РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. Менеджмент по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. Менеджмент по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Иконка файла материала рабочая программа менеджмент АС.doc

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий электрометаллургический техникум»

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                             УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР                                        Директор ГПОУ  ДЭМТ

______________ Е.В. Донченко                      _____________ И.А.Караван   

«28»  августа  2020 г.                                                   «31» августа  2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. Менеджмент

по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.08. 2015г. № 425, зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной республики (рег. № 430 от 01.09.2015г.).

 

 

 

 

 

 

Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение  «Донецкий электрометаллургический техникум»

 

 

Разработчик: Шумская  Л.А., специалист высшей квалификационной категории  ГПОУ Донецкого электрометаллургического техникума

 

Рецензент:

 

Зайцева Л. С., ПЦК экономических дисциплин, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГПОУ «Донецкий политехнический колледж»

 

 

 

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией экономических дисциплин

протокол № 1 от  «27» августа 2020г.

Председатель ЦК__________ И.В. Древицкая

 

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _________________  

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

 

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _________________  

                                   

     СОДЕРЖАНИЕ

                                    

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ                  4

ЗАПИСКОЙ)

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                 8

3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                                14

ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ           16

ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 11 Менеджмент

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базового уровня среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания экономического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.

Предметом дисциплины «Менеджмент» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний (умений, концепций, взглядов, идей, представлений и суждений) об управлении жизнедеятельностью людей (в целом или отдельных проблем), представителей различных конкретно-исторических общественно-экономических формаций, а также изучение основных принципов и функций управления современной организацией.

Целью программы учебной дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов принципа делового общения и воспитания профессиональной культуры.

Программа предусматривает подготовку студентов:

- к понимания сущности и значимости своей будущей профессии;

- к раскрытию условий организации собственной деятельности;

- к овладению умениями применять получение знания для планирования и организации работы трудового коллектива;

- к развитию интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе принятий решений в стандартных и нестандартных ситуаций;

- к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Реализация программы «Менеджмент» будет способствовать решению следующих задач, направленных на формирование у студентов навыков:

- сознательного и ответственного отношения к поиску и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- обеспечению условий для профессионального - личностного совершенствования исполнителей; 

- осуществление подготовки отчетной документации по результатам деятельности трудового коллектива.

    Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, полученных при изучении «Экономики»,  «Информационного обеспечения профессиональной деятельности», «Экономики организации»  обеспечивая закрепления межпредметных связей. Межпредметная интеграция с курсом «Экономика, организация и планирование производства», «Технологи контроля соответствия и надёжности устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления» основной профессиональной образовательной программы.

     Организация учебного процесса по учебной дисциплине «Менеджмент» в условиях образовательного учреждения при очной форме обучения осуществляется в форме лекций, семинаров, практических занятий, формы контроля: текущий- устный и письменный опрос  и итоговый – дифференцированный зачёт;

В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:

-       Закон Донецкой Народной Республики  «Об образовании» от 25.06.2015 года;

-       Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);

-       Укрупненной группы специальностей 15.00.00  «Машиностроение»;

-       Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г  «О  порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

-          Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

 

1.1.          Область применения программ

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) и соответствующих общих и профессиональных компетенций.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к основной части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие:  «Экономика»,  «Информационное обеспечение

                                профессиональной деятельности», «Экономика организации» 

 Обеспечиваемые: «Экономика, организация и планирование производства»,

                               «Технологическая и преддипломная практики».

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-       использовать современные технологии менеджмента;

-       организовать работу подчинённых;

-       мотивировать исполнителей на повышение качества труда;

-       обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-       функции, виды и психологию менеджмента;

-       основы организации работы коллектива исполнителей;

-       принципы делового общения в коллективе;

-       информационные технологии в сфере управления производством;

-       особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество  (ОК 2).

- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).

- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7).

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).

- Организовать работу исполнителей (ПК 2.4.)

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы  учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:

-         обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

-         самостоятельной работы обучающегося –24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

лабораторные занятия (не предусмотрено)

-

практические занятия

14

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

 

проработка конспекта лекций и учебной литературы

4

подготовка рефератов, докладов, творческих заданий

8

изучение нормативных материалов

4

подготовка к практическим занятиям

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы менеджмента

 

8

 

Тема 1.1.

Сущность менеджмента,  эволюция его теории и практики

Содержание учебного материала

2

1

 Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента.

 

2

2

Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента

3

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Самостоятельная работа обучающихся

   Выполнение рефератов по вопросам: американская модель менеджмента, японская модель   менеджмента, западноевропейская модель менеджмента.

   Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

1

 

2

Тема 1 2.

Цикл, виды и уровни менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

 Виды менеджмента.

 

2

2

Уровни менеджмента.

3

Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

 Подготовка сообщений: личные качества менеджера, деловые качества менеджера

2

 

Раздел 2.

Организация как система управления

 

8

Тема 2.1.

Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда

Содержание учебного материала

2

 

1

Понятие организации.

 

2

2

Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды.

3

Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы.

 

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

 

2

 

Тема 2.2.

Коллектив в системе менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

 Понятие и классификация групп.

 

2

2

Факторы эффективности работы группы.

3

«Команда» и «группа»: общие черты и различия.

Самостоятельная работа обучающихся

    Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

 

2

 

Раздел 3.

Функции менеджмента в рыночной экономике

 

22

Тема 3.1.

