Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
______________ Е.В. Донченко ______________ И.А. Караван
«___» ______ 2021 г. «__» ___________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10
Экономика отрасли»
специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
2021
Программа учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 19.01.2021г. № 4-НП, зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР (рег. № 4280 от 03февраля 2021г.).
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Шумская Л.А., специалист высшей квалификационной категории ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент:
Зайцева Л.С., ПЦК экономических дисциплин, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1 от «____» ____________2021г.
Председатель ЦК__________ И.В. Древицкая
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
10 |
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
18
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Экономика отрасли»
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) базового уровня среднего профессионального образования.
Целью программы учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» является формирование у студентов экономического мировоззрения и воспитания экономической культуры, освоение на базовом уровне знаний об экономических законах, закономерностях и экономической деятельности предприятия.
Программа предусматривает подготовку студентов:
- к развитию экономического образа мышления;
- к воспитанию ответственности за принятие экономических решений; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- к освоению системы знаний об экономической деятельности предприятия;
- к овладению умения получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Реализация программы дисциплине «ОП.10 Экономика отрасли» будет способствовать решению следующих задач, направленных на формирование у студентов навыков:
- сознательного и ответственного отношения к поиску и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действовать в конкретных ситуациях.
Организация учебного процесса по учебной дисциплине «ОП.10 Экономика отрасли» в условиях образовательного учреждения при очной форме обучения осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, формы контроля: текущий - устный и письменный опрос и итоговый – экзамен.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года;
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
- Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
1.1. Область применения программ
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) от 19.01.2021г. № 4-НП, зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР (рег. № 4280 от 03 февраля 2021г.). и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинами ОП. 01 Инженерная графика, ОП. 02 Материаловедение, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроника, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 09 Охрана труда и бережливое производство, ОП.11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП.12 Безопасность жизнедеятельности, профессиональными модулями ПМ.01.Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
- разрабатывать бизнес–план.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методику разработки бизнес-плана;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- производственную и организационную структуру организации.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (ОК 01).
- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02).
- Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 03).
- Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами (ОК 04).
- Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05).
- Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (ОК 06).
- Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07).
- Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08).
- Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 09).
- Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках (ОК 10).
- Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере (ОК 11).
- Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу (ПК 1.1).
- Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией (ПК 1.2).
- Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя (ПК 2.1).
- Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов (ПК 2.2).
- . Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования (ПК 2.3).
- Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием (ПК 2.4).
- Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования (ПК 3.1)
- Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов (ПК 3.2).
- Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования (ПК 3.3).
- Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства (ПК 3.4).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 87 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 87 часов;
- промежуточная аттестация – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка |
87 |
Обязательная учебная нагрузка |
87 |
в том числе: |
|
лекции |
67 |
практические занятия |
18 |
Самостоятельная работа[1] |
- |
Промежуточная аттестация |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.10 Экономика отрасли»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Тема 1.1. Экономическая наука, производственные потребности общества. Экономические ресурсы отрасли, предприятия
