Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.7 История экономических учений
Оценка 4.8

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.7 История экономических учений

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
11 кл +1
12.11.2022
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.7 История экономических учений
программа учебной дисциплины
38.02.06 Финансы ОГСЭ.07 ИЭУ РП 2020-21 -ПОДПРАВИТЬ ЧАСЫ стр 12.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Таврический колледж

(структурное подразделение)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

___________________ О. С. Горащук

«_____»_________________2021 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.7 история экономических учений

 

специальность 38.02.06 Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности по 38.02.06 Финансы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02. 2018 г. N 65.

 

 

 

Разработчик:

Цыкунов Иван Александрович, преподаватель высшей категории

 

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании выпускающей методической комиссии по направлению подготовки 38.00.00 Экономика и управление

от «_____»_______________2021 г.                     протокол № ____

 

Председатель ___________________________/___________________ /

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета актуализирована согласно приказа ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» №1031 от 15.12.2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.07 История экономических учений

 

1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 38.02.06 Финансы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина относится к блоку общих гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплин.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- классифицировать теоретические концепции и определять их принадлежность к направлениям экономической мысли; проводить сравнительный анализ основных подходов и школ экономической мысли;

- вести поиск и отбор источников по историко-экономической тематике;

- работать с научной литературой по истории экономических учений; писать рефераты; готовить устные выступления и презентации по определенной теме.

- классифицировать теоретические концепции и определять их принадлежность к направлениям экономической мысли; проводить сравнительный анализ основных подходов и школ экономической мысли;

- вести поиск и отбор источников по историко-экономической тематике;

- работать с научной литературой по истории экономических учений; писать рефераты; готовить устные выступления и презентации по определенной теме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- периодизацию развития экономических учений;

- базовые теоретико-методологические положения и особенности основных направлений - и школ экономической мысли;

- историю формирования важнейших понятий и концепций, структурирующих экономическое знание;

- факторы, определившие возникновение и развитие основных направлений и школ в экономической науке;

- тенденции развития современной экономической теории; особенности взаимодействия экономической теории и экономической политики.

 

Обладать общими (ОК) компетенциями:

Шифр компетенции

Наименование результата обучения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины по видам учебной работы

 ОГСЭ.7 История экономических учений

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

 

     лекционные занятия

26

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

-

     семинарские занятия

26

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

-

     самостоятельная работа.......

8

консультации

8

Промежуточная аттестация в форме – экзамен

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.7 История экономических учений

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды)**

1

2

3

4

Тема 1. Меркантилизм

Содержание учебного материала

2

1. Экономические взгляды мыслителей Древней Греции.

 

 

2. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима

 

 

3. Экономическая мысль феодальной Киевской Руси

 

 

4. Основные положения меркантилистской системы

 

 

5. Крупнейшие представители меркантилизма

 

 

Семинарское занятие № 1:

1. Экономические взгляды Античного мира (Древняя Греция и Древний Рим).

2. Экономические взгляды мыслителей Киевской Руси.

3. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма.

4. Основные положения меркантилистской системы.

5. Крупнейшие представители меркантилизма.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

-

 

Тема 2. Классическая экономическая теория

Содержание учебного материала

2

интерактивная лекция

1. У. Петти и развитие экономической мысли в Англии

 

 

2. Общая характеристика учения физиократов. Экономические взгляды Ф. Кенэ

 

 

3. Социальная философия А. Смита

 

 

4. Экономическая теория А. Смита

 

 

5. Философские и методологические основы теории Рикардо. Теория стоимости и теория земельной ренты

 

 

6. Теории внешней торговли

 

 

Семинарское занятие № 2:

1. Петти и Катильон как связывающие звенья между меркантилизмом и классической школой.

2. "Экономическая таблица" Ф. Кенэ и ее роль в экономической науке.

4. Критика классической школы политэкономии. Основные положения учения А. Смита.

5. Основные положения учения Д. Рикардо.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

-

 

Тема 3. Эволюция классической политической экономии в первой половине ХIХ века. Завершение классической традиции.

Содержание учебного материала

2

1. Закон народонаселения Мальтуса.

 

 

2. Теория «реализации» Т. Мальтуса.

 

 

3. Теория трех факторов производства.

 

 

4. У. Н. Сениор и его «научные открытия».

 

 

5. Экономическая концепция Шарля Прудона

 

 

Семинарское занятие № 3:

1. Основные направления критического (вульгарной школы) направления.

