РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
стр. |
1 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3 |
2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
4 |
3 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
11 |
4 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Общая и неорганическая химия» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; - составлять уравнения реакций: окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена; - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; - проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; - использовать лабораторную посуду и оборудование; - применять правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности |
- основные понятия и законы химии; - периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; - общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; - формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; - типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, водородная); - характерные химические свойства неорганических веществ различных классов; - окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; - диссоциация электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; - гидролиз солей; - реакции идентификации неорганических соединений, в том числе, используемых в качестве лекарственных средств |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
64 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
32 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
20 |
практические занятия |
32 |
Самостоятельная работа |
4 |
Промежуточная аттестация |
8 |
в том числе: |
|
консультация |
2 |
экзамен |
6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Теоретические основы химии. |
30 (28 + 2) |
|
|
Тема 1.1. Введение. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 07 |
Основные понятия и законы химии. Задачи и значение общей и неорганической химии в подготовке будущего фармацевта. |
2 |
||
Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Теория строения вещества. |
Содержание учебного материала. |
3 (2+1) |
ОК 02, ОК 07, ОК 09 |
Современное представление о строении атома. Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева в свете теории строения вещества.
|
2 |
||
Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем: |
1 |
|
|
|
Химическая связь: полярная и неполярная ковалентные связи, ионная, водородная. |
1 |
ОК 02, ОК 07, ОК 09 |
Тема 1.3. Классы неорганических веществ.
|
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 02, ОК 07, ОК 09 |
Классификация неорганических веществ. Номенклатура. Химические свойства основных, кислотных, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей. Генетическая связь между классами неорганических веществ |
1 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие №1. Классы неорганических соединений. |
3 |
||
Тема 1.4. Комплексные соединения.
|
Содержание учебного материала |
4 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Строение, номенклатура, классификация, получение комплексных соединений. Виды химической связи в комплексных соединениях. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 1. Комплексные соединения. |
3 |
||
Тема 1.5. Растворы.
|
Содержание учебного материала |
7,5 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Понятие о дисперсных системах: коллоидные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента. |
1,5 |
||
В том числе практических занятий |
6 |
||
Практическое занятие № 2. Растворы. |
6 |
||
Тема 1.6. Теория электролитической диссоциации. |
Содержание учебного материала |
4,5 (3,5+1) |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Основные положения теории электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Сильные и слабые электролиты. Химические реакции между электролитами. Условия необратимости реакций обмена. Молекулярные, полные и краткие ионные уравнения. Диссоциация воды. Понятие о рН растворов. Изменение окраски индикаторов в различных средах. |
0,5 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 3. Теория электролитической диссоциации. |
3 |
||
Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем: |
1 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
|
|
Гидролиз солей. Типы гидролиза. Факторы, влияющие на степень гидролиза. |
1 |
|
Тема 1.7. Химические реакции.
|
Содержание учебного материала |
5 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Окислительно-восстановительные реакции. Окислители. Восстановители. Вещества с двойственной природой. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов электронно-ионным методом (методом полуреакций). |
2 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 3. Химические реакции. |
3 |
||
Раздел 2. Химия элементов и их соединений. |
26 (24 + 2) |
|
|
Тема 2.1. Галогены. |
Содержание учебного материала |
5 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Общая характеристика элементов VII группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Важнейшие соединения хлора: хлороводородная кислота, хлориды, кислородные соединения хлора и их свойства. Качественные реакции на хлорид, бромид и иодид-ионы. Применение соединений хлора, брома, иода в медицине. Техника безопасности при работе с хлороводородной кислотой и галогенами. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 4. Галогены. |
3 |
||
Тема 2.2. Халькогены.
