Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
____________И.А. Межанова _______________И.А. Караван
«29» августа 2018г. «30 » августа 2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Менеджмент
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»
Донецк
2018
Программа учебной дисциплины ОП.03 «Менеджмент» разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09.2015г. № 525.
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Шумская Л.А. – преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент: Зайцева Л.С., ПЦК экономических дисциплин ГПОУ «Донецкий политехнический колледж».
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1 от «28» августа 2018г.
Председатель ЦК ___________ Н.Г. Приймак
Рабочая программа переутверждена на 20__/20__учебный год
Протокол №___ заседания ЦК от «__» _____________ 20___г.
(см. Приложение___, стр.____)
Председатель ЦК ________________
Рабочая программа переутверждена на 20__/20__учебный год
Протокол №___ заседания ЦК от «__» _____________ 20___г.
(см. Приложение___, стр.____)
Председатель
ЦК ________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............... .............4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…… 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….……………………………….16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………… ……...18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» базового уровня среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания экономического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.
Предметом дисциплины «Менеджмент» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний (умений, концепций, взглядов, идей, представлений и суждений) об управлении жизнедеятельностью людей (в целом или отдельных проблем), представителей различных конкретно-исторических общественно-экономических формаций, а также изучение основных принципов и функций управления современной организацией.
Целью данного курса является формирование у студентов современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства государства.
В процессе изучения курса четко прослеживаются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как «Экономика организации», «Статистика» и др. Программа представляет собой инновационный по своему характеру компонент экономической подготовки студентов Донецкого электрометаллургического техникума, необходимость которого обусловлена стратегическим направлением развития непрерывного образования в современных условиях. Особое внимание уделяется роли бухгалтера-менеджера в экономической системе и специфике экономического менеджмента. Экономический менеджмент, относящийся к области профессиональной деятельности, предполагает выход на новый уровень обучения, который характеризуется изучением особенностей, сущностных признаков управления экономическими системами, ориентированными на разработку адаптивных систем и использование современных технологий. Чтобы управлять .экономическими системами, надо четко представлять их состав, структуру и процедурную основу.
Изучение курса «Менеджмент» ведётся на втором курсе Донецкого электрометаллургического техникума технико-экономического отделения специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В содержании учебной дисциплины по каждой теме приводятся требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. С целью установления взаимосвязи между темами курса была изменена последовательность дидактических единиц. Часы для самостоятельной работы отводятся на углубленное изучение отдельных вопросов, подготовки докладов и рефератов, а также выполнение практических заданий.
Средством итогового контроля по данной дисциплине является дифференциальный зачет.
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей Экономика и управление, утвержденной 17.09.2015г. № 525 .
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм;
- в программе профессиональной подготовки по профессии «Контролер - кассир».
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин.
В основе программы дисциплины лежат следующие документы:
- Закон Донецкой народной республики «Об образовании» от 19.06.2015г.
- Приказ МОН ДНР №328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего специального образования»
- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-анализировать организационные структуры управления;
-проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5).
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7).
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).
- Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения (ПК 2.2).
- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета (ПК 2.2).
- Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации (ПК 2.3).
- Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации (ПК 2.4).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
42 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
- |
практические занятия |
12 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
21 |
в том числе: |
|
проработка конспекта лекций и учебной литературы |
9 |
выполнение рефератов, докладов, творческих заданий |
6 |
подготовка к практическим занятиям |
6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Раздел 1. Основы менеджмента |
|
8 |
|
|||||
Тема 1.1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л1 |
Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. |
2 |
||||||
Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента |
||||||||
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка докладов (сообщений) по вопросам: эволюция теории и практики менеджмента; особенности формирования современной модели менеджмента. Подготовка презентации на тему «Понятие и сущность менеджмента».
