РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Общая и неорганическая химия"
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Общая и неорганическая химия"

Оценка 4.8
Образовательные программы
rtf
химия
9 кл—11 кл +1
14.02.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Общая и неорганическая химия"
Программа учебной дисциплины общей и неорганической химии является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО
ЕН.03 РП Общая и неорганическая химия (156 час.).rtf

Приложение 1.24

к ОПОП по специальности

18.02.03 «Химическая технология

неорганических веществ»

 

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»

 

Утверждена приказом директора 

ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»

№160- о от 28.08.23

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Наименование специальности

18.02.03 Химическая технология неорганических веществ

 

Квалификация выпускника

Техник - технолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресенск 2023 г

 


Рабочая программа «ЕН.03 Общая и неорганическая химия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/специальности 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014 года № 385 (ред. от 09.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32745). 

 

 

 

Разработчик: Дьяконов И.В. – преподаватель

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

стр.

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Общая и неорганическая химия

 

1.1.                 Область применения программы

Программа учебной дисциплины общей и неорганической химии является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ

1.2.                   Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла базовой и углубленной подготовки.

1.3.                 Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код ПК, ОК, ЛР

Уметь

Знать

ОК 01-09

ПК 1.1 - 1.4, ПК

2.1, 2.2, ПК 3.1 - 3.5, ПК 4.1 - 4.5

ЛР5 ЛР6 ЛР7 ЛР8, ЛР9

-             давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

-             использовать лабораторную посуду и оборудование;

-             находить молекулярную формулу вещества;

-             применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;

-             применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

-             проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

-             составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

-             составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов

 

-                гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);

-                диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;

-                классификацию химических реакций и закономерности их проведения;

-                обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

-                общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;

-                окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

-                основные понятия и законы химии;

-                основы электрохимии;

-                периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;

-                тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

-                типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная);

-                формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;

-                характерные химические свойства неорганических веществ различных классов

 

 


1.4.   Перечень элементов формируемых компетенций:

 

Также результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Общие компетенции (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

 

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Профессиональные компетенции (ПК)

 

ПК 1.1. Подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты, оснастку. ПК 1.2. Контролировать и обеспечивать бесперебойную работу оборудования, технологических линий.

ПК 1.3. Выявлять и устранять отклонения от режимов в работе оборудования, коммуникаций.

ПК 1.4. Подготавливать к ремонту и принимать оборудование из ремонта.

ПК 1.5. Осуществлять контроль качества сырья, материалов и готовой продукции. ПК 2.1. Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции.

ПК 2.2. Осуществлять обработку и оценку результатов анализов.

ПК 2.3. Осуществлять ведение технологических процессов производства неорганических веществ.

 

ПК 3.1. Получать продукты производства заданного количества и качества. ПК 3.2. Выполнять требования безопасности производства и охраны труда.

ПК 3.3. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов. ПК 3.4. Применять аппаратно-программные средства для ведения технологических процессов.

ПК 3.5. Анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

Планирование и организация работы подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Планировать и организовывать работу подразделения.

ПК 4.2. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.

ПК 4.3. Осуществлять руководство подчиненным персоналом подразделения.

ПК 4.4. Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.

ПК 4.5. Обучать безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования.

 

Планируемые личностные результаты освоения дисциплины:

ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,

свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ЛР 3) готовность к служению Отечеству, его защите;

ЛР 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ЛР 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

ЛР 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

ЛР 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

ЛР 11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;


 

1.         СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Общая и неорганическая химия

 

 

2.1.           Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

 

теоретические занятия

60

практические занятия

42

 в том числе семинары (занятия)

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:

 

домашняя работа (упражнения, решение задач), работа с учебником, конспектирование

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины Общая и неорганическая химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы освоения

1

2

3

4

 

Теоретические основы химии

59

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6,ЛР7, ЛР8,ЛР9

Тема 1.

Содержание учебного материала

14

Введение

1

Предмет и задачи химии.

2

 

2

Значение неорганической химии.

 

 

3

Химия и охрана окружающей среды.

 

 

4

Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии химии.

 

 

5

Основные законы химии

 

Тема 2.

1

Открытие Периодического закона.

4

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

Периодический

2

Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева в свете теории строения вещества.

 

закон и

3

Малые и большие периоды, группы и подгруппы периодической системы.

