристику. Оценивают правильность характеристики звука, находят ошибки в характеристике звуков. Группируют слова с общим корнем, с одинаковыми приставками и суффиксами. Контролируют правильность объединения слов в группу (исключая синонимы и омонимичные морфемы слов). Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова. Анализируют текст с точки зрения наличия родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами. Объясняют значение слов с опорой на состав его основы. Определяют состав слова, приводя доказательства наличия или отсутствия той или иной морфемы. Определяют в корне слова наличие изученных орфограмм (безударные гласные, глухие, звонкие, непроизносимые и двойные согласные, разделительные ь и ъ, слитное написание приставок.) Объясняют и доказывают написание слов. Группируют слова по типу орфограмм. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивают собственный диктант. Анализируют допущенные ошибки. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Определяют грамматические характеристики частей речи, формы словоизменения существительных, прилагательных, глаголов. Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи. Осваивают алгоритм распознавания частей речи (Что обозначает?

На какие вопросы отвечает? Какие имеет постоянные свойства? Как изменяется? Каким членом предложения чаще всего бывает?). Находят орфограммы на безударные падежные окончания имен прилагательных и безударные родовые окончания глагола и объясняют их написание. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте и распознают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Различают распространенные и нераспространенные предложения. Анализируют деформированные предложения и тексты. Выбирают знак для постановки в конце предложения. Составляют схемы предложений. Выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Устанавливают связь слов в предложении. Составляют предложения из данных слов на определенную тему, по схеме. Определяют тему текста. Объясняют заголовок. Различают тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение). Анализируют и сопоставляют содержание текстов. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинке и по опорным словам. Озаглавливают собственный текст. Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают его, находят в нем ошибки.

Однородные члены предложения

 

Наблюдают за употреблением и связью однородных членов в предложении. Классифицируют члены предложения с точки зрения выполняемой функции (главные и второстепенные члены предложения). Анализируют предложение и текст с точки зрения наличия в них однородных членов. Распознают предложения с однородными членами в тексте. Соблюдают интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами. Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составляют предложения с однородными членами, в том числе по схеме. Передают содержание текста с однородными членами предложения по вопросам, по опорным словам. Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем ошибки

Текст

 

Определяют тему и основную мысль текста. Передают содержание текста, опираясь на его тему и основную мысль. Озаглавливают текст, опираясь на тему и основную мысль. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте, объясняют написание слов. Составляют тексты, исходя из темы и опираясь на основную мысль. Составляют план текста, опираясь на тему и основную мысль текста. Пишут зрительно-слуховые диктанты.

Имя существительное

 

Наблюдают за особенностями падежей. Определяют падеж имени существительного, пользуясь вопросами и предлогами, систематизированными в таблице. Сопоставляют и сравнивают синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенных падежах. Склоняют имена существительные. Знакомятся с несклоняемыми именами существительными. Определяют связь слов в предложении для распознавания падежей имен существительных. Наблюдают за употреблением имен существительных в косвенных падежах. Знакомятся со значениями косвенных падежей и их синтаксической ролью. Учатся осознанно употреблять их в речи. Отгадывают загадки, записывают их и отгадки к ним. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Определяют в тексте изученные орфограммы. Составляют повествовательный текст по иллюстрации, плану и опорным словам Классифицируют слова — имена существительные по принадлежности к роду, к склонению. Анализируют имена существительные по грамматическим признакам: род, число, падеж в тексте (предложении). Изменяют имена существительные по падежам и числам при создании собственных текстов (предложений). Определяют синтаксическую функцию имен существительных в начальной форме (именительный падеж) и имен существительных в форме косвенных падежей (главные и второстепенные члены предложения). Соотносят слово и набор его грамматических характеристик, выбирают из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Определяют наличие орфограмм в тексте: безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют повествовательный текст: выделяют в нем структурные части, делят текст на части, передают содержание текста по плану и по заголовку. Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем ошибки. Создают продолжение исходного текста.