|
Содержание учебного материала |
5 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Общая характеристика элементов VI группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Важнейшие соединения кислорода: пероксиды, оксиды. Важнейшие соединения серы: сульфиды, сульфиты, сульфаты. Тиосерная кислота. Тиосульфат натрия. Применение кислорода, серы и их соединений в фармации. Качественные реакции на сульфиды, сульфиты, сульфаты, тиосульфаты. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 4. Халькогены. |
3 |
||
Тема 2.3. Главная подгруппа V группы. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Важнейшие соединения азота и их химические свойства: аммиак, нитриты, азотная кислота, нитраты. Фосфор. Фосфористая кислота и ее соли. Фосфорная кислота и ее соли. Применение в фармации соединений азота и фосфора. Качественные реакции на катион аммония, анионы – нитрит, нитрат и фосфат. |
1
|
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
Практическое занятие № 5. Главная подгруппа V группы. |
1 |
||
Тема 2.4. Главная подгруппа IV группы. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Оксиды углерода, свойства. Сравнительная характеристика карбонатов и гидрокарбонатов. Применение в медицине углерода и его соединений. Качественные реакции на карбонат- и гидрокарбонат-анионы. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
Практическое занятие № 5. Главная подгруппа IV группы. |
1 |
||
Тема 2.5. Главная подгруппа III группы.
|
Содержание учебного материала |
2 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Общая характеристика элементов III группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Важнейшие соединения бора: оксид бора, борная кислота, тетраборат натрия. Амфотерный характер оксида алюминия и гидроксида алюминия. Применение соединений бора и алюминия в фармации. Качественные реакции на борат-, тетраборат-анионы и катион алюминия. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
Практическое занятие № 5. Главная подгруппа III группы. |
1 |
||
Тема 2.6. Главная подгруппа II и I групп. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 02. ОК 04, ОК 07. ОК 09.
|
Общая характеристика элементов II и I групп главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева, их восстановительная способность. Основные свойства оксидов, гидроксидов. Качественные реакции на катионы кальция и магния, бария, натрия, калия. Применение в фармации соединений магния, кальция, бария, натрия, калия. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
Практическое занятие № 5. Главная подгруппа II и I групп. |
1 |
||
Тема 2.7. Побочная подгруппа I и II групп.
|
Содержание учебного материала |
2 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Особенности элементов побочной подгруппы I и II групп периодической системы Д.И. Менделеева. Соединения меди и серебра, цинка. Оксиды и гидроксиды. Комплексные соединения. Качественные реакции на катионы меди и серебра, цинка. Применение в фармации соединений меди, серебра, цинка. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
Практическое занятие № 6. Главная подгруппа II и I групп. Побочная подгруппа I и II групп. |
1 |
||
Тема 2.8. Побочная подгруппа VI и VII групп. |
Содержание учебного материала |
4 (2+2) |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Особенности элементов VI и VII групп побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Соединения хрома и марганца. Оксиды, гидроксиды. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений хрома (VI) и марганца (VII). Применение соединений хрома и марганца в фармации. |
0 |
||
|
В том числе практических занятий |
2 |
|
|
Практическое занятие № 6. Побочная подгруппа VI группы. Побочная подгруппа VII группы. |
2 |
|
Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем: |
2 |
|
|
Тема 2.8. Побочная подгруппа VI и VII групп. |
Особенности элементов VI и VII групп побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Соединения хрома и марганца. Оксиды, гидроксиды. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений хрома (VI) и марганца (VII). Применение соединений хрома и марганца в фармации. |
2
|
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Тема 2.9. Побочная подгруппа VIII группы.