 

периодическая

4

Причины периодического изменения свойств элементов.

 

система элементов

5

Значение периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева.

 

Д. И. Менделеева.

6

Электронное строение атомов элементов.

 

Теория строения

7

Электронные конфигурации атомов в невозбужденном и возбужденном состоянии.

 

веществ

8

Характеристика элементов I-IV периодов, с точки зрения теории строения атома.

 

 

 

9

Виды химической связи: полярная и неполярная ковалентные связи, ионная, водородная, металлическая.

 

 

10

Электроотрицательность, валентность и степень окисления элементов.

 

 

Практические занятия

4

 

Теория строения вещества

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

 

Электронное строение атомов элементов.

 

 

Электронные конфигурации атомов в невозбужденном и возбужденном состоянии».

 


Тема 3.

Содержание учебного материала

7

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

Классы

1

Классификация неорганических веществ.

4

неорганических

веществ

2

Способы получения, номенклатура, физические и химические свойства основных, кислотных и амфотерных оксидов, гидроксидов кислот, оснований

 

 

3

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

3

 

Классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений» -

 


Тема 4.

Комплексные соединения

Содержание учебного материала

9

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

1

Классификация, строение, номенклатура, получение комплексных соединений.

2

Виды химической связи в комплексных соединениях.

Практические занятия

Классы неорганических соединений. Комплексные соединения

4

Самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по составлению формул и номенклатуре комплексных соединений

3

Тема 5. Растворы

Содержание учебного материала

9

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

1

Понятие о дисперсных системах. Виды дисперсных систем: грубодисперсные системы (суспензии и эмульсии), коллоидные и истинные растворы.

2

Понятие о растворимом веществе и растворителе.

3

Гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.

 

4

Виды растворов.

5

Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля, молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента.

Практические занятия

Растворы

4

 

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач по способам выражения концентраций растворов

3

 

Тема 6.

Теория

электролитической диссоциации

Содержание учебного материала

7

4

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

1

Электролиты и неэлектролиты

2

Основные положения теории электролитической диссоциации.

3

Диссоциация кислот, оснований, солей.

4

Понятие о степени и константе диссоциации.

5

Сильные и слабые электролиты.

6

Химические реакции между электролитами. Молекулярные, полные и краткие ионные уравнения. Признаки течения реакций до конца.

7

Вода как слабый электролит. Понятие о рН растворов. Индикаторы.

8

Гидролиз солей. Типы гидролиза.

9

Факторы, влияющие на степень гидролиза

10

Типы химических реакций, их классификация. Обратимые и необратимые реакции.

Самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по написанию уравнений гидролиза солей, определению типа гидролиза.

3


 

Тема 7.

Халькогены

1

Содержание учебного материала

13

4

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

1

Общая характеристика элементов VI группы периодической системы Д. И. Менделеева. Общая характеристика халькогенов. Кислород. Аллотропия кислорода. Соединения кислорода с водородом.

2

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих

веществ, концентрации, температуры, катализатора.

3

Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

4

Окислительно-восстановительные реакции (редокс-реакции или ОВР).Окислители. Восстановители.

Вещества с двойственной природой.

5

Классификация редокс-реакций.

6

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов методом

электронного баланса и электронно-ионным методом (методом полуреакций).

7

Расчет молярной массы эквивалента окислителей и восстановителей.

8

Окислительно-восстановительные реакции с участием бихромата калия и перманганата калия, концентрированной серной кислоты, разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Расстановка

коэффициентов методом электронного баланса и методом полуреакций.

Практические занятия

Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Химические реакции

4

Самостоятельная работа обучающихся

Упражнения по составлению уравнений ОВР

3

 

Химия элементов и их соединений

97

 

Р - Элементы

67

Тема 8. Галогены

Содержание учебного материала

11

4

1

Общая характеристика элементов VII группы периодической системы Д. И. Менделеева. Общая

характеристика галогенов.

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

2

Хлор. Характеристика элемента, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе,

способы получения, химические свойства.

3

Важнейшие соединения хлора. Хлороводород, соляная кислота, хлориды, их получение и свойства.

4

Кислородные соединения хлора.

5

Качественные реакции на хлорид, бромид и иодид-ионы.

6

Биологическая роль галогенов, применение хлора, брома, иода и их соединений в медицине и народном хозяйстве. Галогены и окружающая среда.