|
1 |
|
||||||
2 |
||||||||
Тема 1 2. Цикл, виды и уровни менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л2 |
Виды менеджмента. |
2 |
||||||
Уровни менеджмента. |
||||||||
Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка сообщений: Менеджер как человек и личность. Подготовка презентации на тему: «Объект и субъект управления» |
2 |
|
||||||
Раздел 2. Организация как система управления
|
|
6 |
||||||
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||||
Л3 |
Понятие организации. |
2 |
||||||
Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды. |
||||||||
Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка доклада на тему «Информационное обеспечение управления». |
1 |
|
||||||
Тема 2.2. Коллектив в системе менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л4 |
Понятие и классификация групп. |
2 |
||||||
Факторы эффективности работы группы. |
||||||||
«Команда» и «группа»: общие черты и различия. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка творческой работы. |
1 |
|
||||||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике |
|
22 |
||||||
Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л5 |
Планирование: понятие, значение, виды планирования. |
|
3 |
|||||
Методы планирования |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
П1 |
Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия)
|
2 |
|||||||
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||||
Л6 |
Организация как функция менеджмента: понятие, значение. |
3 |
||||||
Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения |
||||||||
Ключевые элементы структуры. |
||||||||
Л7 |
Делегирование, ответственность, полномочия |
|||||||
Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления |
||||||||
Организационные регламенты |
||||||||
Практические занятия |
2 |
|||||||
П2 |
Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов |
|
||||||
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л8 |
Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории |
3 |
||||||
Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования |
||||||||
Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
П3 |
Формирование системы мотивации и стимулирования труда. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка доклада на тему «Формирование мотивационного механизма управления поведением работника» |
2 |
|||||||
Тема 3.4 Контроль как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л9 |
Контроль как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
||||||
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. |
||||||||
Технология контроля. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
||||||
Раздел 4. Методы и стили менеджмента
|
|
10 |
||||||
Тема 4.1. Система методов управления |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л10 |
Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь.
|
3 |
||||||
Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание.
|
||||||||
Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание.
|
||||||||
Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание предприятия (организации), построение дерева целей. |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
П4 |
Определение стратегических направлений развития. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
1 |
|||||||
Тема 4.2. Стили менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||
Л11 |
Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей.
|
3 |
||||||
Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей. |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
П5 |
Методы и стили менеджмента. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка доклада на тему «Личность в психологии управления».
|
1 |
|||||||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческого решения
Тема 3.3.
|
|
6
|
||||||
Тема 5.1. Понятие, классификация и показатели качества управленческого решения |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|||||
Л12 |
Принятие управленческих решений как функция менеджмента. |
3 |
||||||
Понятие решения, классификация решений. |
||||||||
Показатели качества управленческих решений |
||||||||
Практические занятия
|
|
|||||||
1 |
|
|||||||
П6 |
Принятие управленческих решений. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
1 |
|||||||
Тема 5.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Содержание учебного материала |
1 |
||||||
Л16 |
Процесс принятия и реализации управленческих решений. |
3 |
||||||
Методы принятия управленческих решений. |
|
|||||||
Практические занятия
|
1 |
|
||||||
П6 |
Принятие управленческих решений. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. |
1 |
|||||||
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение |
|
9
|
||||||
Тема 6.1. Коммуникация как функция менеджмента |
.Содержание учебного материала |
1 |
||||||
Л17 |
Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
||||||
. Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса. |
||||||||
Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления. |
|
|
||||||
Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
|
||||||
Контрольная работа |
2 |
|
||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка публичного выступления |
4 |
|||||||
Тема 6.2. Деловое общение |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|||||
Л17 |
Деловое общение: понятие общения, принципы общения |
2 |
||||||
Формы делового общения, их характеристика. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка к практическому занятию
|
1 |
|||||||
Дифференцированный зачет |
2 |
|||||||
Всего:
|
63
|
|||||||
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Менеджмент» требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные технические средства;
-мультимедийное оборудование;
-компьютеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Нормативные документы:
1. Закон Донецкой народной республики «Об образовании» (№55-ІНС от 19.06.2015г.)
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)
3. Приказ МОН ДНР №281 от 25.06.2015г. «Об утверждении перечня специальностей среднего специального образования».
Основные источники:
1. Гусева Е.П. Менеджмент; учебно-методический комплекс М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.
2. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник, 5 изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2008.-556
3. Зиновьев В.Н. Менеджмент: Учебное пособие /В.Н.Зиновьев, И.В.Зиновьева.-3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-480 с.
4. Казначевская Г.Б., Менеджмент: учебник.-М.: Издательство: Феникс+, Серия: среднее профессиональное образование , 2010г.- 378 с.
5. Юликов Л.И., Драчева Е.Л. Менеджмент; учебное пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.-288с
6. Попова С.М.Организация взаимодействия в системе менеджмента: учебное пособие.-Чита: ЗИП СибУПК, 2005.-52с.
Дополнительные источники:
1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-432с.
2. Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учебное пособие.-М.: Гардарики, 2008.-334с.
3. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие.-СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007.-480с.
4. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие.-М.: Омега –Л, 2008.-360с.
5. Николаева Т.И. Менеджмент: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2008.-320с.
6. Журнал «Управление персоналом»
7. Журнал «Справочник руководителя»
8. http://fcior.edu.ru Центр информационно-образовательных ресурсов
9. http://www.aup.ru/ AUR.RU Административно-управленческий портал
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
Экспертная оценка результата деятельности осуществляется в ходе: -оценки устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос); -оценки тестирования (машинное, безмашинное); -оценки письменного опроса (диктант, опрос-викторины, работы по карточкам-заданиям, решение кроссвордов); -оценки защиты рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике; - оценки выполнения самостоятельной работы; -оценки защиты практических работ; -интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр.
|
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; |
|
анализировать организационные структуры управления; |
|
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; |
|
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; |
|
принимать эффективные решения, используя систему методов управления; |
|
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
|
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; |
|
методы планирования и организации работы подразделения; |
|
принципы построения организационной структуры управления; |
|
основы формирования мотивационной политики организации; |
|
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента; |
|
процесс принятия и реализации управленческих решений; |
|
функции менеджмента в рыночной экономике: |
|
организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; |
|
систему методов управления; |
|
методику принятия решений; |
|
стили управления, коммуникации, принципы делового общения |
Источник: http://pismoref.ru/1277115260.html*Контрольно-оценочные материалы находятся в приложении 3
Приложение
1
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АМУРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ АМУРСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
СБОРНИК
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Свободный, 2014 г.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
« 8 » сентября 2014
Протокол №1
Рассмотрено на заседании методического совета
« 27 » октября 2014
Протокол № 1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 (45 минут)
Тема: «Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия (организации)»
Цель: закрепить теоретические знания о факторах внешней и внутренней среды, их влиянии на деятельность предприятия (организации); сформировать умения оценивать возможное влияние факторов на деятельность предприятия (организации).
Задание 1. Время выполнения – 10 минут. Задание выполняется индивидуально.
Распределите нижеперечисленные факторы в четыре группы, используя таблицу:
внешние |
внутренние |
фоновые |
деловые |
|
|
|
|
Факторы: законодательство, конкуренты, поставщики товаров, сырья, материалов, структура предприятия (организации), покупатели (клиенты), сотрудники предприятия, географическое месторасположение, политика центрального правительства, цели и задачи предприятия (организации), экономика, налоги, энерготарифы, ставки по кредитам, используемое предприятием (организацией) оборудование, технология обслуживания покупателей (клиентов), товары и услуги, предоставляемые покупателям (клиентам).
Задание 2. Время выполнения – 35 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Укажите возможное положительное или отрицательное влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия (организации)
Факторы |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
1.Рост безработицы |
|
|
2. Демографический спад |
|
|
3.Низкий уровень доходов обслуживаемого населения |
|
|
4.Повышение стоимости энергоресурсов |
|
|
5.Повышение уровня доходов обслуживаемого населения |
|
|
6. Развитие техники и технологии |
|
|
7.Наличие конкурентов |
|
|
8.Рост цен на материалы, сырье, товары от поставщиков |
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 (90 минут)
Тема: «Стратегическое планирование»
Цель: закрепить теоретические знания о процессе стратегического планирования; формирования навыков формулирования миссии предприятия (организации), построения дерева целей, использования СВОТ – анализа для исследования внешней и внутренней среды предприятия и формулирования стратегических направлений развития.
Задание 1. Время выполнения – 15 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Выберите известное Вам предприятие, укажите его сферу деятельности, организационно-правовую форму. Сформулируйте миссию этого предприятия. Данные о предприятии занесите в таблицу:
Сфера деятельности |
Организационно-правовая форма |
Миссия |
|
|
|
Задание 2. Время выполнения – 35 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Проведите СВОТ – анализ выбранного предприятия. Заполните матрицу, указав возможности и угрозы со стороны внешних факторов, сильные и слабые стороны предприятия.
После заполнения матрицы установите парные комбинации и сформулируйте на их основе стратегические направления развития выбранного предприятия.
|
Возможности
|
Угрозы
|
Сильные стороны
|
|
|
Слабые стороны
|
|
|
Задание 3. Время выполнения – 20 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
На основе результатов выполнения 1 и 2 задания постройте «дерево целей» для выбранного предприятия, сформулировав цели в следующих сферах: доходы, в отношении работы с клиентами, в отношении работы с сотрудниками, в отношении социальной ответственности.