Имя прилагательное

Наблюдают за ролью прилагательных в речи. Подбирают максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному, в том числе и близкие по смыслу. Соотносят форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».  Определяют род, число и падеж имени прилагательного. Распознают падежи имен прилагательных в тексте, предложении, словосочетании на основе определения рода и падежа имен существительных. Склоняют имена прилагательные, используя таблицу в учебнике. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Определяют в тексте (предложении) наличие орфограмм на безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем имен прилагательных, имеющих орфограммы с безударными гласными в окончаниях. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты, выделяя в них структурные части. Определяют тему текста. Правильно употребляют имена прилагательные в текстах. Соотносят заголовок с темой и основной мыслью текста. Передают содержание текста по вопросам. Кратко передают содержание по предварительно составленному плану. Составляют повествовательный текст с элементами описания, озаглавливают его. Создают текст-описание картины, корректируют созданный текст, исправляют в нем ошибки.

Местоимение

Знакомятся с ролью местоимений в речи. Наблюдают за личными местоимениями. Определяют наличие в тексте местоимений. Распознают местоимения в тексте. Заменяют повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Определяют в тексте наличие орфограмм на правописание местоимений с предлогами. Передают содержание повествовательного текста с опорой на ключевые слова, соблюдая его композицию. Редактируют тексты, заменяя имена существительные местоимениями, анализируют и оценивают созданный текст. Наблюдают за композицией повествовательного текста (завязка, кульминация — момент наивысшего напряжения, развязка). Пишут изложение повествовательного текста.

Глагол

Распознают глагол среди других частей речи, отличают глагол от именных частей речи, прямое и переносное значение глаголов, различают глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Соотносят начальную форму и временные формы глаголов, ставят вопросы к неопределенной форме глагола (что делать? что сделат ь?), дифференцируя их по видам глагола. Распознают временные формы глаголов, распознают лицо глагола; осознанно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам, изменяя глаголы по лицам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени. Составляют план составляемого текста, пишут изложение по диафильму с использованием плана и опорных слов, определение темы и структуры повествовательного текста с элементами описания, исправляют ошибки и недочеты собственного текста Наблюдают за спряжением глаголов в форме настоящего времени. Спрягают глаголы в форме настоящего и будущего времени. Распознают спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы. Группируют найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы (I и II спряжение глаголов). Моделируют (создают, конструируют) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Составляют собственные считалки с глаголами-исключениями. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Определяют в тексте наличие слов с орфограммами на безударные гласные в личных окончаниях и в суффиксах прошедшего времени глаголов. Применяют алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Овладевают навыком правописания безударных гласных в личных окончаниях глагола. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты диктантов, находят и исправляют ошибки. Определяют тему и основную мысль текста. Озаглавливают текст. Составляют план текста. Различают типы текстов (описание, рассуждение, повествование, смешанные тексты: повествовательный с элементами описания, повествовательный с элементами рассуждения). Передают содержание текста по памяти, по опорным словам, по плану. Составляют текст-описание пейзажной картины. Кратко передают содержание диафильма, опираясь на понимание композиции, главные слова и план. Составляют по пословице текст-рассуждение, самостоятельно передают содержание текста-описания. Трансформируют текст, изменяя время глагола (замена в тексте глаголов в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего или будущего времени). Анализируют и корректируют созданный текст. Оценивают текст, находят в нем смысловые ошибки.

Повторение

 

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Анализируют текст, находят в тексте предложения с однородными членами, соотносят предложение со схемой предложения. Определяют в тексте наличие орфограмм на безударные гласные в разных частях слова (в корне, суффиксе, приставке, окончании). Распознают приставки и предлоги, анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм. Контролируют правильность записи текста. Находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Сопоставляют части речи по существенным признакам. Распознают части речи в тексте, правильно их употребляют в речи. Распознают типы склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. Подбирают имена прилагательные к именам существительным. Определяют род, число и падеж имен прилагательных в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное». Склоняют имена прилагательные, употребляют имена прилагательные в тексте в нужной форме. Отличают местоимения от имен существительных. Определяют в тексте формы времени, лица, числа и рода (в прошедшем времени) глаголов. Спрягают глаголы, различают I и II спряжение глаголов. Изменяют глаголы прошедшего времени по родам. Подбирают заголовок к тексту. Передают по памяти содержание описательного текста. Составляют текст-описание по картинке с опорой на план и ключевые слова. Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают текст. Находят в нем смысловые ошибки.