7

Правило разбавления кислот, техника безопасности при работе с хлороводородной кислотой.

Практические занятия

Свойства галогенов и их соединений

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по роли и применению галогенов и их соединений, выполнение упражнений

3

Тема 9.

Халькогены

Содержание учебного материала

 

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

3

Сера. Характеристика серы, исходя из ее положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе,

способы получения, химические свойства.

 

4

Важнейшие соединения серы. Сероводород. Действие сероводорода на организм. Сульфиды

 

5

Оксиды серы (IV) и (VI). Сернистая кислота. Сульфиты.

 

6

Серная   кислота.   Химические   свойства               разбавленной                  и               концентрированной        кислоты,   техника

безопасности при работе. Сульфаты.

 

7

Тиосерная кислота. Тиосульфат натрия.

 

8

Биологическая роль халькогенов. Применение кислорода, серы и их соединений в медицине и народном

хозяйстве.

 

9

Качественные реакции на сульфиды, сульфиты, сульфаты

 

Практические занятия

Свойства халькогенов и их соединений

4

 

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по роли и применению халькогенов и их соединений, выполнение упражнений

3

 

Тема 10.

Главная подгруппа V группы

Содержание учебного материала

13

6

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5,ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

1

Общая характеристика элементов V группы  главной  подгруппы  периодической  системы  Д.  И.

Менделеева.

2

Азот. Характеристика азота, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения  атома,  степени  окисления,  физические  свойства,  распространение  в природе,  способы

получения, химические свойства. Важнейшие соединения азота.

3

Аммиак, его способы получения, физические и химические свойства. Соли аммония, способы получения, свойства.

 

 

Работа с учебной литературой по роли и применению азота, фосфора и их соединений, выполнение

упражнений

5

Азотная кислота, способы получения, физические и химические свойства, техника безопасности при

работе. Нитраты.

6

Фосфор, аллотропия фосфора, физические и химические свойства. Оксиды фосфора. Фосфористая

кислота и ее соли. Фосфорная кислота и ее соли.

7

Биологическая роль азота и фосфора. Применение в народном хозяйстве азота, фосфора и их соединений.

8

Качественные реакции на катион аммония, нитрит- и нитрат-анионы

Практические занятия

Свойства соединений элементов V группы главной подгруппы

4

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тема 11.

Главная подгруппа IV группы

Содержание учебного материала

 

 

1

Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

9

6

 

2

Углерод. Характеристика углерода, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, аллотропия углерода, адсорбция, распространение в природе,

получение, свойства.

 

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8,ЛР9

3

Оксиды углерода, их получение, свойства.

4

Угольная кислота и ее соли.

5

Сравнительная характеристика карбонатов и гидрокарбонатов.

6

Кремний. Распространение в природе. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты

7

Биологическая роль углерода. Применение в медицине и народном хозяйстве углерода и его соединений.

8

Качественные реакции на карбонат- и гидрокарбонат-анионы

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой по роли и применению углерода,                                                                кремния и их соединений, выполнение упражнений

3


Тема 12.

Главная подгруппа III группы

Содержание учебного материала

10

4

 

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

1

Общая характеристика элементов III группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева.

2

Бор. Характеристика бора, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

3

Соединения бора. Оксид бора, борные кислоты и их соли.

 

Алюминий. Характеристика алюминия, исходя из его положения в периодической системе, с точки

зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

4

Соединения алюминия. Амфотерный характер оксида алюминия и гидроксида алюминия.

5

Биологическая роль, применение в медицине и народном хозяйстве соединений бора и алюминия.

6

Качественные реакции на борат, тетраборат-анионы и катион алюминия

Практические занятия

Свойства соединений элементов III и IV группы главной подгруппы

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по роли и применению бора, алюминия и их соединений, выполнение упражнений

2

 

s - Элементы

13

Тема 13.

Главная подгруппа II группы

Содержание учебного материала

4

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

1

Общая характеристика металлов, физические и химические свойства, металлическая связь.

2

Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

 

3

Щелочноземельные металлы. Кальций и магний. Характеристика этих металлов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

4

Свойства соединений магния и кальция. Оксиды, гидроксиды, сульфаты, карбонаты.

5

Понятие о жесткости воды.

6

Качественные реакции на катионы кальция и магния.

