Федеральное казенное профессиональное
Образовательное учреждение №____
Федеральной службы исполнения наказания
СОГЛАСОВАНО: председатель МК
__________/_____________/ «____»_________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР
_________/_____________/ «____»_________20___г.
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Разработчики:
_________________________ преподаватель спец. дисциплин
ФКПОУ № __________.
Программа обсуждена и утверждена на заседании методической комиссии, протокол № _____ от « ____» _________________20___г.
|
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины |
6 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППКРС по данному направлению подготовки:
а) общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен уметь:
У.1-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У.2-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У.3-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
У.4-применять первичные средства пожаротушения;
У.5-оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен знать:
З.1-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,
З.2-прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З.3-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З.4-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З.5-способы защиты населения от оружия массового поражения;
З.6-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З.7-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
40 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: |
28 |
практические занятия |
8 |
Итоговое занятие – контрольная работа |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
12 |
Самостоятельная работа обучающихся организуется во внеаудиторное время и включает в себя выполнение тематических домашних заданий. Контроль за самостоятельной работой обучающихся осуществляется на уроках теоретического обучения, а также на консультационных занятиях.
На консультационных занятиях применяются методы как индивидуальной работы с учащимися, так групповые и коллективные.
По окончании курса обучения учебной дисциплины предусмотрена аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности |
|
4 |
|
|
||
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
Тема 1.1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека |
1
|
Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основные термины и определения: среда обитания, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны и рабочее место, безопасность, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, экологическая безопасность на водном транспорте. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности |
2 |
|
||
2
|
Современное состояние и негативные факторы среды обитания. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Системы восприятия человеком состояния среды обитания. Классификация основных форм деятельности человека. Работоспособность и пути ее повышения. Особенности труда женщин и подростков. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Микроклимат и рациональная организация рабочего места. Рациональные условия жизнедеятельности. Охрана окружающей природной среды. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды Понятие о производственной санитарии. Классификация условий труда. Опасные и вредные производственные факторы. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика. Защита при эксплуатации ПЭВМ. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье человека. Методы и средства защиты от вредных и опасных производственных факторов |
2 |
||||
Самостоятельная работа №1: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. |
|
3 |
||||
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях |
|
6 |
|
|
||
Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1
|
Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС. Чрезвычайные ситуации природного происхождения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические, космические. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Аварии на водном транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах. Действия населения при техногенных ЧС. Индивидуальная защитная одежда и снаряжение. Действия, которые должны предприниматься при получении команды следовать к местонахождению спасательных шлюпок и плотов. Действия, которые должны предприниматься при оставлении судна, нахождении в воде. Действия, которые должны предприниматься на спасательной шлюпке и плоту. Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие. Противопожарное оборудование и его расположение на судне. Инструкции о: стационарных установках, снаряжении пожарного, личном оборудовании, противопожарных устройствах и оборудовании, методах борьбы с пожаром, огнетушащих веществах, процедурах борьбы с пожаром, использовании дыхательного аппарата в ходе борьбы с пожаром и действий по спасению. |
|||||
2
|
||||||
2 |
||||||
2
|
Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Терроризм, шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, инфекционные заболевания. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принцип защиты. Основные способы защиты. Основные мероприятия защиты в условиях ЧС. Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях (судах). Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Основные требования безопасности при проведении ремонтных работ и обслуживании электротехнических устройств. Основные требования безопасности при использовании радионавигационных приборов. Требования и правила пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация |
2 |
||||
Практические занятия №1: 1.Тактика тушения пожара. Спасание и эвакуация пострадавших; 2. Выбор средств обеспечения электробезопасности |
2 |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа №2: Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. |
|
3 |
|
|||
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного времени |
|
6 |
|
|
||
Тема 3.1. Организация защиты от оружия массового поражения |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1
|
Характеристика оружия массового поражения. Ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы. Защита судна и экипажа после применения противником оружия массового поражения (ОМП). Специальная обработка судна после выхода из зоны заражения. |
2 |
|
|||
2
|
Защита при радиоактивном и химическом загрязнении. Защита при химическом загрязнении. Обеспечение населения и формирований средствами индивидуальной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО |
2 |
||||
Практические занятия №2: 1.Определение поражающие факторы ОМП; 2..Применение индивидуальных средств защиты от ОМП; |
2 |
2
|
||||
Самостоятельная работа №3: Чрезвычайные ситуации военного времени. |
|
3 |
||||
Раздел 4. Устойчивость произ-водств в условиях ЧС. |
|
4 |
|
|||
Тема 4.1. Устойчивость функционирования объектов экономики и технических систем. |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1
|
Устойчивость работы объектов экономики. Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов. Зависимость безопасности от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации. Зависимость безопасности от стихийных явлений. Защита предприятий и населения в ЧС. Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий. |
2 |
||||
Практические занятия №3: 1.Определение методов и средств защиты от вибрации и шума в производственных условиях; 2.Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля; |
2 |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа №4: Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций. |
|
3 |
|
|||
Раздел 5. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
|
6 |
|
|
||
Тема 5.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим условиях в чрезвычайных ситуациях |
1 |
Оказание первой помощи пострадавшим. Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран. Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях, поражении электрическим током. |
4 |
2 |
||
Практические занятия №4: 1.Меры по оказанию первой помощи при различных отравлениях. 2. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца; 3.Способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах и переломах; 4. Способы оказания первой медицинской помощи при утоплении. |
2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа №5: Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
|
3 |
||||
Итоговое занятие – контрольная работа: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. |
2 |
|
|
|||
Всего аудиторной учебной нагрузки: |
28 |
|
||||
Самостоятельная работа: 1.Проработка конспектов занятий; Изучение специальной учебной литературы; Тема 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Тема 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Тема 3. Чрезвычайные ситуации военного времени. Тема 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций. Тема 5. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
12 |
3 |
|
|||
ВСЕГО: |
40 |
|
||||
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Безопасность жизнедеятельности
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;
- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и медицинские средства.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. -8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
2. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельностью: учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.
Интернет-ресурсы:
1. http\\www. randewy.ru
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
У.1.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. |
У.2.Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. |
У.3.Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях |
У.4.Применять первичные средства пожаротушения |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. |
У.5.Оказывать первую помощь пострадавшим; |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях |
Знания: |
|
З.1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,З.2.прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт. |
З.3.Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт. |
З.4.Задачи и основные мероприятия гражданской обороны
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт. |
З.5.Способы защиты населения от оружия массового поражения
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт. |
З.6.Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт. |
З.7.Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт. |
4.1 Шкала оценки образовательных достижений
За правильный ответ на вопросы или выполнение практической работы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или невыполнение практической работы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) |
Оценка уровня подготовки |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
5. Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины.
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины ОП.07 Безопасность жизнедеятельности
по профессии/специальности 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
№ изменения |
Номера изменённых/заменённых |
№ протокола /подпись МК |
Дата ввода изменений |
|
страниц |
пунктов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.