                                                                                                       

Содержание учебного предмета

Повторение (21 ч)

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки; парные и непарные звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме; алфавит; слоги. Слово, лексическое значение слова как сумма значений значимых частей слова; синонимы, антонимы, состав слова (корень, приставка, суффикс, основа, окончание); однокоренные слова; правописание значимых частей слова. Части речи в русском языке. Основные грамматические характеристики имени существительного, имени прилагательного, глагола; роль в предложении именных частей речи и глагола; правописание ь после шипящих у имен существительных; правописание безударных окончаний различных частей речи; склонение имен существительных; падежные окончания имен существительных и прилагательных; родовые (в прошедшем времени) окончания глагола; словосочетание по типу согласования «имя существительное + имя прилагательное». Предложение как единица речи, виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложения, главные и второстепенные члены предложения, связь слов в предложении, словосочетание. Текст, типы текста (описание, повествование, рассуждение); тема и основная мысль текста; заголовок текста; структурные части текста; связь между частями текста.

Однородные члены предложения (7 ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения; интонация перечисления и сочинительные союзы — средства связи однородных членов в предложении; знаки препинания в предложениях с однородными членами. Повествовательный текст с однородными членами предложения.

Текст (2 ч)

Текст: основная мысль и тема текста, заголовок текста, структурные части текста, план текста

Имя существительное (39 ч)

Имя существительное: падеж имени существительного; значение падежа, вопросы падежей, предлоги, употребляемые с падежами; роль предложно-падежной формы имени существительного в предложении; несклоняемые имена существительные; правописание падежных окончаний имен существительных. Повествовательный текст: тема и основная мысль повествовательного текста; план повествовательного текста. шоссе, самолёт, лагерь, дежурный, песок, одежда, обед, овощи, работа, район, ракета, жилище, агроном. Имя существительное: лексическое значение имени существительного; род и число имен существительных; падеж имени существительного (значение падежа, вопросы падежей, предлоги, употребляемые с существительными в различных падежах; роль предложно-падежной формы имени существительного в предложении); склонение имен существительных (три типа склонения). Словосочетание как слова, объединенные подчинительной связью; предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения. Структурные особенности повествовательного текста, особенности повествовательного текста с элементами описания; связь между частями текста.

Имя прилагательное (33 ч)

Имя прилагательное; лексическое значение; грамматические признаки имени прилагательного: склонение имен прилагательных, изменение по родам и числам. Зависимость имени прилагательного от имени существительного; роль имен прилагательных в предложении. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных. Текст, тема, основная мысль и заголовок текста; структура повествовательного текста с элементами описания.

Местоимение (9 ч)

Местоимение; тексто-образующая роль местоимений в речи; личные местоимения; грамматические особенности личных местоимений; изменение личных местоимений по падежам; изменение личных местоимении 3-го лица по родам; правописание местоимений; раздельное написание личных местоимений в косвенных падежах с предлогами. Текст, основная мысль текста, композиция повествовательного текста, экскурсия.

Глагол (33ч)

Глагол как часть речи: лексическое значение глагола; глагольные вопросы: глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенный вид) и отвечающие на вопрос что сделать? (совершенный вид); начальная форма глагола (инфинитив); изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола; изменение глаголов по лицам; изменение глаголов по родам в прошедшем времени; изменение глаголов по лицам в настоящем времени(личные окончания глаголов); изменение глаголов по числам; I и II спряжение глаголов. Текст-повествование; композиция текста-повествования. Структура повествовательного текста с элементами описания. Изменение глаголов по лицам в будущем времени(личные окончания глаголов): изменение глаголов по числам, I и II спряжение глаголов; правописание личных окончаний глаголов; глаголы-исключения; правописание суффиксов глаголов в неопределённой форме и в форме прошедшего времени.

Повторение в конце учебного года (26 ч)

Предложение: виды предложений по цели высказывания, по интонации; главные члены предложения; второстепенные члены предложения; однородные члены предложения. Слово; состав слова; значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); однокоренные слова; безударные гласные в корне, приставке, суффиксе. Правописание безударных гласных в корне, приставке. Правописание суффиксов (тель-, -овн-, -еви-, -очк-, -еньк-, -ость-, -от-, -изн-, -оват-). Имя существительное; склонение имен существительных; правописание безударных гласных в окончаниях, корнях, приставках и суффиксах имен существительных. Имя прилагательное; склонение имен прилагательных. Местоимение. Глагол; глаголы I и II спряжения, неопределенная форма глагола, правописание личных окончаний глагола.

