РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4
9 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Органическая химия» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
- составлять название органического соединения по номенклатуре ИЮПАК; - писать изомеры органических соединений; - классифицировать органические соединения по функциональным группам; - классифицировать органические соединения по кислотным и основным свойствам; - предлагать качественные реакции на лекарственные средства органического происхождения |
- основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова; - значение органических соединений как основы лекарственных средств; - номенклатура ИЮПАК органических соединений; - физические и химические свойства органических соединений |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
64 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
32 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
20 |
практические занятия |
32 |
Самостоятельная работа |
4 |
Промежуточная аттестация |
8 |
в том числе: |
|
консультация |
2 |
экзамен |
6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Теоретические основы органической химии. |
2 |
|
|
Тема 1.1. Введение. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 09 |
Основные понятия органической химии. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Классификация и номенклатура органических соединений. |
2 |
||
Раздел 2. Углеводороды. |
18 |
|
|
Тема 2.1. Алканы. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 07 |
Гомологический ряд алканов. Номенклатура и изомерия. Реакции свободнорадикального замещения, окисления, крекинг. Способы получения. |
2 |
||
Тема 2.2. Непредельные углеводороды. |
Содержание учебного материала |
8 |
ПК 2.5, ОК 04, ОК 07 |
Гомологический ряд, номенклатура алкенов и алкинов. Структурная и пространственная изомерия непредельных углеводородов. Химические свойства (реакции электрофильного присоединения, реакции окисления). Способы получения. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
6 |
||
Практическое занятие № 1. Алифатические углеводороды. |
6 |
||
Тема 2.3. Ароматические углеводороды.
|
Содержание учебного материала |
8 |
ПК 2.5, ОК 04, ОК 07
|
Классификация, номенклатура и изомерия аренов. Химические свойства: реакции электрофильного замещения, восстановления, реакции боковых цепей в алкилбензолах. Применение бензола, его гомологов и фенантрена в синтезе лекарственных веществ. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
6 |
||
Практическое занятие № 2. Арены. |
6 |
||
Раздел 3. Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения. |
26 (24+2) |
|
|
Тема 3.1. Спирты. Фенолы. Простые эфиры. |
Содержание учебного материала |
8 |
ПК 2.5, ОК 04, ОК 07 |
Оксисодержащие углеводороды: спирты, фенолы, простые эфиры. Классификация, номенклатура. Сравнительная характеристика строения и химических свойств спиртов и фенолов. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
6 |
||
Практическое занятие № 3. Оксисодержащие углеводороды. |
6 |
||
Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем: |
2 |
|
|
|
Простые эфиры. Образование солей оксония, окисление и условия хранения простых эфиров. |
2 |
ПК 2.5, ОК 04, ОК 07 |
Тема 3.2. Оксосоединения.
|
Содержание учебного материала |
1 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 09 |
Номенклатура альдегидов и кетонов. Строение карбонильной группы. Химические свойства: реакции нуклеофильного присоединения, окисления, восстановления, замещения. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 4. Оксосоединения. |
3 |
||
Тема 3.3. Карбоновые кислоты и их производные. |
Содержание учебного материала |
1 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02 |
Классификация карбоновых кислот. Номенклатура карбоновых кислот (заместительная, тривиальная). Строение карбоксильной группы. Кислотные свойства, реакции нуклеофильного замещения, специфические реакции дикарбоновых кислот. Химические свойства амидов карбоновых кислот. Мочевина. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Практическое занятие № 4. Карбоновые кислоты и их производные. |
3 |
||
Тема 3.4. Амины. Диазо- и азосоединения. |
Содержание учебного материала |
4 |
ПК 2.5, ОК 04
|
Классификация аминов. Номенклатура. Взаимное влияние атомов в аминах. Химические свойства аминов. Соли диазония. Азосоединения. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Практическое занятие № 5. Амины. Диазо- и азосоединения |
2 |
||
Тема 3.5. Гетерофункциональ-ные кислоты. |
Содержание учебного материала |
4 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 09
|
Гидроксикислоты, фенолокислоты, аминокислоты. Сравнительная характеристика строения и химических свойств гидрокси-, феноло- и аминокислот. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Практическое занятие № 5. Гетерофункциональные кислоты. |
2 |
||
Раздел 4. Природные органические соединения. |
10 (8+2) |
|
|
Тема 4.1. Углеводы. |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 09
|
Классификация. Номенклатура. Строение декстрозы. Формулы Фишера и Хеуорса. Химические свойства декстрозы. Реакции спиртовых гидроксилов и оксогруппы. |
1 |
||
Тема 4.2. Жиры. |
Содержание учебного материала |
1 |
ПК 2.5, ОК 01, ОК 02 |