7

Биологическая роль кальция и магния. Применение в медицине и народном хозяйстве магния, кальция и их соединений.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по роли и применению кальция, магния и их соединений, выполнение упражнений

2


Тема 14.

Главная подгруппа I группы

Содержание учебного материала

9

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

1

Общая характеристика элементов I группы, главной подгруппы периодической системы Д.И.

Менделеева.

2

Характеристика натрия и калия, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории

строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

3

Соединения натрия и калия. Оксиды, гидроксиды, соли

4

Качественные реакции на катионы кальция и магния.

5

Биологическая роль. Применение в медицине и народном хозяйстве соединений натрия и калия.

Практические занятия

Свойства соединений элементов I и II группы главной подгруппы

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по общим свойствам, роли и применению калия,натрия и их соединений, выполнение упражнений

3

d - Элементы

30

Работа с учебной литературой по     роли и применению меди, серебра и их соединений, выполнение

упражнений

 

1

Общая характеристика элементов I группы, побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева.

Характеристика меди и серебра, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории

строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства

2

Соединения меди. Оксиды и гидроксиды. Комплексные соединения.

3

Соединения серебра. Оксид серебра. Нитрат серебра. Комплексные и коллоидные соединения серебра.

4

Качественные реакции на катионы меди и серебра.

5

Биологическая роль меди, серебра. Применение в народном хозяйстве соединений меди, серебра.

Самостоятельная работа обучающихся

3


Тема 16. Побочная подгруппа II группы

Содержание учебного материала

9

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

1

Общая характеристика элементов II группы побочной подгруппы периодической системы Д. И.

Менделеева.

2

Характеристика цинка и ртути, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории

строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

3

Соединения цинка. Оксид и гидроксид цинка. Амфотерность. Соли цинка.

4

Соединения ртути. Оксиды ртути. Соли ртути.

5

Качественные реакции на катионы цинка. Качественные реакции на катионы ртути.

6

Биологическая роль цинка, влияние соединений ртути на живые организмы. Применение соединений ртути и цинка в медицине, в народном хозяйстве.

Практические занятия

Свойства соединений d- элементов I и II группы

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по роли и применению цинка, влиянию ртути на живые организмы, по применению соединений ртути и цинка в медицине, в народном хозяйстве; выполнение упражнений

3

Тема 17. Побочная подгруппа VI группы

Содержание учебного материала

5

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

1

Общая характеристика элементов VI группы побочной подгруппы периодической системы Д. И.

Менделеева.

2

Характеристика хрома, исходя из    его положения в периодической системе, с точки зрения теории

строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

3

Соединения хрома. Оксиды, гидроксиды. Хроматы. Дихроматы. Окислительные свойства соединений

хрома (VI).

4

Биологическая роль хрома. Применение соединений хрома.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по биологической роли хрома, по применению соединений хрома; выполнение

упражнений

3


 

Тема 18. Побочная подгруппа VII группы

Содержание учебного материала

5

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК

2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

1

Общая характеристика элементов VII группы, побочной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева.

2

Характеристика марганца, исходя из  его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

3

Соединения марганца. Оксиды, гидроксиды. Марганцовая кислота. Калияперманганат, его окислительные свойства в кислой, нейтральной и щелочной средах.

4

Биологическая роль марганца. Применение калия перманганата в медицине.

 

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по   биологической роли марганца, по применению соединений марганца; выполнение упражнений

3

Тема 19. Побочная подгруппа VIII группы

Содержание учебного материала

6

2

ОК 01-09, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1,2.2, ПК 3.1 -3.5, ПК 4.1-4.5, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9

 

1

Общая характеристика элементов VIII группы побочной подгруппы Периодической системы Д. И.

Менделеева.

2

Характеристика железа, исходя из его положения в Периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства

3

Соединения железа. Оксиды. Гидроксиды. Соли железа. Сплавы железа.

4

Качественные реакции на катионы железа (II, III).

5

Биологическая роль железа. Применение железа и его соединений в медицине и народном хозяйстве.

Практические занятия

Свойства соединений хрома, марганца, железа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой по биологической роли марганца, по                                                                  применению соединений марганца;

выполнение упражнений

2

Всего

156

 

 


3.       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.             Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общей и неорганической химии. Он же может являться и лабораторией для выполнения практических занятий.

