Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УР
___________ Шпак М.Е.
«___»_________ 2021 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Геология
Специальность: |
21.02.18 Обогащение полезных ископаемых |
Форма обучения: |
Очная |
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2021 г.
председатель методсовета
______________ /Шпак М.Е./
Бодайбо, 2021 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО, утверждённого приказом Минобразования России от 12 мая 2014 г. № 499 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых, квалификация-техник
Организация – разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина О.А. преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Программа рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К
Геолого-маркшейдерских дисциплин
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
8 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Геология
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых» базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины Геология обучающийся должен уметь:
- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
- определять физические свойства и геофизические поля;
- классифицировать континентальные отложения по типам;
- обобщать фациально-генетические признаки;
- определять элементы геологического строения месторождения;
- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- классификацию и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- структуру и текстуру горных пород;
- физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа;
- физические свойства и геофизические поля;
- особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
- основные минералы и горные породы;
-основные типы месторождений полезных ископаемых;
-основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
-основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;
-основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
-основы фациального анализа;
-способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
-методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.
профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
80 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
34 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
в том числе: |
|
Подготовка докладов Подготовка рефератов Работа с картами и образцами |
12 14 14 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
Основы общей геологии |
10 |
|
Тема 1.1. Земля в мировом пространстве, ее физические свойства, строение |
Содержание учебного материала: Положение Земли в мировом пространстве, закономерности Солнечной системы и роль Земли в её составе Гипотеза О.Ю.Шмидта о происхождении Земли. Физические свойства Земли. Форма, размеры, плотность, температура, строение Земли Химический состав Земли. Влияние экзогенных факторов на современный рельеф. .Выветривание и его типы .Роль человека как геологического фактора при органогенном выветривании .Кора выветривания и полезные ископаемые, связанные с ней. Геологическая деятельность текучих вод. Геологическая деятельность поверхностных временных и постоянных водных потоков. Типы речных долин, эрозия, базис эрозии, стадии развития рек, образована террас, стариц. Роль человека в развитии речной сети. Полезные ископаемые аллювиальных отложений. Геологическая деятельность морей. |
2 |
1 |
Тема 1.2 Экзогенные геологические процессы
|
Содержание учебного материала: Геологическая деятельность озер и болот. Происхождение озер. Разрушительная и аккумулятивная деятельность озер. Полезные ископаемые, связанные с деятельностью озер и болот. Геологическая деятельность льда. Типы ледников. Морены. Результаты деятельности ледников (цирки, троговые долины и др.). Ледниковые отложения. Роль покровного обледенения. Геологическая деятельность подземных вод. Карст, геологические образования, связанные с карстом. Суффозия. Геологическая деятельность ветра: дефляция, корразия, эоловый перенос. Аккумулятивная деятельность ветра (барханы, дюны, лесс). Роль человека в изменении интенсивности деятельности ветра. |
4 |
1,2 |
Тема 1.3 Эндогенные геологические процессы
|