Триацилглицерины. Номенклатура. Химические свойства: кислотный и щелочной гидролиз, гидрогенизация жидких жиров. |
1 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Практическое занятие № 6. Природные органические соединения. |
2 |
||
Тема 4.3. Гетероциклические соединения. |
Содержание учебного материала |
|
ПК 2.5, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09
|
Классификация. Строение. Ароматичность. Пиррольный и пиридиновый атомы азота. |
2 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Практическое занятие № 6. Гетероциклические соединения. |
2 |
||
Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем: |
2 |
|
|
|
Конденсированные системы гетероциклов. Пурин и его производные, химические свойства: кислотно-основные свойства. |
2 |
ПК 2.5, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
Самостоятельная работа: |
4 |
|
|
Промежуточная аттестация: |
8 |
|
|
Консультация |
2 |
|
|
Экзамен |
6 |
|
|
Всего |
64 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория химии, гигиены и экологии человека, контроля качества лекарственных средств, оснащенный оборудованием:
1. Рабочее место преподавателя;
2. Посадочные места по количеству обучающихся;
3. Доска классная;
4. Шкаф для реактивов;
5. Шкаф вытяжной;
6. Стол для нагревательных приборов;
7. Химическая посуда;
8. Реактивы и лекарственные средства;
9. Аппаратура, приборы: калькуляторы, весы, разновесы, дистиллятор, плитка электрическая, баня водяная, спиртометры, термометры химические, микроскоп биологический, ареометр;
10. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная установка.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Зурабян, С.Э. Органическая химия / С.Э. Зурабян, А.П. Лузина, под ред. Т.А. Тюкавкиной. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2019. – 384 с.
1.2.2. Основные электронные издания:
1. Гаршин, А.П. Органическая химия в рисунках, таблицах, схемах: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.П. Гаршин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 240 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04816-2. – Режим доступа: www.urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-risunkah-
tablicah-shemah-438955
2. Каминский, В.А. Органическая химия в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / В.А. Каминский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 287 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02909-3. – Режим доступа: www.urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-1-437950
3. Каминский, В.А. Органическая химия в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / В.А. Каминский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02912-3. – Режим доступа: www.urait.ru/book/organicheskaya-himiya-v-2-ch-chast-2-437951
4. Пресс, И. А. Органическая химия: учебное пособие для спо / И. А. Пресс. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 432 с. — ISBN 978-5-8114-8976-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186018
5. Акимова, Т. И. Органическая химия. Лабораторные работы: учебное пособие для спо / Т. И. Акимова, Л. Н. Дончак, Н. П. Багрина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 164 с. — ISBN 978-5-8114-9068-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/184070
3.2.3. Дополнительные источники
1. Тюкавкина, Н.А. Органическая химия / Н.А. Тюкавкина, В.Л. Белобородов, С.Э. Зурабян. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2019. – 640 с.
2. Хаханина, Т. И. Органическая химия: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. И. Хаханина, Н. Г. Осипенкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 396 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00948-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/468374
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания: - основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова; – значение органических соединений как основы лекарственных средств; – номенклатура ИЮПАК органических соединений; – физические и химические свойства органических соединений |
- объясняет основные понятия; - анализирует значение органических соединений; - объясняет основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова; - дает физические и химические свойства органических соединений |
Текущий контроль по каждой теме курса: - письменный опрос; - устный опрос; - решение ситуационных задач; - контроль выполнения практических заданий.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала; контроль усвоения практических умений |
Умения: - составлять название органического соединения по номенклатуре ИЮПАК; – писать изомеры органических соединений; - классифицировать органические соединения по функциональным группам; - классифицировать органические соединения по кислотным и основным свойствам; – предлагать качественные реакции на лекарственные средства органического происхождения |
- классифицирует органические соединения по функциональным группам, кислотным и основным свойствам; - выполняет качественные реакции на лекарственные средства органического происхождения; - выполняет практические задания; - решает типовые задачи; – обоснованно, четко и полно дает ответы на вопросы |
- оценка результатов выполнения практической работы; – экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.