МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
свердловской области
Государственное АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение Свердловской области
«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДЕНА Приказом Директора ГАПОУ СО «Каменск-Уральский агропромышленный техникум» Некрасова С.И. Пр № ..... от .......2021 г |
|
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих
23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 г. 10 мес.
Уровень освоения: базовый
Каменск-Уральский
2021
обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800).
.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Каменск-Уральский агропромышленный техникум»
Разработчик:
Самохина Наталья Георгиевна, преподаватель, высшая квалификационная категория
Рецензент:
Некрасова Ю.А. |
|
Зам.директора по НМР |
|
ГАПОУ СО «КУАТ» |
Фамилия, Имя, Отчество, |
|
должность, |
|
место работы |
Согласовано на заседании П(Ц)К, протокол № ...., от «...» ...........2021г.
Председатель _____________ / Т.В.Петровская
Согласовано на заседании НМС, протокол № ...., от «...» ...........2021г.
Председатель ____________ / Ю.А.Некрасова
|
|
1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………………... |
4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………………………… |
6 |
3. Условия реализации учебной программы………………………………………………. |
14 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………… |
15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Материаловедение» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы профессиональной подготовки по профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК.2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК.3. |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.. |
ОК.5 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 7. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08. |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 09. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК.2.1 |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. |
ПК.2.2 |
Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. |
ПК.2.3 |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий. |
ПК.2.4 |
Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей. |
ПК 2.5.
|
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов. |
ПК 3.1. |
Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. |
ПК 3.2 |
Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей |
ПК 3.3. |
Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. |
ПК 3.4. |
Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. |
ПК 3.5. |
Производить ремонт и окраску кузовов. |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «ОП.03. Материаловедение» входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать материалы в профессиональной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
-максимальной учебной нагрузки студента 72 часов, в том числе:
-самостоятельная работа-14часов;
-учебных занятий во взаимодействии с преподавателем 50 часа;
-консультации -2 часа;
-экзамен -6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Учебных занятий во взаимодействии с преподавателем (всего) |
50 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
34 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
14 |
в том числе: |
- |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
- |
Подготовка докладов, сообщений по темам Работа с нормативно-правовыми документами Написание рефератов |
- |
Консультация |
2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена 6 |
2.2. Сводный тематический план дисциплины
№ раз-делов |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||||
Объем образовательной нагрузки |
Всего учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
Сам. нагр. студ |
|||||
Всего |
ТО |
ЛПЗ |
КР |
||||
|
Введение |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Раздел 1. |
Металлы и сплавы |
38 |
33 |
7 |
26 |
- |
5 |
Тема 1.1. |
Строение металлов |
5 |
5 |
1 |
2 |
- |
- |
Тема 1.2. |
Коррозионные, механические свойства материалов |
11 |
8 |
2 |
6 |
- |
2 |
Тема 1.3. |
Железоуглеродистые сплавы |
17 |
14 |
2 |
12 |
- |
3 |
Тема 1.4. |
Цветные металлы и сплавы |
8 |
8 |
2 |
6 |
- |
- |
Тема 2 |
Основы термо и химико-термической обработки |
7 |
4 |
2 |
2 |
- |
3 |
Тема 2.1 |
Термо и химико-термическая обработка |
7 |
4 |
2 |
2 |
- |
3 |
Раздел 3 |
Неметаллические материалы |
11 |
8 |
3 |
5 |
- |
3 |
Тема 3.1 |
Резиновые материалы. Лакокрасочные материалы. |
4 |
4 |
1 |
3 |
- |
- |
Тема 3.2 |
Полимеры и пластические массы |
5 |
2 |
1 |
1 |
- |
3 |
Тема 3.3 |
Абразивные материалы и абразивный инструмент |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Раздел 4. |
Горюче-смазочные материалы иэксплуатационные жидкости |
7 |
4 |
2 |
2 |
- |
3 |
Тема 4.1. |
Бензин автомобильный и дизельное топливо |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