Сформулированные цели декомпозируйте на 2 уровня.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 (90 минут)
Тема: «Организация как функция менеджмента»
Цель: закрепить знания об основных типах организационных структур, сформировать умения проектировать организационную структуру.
Задание. Время выполнения – 70 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Для выбранного предприятия (организации) разработайте проект организационной структуры. Для этого:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 (90 минут)
Тема: «Мотивация и стимулирование труда»
Цель: закрепить теоретические знания о мотивации и стимулировании труда, сформировать умения проектировать систему стимулирования максимально адекватную существующим потребностям работников.
Задание 1. Время выполнения – 20 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Предложите методы стимулирования, направленные на удовлетворение следующих потребностей:
Потребности |
Методы стимулирования |
1.Физиологические потребности |
1. 2. 3. |
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем |
1. 2. 3. |
3. Социальные потребности |
1. 2. 3. |
4. Потребности в уважении и самоуважении |
1. 2. 3. |
5.Потребности в самореализации |
1. 2. 3. |
Задание 2. Время выполнения – 20 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Разработайте проект системы стимулирования для одной категории сотрудников (по выбранному вами ранее предприятию). Результаты оформите в таблице:
Вид стимулирования |
Форма стимулирования |
|
1. 2. 3. 4. 5. |
|
1. 2. 3. 4. 5. |
Задание 3. Время выполнения – 40 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Разработайте и подготовьте презентацию проекта Положения о моральном стимулировании сотрудников выбранного Вами ранее предприятия. Для разработки проекта воспользуйтесь рекомендациями по разработке Положения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 (90 минут)
Тема: «Контроль как функция менеджмента»
Цель: закрепить теоретические знания о контроле как функции менеджмента; сформировать умения в области разработки системы контроля.
Задание 1. Время выполнения – 40 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Разработайте проект реализации трех видов контроля: предварительного, текущего и заключительного. Результаты оформите в таблице:
Вид контроля |
Мероприятия в рамках вида контроля |
Использование результатов контроля |
- отбор кандидата на вакантную должность в выбранном вами ранее предприятии (должность указать) |
1. 2. 3. 4. |
|
- контроль за состоянием трудовой дисциплины на вашем предприятии |
1. 2. 3. 4. |
|
- анализ товарооборота за год (выручки от реализации услуг, товаров) |
1. 2. 3. 4. |
|
Задание 2.Время выполнения – 30 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Разработайте проект системы контроля на выбранном вами предприятии. Объект контроля выберите самостоятельно. Результаты оформите в таблице:
Объект контроля (трудовой коллектив, трудовая дисциплина, прибыль, выручка, локальные акты предприятия и др.) |
Вид контроля |
Содержание контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 (90 минут)
Тема: «Методы и стили менеджмента»
Цель: закрепить теоретические знания о методах и стилях управления, сформировать умения выбирать методы и стиль управления в зависимости от ситуации.
Задание 1. Время выполнения – 10 минут. Задание выполняется индивидуально.
Распределите методы управления в группы, используя таблицу:
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
|
|
|
Методы управления: устав предприятия (организации), инструктаж, авторитет, заработная плата, устное поощрение, положение об отделе, должностная инструкция, лидерство, приказ, распоряжение, премия, личный пример руководителя, размещение фотографии на доске почета, поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Задание 2. Время выполнения – 15 минут. Задание выполняется индивидуально.
Распределите указанные ниже характеристики по стилям управления, используя таблицу:
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
|
|
Характеристики: формальный характер взаимоотношений с подчиненными, нетерпимость к критике, основан на инициативе коллектива, основан на инициативе руководителя, самоустранение от руководящих функций, отсутствие принципиальности, главное – хорошие отношения, а не результат работы, максимальная объективность к членам коллектива, использование убеждения как метода влияния на подчиненных, приказной характер общения.
Задание 3. Время выполнения – 20 минут. Задание выполняется индивидуально.
Примите решение о выборе методов управления в следующих ситуациях:
1. До руководства дошли слухи (имеющие под собой основание) о том, что один из перспективных сотрудников собирается уходить из организации. При этом он обладает ценным опытом, информацией и т.п. Предполагаемая причина – сотрудник считает себя неоцененным по заслугам. Его уход может повлечь за собой уход еще нескольких работников.