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
||||
Л1 |
Предмет и задачи экономики отрасли. Сферы и подразделения экономики. Отрасли экономики: понятие, роль и значение в системе рыночной экономики. Особенности отрасли, современное состояние, перспективы развития. |
2 |
2, 3 |
||||
Л2 |
Межотраслевые комплексы, артериально-технические, сырьевые, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации: назначение, характеристика, особенности формирования, показатели их эффективного использования. Отраслевой рынок труда, его характерные черты и особенности. Основные показатели развития отрасли в условиях рынка. |
2 |
|||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||
П1 |
Расчет и анализ производственных возможностей |
2 |
|||||
Тема 1.2. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||
Л3 |
Предпринимательская деятельность: сущность, признаки, виды. Виды предприятий в отрасли. Учредительный договор, Устав и паспорт организации (предприятия). |
2 |
2, 3 |
||||
Л4 |
Организация (предприятие): понятие, цель деятельности, основные экономические характеристики. Организационно – правовые формы организаций. Объединения организаций. |
2 |
|||||
Практические занятия
|
1 |
|
|||||
П2 |
Анализ и определение организационно-правовых форм предприятий |
1 |
|||||
Тема 1.3. Основной капитал и его роль в производстве |
Содержание учебного материала |
14 |
|
||||
Л5 |
Понятие, состав и структура основных фондов. Оценка и классификация основных фондов. |
2 |
2, 3 |
||||
Л6 |
Износ и амортизация основных фондов. |
2 |
|||||
Л7 |
Оценка наличия, состояния и движения основных фондов. |
2 |
|||||
Л8 |
Показатели эффективности использования основных фондов, пути ее повышения. |
2 |
|||||
Л9 |
Производственная мощность, ее сущность, виды и факторы ее определяющие. |
2 |
|||||
Практические занятия
|
4
|
|
|||||
П3 |
Начисление амортизации различными способами. |
2 |
|||||
П4 |
Определение показателей состояния и движения основных фондов. |
1 |
|||||
П5 |
Расчет показателей эффективности использования основного капитала. |
1 |
|||||
Тема 1.4. Оборотный капитал |
Содержание учебного материала |
10 |
|||||
Л10 |
Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Кругооборот оборотных средств. |
2 |
2, 3 |
||||
Л11 |
Определение потребности предприятия в оборотных средствах. |
2 |
|||||
Л12 |
Порядок нормирования оборотных средств. |
2 |
|||||
Практические занятия
|
4 |
|
|||||
П6 |
Определение показателей оборачиваемости оборотных средств и суммы высвобождаемых оборотных средств. |
2 |
|||||
П7 |
Определение суммы капитальных вложений. Определение экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений |
2 |
|||||
Тема 1.5. Кадры, производительность труда и оплата труда в организации |
Содержание учебного материала |
12 |
|||||
Л13 |
Кадры организации и производительность труда. Персонал организации: понятие, классификация. |
2 |
2, 3 |
||||
Л14 |
Списочных и явочный состав работников. Среднесписочная численность. |
2 |
|||||
Л15 |
Производительность труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. |
2 |
|||||
Л16 |
Сущность и принципы оплаты труда. Тарифная система и ее элементы. Формы и системы оплаты труда. Надбавки и доплаты. Бестарифная система оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура. |
2 |
|||||
Практические занятия
|
4 |
|
|||||
П8 |
Определение показателей производительности труда, резервов ее роста |
2 |
|||||
П9 |
Определение заработной платы по различным категориям работающих |
2 |
|||||
Тема 1.6. Издержки, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия) |
Содержание учебного материала |
11 |
|||||
Л17 |
Понятие расходов организации, их состав. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. |
2 |
2, 3 |
||||
Л18 |
Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Смета затрат на производство продукции. Управление издержками на предприятии.
|
2 |
|||||
Л19 |
Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования на предприятии.
|
2 |
|||||
Л20 |
Понятие доходов организации, их состав. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды. |
2 |
|
||||
Практические занятия
|
3 |
|
|||||
П8 |
Определение видов издержек и расчет затрат на производство |
2 |
|||||
П9 |
Определение оптовых и розничных цен на продукцию |
1 |
|||||
Тема 1.7. Основы планирования, финансирования и кредитования организации
|
Содержание учебного материала |
8 |
|||||
Л21 |
Сущность внутрифирменного планирования, принципы и методы планирования, виды планов. . |
2 |
2 |
||||
Л22 |
Значение, структура, содержание и методологические основы разработки бизнес-плана. |
2 |
|||||
Л23 |
Характеристика экономических показателей организации. Методика расчета основных технико-экономических показателей организации. |
2 |
|||||
Л24 |
Понятие, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации. Финансовый план. Денежные фонды организации. Кредит и кредитная система. Смешанные формы финансирования организаций |
2 |
|||||
Тема 1.8. Основные понятия менеджмента
|
Содержание учебного материала |
14 |
|
||||
Л25 |
Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. |
2 |
2
|
||||
Л26 |
Виды и уровни менеджмента. Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь.
