Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Первомайский колледж»
учебной дисциплины
« рУССКИЙ ЯЗЫК»
29.01.24 Оператор электронного набора и верстки
08.01.07 Мастер общестроительных работ
23.01.03 Автомеханик
19.01.17 Повар, кондитер
08.01.14. Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
29.01.07 Портной
2020
Рассмотрено и согласовано методической комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____от «____» _______ 2020 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, Примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Русский язык» (2018год)
Председатель методической комиссии
(подпись Ф.И.О.)
Заместитель директора по УВ работе
Составитель:
Жура Елена Анатольевна, преподаватель филологии ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»
Рабочая программа рассмотрена и согласованана20 / 20 учебный год Протокол№ _ заседания МК от« » 20 г.
ПредседательМК
Рабочая программа рассмотрена и согласованана20 / 20 учебный год Протокол№ заседания МК от« » 20 г.
ПредседательМК
Рабочая программа рассмотрена и согласованана20 / 20 учебный год Протокол№ заседания МК от« » 20 г.
ПредседательМК
Рабочая программа рассмотрена и согласованана20 / 20 учебный год Протокол№ заседания МК от« » 20 г.
ПредседательМК
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ………. 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИЦИПЛИНЫ…………………… 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ…………….. 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 22
…
« рУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии: 29.01.24 Оператор электронного набора и верстки; 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 23.01.03 Автомеханик; 19.01.17 Повар, кондитер; 08.01.14. Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования; 29.01.07 Портной.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании
В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен
знать:
• связь языка и истории; культуры русского и других народов;
• смысл понятий: «речевая ситуация и её компоненты», «литературный язык», «языковая норма», «культура речи»;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические,
грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС
№ п/п |
Дополнительные профессиональные компетенции |
Дополнительные знания, умения |
№, наименования темы |
Коли- чество часов |
Обоснование включения в программу |
1. |
ПК. …. |
………………… |
Тема |
|
|
|
|
………………… |
………………… |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Всего – 171 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 171 час, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 114 часов; самостоятельной работы обучающихся – 57 часов.
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является:
Наименование результата обучения |
|
Знать |
Уметь |
• связь языка и истории; культуры русского и других народов; • смысл понятий: «речевая ситуация и её компоненты», «литературный язык», «языковая норма», «культура речи»; • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
|
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
|
3.1. Тематический план учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоятельная работа обучающихся |
|||||
Всего, часов |
В т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи |
27 |
19 |
2 |
- |
8 |
- |
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
13 |
9 |
1 |
- |
4 |
- |
3. Лексикология и фразеология |
21 |
14 |
2 |
- |
7 |
- |
4.Морфология, словообразование, орфография |
18 |
13 |
1 |
- |
5 |
- |
5. Морфология и орфография |
45 |
28 |
1 |
- |
17 |
- |
6. Синтаксис и пунктуация |
43 |
27 |
3 |
- |
16 |
- |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
|
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Всего часов: |
171 |
114 |
10 |
- |
57 |
- |
Наименование разделов, тем учебной дисциплины |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи |
Содержание учебного материала |
19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
1.Язык как средство общения 2. Речевой этикет 3. Язык и речь. Виды речевой деятельности 4. Требования к речи 5. Функциональные стили речи и их особенности 6. Разговорный и научный стиль. Их основные признаки и сфера использования 7. Нормы литературного языка 8. Официально-деловой стиль, его признаки, назначение, жанры 9. Составление резюме, автобиографии 10.Составление заявления, расписки, доверенности 11. Публицистический и художественный стили, их основные признаки 12. Статья. Особенности написания |
||
13.Практическое занятие № 1 по определению стилей речи |
1 |
|
14. Текст, признаки, структура. Тема, основная мысль 15. Функционально-смысловые типы речи 16. Составление связного высказывания на заданную тему 17. Аудирование |
1 1 1 1 |
|
18.Практическое занятие № 2 по теме «Текст и его строение» |
1 |
|
19. Тематическая аттестация. Контрольная работа |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
8
1 1 2 2 2 |
|
Тематика самостоятельной работы: 1. Язык как система 2. Основные требования к речи 3. Характеристика стилей речи 4. Информационная переработка текста 5. Анализ структуры текста
|
||
Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
Содержание учебного материала |
9 1 1 1 1 1 1 1 |