 

Оборудование учебного кабинета:

1.                     Доска классная

2.                     Стол и стул для преподавателя

3.                     Столы и стулья для студентов

 

Технические средства обучения:

1.                     Компьютер

2.                     Мультимедийная установка.

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест:

1        Калькуляторы

2          Весы равноплечные, ручные с пределами взвешивания в граммах: от

0.02 г до1г; от 0.1 г до 5г; от 1 г до 20 г; от 5 г до10 г

3          Разновес

4          Дистиллятор

5          Плитка электрическая

6          Баня водяная

7          Спиртометры

8          Термометр химический

9          Сетки металлические асбестированные

10     Штатив металлический с набором колец и лапок

11     Штатив для пробирок

12     Спиртовка

13     Микроскоп биологический (бинокуляр 4-100х)

14     Ареометр

15     Пробирки

16     Воронка лабораторная

17     Колба коническая разной емкости

18     Палочки стеклянные

19     Пипетка глазная

20     Стаканы химические разной емкости

21     Стекла предметные 22 Тигли фарфоровые 23 Цилиндры мерные

24   Чашки выпарительные

25   Щипцы тигельные

26   Палочки графитовые


27   Кружки фарфоровые

28   Таблица «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева» 29 Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»

30 Таблица «Растворимость солей, оснований, кислот в воде» 31 Таблицы

32   Микротаблицы

33   Неорганические вещества, реактивы, индикаторы согласно программе учебной дисциплины.

 

3.2.           Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Бабков, А.В. Общая и неорганическая химия [Текст]: учебник / А.В. Бабков, Т.И. Барабанова, В.А. Попков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 384 с.

Дополнительные источники:

1.   Саенко, О.Е. Химия для колледжей [Текст]: учебник / О.Е. Саенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 282с.

2.   Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин. – М.: Академия, 2010. – 384 с.

3.   Репетитор по химии [Текст] / под ред. А.С. Егорова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 762 с.

4.   Глинка, Н.Л. Общая химия [Текст]: учебник / под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова. – М.: Юрайт, 2012. – 898 с.

Интернет ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:

1.       Химик. Сайт по химии [Электронный ресурс].Режим   доступа: http://xumuk.ru/. – Загл. с экрана.

2.             Мануйлов, А. В., Родионов, В. И. Основы химии. Интернет-учебник [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hemi.nsu.ru. Загл. с экрана.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-  давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

-  использовать лабораторную посуду и оборудование;

-  находить молекулярную формулу вещества;

-  применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;

-  применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

-  составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

-  составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.

 

Усвоенные знания:

-  гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);

-  диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;

-  классификацию химических реакций и закономерности их проведения;

-  обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

-  общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;

практический индивидуально устный семинар письменный тестовый фронтальный

промежуточная аттестация в форме экзамена письменный

тестовый, с применением компьютерных технологий

промежуточная аттестация в форме экзамена

 

Приложение 1.24 к ОПОП по специальности 18

Приложение 1.24 к ОПОП по специальности 18

Рабочая программа «ЕН.03 Общая и неорганическая химия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/специальности 18

Рабочая программа «ЕН.03 Общая и неорганическая химия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/специальности 18

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Перечень элементов формируемых компетенций:

Перечень элементов формируемых компетенций:

ПК 3.1. Получать продукты производства заданного количества и качества

ПК 3.1. Получать продукты производства заданного количества и качества

ЛР 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 4. Комплексные соединения

Тема 4. Комплексные соединения

Тема 7. Халькогены 1

Тема 7. Халькогены 1

Тема 7. Халькогены 1

Тема 7. Халькогены 1

Биологическая роль галогенов, применение хлора, брома, иода и их соединений в медицине и народном хозяйстве

Биологическая роль галогенов, применение хлора, брома, иода и их соединений в медицине и народном хозяйстве

Тема 12. Главная подгруппа

Тема 12. Главная подгруппа

Тема 14. Главная подгруппа

Тема 14. Главная подгруппа

Тема 16. Побочная подгруппа

Тема 16. Побочная подгруппа

Тема 18. Побочная подгруппа

Тема 18. Побочная подгруппа

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кружки фарфоровые 25 Таблица «Периодическая система элементов

Кружки фарфоровые 25 Таблица «Периодическая система элементов

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024