Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
______________ Е.В. Донченко _____________ И.А.Караван
«28» августа 2020 г. «31» августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11.
Менеджмент
по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
2020
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.08. 2015г. № 425, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной республики (рег. № 430 от 01.09.2015г.).
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик: Шумская Л.А., специалист высшей квалификационной категории ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент:
Зайцева Л. С., ПЦК экономических дисциплин, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1 от «27» августа 2020г.
Председатель ЦК__________ И.В. Древицкая
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ 4
ЗАПИСКОЙ)
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 14
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 16
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11 Менеджмент
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базового уровня среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания экономического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.
Предметом дисциплины «Менеджмент» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний (умений, концепций, взглядов, идей, представлений и суждений) об управлении жизнедеятельностью людей (в целом или отдельных проблем), представителей различных конкретно-исторических общественно-экономических формаций, а также изучение основных принципов и функций управления современной организацией.
Целью программы учебной дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов принципа делового общения и воспитания профессиональной культуры.
Программа предусматривает подготовку студентов:
- к понимания сущности и значимости своей будущей профессии;
- к раскрытию условий организации собственной деятельности;
- к овладению умениями применять получение знания для планирования и организации работы трудового коллектива;
- к развитию интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе принятий решений в стандартных и нестандартных ситуаций;
- к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Реализация программы «Менеджмент» будет способствовать решению следующих задач, направленных на формирование у студентов навыков:
- сознательного и ответственного отношения к поиску и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- обеспечению условий для профессионального - личностного совершенствования исполнителей;
- осуществление подготовки отчетной документации по результатам деятельности трудового коллектива.
Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, полученных при изучении «Экономики», «Информационного обеспечения профессиональной деятельности», «Экономики организации» обеспечивая закрепления межпредметных связей. Межпредметная интеграция с курсом «Экономика, организация и планирование производства», «Технологи контроля соответствия и надёжности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления» основной профессиональной образовательной программы.
Организация учебного процесса по учебной дисциплине «Менеджмент» в условиях образовательного учреждения при очной форме обучения осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, формы контроля: текущий- устный и письменный опрос и итоговый – дифференцированный зачёт;
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года;
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
- Укрупненной группы специальностей 15.00.00 «Машиностроение»;
- Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
1.1. Область применения программ
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к основной части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: «Экономика», «Информационное обеспечение
профессиональной деятельности», «Экономика организации»
Обеспечиваемые: «Экономика, организация и планирование производства»,
«Технологическая и преддипломная практики».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать современные технологии менеджмента;
- организовать работу подчинённых;
- мотивировать исполнителей на повышение качества труда;
- обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7).
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).
- Организовать работу исполнителей (ПК 2.4.)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося –24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
- |
практические занятия |
14 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
в том числе: |
|
проработка конспекта лекций и учебной литературы |
4 |
подготовка рефератов, докладов, творческих заданий |
8 |
изучение нормативных материалов |
4 |
подготовка к практическим занятиям |
6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Раздел 1. Основы менеджмента |
|
8 |
|
||||||
Тема 1.1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. |
2 |
|||||||
2 |
Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента |
||||||||
3 |
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов по вопросам: американская модель менеджмента, японская модель менеджмента, западноевропейская модель менеджмента. Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. |
1 |
|
|||||||
2 |
|||||||||
Тема 1 2. Цикл, виды и уровни менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Виды менеджмента. |
2 |
|||||||
2 |
Уровни менеджмента. |
||||||||
3 |
Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка сообщений: личные качества менеджера, деловые качества менеджера |
2 |
|
|||||||
Раздел 2. Организация как система управления |
|
8 |
|||||||
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
1 |
Понятие организации. |
2 |
|||||||
2 |
Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды. |
||||||||
3 |
Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
||||||
Тема 2.2. Коллектив в системе менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Понятие и классификация групп.
|
2 |
|||||||
2 |
Факторы эффективности работы группы. |
||||||||
3 |
«Команда» и «группа»: общие черты и различия. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
|||||||
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике |
|
22 |
|||||||
Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Планирование: понятие, значение, виды планирования. |
2 |
|||||||
2 |
Методы планирования |
||||||||
|
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
1 |
Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия)
|
2 |
|||||||
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||||
1 |
Организация как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
|||||||
2 |
Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения |
||||||||
3 |
Ключевые элементы структуры. |
||||||||
4 |
Делегирование, ответственность, полномочия |
||||||||
5 |
Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления |
||||||||
6 |
Организационные регламенты |
||||||||
Практические занятия |
2 |
||||||||
2 |
Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов |
|
|||||||
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории |
3 |
|||||||
2 |
Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования |
||||||||
3 |
Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
3 |
Формирование системы мотивации и стимулирования труда. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
||||||||
Тема 3.4 Контроль как функция менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Контроль как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
|||||||
2 |
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. |
||||||||
3 |
Технология контроля. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
|
|||||||
Раздел 4. Методы и стили менеджмента
|
|
12 |
|||||||
Тема 4.1. Система методов управления |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь.
