МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________Кравченко Э.Л.
Подпись
«____»____________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Основы электротехники
по профессии 18590 «СЛЕСАРЬ - ЭЛЕКТРИК ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»
профессиональная подготовка
Горловка 2018
Программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники » разработана на основе требований квалификационной характеристики профессии 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 2-го и 3-го разряда.
Организация-разработчик: ГПОУ Горловский колледж промышленных технологий и экономики
Разработчик: преподаватель специалист 1-ой категории Сологуб Н.С.
Рецензенты:
1. Цыба О.Ю. - заместитель директора по УВР ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
2. Петренко А.А. - заместитель директора ООО «ДонбассУкрРемонт»
Одобрена и рекомендована с целью практического применения
цикловой комиссией профессиональной электромеханической подготовки
протокол № 1
от « 30 » 08.2018 г.
Председатель ЦК___________ Бондаренко Е.П.
Паспорт рабочей программы
ОП.03 Основы электротехники
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники является частью образовательной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) в соответствии с квалификационной характеристикой по профессии 18590 Слесарь - электрик по ремонту электрооборудования 2, 3 разряда и относится к обязательной части общепрофессионального цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
- собирать электрические схемы и проверять их работу;
-рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических и магнитных цепей;
- выбирать и использовать в работе электроизмерительные приборы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей;
- единицы измерения электрических и магнитных величин;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических цепей;
- свойства электрических цепей постоянного и переменного тока;
- основные сведения об эксплуатируемом оборудовании;
- способы подключения электроизмерительных приборов и эксплуатируемого оборудования.
Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы |
Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
12 |
в т. ч. лабораторно-практические занятия |
2 |
Промежуточная аттестация в форме |
зачет |
Структура и содержание учебной дисциплины
Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.03 Основы электротехники
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы |
Объем часов |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока |
4 |
||||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Понятие постоянного тока. Его характеристики, единицы измерения. |
2 |
|||
|
2 |
Электрическая цепь и ее элементы. Электродвижущая сила. Источники электрической энергии. |
|||
3 |
Электрическое сопротивление, единицы измерения. Резисторы. Закон Ома. |
||||
4 |
Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов.. |
||||
5 |
Электрическая энергия и мощность. |
||||
Лабораторные работы. |
|
||||
ЛР № 1 Исследование цепей постоянного тока со смешанным соединением резисторов |
2 |
||||
Практические занятия. Не предусмотрены |
|
||||
Раздел 2. Электрические цепи переменного тока |
4 |
||||
Тема 2.1. Однофазные электрические цепи переменного тока
1 |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Переменный ток и его характеристики |
2
3 |
|||
2 |
Особенности цепей переменного тока |
||||
3 |
Неразветвленная цепь переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением |
||||
2 |
|||||
|
4 |
Разветвленная цепь переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением |
|
||
5 |
Резонансные режимы в цепях переменного тока |
||||
Лабораторные работы. Не предусмотрены |
|
||||
Практические занятия. Не предусмотрены |
|
||||
Тема 2.2. Трехфазные цепи |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Получение трехфазной системы э.д.с. Соединение обмоток генератора и потребителей в звезду. Соотношение между фазными и линейными напряжениями и токами. |
2
|
|||
2 |
Соединение обмоток генератора и потребителей в треугольник. Соотношение между фазными и линейными напряжениями и токами. |
||||
3 |
Мощность трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду и треугольник. |
||||
Лабораторные работы. Не предусмотрены |
|
||||
Практические занятия. Не предусмотрены |
|
||||
Раздел 3. Электрические машины |
4 |
||||
Тема 3.1. Электрические машины постоянного тока |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Устройство и принцип действия двигателя постоянного тока |
2 |
|||
2 |
Механические характеристики. Способы пуска. |
||||
3 |
Регулирование скорости вращения |
||||
Лабораторные работы. Не предусмотрены |
|
||||
Практические занятия. Не предусмотрены |
|
||||
Тема 3.2. Электрические машины переменного тока |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Устройство и принцип действия асинхронного двигателя |
2 |
|||
2 |
Механические характеристики. Способы пуска. |
||||
3 |
Регулирование скорости вращения |
||||
Лабораторные работы. Не предусмотрены |
|
||||
Практические занятия. Не предусмотрены |
|
||||
|
Итого |
12 |
|||
Условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины осуществляется в лаборатории «Электротехники, измерительной техники и электрических основ источников питания».
Оборудование лаборатории:
¾ Стол ученический – 14шт.
¾ Стул ученический – 25 шт.
¾ Стол учительский – 1шт.
¾ Стул учительский – 1шт.