Текст: типы текста; тема; основная мысль текста.

Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС

            Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли в нем грамотного человека. В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются детьми 7-11 лет в процессе речевого, устного и письменного общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, виды текста (повествования, описания, рассуждения), стили речи, изобразительно-выразительные средства языка. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие.

В 4 классе в связи с изучением имен существительных и имен прилагательных знания о словосочетаниях углубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: с управлением (кружился в небе) и согласованием (в небе голубом) — без называния терминов. Новым для обучающихся в 4 классе является изучение предложений с однородными членами. Опираясь па вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала от класса к классу происходит путем включения в систему курса новых признаков понятий, т. е. путем их дальнейшего развития.

 В процессе работы с текстом учитываются его содержание, структура, изобразительные средства.

В раздел «Связная речь» включена тема «Речевая этика»: правила речевого поведения человека в определенных ситуациях и вежливого общения с собеседником.

Перед учителем ставится задача воспитать у школьников внимательное отношение к тем, с кем они общаются, познакомить их с устойчивыми выражениями, которые употребляются при общении, научить пользоваться ими. Иначе говоря, ставится задача заложить основы культурного общения, формировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение как к взрослым, так и к своим сверстникам.

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, написанием изложений и сочинений, уроками чтения. Надо учить школьников исправлять друг у друга речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями. Это естественный путь овладения литературными нормами русского языка.

Потребностью речевого развития учащихся обусловлено (по усмотрению учителя) сопоставление в 4 классе простого предложения с однородными членами и сложносочиненного предложения, состоящего из двух простых, наблюдение за предложениями с прямой речью, ознакомление со сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, так как и союзными словами что, где, который, когда.

Сложные предложения и предложения с прямой речью специально не изучаются. Обучающиеся знакомятся с их особенностями, например, при подготовке к изложениям и сочинениям, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных творческих работах. Известно, что младшие школьники как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Именно в процессе общения возникает потребность выяснить структуру предложения, особенности его употребления. Такой метод пропедевтического (предварительного, неполного) изучения можно рассматривать как практическое перспективное ознакомление с элементами теории языка на речевой основе и применять его в повседневной работе с детьми. Этот подход целесообразно использовать, например, и для практического ознакомления с наиболее распространенными способами образования слов: суффиксальным (библио тека —» библиотекарь, книга —> книжный), префиксально-суффиксальным (окно —> подоконник, дорога —> подорожник), префиксальным (ехать —> подъехать, город —» пригород), а также со склонением местоимений и числительных, с употреблением наречий.

 

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета, курса.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. «Русский язык» является ведущим предметом в начальном обучении, так как именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младшего школьника. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. Именно в начальной школе он вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему совершенно необходимо владеть социально значимыми средствами для развития личности и социализации. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся в начальной школе. На базе данного учебного предмета формируются важнейшие качества младшего школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация. Процесс овладения языком в младшем школьном возрасте является средством формирования у учащихся представлений о мире и языке как составляющей целостной научной картины мира. Уровень владения языком во многом определяет формирование знаково-символического и логического мышления учеников.

Межпредметные связи учебного предмета, курса.

Содержание предмета «Русский язык» складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературного чтения; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории, окружающего мира; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках математики, информатики; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках окружающего мира.

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.

 

Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Поскольку все подсистемы языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Части речи постигаются на базе предложений и в тесной связи с лексикой и словообразованием. Морфемный состав слова познается обучающимися во взаимосвязи с лексикой и элементами стилистики.  Работа над составом слова, наблюдение и усвоение минимальных значимых  единиц языка, входящих в основу слова (корень, приставка, суффикс), позволяет учащимся задуматься над лексическим значением слова, более осознанно подходить к выбору слова в речи. На базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова обучающиеся овладевают орфографическими навыками. Благодаря системно-концентрическому принципу построения курса учебный материал усваивается крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1

1 раздел «Повторение в начале учебного года»

11ч

 

2

2 раздел «Предложение»

 

3

3 раздел «Слово в языке и речи»

19ч

 

4

4 раздел «Имя существительное»

41ч

 

5

5 раздел «Имя прилагательное»

31ч

 

6

6 раздел «Местоимение»

 

7

7 раздел «Глагол»

32ч

 

8

8 раздел «Повторение»

18ч

 

 

Итого:

170 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование изучаемой темы

Дата

Тема урока

Кол-во

часов 

план

факт

1 раздел «Повторение в начале учебного года» (11ч)

1.                   