2. Проанализировать основное противоречие теории Т. Мальтуса.

3. Анализ основных теорий Ж.Б. Сея и Ш. Прудона.

4. Н. Сениор и его вклад в экономическую науку".

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

-

 

Тема 4. Возникновение и развитие марксистской экономической теории.

Содержание учебного материала

2

интерактивная лекция

1. Биография и ранние работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

 

2. История создания «Капитала». Структура и основные положения экономической системы К. Маркса.

 

 

3. Поздние работы К. Маркса и Ф. Энгельса (70–90-е годы XIX в.) и научное значение марксизма.

 

 

4. Теория капитала и прибавочной стоимости.

 

 

Семинарское занятие № 4:

1. Рассмотреть предпосылки и условия формирования марксизма.

2. Основные этапы научного творчества К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. Изучить историю создания «капитала» К. Маркса.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

-

 

Тема 5. Маржинализм. Становление неоклассической традиции в экономической теории.

Содержание учебного материала

4

1. Общая характеристика и основные принципы маржинализма

 

 

2. Генрих Госсен и его законы

 

 

3. Австрийская школа и теория предельной полезности.

 

 

4. Математическое направление маржинализма.

 

 

5. Лозаннская школа.

 

 

6. А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки».

 

 

Семинарское занятие № 5:

1. Общая характеристика им основные принципы маржинализма.

2. Австрийская школа и теория предельной полезности.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Семинарское занятие № 6:

1. Математическое направление и Лозанская школа.

2. А. Маршалл и его работа «Принципы экономической науки»

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

-

Тема 6. Кейнсианство и становление современной макроэкономики

Содержание учебного материала

4

интерактивная лекция

1. Дж. М. Кейнс – экономист и политик

 

 

2. Теоретическая система Дж. М. Кейнса

 

 

3. Эволюция кейнсианства. Неокейнсианство

 

 

4. Посткейнсианство и его развитие

 

 

Семинарское занятие № 7:

1. Исследовать предпосылки и необходимость появления теории государственного регулирования.

2. Основные принципы лежащие в основе кейнсианской теории.

3. Дж. Кейнс и его последователи: общий анализ.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Семинарское занятие № 8:

1. Современные неокейнсианские экономические концепции.

2. Посткейнсианство и его развитие

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

-

 

Тема 7. Эволюция неоклассических идей. Неолиберализм.

Содержание учебного материала

4

1. Общая концепция неолиберализма

 

 

2. Германский неолиберализм и его направления

 

 

3. Философия рынка Ф. Хайека и «молодая австрийская» школа

 

 

4. Монетаризм. Чикагская школа М. Фридмана

 

 

5. Теория экономики предложения и теория рациональных ожиданий

 

 

Семинарское занятие № 9:

1. Проанализировать ренессанс идей классической школы в XX в.

2. Общий анализ германского неолиберализма.

3. Анализ германского ордолиберализма.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Семинарское занятие № 10:

1. Монетаристская доктрина М. Фридмана и защита системы свободного предпринимательства.

2. Экономическая теория предложения и ее практическое применение в экономической политике развитых стран.

3. Своеобразие теории рациональных ожиданий.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

2

 

Тема 8. Американский институционализм

Содержание учебного материала

2

1. Предпосылки становления и специфика институционализма

 

 

2. Ранний институционализм Т. Веблена.

 

 

3. Ранний институционализм Д. Коммонса

 

 

4. Ранний институционализм У. Митчелла.

 

 

Семинарское занятие № 11:

1. Социально-психологический институционализм Т. Веблена.

2. Социально-правовое направление Дж. Коммонса и эмпирический институционализм У. Митчелла.

3. Теория общественного выбора и Дж. Бьюкенен.

4. Теории Р. Коуза

5. Теории Г. Беккера

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов.

2

 

Тема 9. Эволюция современных доктрин экономической мысли

Содержание учебного материала

2

1. «Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта

 

 

2. Неоинституционализм Д. Бьюкенена.

 

 

3. Неоинституционализм Р. Коуза.

 

 

4. Неоинституционализм: Г. Беккера.

 

 

Семинарское занятие № 12:

1. «Новое индустриальное общество» Дж. К. Гэлбрейта.

2. Неоинституционализм Д. Бьюкенена.

3. Неоинституционализм Р. Коуза.

4. Неоинституционализм Г. Беккер.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

2

 

Тема 10. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Содержание учебного материала

2

интерактивная лекция

1. Легальный марксизм М. И. Туган-Барановского.