Содержание учебного материала: Классификация и взаимосвязь эндогенных геологических процессов. Магматизм и его типы. Формы интрузивных тел. Образование вулканов, их типы, характер извержения, продукты вулканической деятельности, распределение вулканов на Земле. Поствулканические процессы. Землетрясения - их классификация. Разрушающие факторы землетрясения. Предсказание землетрясений. Строительство в сейсмически опасных зонах. Связь землетрясений с колебаниями земной коры. Медленные колебания земной коры. Понятия о платформах, геосинклиналях, Пенеплен. Этапы развития геосинклиналей. Гипотеза о дрейфе материков и современные представления о «тектонике литосферных плит». |
4 |
1,2 |
Самостоятельная работа по разделу 1 |
Написание рефератов Работа по индивидуальным карточкам, карточкам ГСО. |
4 |
|
Раздел 2. |
Минералогия |
18 |
|
Тема 2.1. Образование минералов |
Содержание учебного материала: Понятие о минералах. Минералы магматического происхождения, их классификация. Дифференциация магмы, образование пегматитов, гидротермальных жил, минералы эффузивного происхождения. Образование минералов осадочного и метаморфического происхождения. |
2 |
2 |
Тема 2.2. Физические свойства минералов |
Содержание учебного материала: Физические свойства минералов, цвет, блеск, цвет черты, побежалость, твердость, спайность, удельный вес, прочие свойства (магнитность, радиоактивность, запах и др.). Формы нахождения минералов в природе. |
2 |
2 |
Тема 2.3. Классификация минералов и их характеристика |
Содержание учебного материла: Классификация минералов. Описание материалов. Самородные элементы: алмаз, графит, золото, платина, сера. Сульфиды: пирит, пирротин, халькопирит, галенит, сфалерит, молибденит, киноварь. Окислы и гидроокислы: кварц и его разновидности, корунд, магнетит, гематит, лимонит, хромит, ильменит, касситерит. Галоиды: галит, сильвин, флюорит. Соли кислородных кислот. Карбонаты: кальцит, доломит, сидерит, магнезит, малахит. Сульфаты: гипс. Фосфаты: апатит, фосфорит. Силикаты: полевые шпаты, пироксены, амфиболы, слюды, оливин, берилл, гранаты, тальк, асбест, каолин. Минералы органического происхождения: янтарь, озокерит. Тест |
2 |
2 |
Практические занятия №1 Макроскопическая диагностика классов минералов «Самородные элементы и сульфиды» №2 Макроскопическая диагностика классов минералов «Окислы и гидроокислы». №3 Макроскопическая диагностика классов минералов «Силикаты» №4 Макроскопическая диагностика всех классов минералов . |
2 2 4 4 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2 |
Работа с каменным материалом, словарем минералов |
4 |
|
Раздел 3. |
Петрография |
16 |
|
Тема 3.1. Образование горных парод, их классификация |
Содержание учебного материла: Понятие о горной породе Мономинеральные и полиминеральные горные породы. Образование и генетическая классификация горных пород. Текстура и структура горных пород Тест. |
2 |
2 |
Тема 3.2. Магматические горные пароды
|
Содержание учебного материла: Классификация магматических горных пород по химическому составу, цвету, текстуре, структуре, минеральному составу, по условиям образования, полезные ископаемые. Ультраосновные горные породы: дуниты, пироксениты. Основные горные породы: габбро, лабродориты, диабазы, базальты. Средние горные породы: диориты, сиениты, порфирита. Кислые горные породы: граниты, аплиты, пегматиты, липариты. |
2 |
2 |
Практические занятия №5 Макроскопическая диагностика магматических горных пород |
2 |
3 |
|
Тема 3.3. Осадочные горные породы |
Содержание учебного материла: Образование осадочных пород и их генетическая классификация. Условия залегания. Классификация обломочных пород по структуре и сцементированности. Характеристика обломочных пород: валуны, глыбы, гравий, щебень, дресва, песок, лёсс, глина, конгломерат, гравеллит , песчаник, алевролит, аргиллит. Характеристика химических осадков: бокситы, лимониты, мергели, известняки соли, гипсы. Характеристика органогенных пород: известняки, мел, опоки, диатомиты. Роль осадочных пород в строении Земли. Полезные ископаемые, приуроченные к осадочным горным породам. |
2 |
2 |
Практические занятия №6 Макроскопическая диагностика осадочных горных пород |
2 |
3 |
|
Тема 3.4. Метаморфические горные породы
|
Содержание учебного материала: Характеристика метаморфических горных пород: гнейсы, кристаллические сланцы, кварциты, мраморы, филлиты, глинистые сланцы, скарны, роговики. Полезные ископаемые метаморфических горных пород. |
2 |
2 |
Практические занятия № 7 «Макроскопическая диагностика метаморфических горных пород» |
4 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам Работа с каменным материалом, словарем минералов |
4 |
|
Раздел 4. |
Историческая геология |
4 |
|