2. По итогам работы компания выделила для стимулирования бригады наладчиков 50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (каждому по 10 тысяч рублей), чем вызвал большое недовольство и конфликтную ситуацию в бригаде.
3. Один из сотрудников предприятия постоянно опаздывает на работу, при этом ссылаясь постоянно на различные причины. При этом другие сотрудники высказывают недовольство по отношению как к самому опаздывающему, так и к тому, что никаких мер к данному сотруднику не предпринимается.
Задание 4. Время выполнения – 15 минут. Задание выполняется индивидуально.
Какой стиль управления целесообразно использовать в следующих ситуациях:
Задание 5. Время выполнения – 20 минут. Задание выполняется в малой группе. После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
Задание: Проанализируйте стиль управления, который использует по отношению к вашей группе ваш классный руководитель. Ответ обоснуйте.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 (45 минут)
Тема: «Принятие управленческих решений» (деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»)
Цель: сформулировать этапы процесса принятия управленческого решения, факторы, влияющие на эффективность решения, методы принятия управленческих решений; сформировать умения принимать решения по алгоритму.
Задание 1. Время выполнения – 45 минут.
Информация для принятия решения:
Вы потерпели кораблекрушение в южной части Тихого океана. Основная ваша задача – продержаться до прибытия спасателей. Для этого у вас имеются: надувной плот, тысяча рублей и коробок спичек. Кроме этого, вы должны взять с собой все нижеперчисленные предметы, проранжировав их в порядке очередности (с 1 по 15). На первом этапе работа выполняется строго индивидуально, на втором – решение принимается группой, на третьем – вам дается экспертная оценка.
Предметы |
Индивид.выбор |
Групповой выбор |
Экспертный выбор |
Секстант |
|
|
|
20 метров прозрачного пластика |
|
|
|
Реппелент, отпугивающий акул |
|
|
|
Бутылка водки |
|
|
|
Приемник |
|
|
|
Карта Тихого океана |
|
|
|
Противомоскитная сетка |
|
|
|
Зеркало для бритья |
|
|
|
Две коробки шоколада |
|
|
|
Канистра с нефтегазовой смесью |
|
|
|
Коробка с проднабором |
|
|
|
Рыболовная снасть |
|
|
|
Надувная подушка |
|
|
|
15 метров нейлонового каната |
|
|
|
Канистра с водой |
|
|
|
Выполнив задание, вы должны ответить на следующие вопросы:
После выполнения задания менеджеры малых групп докладывают о результатах работы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 (90 минут)
Тема: «Коммуникация как функция менеджмента»
(деловая игра «Конференция»)
Цель: закрепить теоретические знания о коммуникационном процессе, коммуникационных барьерах и путях их преодоления, деловой риторике руководителя; сформировать навыки публичного выступления.
Задание 1.Время выполнения – 20 минут
Оцените свои коммуникационные способности.
Усадите перед собой группу получателей сообщения и дайте им по листу бумаги. Описывайте представленное изображение таким образом, чтобы получатели смогли воспроизвести на своих листах по возможности точную его копию.
Отправитель сообщения не может делать уточнения ни словами, ни жестами.
После завершения передачи сообщения сверьте полученные зарисовки с оригиналами и сделайте выводы о своих коммуникационных способностях.
Ответьте на вопросы:
Задание 2. Время выполнения – 60 минут
Этапы:
Риторический инструментарий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ключ: - информационный -одухотворяющий -менторский -конфронтационный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принципы: -доступность -ассоциативность -интенсивность -экспрессивность -сенсорность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникационные эффекты: -первых фраз -квантового выброса информации -визуального имиджа -дисперсии -художественной выразительности -интонации и паузы -аргументации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- выступающий проводит самооценку своего выступления,
- один из наблюдателей дает оценку выступлению.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9 (135 минут)
Тема: «Деловое общение»
Цель: закрепить теоретические знания о формах делового общения, его принципах; сформировать умения применять эффективные приемы и методы в деловом общении.
Задание 1. Время выполнения – 45 минут.
Два студента проводят переговоры (беседы) в парах (начальник-подчиненный):
1. Беседа бухгалтера с налоговым инспектором. Тема: Несогласие бухгалтера с отдельными замечаниями, указанными в акте проверки.
2. Беседа главного бухгалтера и бухгалтера. Тема: Ошибки бухгалтера при начислении заработной платы.
3. Беседа руководителя предприятия и главного бухгалтера. Тема: Расширение штата бухгалтерии.