Тема 4.2. |
Моторные итрансмиссионные масла |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
Тема 5.3. |
Пластичные смазки |
4 |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
|
Консультации |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
Экзамен |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
|
Итого по дисциплине |
72 |
50 |
16 |
34 |
- |
14 |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
|
|
|
|
||
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1 |
Понятие «материаловедение». Новейшие достижения и перспективы в области Материаловедения Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в автомобилестроении Место и роль дисциплины «Материаловедение» в системе получаемых знаний |
1 |
2 |
||
Раздел 1. Металлы и сплавы |
41 |
|
|||
Тема 1.1. Строение металлов |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||
2 |
Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки металлов. Аллотропические превращения металлов |
||||
Лабораторно- практические занятия: |
4 |
|
|||
3-4 |
Лабораторная работа №1 «Микроструктурный анализ металлов и сплавов» |
2 |
|||
Тема 1.2. Коррозионные, механические свойства материалов |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
5 |
Классификация свойств металлов и сплавов |
1 |
2 |
||
6 |
Коррозионные свойства. Методы защиты от коррозии |
1 |
2 |
||
Лабораторно- практические занятия: |
6 |
3 |
|||
7-8 |
Лабораторная работа №2 «Физические свойства металлов и методы их изучения» |
2 |
|||
9-10 |
Практическое занятие № 1. Механические свойства материалов и методы их контроля |
2 |
|||
11-12 |
Лабораторная работа №3 «Измерение твердости металлов и сплавов» |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||
1 |
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, 3. Оформление отчетов и подготовка к их защите. 4. Изучить, используя учебную и справочную литературу физические и технологические свойства и составить конспект темы |
||||
Тема 1.3. Железоуглеродистые сплавы |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
13-14 |
Типы сплавов: твердый раствор, химическое соединение, механическая смесь. Диаграмме состояния сплавов. |
2 |
|||
Лабораторно- практические занятия: |
12 |
|
|||
15-16 |
Практическая работа № 2 «Анализ диаграммы состояния железо– углерод» |
2 |
3
|
||
17-18 |
Практическая работа № 3 «Изучение углеродистых и легированных конструкционных сталей» |
2 |
|||
19-20 |
Практическая работа № 4 «Изучение углеродистых и легированных инструментальных сталей» |
2 |
|||
21-22 |
Практическая работа № 5 «Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов» |
2 |
|||
23-24 |
Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «Железоуглеродистые сплавы» |
2 |
|||
25-26 |
Практическая работа № 7 «Чтение маркировки углеродистых и легированных сталей» |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
|||
1 |
Изучить, используя интернет-ресурсы современные способы производства стали и чугуна |
3 |
2 |
||
Тема 1.4. Цветные металлы и сплавы
|
Содержание учебного материала |
2 |
|||
27 |
Медь и ее сплавы. Латуни и бронзы. Свойства, маркировка по ГОСТу и применение сплавов на основе меди, |
1 |
2 |
||
28 |
Алюминий и его сплавы. Свойства, маркировка по ГОСТу и применение сплавов на основе алюминия, Сплавы титана |
1 |
|||
Лабораторно- практические занятия: |
6 |
3 |
|||
29-30 |
Практическая работа № 8«Изучение сплавов на основе меди: латуни, бронзы» |
2 |
|||
31-32 |
Практическая работа № 9: «Изучение алюминиевых сплавов»
|
2 |
|||
33-34 |
Лабораторная работа №4. «Изучение микроструктуры цветных металлов и сплавов»
|
2 |
|||
Тема 2 Основы термо и химико-термической обработки |
7 |
|
|||
Тема 2.1 Термо и химико-термическая обработка |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
35-36 |
Виды термической обработки. Температурный интервал горячей обработки стали .Отжиг и закалка. Поверхностная закалка с индукционным нагревом ТВЧ,с газопламенным нагревом. Нормализация стали. Процессы, происходящие при химико-термической обработке. Цементация стали. Упрочнение поверхностным пластическим деформированием: дробеструйная обработка, накатывание роликовым (шариковым) инструментом и т.д. |
2 |
2 |
||
Лабораторно- практические занятия: |
2 |
3 |
|||
37-38 |
Практическая работа №10 «Изучение видов термической обработки стали»
|
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
|||
1 |
Изучить, используя Интернет-ресурсы, виды химико-термической обработки стали и составить конспект темы |
3 |
|
||
Раздел 3 Неметаллические материалы |
11 |
|
|||
Тема 3.1 Резиновые материалы. Лакокрасочные материалы
|
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
||
39 |
Резиновые материалы, классификация, свойства, применение. |
||||
Тематика практического занятия |
3 |
3 |
|||
40 |
Практическая работа №11 «Определение упругих характеристик резиновых материалов, применяемых в автомобилестроении» |
