Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07. Безопасность жизнедеятельности по профессии "Сварщик"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)),дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Иконка файла материала РП. Основы БЖД.doc

Федеральное казенное профессиональное

Образовательное учреждение №____

Федеральной службы исполнения наказания

 

СОГЛАСОВАНО:

председатель МК

 

__________/_____________/

«____»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

 

_________/_____________/

«____»_________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.07. Безопасность жизнедеятельности

 

 

 

Профессия: 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20___г.
   

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)

15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

 

 

Разработчики:

 

_________________________ преподаватель спец. дисциплин

 ФКПОУ № __________.

 

 

 

Программа обсуждена и утверждена  на заседании  методической  комиссии, протокол  № _____ от « ____» _________________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.      ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

           4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины

 

          6

3.      условия реализации рабочей программы учебной   дисциплины

 

          11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной   дисциплины

 

 

          12

 

 

 

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. Безопасность жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

             Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии СПО:

15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППКРС по данному направлению подготовки:

а) общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

     ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен уметь:

У.1-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

У.2-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

У.3-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

У.4-применять первичные средства пожаротушения;

У.5-оказывать  первую помощь пострадавшим;

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен знать:

З.1-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,

З.2-прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

З.3-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

З.4-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

З.5-способы защиты населения от оружия массового поражения;

З.6-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

З.7-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:

28

     практические занятия

8

Итоговое занятие – контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

 

 

Самостоятельная  работа  обучающихся  организуется  во  внеаудиторное время  и  включает  в  себя  выполнение  тематических  домашних  заданий.  Контроль  за  самостоятельной работой обучающихся осуществляется на уроках теоретического обучения, а также на консультационных занятиях.

     На  консультационных  занятиях  применяются  методы  как индивидуальной работы с учащимися, так групповые и коллективные.

     По  окончании  курса  обучения  учебной  дисциплины  предусмотрена аттестация в форме  дифференцированного зачета.


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины       «Безопасность жизнедеятельности»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 

Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности

 

4

 

 

 

Содержание учебного материала

4

 

Тема 1.1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека

1

 

Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основные термины и определения: среда обитания, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны и рабочее место, безопасность, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, экологическая безопасность на водном транспорте. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности

2

 

2

 

 

Современное состояние и негативные факторы среды обитания.  Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Системы восприятия человеком состояния среды обитания. Классификация основных форм деятельности человека. Работоспособность и пути ее повышения. Особенности труда женщин и подростков. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.  Микроклимат и рациональная организация рабочего места. Рациональные условия жизнедеятельности. Охрана окружающей природной среды. Ответственность за загрязнение  окружающей природной среды

Понятие о производственной санитарии. Классификация условий труда. Опасные и вредные производственные факторы. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика. Защита при эксплуатации ПЭВМ. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье человека. Методы и средства защиты от вредных и опасных производственных факторов

 

2

Самостоятельная работа №1: Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 

3

Раздел 2.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

 

6

 

 

 

Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени

Содержание учебного материала

4

 

1

 

 

Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий,  по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС. Чрезвычайные ситуации природного происхождения: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические, космические.

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Аварии на водном транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах. Действия населения при техногенных ЧС.

Индивидуальная защитная одежда и снаряжение. Действия, которые должны предприниматься при получении команды следовать к местонахождению спасательных шлюпок и плотов. Действия, которые должны предприниматься при оставлении судна, нахождении в воде. Действия, которые должны предприниматься на спасательной шлюпке и плоту. Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие. Противопожарное оборудование и его расположение на судне. Инструкции о: стационарных установках, снаряжении пожарного, личном оборудовании, противопожарных устройствах и оборудовании, методах борьбы с пожаром, огнетушащих веществах, процедурах борьбы с пожаром, использовании дыхательного аппарата в ходе борьбы с пожаром и действий по спасению.

 

2

 

 

 

2

2

 

 

Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Терроризм, шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, инфекционные заболевания.

Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принцип защиты. Основные способы защиты. Основные мероприятия защиты  в условиях ЧС.