 

 

2. С. Н. Булгаков и его христианское экономическое мировоззрение.

 

 

3. Аграрная теория А. В. Чаянова.

 

 

4. Н. Д. Кондратьев и теория «длинных волн» в экономике.

 

 

5. Математическое направление в отечественной политической экономии.

 

 

Семинарское занятие № 13:

1. Особенности развития экономической мысли 20 – 30-х гг.

2. Христианская экономическая мысль С. Булгакова.

3. Экономические воззрения М. Туган-Барановского.

4 Теория экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева.

5. Аграрная теория А. В. Чаянова.

2

групповая дискуссия, анализ ситуаций

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

Подготовка докладов. Решение задач и тестов.

2

 

 

Всего

60

 

 

 


3. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.

Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по дисциплине.

 

4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Учебно-методическое обеспечение

 

Основная учебная литература:

1. Гловели, Г. Д. История экономических учений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 776 с. — (Бакалавр и специалист).

2. Шапкин, И. Н. История экономических учений : учебник для среднего профессионального образования / И. Н. Шапкин, А. С. Квасов ; под редакцией И. Н. Шапкина, А. С. Квасова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 492 с. — (Профессиональное образование).

3. Шишкин, М. В. История экономических учений : учебник для бакалавров / М. В. Шишкин, Г. В. Борисов, С. Ф. Сутырин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Бакалавр. Академический курс).

 

Дополнительная учебная литература:

1. Иваницкий, В. Л. История экономических учений : учебник для вузов / В. Л. Иваницкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 282 с. — (Высшее образование).

2. Иваницкий, В. Л. История экономических учений : учебник для среднего профессионального образования / В. Л. Иваницкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 282 с. — (Профессиональное образование).

3. История экономических учений : учебник и практикум для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 509 с. — (Высшее образование).

3. Благих, И. А. История экономических учений : учебник для академического бакалавриата / И. А. Благих, А. Н. Дубянский ; под редакцией А. Н. Дубянского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — (Бакалавр. Академический курс).

4. Шапкин, И. Н. История экономических учений : учебник для бакалавров / И. Н. Шапкин ; под редакцией И. Н. Шапкина, А. С. Квасова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 492 с. — (Бакалавр. Академический курс).

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. Агентство экономической информации «Прайм»: URL.: htth:www.prime_tass.ru

2. Библиотека экономики переходного периода: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www. Library.iet.ru

3. Официальный сайт Росстата РФ: [Электронный ресурс] URL.: htth:www.gks.ru

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] URL.: htth:www.nallog.ru.

5. Официальный сайт ЦБ РФ: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.ebr.ru

6. МЭСИ: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.ibc.mesi.ru

7. СПС. «Референт» [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.referent.ru

8. Статистический анализ-прогнозно-аналитические исследования макро- и микроэкономических, а также институциональных аспектов развития экономики [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.skolku.ru

9. Экономика России 21 век: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.ruseconomy.ru

10. Экономический портал: [Электронный ресурс]. URL.: htth:www.institutiones.com

11. http://www.rost.ru/main.fam.su.

12. http://econpredpr.narod.ru

13. http://ecsocman.edu.ru

14. http://www.aup.ru/books

15. http://books.efaculty.kiev.ua

16. www.eviews.com

17. www.financepress.ru

 

4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинет Экономики организации (ауд. № 5.4).

Специализированная мебель:

столы ученические - 13 шт., стол преподавателя – 1 шт., стулья - 27 шт.

Технические средства обучения: доска классная - 1 шт., проектор - 1 шт., экран - 1 шт.

Программное обеспечение: нет.

Специальное лабораторное оборудование и иные средства обучения: стенды.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала 2 интерактивная лекция 1

Содержание учебного материала 2 интерактивная лекция 1

Проанализировать основное противоречие теории

Проанализировать основное противоречие теории

Содержание учебного материала 4 1

Содержание учебного материала 4 1

Тема 7 . Эволюция неоклассических идей

Тема 7 . Эволюция неоклассических идей

Тема 7 . Эволюция неоклассических идей

Тема 7 . Эволюция неоклассических идей

Тема 10. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Тема 10. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Контроль и оценка результатов освоения учебной

Контроль и оценка результатов освоения учебной

Шапкин, И. Н. История экономических учений : учебник для бакалавров /

Шапкин, И. Н. История экономических учений : учебник для бакалавров /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022