1 |
|||
41-42
|
Практическая работа №12 «Исследование свойств лакокрасочных материалов, применяемых в автомобилестроении» |
2 |
|||
Тема 3.2 Полимеры и пластические массы |
Содержание учебного материала |
|
|
||
43 |
Полимеры, их состав и применение. Термопласты. Теплозвукоизоляционные стекловолокнистые материалы. Классификация стёкол. Неорганическое стекло, его структура, состав исвойства. Применение технических стёкол. |
1 |
|
||
Тематика практического занятия |
1 |
3 |
|||
44 |
Практическая работа №13 «Изучение свойств пластмасс» |
1 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4 |
3 |
|
|||
Изучить, используя учебную и справочную литературу композиционные материалы, применяемые в автомобилестроении и составить конспект темы Подготовка реферата на тему: Полимеры и их применение в автомобилестроении. |
3
|
|
|||
Тема 3.3 Абразивные материалы и абразивный инструмент |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
45-46 |
Абразивные материалы и абразивный инструмент .Износостойкие, абразивные и коррозионно-стойкие покрытия, их состав ,свойства, методы нанесения абразивных покрытий, применение. |
2 |
|||
Тематика практического занятия |
- |
|
|||
Раздел 4. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости |
8 |
|
|||
Тема 4.1. Бензин автомобильный и дизельное топливо |
Содержание учебного материала |
1
|
2
|
||
47- |
Бензин автомобильный и дизельное топливо .Назначение автомобильных бензинов и дизельных топлив. Эксплуатационные требования к качеству бензинов и дизельных топлив. Связь физических свойств с эксплуатационными свойствами бензинов. Оценка качества бензинов по фракционному составу. Сопротивление образованию паровых пробок и топливной системе двигателя, обеспечение легкового запуска, быстрого прогрева и приемистости двигателя, полного сгорания в цилиндре двигателя. |
||||
Тематика практического занятия |
1 |
3 |
|||
48Практическое
работа №14 |
1 |
||||
Тема 4.2. Моторные и трансмиссионные масла |
Практическая работа №15 |
2 |
3
|
||
49 |
«Подбор моторного и трансмиссионного масла для транспортного средства» |
||||
Тема 4.3. Пластичные смазки |
Содержание учебного материала |
1 |
2
|
||
50 |
Назначение и классификация смазок, свойства пластичных смазок(однородность, необходимая стабильность, определенные механическиесвойства, минимальное коррозионное воздействие на металлы, отсутствиепримесей и воды). Краткие сведения о способе получения и химическом составепластичных смазок. Температура каплепадения и определение по ней максимальнодопустимого нагрева смазок. Показатель механических свойств смазок: пределпрочности, эффективная вязкость механизмов |
||||
|
|
Самостоятельная работа обучающихся : Подготовка к экзамену |
3 |
3 |
|
Консультации |
2 |
|
|||
Экзамен |
6 |
|
|||
Объем образовательной нагрузки: |
53 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных зада
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бондаренко, Г. Г. Материаловедение : учебник для СПО / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова, В. В. Рыбалко ; под ред. Г. Г. Бондаренко. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 362 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00172-3. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/F5229B5F-A833-410C-B3ED-CE8BF0FDC40B.
2. Плошкин, В. В. Материаловедение : учебник для СПО / В. В. Плошкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02459-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/30B3360C-A9AF-47C1-ADA4-66F26E3C0BA4.
3.3. Организация образовательного процесса
Текущий контроль проводится в форме тестирования учебного материала, устного опроса, наблюдения за практической работой, экзамена по учебной дисциплине «Материаловедение».
Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
- Математика;
- Химия;
- Физика.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - использовать материалы в профессиональной деятельности; |
Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
- определять основные свойства материалов по маркам; |
Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. |
Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
знания: - основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; |
Тестирование Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; |
Тестирование Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
- области применения материалов; |
Тестирование Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; |
Тестирование Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий. |
Тестирование Экспертная оценка выполнения лабораторных практических и работ |
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
76 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
60 ÷ 75 |
3 |
удовлетворительно |
менее 60 |
2 |
не удовлетворительно |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.