Организационная структура обеспечения электробезопасности на предприятиях (судах). Средства коллективной и индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Основные требования безопасности при проведении ремонтных работ и обслуживании электротехнических устройств. Основные требования безопасности при использовании радионавигационных приборов.  Требования и правила пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация

2

Практические занятия №1:

1.Тактика тушения пожара. Спасание и эвакуация пострадавших;

2. Выбор средств обеспечения электробезопасности

2

2

 

Самостоятельная работа №2: Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

 

3

 

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации военного времени

 

6

 

 

Тема 3.1. Организация защиты  от оружия массового поражения

Содержание учебного материала

4

1

 

Характеристика оружия массового поражения. Ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы. Защита судна и экипажа после применения противником оружия массового поражения (ОМП). Специальная обработка судна после выхода из зоны заражения.

2

 

2

 

Защита при радиоактивном  и химическом загрязнении. Защита при химическом загрязнении. Обеспечение населения и формирований средствами индивидуальной защиты. Укрытие населения в защитных сооружениях. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО

2

Практические занятия №2:

1.Определение поражающие факторы ОМП;

2..Применение индивидуальных средств защиты от ОМП;

2

 

2

 

Самостоятельная работа №3: Чрезвычайные ситуации военного времени.

 

3

Раздел 4. Устойчивость произ-водств в условиях ЧС.

 

4

 

Тема 4.1. Устойчивость функционирования объектов экономики  и технических систем.

Содержание учебного материала

2

1

 

Устойчивость работы объектов экономики.  Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов

 Зависимость  безопасности от природных факторов в нормальных условиях эксплуатации. Зависимость безопасности от стихийных явлений.  Защита предприятий и населения в ЧС.  Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий.

2

Практические занятия №3:

1.Определение методов и средств защиты от вибрации  и шума в производственных условиях;

2.Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля;

2

2

 

Самостоятельная работа №4: Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

3

 

Раздел 5. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

6

 

 

Тема 5.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим  условиях в чрезвычайных ситуациях

1

Оказание первой помощи пострадавшим. Оценка состояния пострадавшего и первичные реанимационные меры. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей и кровотечениях из ран. Помощь при травмах головы, синдромах сдавливания, переломах позвоночника, внутренних кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, замерзании, тепловых и солнечных ударах и при отравлениях,  поражении электрическим током.

4

2

Практические занятия №4:

1.Меры по оказанию первой помощи при различных отравлениях.

2. Способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;

3.Способы оказания первой медицинской помощи при различных травмах и переломах;

4. Способы оказания первой медицинской помощи при утоплении.

2

2

Самостоятельная работа №5: Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

3

Итоговое занятие – контрольная работа: Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

2

 

 

Всего аудиторной учебной нагрузки:

28

 

Самостоятельная работа:

1.Проработка конспектов занятий; Изучение специальной учебной литературы;

Тема 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Тема 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

 Тема 3. Чрезвычайные ситуации военного времени.

 Тема 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.

 Тема 5. Применение медицинских знаний при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12

3

 

ВСЕГО:

40

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 

 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Безопасность жизнедеятельности

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;

- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и   медицинские средства.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. -8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2.     Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельностью: учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы:

1.     http\\www. randewy.ru

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения    Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и устного опроса на теоретических занятиях.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

У.1.Организовывать  и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях.

У.2.Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях.

У.3.Использовать  средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях

У.4.Применять  первичные средства пожаротушения

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях.

У.5.Оказывать  первую помощь пострадавшим;

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях

Знания:

 

З.1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,З.2.прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт.

З.3.Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт.

З.4.Задачи и основные мероприятия гражданской обороны

 

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт.

З.5.Способы защиты населения от оружия массового поражения

 

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт.

З.6.Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах

 

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт.

З.7.Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Зачёт.

 

4.1 Шкала оценки образовательных достижений

За правильный ответ на вопросы или выполнение практической работы выставляется положительная оценка – 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы или невыполнение практической работы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

5.     Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины.

 

Лист  регистрации   дополнений  и  изменений  в  рабочей  программе учебной  дисциплины ОП.07 Безопасность жизнедеятельности

 по  профессии/специальности  15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

 

 

изменения

 

Номера изменённых/заменённых

№ протокола /подпись

МК

Дата ввода изменений

страниц

пунктов