20. Фонетические единицы. Звук и фонема 21. Орфоэпические нормы 22. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, мягкого знака 23. Правописание О/Е после шипящих. Правописание приставок 24. Сочинение – рассуждение. Особенности написания сочинения по тексту 25. Виды вступления. Проблема текста. Позиция автора. Виды аргументов 26. Работа со словарями |
||
27.Практическое занятие №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» |
1 |
|
28. Тематическая аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
4
1 1 2 |
|
Тематика самостоятельной работы: 1. Фонетический разбор слова 2. Использование орфоэпического словаря 3. Орфоэпический и графический анализ слов |
||
Раздел 3 Лексикология и фразеология |
Содержание учебного материала |
14 |
29. Слово в лексической системе языка. Лексика. ЕЕ происхождение и употребление 30. Творческая работа на тему: «Моя речь и ее особенности» 31. Аннотация, рецензия, библиография. 32. Особенности русского речевого этикета 33. Фразеологизмы. Их употребление в речи |
1 1 1 1 1 |
|
34.Практическое занятие №4 по теме «Фразеологизмы» |
1 |
|
35. Подготовка к изложению с творческим заданием 36. Изложение с творческим заданием 37. Лексические нормы 38. Публичное выступление и его особенности 39. Развитие умений работы с текстом (определение темы, идеи, проблематики) 40. Реферат. Особенности оформления и подготовки |
1 1 1 1 1 1 |
|
41.Практическое занятие № 5 по теме «Лексика» |
1 |
|
42. Тематическая аттестация. Контрольная работа |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
7 |
|
Тематика самостоятельной работы: 1. Различные виды значений слов 2. Терминологическая лексика 3. Русские пословицы и поговорки 4. Лексические ошибки и их исправление
|
2 2 1 2 |
|
Раздел 4 Морфология, словообразование, орфография |
Содержание учебного материала |
13 |
43. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования 44. Монологическое высказывание на лингвистическую тему 45. Подготовка к сочинению 46. Сочинение-рассуждение по предложенному началу 47. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи 48. Работа с мультимедийными источниками информации 49. Правописание чередующихся гласных в корнях слов 50. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- 51. Правописание сложных слов 52. Комплексный анализ текста 53. Составление презентации |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
54.Практическое занятие № 6 по теме «Морфемика» |
1 |
|
55.Тематическая аттестация. Контрольная работа |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
5 |
|
Тематика самостоятельной работы: 1. Морфемный разбор слова 2. Словообразовательный анализ 3. Понятие об этимологии 4. Составление презентации |
1 1 1 2 |
|
Раздел 5 Морфология и орфография |
Содержание учебного материала |
28 |
56. Грамматические признаки слов 57. Имя существительное. Разряды, склонения, употребление 58. Правописание сложных существительных 59. Подготовка к изложению 60. Изложение с творческим заданием 61. Имя прилагательное. Разряды, степени сравнения 62. Правописание сложных прилагательных 63. Аудирование 64. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Правописание 65. Местоимение. Значение, разряды, правописание 66. Подготовка сообщения и доклада 67. Глагол. Признаки, правописание 68. Причастие и деепричастие как особая форма глагола 69. Правописание причастий и деепричастий 70. Наречие. Признаки, степени сравнения 71. Правописание наречий 72. Редактирование текста 73. Дискуссия. Правила ведения дискуссии 74. Слова категории состояния 75. Предлоги и союзы 76. Употребление предлогов и союзов в речи 77. Частицы, междометия и звукоподражательные слова 78. Употребление частиц, междометий и звукоподражательных слов в речи |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
79. Практическое занятие № 7 по теме «Морфология» |
1 |
|
80. Подготовка к сочинению 81. Сочинение – рассуждение 82. Контрольный диктант 83. Тематическая аттестация. Контрольная работа |
1 1 1 1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
17 |
|
Тематика самостоятельной работы: 1. Употребление имен существительных в речи 2. Правописание имен прилагательных 3. Правописание имен числительных 4. Правописание местоимений 5. Сообщение на лингвистическую тему 6. Правописание причастий 7. Правописание деепричастий 8. Употребление наречий в речи 9. Правописание служебных частей речи |
1 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
Раздел 6 Синтаксис и пунктуация |
Содержание учебного материала |
27 |
84. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание 85. Комплексный анализ текста 86. Написание сочинения-миниатюры по заданным словосочетаниям 87. Простое предложение и его виды. Грамматическая основа |
1 1 1 1 |
|
88. Практическое занятие № 8 по теме «Простое предложение» |
1 |
|
89. Члены предложения 90. Развитие навыков самостоятельной работы с текстом (определение темы, цели, проблематики) 91. Подготовка к сочинению 92. Сочинение-рассуждение по заданному тексту 93. Односложное простое предложение 94. Знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных и уточняющих 95. Знаки препинания при обращении и использовании вводных слов |
1 1
1 1 1 1 1 |
|
96. Практическое занятие № 9 по теме «Простое осложненное предложение» |
1 |
|