Тема 4.1. Цепи и задачи предмета. Относительный и абсолютный возраст горных пород |
Содержание учебного материала: Цели и задачи исторической геологии. Относительный и абсолютный возраст горных пород. |
2 |
1 |
Тема 4.2. Международная стратиграфическая и геохронологическая шкалы. |
Содержания учебного материала: Стратиграфические и геохронологические единицы шкалы. История развития жизни на Земле. |
|
2 |
Практические занятия №8 Изучение основных руководящих форм ископаемых организмов |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам Работа с палеографическими картами геохронологической таблицей |
2 |
|
Раздел 5 |
Структурная геология |
16 |
|
Тема 5.1. Основные элементы структурной геологии
|
Содержание учебного материала: Структурная геология, как раздел геотектоники. Понятие пласт (слой), элементы его залегания. Виды залегания пластов (слоев) (горизонтальное, наклонное, согласное, несогласное, трансгрессивное и регрессивное, нарушенное и ненарушенное). Определение элементов залегания пласта (слоя) с помощью горного компаса. Вертикальная, истинная мощность пласта (слоя). |
2 |
2 |
Практические занятия №9 «Решение прямых и обратных задач с помощью компаса» |
4 |
3 |
|
Тема 5.2. Пликативные и дизьюнктивные нарушения
|
Содержание учебного материала: Складчатая форма залегания пластов (слоев). Антиклинальные и синклинальных складки и их элементы (крылья, ядро, осевая поверхность, ось, шарнир). Классификация складок по положению осевой поверхности, по взаимному расположению крыльев и форме замка, по линейным размерам на плане. Причина разрывных нарушений. Элементы разрывных нарушений: крылья (висячее, лежачее, поднятое, опущенное), поверхность смещения (наклонная, вертикальная, горизонтальная, стратиграфическая). Характеристика сбросов, взбросов, сдвигов, надвигов, шарьяжей. Сложные разрывные нарушения: ступенчатый сброс, ступенчатый взброс, грабен, горст |
2 |
2 |
Тема 5.3. Геологические карты и разрезы
|
· Содержание учебного материала: · Назначение геологических карт, их классификация по содержанию и масштабу. Стандартные условные обозначения. Основные правила чтения геологических карт. · Особенности изображения на геологических картах горизонтально, наклонно залегающих пород, антиклинальных, синклинальных складок, разрывных нарушения Геологические разрезы, их назначение. Построение разрезов по простиранию, вкрест простирания горных пород. Стратиграфическая колонка и ее построение. |
2 |
2 |
Практические занятия№10 «Построение геологического разреза по заданному на геологической карте направлению» |
6 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам Работа с учебными геологическими картами |
10 |
|
Раздел 6. |
Месторождения полезных ископаемых |
8 |
|
Тема 6.1. Образование месторождений полезных ископаемых
|
Содержание учебного материала: Генетическая классификация месторождений полезных ископаемых. Образование месторождений магматического происхождения:магматических.ликвационных,пегматитовых,гидротермальных,эффузивных,карбонатитовых месторождений .Образование осадочных месторождений :россыпных .выветривания ,органогенных. Образование метаморфических месторождений . |
2 |
2 |
Тема 6.2. Месторождения черных, легирующих и цветных металлов |
Содержание учебного материала: Значение и применение месторождений железа ,хрома ,марганца. Характеристика генетических типов месторождений железа, хрома, марганца. |
2 |
2 |
Тема 6.3. Месторождения благородных, редкоземельных и радиоактивных металлов. |
Содержание учебного материала: Значение и применение. Характеристика генетических типов месторождений золота, серебра, платины, редкоземельных: бериллий, цезий, литий, радиоактивных: уран, радий. |
2 |
2 |
Практические занятия №11 Месторождения благородных металлов |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам Работа с тектоническими картами, картой м.п.и. Работа с коллекцией руд, |
4 |
|
Раздел 7. |
Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых |
4 |
|
Тема 7.1. Методы поисков месторождений полезных ископаемых. |
Содержание учебного материала: Геологическая съёмка - основной метод поисков. Понятие о шлиховом, валунно – речном, водно-ледниковом, металлометрическом, гидрогеохимическом, геофизическом методах. |
2 |
2 |
Тема 7.2. Разведка месторождений полезных ископаемых. |