 

 

1.1 Знакомство с учебником "Русский язык". Наша речь и наш язык

1

2.                   

 

 

1.2 Язык и речь. Формулы вежливости

1

3.                   

 

 

1.3 Текст и его план. Части речи

1

4.                   

 

 

1.4 Обучающее изложение

1

5.                   

 

 

1.5 Анализ изложения. Типы текстов

1

6.                   

 

 

1.6 Предложение как единица речи. Части речи

1

7.                   

 

 

1.7 Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

8.                   

 

 

1.8 Диалог. Обращение

1

9.                   

 

 

1.9 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Части реч

1

10.               

 

 

1.10 Административная контрольный работа.

1

11.               

 

 

1.11 Работа над ошибками. Словосочетание

1

2 раздел «Предложение» (9ч)

12.               

 

 

2.1 Однородные члены предложения (общее понятие)

1

13.               

 

 

2.2 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Части речи

1

14.               

 

 

2.3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

15.               

 

 

2.4 Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

1

16.               

 

 

2.5 Наши проекты. Части речи

1

17.               

 

 

2.6 Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1

18.               

 

 

2.7 Сложное предложение и предложение с однородными членами

1

19.               

 

 

2.8 Обучающее  изложение

1

20.               

 

 

2.9 Контрольный диктант по теме "Предложение"

1

3 раздел «Слово в языке и речи» (19ч)

21.               

 

 

3.1 Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение

1

22.               

 

 

3.2 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

23.               

 

 

3.3 Синонимы, антонимы, омонимы

1

24.               

 

 

3.4 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

25.               

 

 

3.5 Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

26.               

 

 

3.6 Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

27.               

 

 

3.7 Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

28.               

 

 

3.8 Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

29.               

 

 

3.9 Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

1

30.               

 

 

3.10 Правописание приставок и суффиксов

1

31.               

 

 

3.11 Разделительные твердый и мягкий знаки

1

32.               

 

 

3.12 Обучающее  изложение

1

33.               

 

 

3.13 Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

34.               

 

 

3.14 Склонение имен существительных и имен прилагательных

1

35.               

 

 

3.15 Имя числительное. Глагол. Словарный диктант

1

36.               

 

 

3.16 Наречие как часть речи

1

37.               

 

 

3.17 Правописание наречий

1

38.               

 

 

3.18 Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"

1

39.               

 

 

3.19 Контрольный диктант по теме "Части речи"

1

4 раздел «Имя существительное» (41ч)

40.               

 

 

4.1 Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных

1

41.               

 

 

4.2 Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных

1

42.               

 

 

4.3 Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

43.               

 

 

4.4 Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

1

44.               

 

 

4.5 Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1

45.               

 

 

4.6 Три склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных

1

46.               

 

 

4.7 Упражнение в распознавании имён существительных первого склонения

1

47.               

 

 

4.8 Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

1

48.               

 

 

4.9 Второе склонение имён существительных

1

49.               

 

 

4.10 Упражнение в распознавании имён существительных второго склонения

1

50.               

 

 

4.11 Третье склонение имен существительных

1

51.               

 

 

4.12 Упражнение в распознавании имён существительных третьего склонения

1

52.               

 

 

4.13 Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1

53.               

 

 

4.14 Обучающее  изложение

1

54.               

 

 

4.15 Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных первого, второго, третьего склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных

1

55.               

 

 

4.16 Именительный и винительный падежи

1

56.               

 

 

4.17 Правописание  окончаний имен существительных в родительном падеже

1

57.               

 

 

4.18 Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1

58.               

 

 

4.19 Правописание  окончаний имен существительных в дательном падеже

1

59.               

 

 

4.20 Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

60.               

 

 

4.21 Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

61.               

 

 

4.22 Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

 

62.               