¾ Осциллограф С 1-55 -1шт.
¾ Устройство Е 7-10 измеритель универсальный-1шт.
¾ Лабораторные столы по общей электротехнике с основами электроники ЛСОЭ 4 - 4шт.
¾ Комплект к лабораторным столам по общей электротехнике с основами электроники ЛСОЭ 8 шт.:
¾ генератор звуковой Г3-111-8шт.
¾ мегометр №100/4М4-2шт.
¾ мост измерительный постоянного тока Р-333-7шт.
¾ осциллограф С1-83-2 шт.
¾ тахометр электронный Т30-5Р-4шт.
¾ комбинированный прибор Ц4342; Ц4342-5 шт.
¾ Частомер ЧЗ-33 -1шт.
¾ Оборудование "Луч-01" различного назначения
¾ Амперметр 35786-1шт.
¾ Измеритель Л2-41 з/н 0727-1шт.
¾ Вольтметр В7-26 з/н 4549-1шт.
¾ Двигатель- генератор (нагл. пособие)-2шт.
¾ Двигатели шаговые з/н-4шт.
¾ Мост универсальный Е7-4 -2шт. з/н
¾ Осциллограф С 1-72 -1шт. 1
¾ Осциллограф С1-72 з/н -1шт.
¾ Прибор 4352 -1шт.
¾ Прибор ПЧФ для контроля червяков и червячных фрез з/н 670375 -1шт.
¾ Термоэлектрический датчик -1шт.
¾ Шуруповёрт Интерскол -1шт.
¾ Установка "Операционный усилитель" -1шт.
¾ Установка "Сельсинная пара" -1шт.
¾ Мультиметр М89ОF -1шт.
¾ Прибор Ц 4352 -1шт.
¾ Стенд демонстрационный по электротехнике -1шт.
¾ Паяльник 60 Вт двухкомпонентная рукоятка Works W30760 - 5шт.
¾ Паяльник 30 Вт двухкомпонентная рукоятка Works W30730 - 2шт.
¾ Токовые клещи ДТ266 UNI- T – 1шт.
¾ Коврик резиновый диэлектрический 50х50 - 8 шт.
¾ 22-210 Коронка SDS Plus 65 мм – 1 шт
Требования к минимальному информационному обеспечению дисциплины
Основная учебная литература:
1. Гаврилюк В.А.. Гершунский Б.С. Общая электротехника с основами электроники: учебник. – К.: Вища школа, 1980. – 480 с.
2. Кацман М.М. Электрические машины: учебник. – М.:Высш.шк., 2002.- 469 с: ил.
3. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008.- 192с.
4. Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник – М.: Академия, 2009.- 384 с.
5. Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие. – М.: Академия, 2012.- 288 с.
Дополнительная литература:
1. Березкина Т.Ф. Задачник по общей электротехнике с основами электроники: учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1991. – 380 с.
2. Данилов И.А. Общая электротехника с основами электроники: учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1989.- 752 с.
3. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: учебник. – М.: Высш.шк., 1990.- 352 с.
Интернет - ресурсы:
1. Электронный ресурс: Школа электрика. – Форма доступа:
http://electricalschool.info/
2. Электронный ресурс: Начинающим электрикам. – Форма доступа: http://electrik.info/main/school/
3. Электронный ресурс Фуфаева, Л.И. Электротехника. – Форма доступа: https://cloud.mail.ru/public/ApN3/EDqKT5PQN
4. Электронный ресурс: Фуфаева, Л.И. Сборник практических задач по электротехнике. – Форма доступа: https://cloud.mail.ru/public/N2gH/ACCFGRLby
5. Электронный ресурс: Данилов, И.А. Общая электротехника с основами электроники. – Форма доступа: https://cloud.mail.ru/public/MofD/n4VpeKXty
6. Электронный ресурс: Схемы электрика. – Форма доступа: https://electrohobby.ru/shemyi/
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результатов |
1 |
2 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
|
основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; - тестирование. |
единицы измерения электрических и магнитных величин; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков. |
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических цепей; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; - тестирование. |
свойства электрических цепей постоянного и переменного тока; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; - тестирование. |
основные сведения об эксплуатируемом оборудовании; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; - тестирование. |
способы подключения электроизмерительных приборов и эксплуатируемого оборудования; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; - тестирование. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
|
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; |
1 |
2 |
|
- наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков; |
собирать электрические схемы и проверять их работу; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков. |
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических и магнитных цепей; |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков. |
выбирать и использовать в работе электроизмерительные приборы |
- контроль и анализ учебных действий обучающихся; - наблюдение при выполнении лабораторных работ; - проверка и оценка знаний, умений и навыков. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.