|
Содержание учебного материала |
2 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Общая характеристика элементов VIII группы побочной подгруппы Периодической системы Д.И. Менделеева. Соединения железа. Оксиды. Гидроксиды. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства соединений железа. Качественные реакции на катионы железа (II, III). Применение соединений железа в фармации. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
|
Практическое занятие № 6. Побочная подгруппа VIII группы. |
1 |
|
Самостоятельная работа: |
4 |
|
|
Промежуточная аттестация: |
8 |
|
|
Консультация |
2 |
|
|
Экзамен |
6 |
|
|
Всего |
64 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины образовательная организация имеет следующие специальные помещения:
лаборатория химии, гигиены и экологии человека, контроля качества лекарственных средств, оснащенный оборудованием:
1. Рабочее место преподавателя;
2. Посадочные места по количеству обучающихся;
3. Доска классная;
4. Шкаф для реактивов;
5. Шкаф вытяжной;
6. Стол для нагревательных приборов;
7. Химическая посуда;
8. Реактивы и лекарственные средства;
9. Аппаратура, приборы: калькуляторы, весы, разновесы, дистиллятор, плитка электрическая, баня водяная, спиртометры, термометры химические, микроскоп биологический, ареометр;
10. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная установка.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бабков, А.В. Общая неорганическая химия / А.В. Бабков. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 384с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Апарнев, А.И. Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.И. Апарнев, А.А. Казакова, Л.В. Шевницына. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 159 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04610-6. – Режим доступа: www.urait.ru/book/obschaya-i-neorganicheskaya-himiya-laboratornyy-praktikum-438421
2. Никитина, Н.Г. Общая и неорганическая химия в 2 ч. Часть 2. Химия элементов: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Г. Никитина, В.И. Гребенькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 322 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03677-0. – Режим доступа: www.urait.ru/book/obschaya-i-neorganicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-2-himiya-elementov-438696
3. Никитина, Н.Г. Общая и неорганическая химия. В 2 ч. Часть 1. Теоретические основы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Г. Никитина, В.И. Гребенькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-03676-3. – Режим доступа: www.urait.ru/book/obschaya-i-neorganicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-1-teoreticheskie-osnovy-438695
4. Общая и неорганическая химия для фармацевтов: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Негребецкий [и др.]; под общей редакцией В. В. Негребецкого, И. Ю. Белавина, В. П. Сергеевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 357 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02877-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/469547
5. Суворов, А.В. Общая и неорганическая химия в 2 т. Том 1: учебник для среднего профессионального образования / А.В. Суворов, А.Б. Никольский. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 343 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08659-1. – Режим доступа: www.urait.ru/book/obschaya-i-neorganicheskaya-himiya-v-2-t-tom-1-430968
6. Суворов, А.В. Общая и неорганическая химия в 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования / А.В. Суворов, А.Б. Никольский. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 378 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02182-0. – Режим доступа: www.urait.ru/book/obschaya-i-neorganicheskaya-himiya-
v-2-t-tom-2-437404
7. Кириллов, В. В. Основы неорганической химии: учебник / В. В. Кириллов. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-5783-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147097
8. Александрова, Э. А. Неорганическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум: учебник для спо / Э. А. Александрова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 396 с. — ISBN 978-5-8114-8214-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173131
9. Капустина, А. А. Общая и неорганическая химия. Практикум: учебное пособие для спо / А. А. Капустина, И. Г. Хальченко, В. В. Либанов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 152 с. — ISBN 978-5-8114-8887-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/183309
3.2.3. Дополнительные источники
1. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия / Н.С. Ахметов. – Москва: Лань, 2018. – 752 с.
2. Глинка, Н.Л. Общая химия в 2 т. Том 1: учебник для СПО / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова. – Москва: Юрайт, 2020.– 353 с.
3. Глинка, Н.Л. Общая химия в 2 т. Том 2: учебник для СПО / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова. – Москва: Юрайт, 2020. – 383 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания: основные понятия и законы химии; периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, водородная); характерные химические свойства неорганических веществ различных классов; окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; диссоциация электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; гидролиз солей; реакции идентификации неорганических соединений, в том числе, используемых в качестве лекарственных средств |
- объясняет основные понятия и теории химии; - излагает физический смысл порядкового номера, номера группы и периода, объясняет причины периодического изменения свойств химических элементов; - дает общую характеристику химических элементов по его положению в периодической системе; - объясняет единую природу химических связей; - анализирует свойства неорганических веществ на основе знаний о химическом составе; - выражает сущность ОВР, использует метод ионно-электронных полуреакций; - использует понятие сильный, слабый электролит при составлении реакции ионного обмена; - прогнозирует характер среды раствора солей по их формуле; - использует качественные реакции для идентификации неорганических соединений |
Текущий контроль по каждой теме: - устный опрос; - письменный опрос; - решение ситуационных задач.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала; контроль усвоения практических умений.
|
Умения: - применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; - составлять уравнения реакций: окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена; - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; - проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; - использовать лабораторную посуду и оборудование; - применять правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности |
- составляет уравнения реакций; - проводит расчеты по формулам и уравнениям реакций; - работает с реактивами, соблюдая правила техники безопасности, проводит качественные реакции на неорганические вещества; - решает типовые задачи на вычисление концентрации вещества; - обоснованно, четко и полно дает ответы на вопросы; - соблюдает правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, применяет СИЗ |
- экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы; - оценка результатов выполнения и оформления практической работы
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.