 

 

4.23 Упражнение в правописании окончаний имен  существительных в творительном падеже

1

63.               

 

 

4.24 Правописание окончаний имён существительных в предложном  падеже

1

64.               

 

 

4.25 Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже

1

65.               

 

 

4.26 Правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

66.               

 

 

4.27 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1

67.               

 

 

4.28 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1

68.               

 

 

4.29 Сочинение по картине В.А.Тропинина "Кружевница"

1

69.               

 

 

4.30 Контрольный диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе"

1

70.               

 

 

4.31 Работа над ошибками. Повторение

1

71.               

 

 

4.32 Склонение имен существительных во  множественном числе

1

72.               

 

 

4.33 Именительный падеж имён существительных множественного числа

1

73.               

 

 

4.34 Родительный падеж имен существительных множественного числа

1

74.               

 

 

4.35 Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа

1

75.               

 

 

4.36 Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Словарный диктант

1

76.               

 

 

4.37 Обучающее изложение

1

77.               

 

 

4.38 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1

78.               

 

 

4.39 Контрольный диктант за первое полугодие

1

79.               

 

 

4.40 Работа над ошибками. Проверочная работа

1

80.               

 

 

4.41 Наши проекты

1

5 раздел «Имя прилагательное» (31ч)

81.               

 

 

5.1 Имя прилагательное как часть речи

1

82.               

 

 

5.2 Род и число имен прилагательных

1

83.               

 

 

5.3 Описание игрушки

1

84.               

 

 

5.4 Склонение имен прилагательных

1

85.               

 

 

5.5 Сочинение на тему "Чем мне запомнилась картина В.А.Серова Мика Морозов"

1

86.               

 

 

5.6 Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

87.               

 

 

5.7 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1

88.               

 

 

5.8 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

89.               

 

 

5.9 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1

90.               

 

 

5.10 Именительный, родительный и винительный падежи

1

91.               

 

 

5.11 Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

92.               

 

 

5.12 Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

93.               

 

 

5.13 Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

1

94.               

 

 

5.14 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

95.               

 

 

5.15 Склонение имен прилагательных женского рода

1

96.               

 

 

5.16 Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода

1

97.               

 

 

5.17 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода

1

98.               

 

 

5.18 Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

99.               

 

 

5.19 Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

1

100.           

 

 

5.20 Изложение описательного текста

1

101.           

 

 

5.21 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1

102.           

 

 

5.22 Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

103.           

 

 

5.23 Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха "Заморские гости"

1

104.           

 

 

5.24 Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

1

105.           

 

 

5.25 Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа

1

106.           

 

 

5.26 Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1

107.           

 

 

5.27 Обобщение по теме "Имя прилагательное"

1

108.           

 

 

5.28 Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

1

109.           

 

 

5.29 Обобщение по теме "Имя прилагательное". Проверка знаний

1

110.           

 

 

5.30 Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

1

111.           

 

 

5.31 Работа над ошибками. Повторение

1

6 раздел «Местоимение» (9ч)

112.           

 

 

6.1 Местоимение как часть речи

1

113.           

 

 

6.2 Личные местоимения

1

114.           

 

 

6.3 Изменение личных местоимений первого и второго лица по падежам

1

115.           

 

 

6.4 Изменение личных местоимений третьего лица по падежам

1

116.           

 

 

6.5 Изменение личных местоимений по падежам

1

117.           

 

 

6.6 Изложение повествовательного текста с элементами описания

1

118.           

 

 

6.7 Анализ изложения. Обобщение по теме "Местоимение"

1

119.           

 

 

6.8 Контрольный диктант по теме "Местоимение"

1

120.           

 

 

6.9 Работа над ошибками. Повторение

1

7 раздел «Глагол» (32ч)

121.           

 

 

7.1 Роль глаголов в языке

1

122.           

 

 

7.2 Изменение глаголов по временам

1

123.           

 

 

7.3 Неопределенная форма глагола

 

124.           

 

 

7.4 Неопределенная форма глагола. Словарный диктант

 

125.           

 

 

7.5 Изменение глаголов по временам

1

126.           

 

 

7.6 Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

127.           

 

 

7.7 Анализ изложения. Спряжение глаголов

1

128.           

 

 

7.8 Спряжение глаголов

1

129.           

 

 

7.9 Второе лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

130.           