|
2 |
|||||
Л27 |
Организация как функция менеджмента: понятие, значение. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения |
2 |
|||||
Л28 |
Стиль менеджмента: понятие и вид. Делегирование, ответственность, полномочия. Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
|||||
Л29 |
Принятие управленческих решений как функция менеджмента. |
2 |
|||||
Л30 |
Деловое общение: понятие общения, принципы общения. |
2 |
|||||
Л31 |
Управление конфликтами и стрессами |
2 |
|||||
Тема 1.8. Основные понятия маркетинга
|
Содержание учебного материала |
5 |
|
||||
Л32 |
|
2 |
|
||||
Л33 |
|
1 |
|
||||
Дифференцированный зачет: |
2 |
||||||
Всего:
|
87
|
||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета ОП.01 Экономики организации.
3.1.1. Оборудование кабинета экономики:
– доска учебная;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточного дидактического материала.
3.1.2. Технические средства обучения:
– компьютер;
– средства аудиовизуализации;
– наглядные пособия (натуральные образцы, муляжи, плакаты, DVD фильмы, мультимедийные пособия).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Горфинкель В. Я., Швандер В. А. Экономика предприятия: Учебник/В. Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 609 с.
2. Волков О.И. Экономика предприятия [Текст]/Волков О.И. – М: Инфра-М, 2010.
3. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) [ Текст] /Грибов В.Д. – М,: Кнорус, 2010.
4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов М.: Издательский центр «Академия»,2013. – 304 с.
5. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства [Текст]Коваленко Н.Я. – М.: Экмос, 2010.
6. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А..Менеджмент: учебник для сред. проф. образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. М.: Академия, 2013.
7. Липсиц И.В. Основы экономики: учебник для сред. спец. учеб. заведений / И.В. Липсиц. – 3-е изд., перераб.
8. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства [Текст]/Минаков И.А. – М: «Колос», 2011.Семенов В. Н. Экономика предприятия: Учебник/ В. Н. Семенов. – СПб.: Питер, 2014. – 416 с.
9. Носова С.С. Основы экономики: учебник СПО. / С.С. Носова. - Москва :КноРус, 2015. - 312 с.
10. Чечевицина Л. Н. Экономика предприятия: Учебник/ Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е. В. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 400 с.
Дополнительные источники:
1. Волков О. И. Экономика предприятия: Курс лекций/ О. И. Волков. - ИНФРА – М, 2015. – 288 с.
2. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник/ В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: Инфра - М, 2015. – 505 с.
3. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. [Текст]/ М., 2009.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека: научные, информационно - аналитические материалы попроблемам экономики организации (тексты книг, методических пособий) [Электронный ресурс]: /www.economictheory.narod.ru.- Режим доступа - //www.economictheory.narod.ru/ b_cataloque.htm, свободный. – Загл. с экрана.
2.
Экономический портал: лекции по экономике, книги, учебные мате
риалы [Электронный ресурс]: / www. econportal.ru. - Режим доступа-
//www. econportal.ru. / index. php, свободный. – Загл. с экрана.
3. Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа:
4. www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
|
Текущий контроль: - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лабораторных занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете/экзамене |
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; |
|
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации); |
|
- разрабатывать бизнес–план;
|
|
знать
|
Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета/ экзамена по МДК в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования.
|
- действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; |
|
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; |
|
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации; |
|
- методику разработки бизнес-плана; |
|
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; |
|
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации; |
|
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
- формы оплаты труда; |
|
- производственную и организационную структуру организации. |
Скачано с www.znanio.ru
[1]Примерная тематика самостоятельных работ в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.