4. Беседа руководителя предприятия и главного бухгалтера. Тема: Необходимость повышения квалификации работников бухгалтерии.
5. Беседа главного бухгалтера и кассира предприятия. Тема: Недостаточная внимательность кассира при проверке наличия необходимых реквизитов на приходных кассовых ордерах и расходных документах, а также указанных в этих документах приложений (заявления, накладные, счета, справки и др.).
6. Беседа главного бухгалтера и работника предприятия. Тема: Излишне выплаченные работнику суммы и способы их возврата.
7. Беседа главного бухгалтера и начальника отдела продаж. Тема: Требование главного бухгалтера к предоставлению определенных документов, заполненных определенным образом, в определенные сроки.
Наблюдатели заполняют «Листок наблюдения», на основании которого формулируют предложения по повышению эффективности деловой беседы.
ЛИСТОК НАБЛЮДЕНИЯ
ОШИБКИ |
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
2
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АМУРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ АМУРСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ
Выполнила преподаватель: Коллер Е.Е.
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин
Протокол№ 1от «08» сентября 2014 г.
г. Свободный,2014
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Наименование раздела |
Наименование темы |
Содержание самостоятельной работы |
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы |
Метод контроля |
Р.1.Эволюция концепций менеджмента |
Т.1.1.Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики
Т.1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента |
Выполнение рефератов по вопросам: американская модель менеджмента, японская модель менеджмента, западноевропейская модель менеджмента. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
Подготовка сообщений по вопросам: личные качества менеджера, деловые качества менеджера Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К.,Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент 3. Приложение 1 «Рекомендации по выполнению рефератов»
|
Оценка устного публичного выступления
Визуальная проверка заполнения рабочей тетради у всех студентов Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради* Оценка письменных ответов Оценка устных ответов |
Р.2.Организация как система управления |
Т.2.1.Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К.,Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент 4.Гражданский кодекс РФ
|
Визуальная проверка заполнения рабочей тетради у всех студентов Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради
Оценка письменных ответов
|
|
Т.2.2.Коллектив в системе менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
|
Р.3. Функции менеджмента в рыночной экономике |
Т.3.1. Планирование как функция менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия)
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
Визуальная проверка заполнения рабочей тетради у всех студентов Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради
Оценка письменных ответов
|
Т.3.2. Организация как функция менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
Визуальная проверка заполнения рабочей тетради у всех студентов Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради
Оценка письменных ответов
|
|
Т.3.3. Мотивация как функция менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Выполнение исследовательской работы (тест «Парные сравнения») по определению актуальных групповых потребностей |
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент 3. Рекомендации по проведению исследовательской работы
|
Визуальная проверка заполнения рабочей тетради у всех студентов Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради
Оценка исследовательской работы |
|
Т.3.4.Контроль как функция менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради
Оценка письменных и устных ответов |
|
Р.4. Методы и стили менеджмента |
Т.4.1. Система методов управления |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Исследование социально-психологического климата в коллективе |
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент 3. Рекомендации по проведению исследовательской работы
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради. Оценка результатов исследовательской работы
|
|
Т.4.2. Стили менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Исследование стиля руководства
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент 3. Рекомендации по проведению исследовательской работы
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради Оценка результатов исследовательской работы
|
Р.5.Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Т.5.1. Понятие, классификация и показатели качества управленческих решений |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради Оценка письменных и устных ответов |
Т.5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради Оценка письменных и устных ответов |
|
Р.6. Коммуникация и деловое общение |
Т.6.1.Коммуникация как функция менеджмента |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка публичного выступления
|
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради Оценка письменных и устных ответов |
|
Т.6.2. Деловое общение |
Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка к деловой игре |
Литература: 1.Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» 2.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента 3.Юликов Л.И., Драчева Е.Л., Менеджмент 3. Рекомендации по подготовке к деловой игре
|
Оценка ответов, раскрывающих выполнение заданий в рабочей тетради
|
В результате изучения учебной дисциплины студент должен: иметь представление:
- о современном менеджменте и его актуальности, практической значимости в современных условиях; знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы трудового коллектива;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления экономикой;
- особенности экономического (производственного) менеджмента; уметь:
- реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности;
- принимать управленческие решения;
- управлять динамикой конфликта и владеть методами его профи-лактики;
- следовать этике делового общения в поведении.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.