97. Тематическая аттестация. Контрольная работа 98-99. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему 100. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение 101. Сложноподчиненное предложение 102. Бессоюзное сложное предложение 103. Подготовка к сочинению 104. Контрольное сочинение-рассуждение |
1 2
1 1 1 1 1 |
|
105. Практическое занятие № 10 по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» |
1 |
|
106. Способы передачи чужой речи 107. Знаки препинания при передаче чужой речи 108. Сочинение-миниатюра на заданную тему 109. Комплексный анализ текста 110. Тематическая аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 1 1 1 1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
16 |
|
Тематика самостоятельной работы: 1. Основные выразительные средства синтаксиса 2. Тире между подлежащим и сказуемым 3. Односоставные и неполные предложения 4. Знаки препинания в простом осложненном предложении 5. Знаки препинания в сложном предложении 6. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 7. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях 8. Сочинение-рассуждение по заданному тексту |
2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
|
4 |
|
Всего часов: |
171 |
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Русского языка и литературы».
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
1. Посадочные места по количеству обучающихся.
2. Многофункциональный комплекс преподавателя.
3. Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов).
4. Библиотечный фонд.
5. Тематические стенды
Технические средства обучения: компьютер.
Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение общеобразовательных дисциплин проходит параллельно освоению профессиональных модулей.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Русского языка и литературы»;
лабораторно-практические занятия проводятся в учебном кабинете «Русского языка и литературы»
согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии или специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим занятиям, написание разных видов письменных работ, работа по составлению различных текстов;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет.
Требованием к кадровому обеспечению образовательной деятельности ОУ, осуществляющего реализацию ППКРС по профессии, является обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими высшее образование соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5лет.
Основные источники:
2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
3.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
5.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
6.Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
7.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Дополнительные источники:
8.Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
9.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
10.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
11.Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
12Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А, Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
13.Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
14.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
15.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
16.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Интернет-ресурсы:
1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
3. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
4. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).
5. www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
6. www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
7. www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
8. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
9. www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении лабораторных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
Знать: • связь языка и истории; культуры русского и других народов; • смысл понятий: «речевая ситуация и её компоненты», «литературный язык», «языковая норма», «культура речи»; • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
|
Знание: - языковых норм литературного языка, - культуры речи, - основных единиц и уровней языка. Знание: - орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения Знание: - орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
Оценка редакторской работы с текстом. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка изложений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Уметь: • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;•анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;•проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;•извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
|
Умение: - определять требования к литературному языку, - правильного владения основами культуры речи, - различать основные единицы и уровни языка. Умение: - правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Умение: -соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка. |
Оценка редакторской работы с текстом. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка изложений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов
внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.