 

 

7.10 Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода"

1

131.           

 

 

7.11 Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени

1

132.           

 

 

7.12 Первое и второе  спряжение глаголов будущего времени

1

133.           

 

 

7.13 Наши проекты

 

134.           

 

 

7.14 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

135.           

 

 

7.15 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

136.           

 

 

7.16 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

137.           

 

 

7.17 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

138.           

 

 

7.18 Возвратные глаголы

1

139.           

 

 

7.19 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

1

140.           

 

 

7.20 Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

1

141.           

 

 

7.21 Закрепление изученного. Составлениие рассказа по серии картинок

1

142.           

 

 

7.22 Правописание глаголов в прошедшем времени

1

143.           

 

 

7.23 Правописание родовых окрнчаний глаголов в прошедшем времени

1

144.           

 

 

7.24 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

145.           

 

 

7.25 Изложение повествовательного текста по вопросам

1

146.           

 

 

7.26 Контрольный диктант по теме "Глагол"

1

147.           

 

 

7.27 Работа над ошибками. Повторение

1

148.           

 

 

7.28 Обобщение по теме "Глагол"

1

149.           

 

 

7.29 Обобщение по теме "Глагол"

1

150.           

 

 

7.30 Изложение повествовательного текста

1

151.           

 

 

7.31 Проверка знаний по теме "Глагол"

1

152.           

 

 

7.32 Анализ изложения, текстовой работы. Повторение

1

8 раздел «Повторение» (18ч)

153.           

 

 

8.1 Язык. Речь. Текст

1

154.           

 

 

8.2 Предложение и словосочетание

 

155.           

 

 

8.3 Предложение и словосочетание

1

156.           

 

 

8.4 Предложение и словосочетание

1

157.           

 

 

8.5 Лексическое значение слова

1

158.           

 

 

8.6 Сочинение на тему "Мои впечатления от картины И.И.Шишкина "Рожь"

1

159.           

 

 

8.7 Состав слова

1

160.           

 

 

8.8 Состав слова

1

161.           

 

 

8.9 Состав слова

1

162.           

 

 

8.10 Состав слова. Словарный диктант

 

163.           

 

 

8.11 Части речи

1

164.           

 

 

8.12 Части речи

 

165.           

 

 

8.13 Части речи.

1

166.           

 

 

8.14 Части речи

 

167.           

 

 

8.15 Итоговый контрольный диктант

1

168.           

 

 

8.16 Работа над ошибками. Повторение

1

169.           

 

 

8.17 Звуки и буквы

1

170.           

 

 

8.18 Промежуточная аттестация

1

 

 

 

 

                                                                                                      


 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования

Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению

Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Выпускник на ступени начального общего образования: • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; • сможет применять орфографические правила и правила…

Выпускник на ступени начального общего образования: • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; • сможет применять орфографические правила и правила…

Выпускник получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление…

Выпускник получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление…

Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • составлять устный…

Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • составлять устный…

Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи

Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи

Пишут зрительно-слуховые диктанты

Пишут зрительно-слуховые диктанты

Передают содержание повествовательного текста с опорой на ключевые слова, соблюдая его композицию

Передают содержание повествовательного текста с опорой на ключевые слова, соблюдая его композицию

Повторение Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения

Повторение Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения

Текст (2 ч) Текст: основная мысль и тема текста, заголовок текста, структурные части текста, план текста

Текст (2 ч) Текст: основная мысль и тема текста, заголовок текста, структурные части текста, план текста

Предложение: виды предложений по цели высказывания, по интонации; главные члены предложения; второстепенные члены предложения; однородные члены предложения

Предложение: виды предложений по цели высказывания, по интонации; главные члены предложения; второстепенные члены предложения; однородные члены предложения

Известно, что младшие школьники как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Известно, что младшие школьники как в устной, так и в письменной речи широко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе

Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Состав слова. Распознавание значимых частей слова 1 2

Состав слова. Распознавание значимых частей слова 1 2

Обучающее изложение 1 4

Обучающее изложение 1 4

Словарный диктант 1 1

Словарный диктант 1 1

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных 1 5

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных 1 5

Наши проекты 2

Наши проекты 2

Итоговый контрольный диктант 1 2

Итоговый контрольный диктант 1 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023