Содержание учебного материала: Разведка, её цели, задачи и виды Способы ведения разведочных работ .опробование ,способы отбора проб и их отработка. Подсчёт запасов месторождений полезных ископаемых ,их виды и категории. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 7 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам Работа по карточкам ГСО |
4 |
|
Раздел 8. |
Гидрогеология |
|
|
Тема 8.1 Свойства горных пород
|
Содержание учебного материала: Гидрогеологические свойства горных пород: водопроницаемость, водоотдача, влагоёмкость, капиллярные свойства, растворимость. |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 8 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам |
4 |
|
Раздел 9 |
Инженерная геология |
|
|
Тема 9.1 Горные породы как грунты для горных работ и сооружений. |
Содержание учебного материала: Основные свойства грунтов .Классификация грунтов .Физические свойства :пористость ,удельный и объёмный вес ,влажность, пластичность ,консистенция. Шкала профессора Протодьяконова |
2 |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 9 |
Работа с конспектами, учебниками Подготовка к практическим и проверочным работам |
4 |
|
Всего: |
120 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Геологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Тектоническая карта
2. Карта месторождений полезных ископаемых
3. Учебные геологические карты
4. Геохронологическая таблица
5. Коллекция минералов и горных пород
Технические средства обучения:
1. Телевизор.
2. Персональный компьютер
3. В/ф «Витим+Кодар», «Байкал».
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Авдонин В.В. Геология полезных ископаемых, 2016г.
2.МельниковаТ.М.Лабораторные работы по структурной геологии, ИГУ 2008г.
3.Соловьёв З.О.Справочник по геологии, М., изд. «Колорит», 2015г.
Дополнительные источники:
1.КрасильщиковЯ.С. Основы геологии» Москва «Недра», 1987г.
2.Кельман П.А. Основы геологии, Москва «Недра», 1987г
Интернет ресурсы:
Geo.web.ru все о геологии( материалы конференций, курсы лекций, научные статьи, книги, дипломные работы и др. )
popovgeo.sfedu.ru Общая геология
geologam.ru Сайт о геологии, строении Земли и ее развитии
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: - физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых; - классификацию и свойства тектонических движений; - генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений; - эндогенные и экзогенные геологические процессы; - геологическую и техногенную деятельность человека; - строение подземной гидросферы; - структуру и текстуру горных пород; - физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа; - физические свойства и геофизические поля; - особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых; - основные минералы и горные породы; - основные типы месторождений полезных ископаемых; - основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод; - основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства; - основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; - основы фациального анализа; - способы и средства изучения и съемки объектов горного производства; - методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения; - методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого . уметь: - вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков; - читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки; - определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород; - определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород; - определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений; - определять физические свойства и геофизические поля; - классифицировать континентальные отложения по типам; - обобщать фациально-генетические признаки; - определять элементы геологического строения месторождения; - выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых; - определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям |
Подготовка докладов рефератов, тестирование по темам «Экзогенные геологические процессы», «Эндогенные геологические процессы», работа по карточкам ГСО по темам «Экзогенные геологические процессы», «Эндогенные геологические процессы» ,использование электронных учебников по этим темам и других интернет -ресурсов.
Тематический контроль
Практические работы по разделам: «Минералогия» «Петрография», тестировании по данным темам, анализ учебных геологических карт, решение задач по теме «Законы движения подземных вод».
Рубежный контроль
Решение задач |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.