|
3 |
|||||||
2 |
Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание.
|
||||||||
3 |
Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание.
|
|
|
||||||
4 |
Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание предприятия (организации), построение дерева целей. |
|
|
||||||
|
Практические занятия
|
2 |
|
||||||
4 |
Определение стратегических направлений развития на основе управленческого контроля. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
2 |
|||||||
Тема 4.2. Стили менеджмента |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей.
|
3 |
|||||||
2 |
Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей. |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
5 |
Методы и стили менеджмента. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради
|
2 |
||||||||
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческого решения
Тема 3.3.
|
|
9
|
|||||||
Тема 5.1. Понятие, классификация и показатели качества управленческого решения |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Принятие управленческих решений как функция менеджмента. |
2 |
|||||||
2 |
Понятие решения, классификация решений. |
||||||||
3 |
Показатели качества управленческих решений |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.
|
2 |
|
|||||||
Тема 5.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Процесс принятия и реализации управленческих решений. |
3 |
|||||||
2 |
Методы принятия управленческих решений. |
||||||||
Практические занятия
|
2 |
|
|||||||
6 |
Принятие управленческих решений. |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. |
1 |
||||||||
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение
|
|
9
|
|||||||
Тема 6.1. Коммуникация как функция менеджмента |
.Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. |
2 |
|||||||
2 |
. Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса. |
||||||||
3 |
Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления. |
|
|
||||||
4 |
Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
|
||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка публичного выступления |
2 |
|
|||||||
Тема 6.2. Деловое общение |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Деловое общение: понятие общения, принципы общения |
3 |
|||||||
2 |
Формы делового общения, их характеристика. |
||||||||
Практические занятия
|
|||||||||
|
|
||||||||
7 |
Деловое общение. |
|
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради . Подготовка к практическому занятию
|
1 |
||||||||
Контрольная работа |
2 |
||||||||
Дифференцированный зачет |
2 |
||||||||
Всего:
|
72
|
||||||||
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ экономики».
3.1.1. Оборудование кабинета экономики:
– посадочные места студентов по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
3.1.2. Технические средства обучения:
– мультимедийный проектор;
– проекционный экран;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. —512 с.
2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
Дополнительные источники:
1. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
2. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.
3. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ, 2013. –368 с.
Интернет-ресурсы:
1. Курс лекций по менеджменту http://audit-kontrakt.com/
2. Курс лекций по менеджменту
http://www.twirpx.com/files/business/management/lectures
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: |
|
- функции, виды и психологию менеджмента; |
Экспертная оценка результатов деятельности осуществляется в ходе: - оценки устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос); - оценки тестирования (машинное, безмашинное); - оценки письменного опроса (диктант, опрос-викторина, работа по карточкам-заданиям, решение кроссвордов); - оценки защиты рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике; - оценки выполнения самостоятельной работы; - оценки защиты практических работ; - интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр.
|
- основы организации работы коллектива исполнителей; |
|
- принципы делового общения в коллективе; |
|
- информационные технологии в сфере управления производством; |
|
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
|
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
|
- содержание цикла менеджмента |
|
- принципы делового общения |
|
уметь: |
|
- использовать современные технологии менеджмента; |
|
- организовывать работу подчиненных; |
|
- демонстрировать умения разработки системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала |
|
- мотивировать исполнителей на повышение качества труда; |
|
- обеспечивать условия для профессионально- личностного совершенствования исполнителей; |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
1 |
2 |
уметь: - использовать современные технологии менеджмента; - организовать работу подчинённых; - мотивировать исполнителей на повышение качества труда; - обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей; знать: - функции, виды и психологию менеджмента; - основы организации работы коллектива исполнителей; - принципы делового общения в коллективе; - информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
Оценка подготовки сообщений и семинарских занятий; оценка результата решения задач и выполнения практических работ
Оценка подготовки сообщений и семинарских занятий; оценка результата решения задач и выполнения практических работ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.