Планирование

как функция менеджмента 

Содержание учебного материала

2

1

Планирование: понятие, значение, виды планирования.

2

2

Методы планирования

 

Практические занятия

 

 

2

 

1

Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей.

 

Самостоятельная работа обучающихся

     Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия)

 

2

Тема 3.2.

 Организация как функция менеджмента

Содержание учебного материала

4

1

Организация как функция менеджмента: понятие, значение.

2

2

Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения

3

Ключевые элементы структуры. 

4

Делегирование, ответственность, полномочия

5

Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления

6

Организационные регламенты

Практические занятия

2

2

Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов

 

Тема 3.3.

Мотивация как функция менеджмента 

Содержание учебного материала

2

1

Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории

 

 

3

2

Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования

3

Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании

Практические занятия

 

2

 

3

Формирование системы мотивации и стимулирования труда.

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

 

2

Тема 3.4

 Контроль как функция менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Контроль как функция менеджмента: понятие, значение.

 

2

2

Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

3

Технология контроля.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

 

2

 

Раздел 4.

Методы и стили менеджмента

 

 

12

Тема 4.1.

 Система методов управления

Содержание учебного материала

2

1

Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь.

 

 

 

 

3

2

Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание.

 

3

Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание.

 

 

 

4

Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание предприятия (организации), построение дерева целей.

 

 

 

Практические занятия 

 

2

 

4

Определение стратегических направлений развития на основе управленческого контроля.

 

Самостоятельная работа обучающихся

    Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

 

 

2

Тема 4.2.

  Стили менеджмента

Содержание учебного материала

2

1

Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей.

 

3

2

Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей.

Практические занятия

 

2

 

5

Методы и стили менеджмента.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

 

 

 

2

Раздел 5.

 Процесс принятия и реализации управленческого решения

 

 

 

Тема 3.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

Тема 5.1.

Понятие, классификация и показатели качества управленческого решения

Содержание учебного материала

2

1

 Принятие управленческих решений как функция менеджмента.

 

2

2

Понятие решения, классификация решений.

3

Показатели качества управленческих решений

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

 

2

 

Тема 5.2.

 Процесс принятия и реализации управленческих решений

Содержание учебного материала

2

1

Процесс принятия и реализации управленческих решений.

3

2

 Методы принятия управленческих решений.

Практические занятия

 

2

 

6

Принятие управленческих решений.

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради.

1

 

Раздел 6.

Коммуникации и деловое общение

 

 

 

 

 

 

9

 

 

Тема 6.1.

Коммуникация как функция менеджмента

.Содержание учебного материала

2

1

Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение.

 

 

2

2

.   Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса.

3

Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления.

 

 

4

Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради

   Подготовка публичного выступления

2

 

Тема 6.2.

 Деловое

 общение

Содержание учебного материала

 

2

1

Деловое общение: понятие общения, принципы общения

3

2

Формы  делового общения, их характеристика.

Практические занятия

 

 

 

7

Деловое общение.

 

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради .

Подготовка к практическому занятию

 

1

Контрольная работа

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

 

72

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. Условия реализации программы учебной дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ экономики».

3.1.1.                 Оборудование кабинета экономики:

– посадочные места студентов по количеству студентов;

-  рабочее место преподавателя;

-  рабочая доска;

3.1.2.                 Технические средства обучения:

– мультимедийный проектор;

– проекционный экран;

 

3.4. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. —512 с.

2. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

Дополнительные источники:

1. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.

2. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М.Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

3. Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент: учебное пособие – М.: ФОРУМ, 2013. –368 с.

 

Интернет-ресурсы:

1. Курс лекций по менеджменту http://audit-kontrakt.com/

2. Курс лекций по менеджменту

http://www.twirpx.com/files/business/management/lectures

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.           КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

 

-  функции, виды и психологию менеджмента;

 

 Экспертная оценка результатов деятельности осуществляется в ходе:

- оценки устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос);

- оценки тестирования (машинное, безмашинное);

- оценки письменного опроса (диктант, опрос-викторина, работа по карточкам-заданиям, решение кроссвордов);

- оценки защиты рефератов и творческих работ;

- создания презентаций по выбранной тематике;

- оценки выполнения самостоятельной работы;

- оценки защиты практических работ;

- интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр.

 

 

- основы организации работы коллектива исполнителей;

-   принципы делового общения в коллективе;

-  информационные технологии в сфере управления производством;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

- особенности менеджмента в области

профессиональной деятельности

- содержание цикла менеджмента

- принципы делового общения

уметь:

- использовать современные технологии

менеджмента;

- организовывать работу подчиненных;

- демонстрировать умения разработки системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала

- мотивировать исполнителей на повышение качества труда;

- обеспечивать условия для профессионально- личностного совершенствования исполнителей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

1

2

уметь:

-       использовать современные технологии менеджмента;

-       организовать работу подчинённых;

-       мотивировать исполнителей на повышение качества труда;

-       обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей;

знать:

-       функции, виды и психологию менеджмента;

-       основы организации работы коллектива исполнителей;

-       принципы делового общения в коллективе;

-       информационные технологии в сфере управления производством;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

 

 

 

 

Оценка подготовки сообщений и семинарских занятий; оценка результата решения задач и выполнения практических работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка подготовки сообщений и семинарских занятий; оценка результата решения задач и выполнения практических работ

 

 


Скачано с www.znanio.ru