РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.01 Естествознание: химия Специальность среднего профессионального образования 07.02.01 Архитектура базовой подготовки Форма обучения очная
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.01 Естествознание: химия Специальность среднего профессионального образования 07.02.01 Архитектура базовой подготовки Форма обучения очная

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
химия
9 кл—11 кл
13.06.2020
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ПОО.01 Естествознание: химия                                         Специальность среднего профессионального                                            образования   07.02.01 Архитектура                                                                     базовой   подготовки               Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ПОО.01 Естествознание: химия разработана на основе: 1. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Химия для профессиональных образовательных организаций Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
рабочая программа химия арх.docx

 

 

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение

Московской области «Электростальский колледж»

 

 

 

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                 Директор

_______________ Л.А.Виноградова

«   »                            2019 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПОО.01 Естествознание: химия

 

                                       Специальность среднего профессионального

                                           образования

 

 

07.02.01 Архитектура

 

                                                                   базовой   подготовки

 

            Форма обучения очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 г.о.Электросталь, 2019г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины ПОО.01 Естествознание: химия

разработана на основе:

 

 1. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Химия  для профессиональных образовательных организаций

Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением

«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.Регистрационный номер рецензии  385

от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

 

2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);

 

3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего   образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки  Российской  Федерации от 17 мая 2012 г. № 413”;

4. Учебного плана по специальности 07.02.01 Архитектура утвержденного «15» июня 2018г., приказ № 155-о

 

5. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности:

 

07.02.01 Архитектура, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 850, (регистрационный номер № 33633 от 19 августа 2014г)

 

Автор программы: Тихонова Елена Викторовна,   преподаватель__________________

      Фамилия И.О.,                должность,                           подпись

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой

комиссии общеобразовательных дисциплин

 

Протокол заседания № 1 от «__29___  » ___августа___ 2019 г.

 

Председатель предметно-цикловой   комиссии общеобразовательных дисциплин

Тихонова Елена Викторовна__________________________

  Фамилия И.О.,                                              подпись


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ  рабочей  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.     СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.     условия реализации  учебной дисциплины

 

20

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

22

 

 


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения дисциплины при реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (далее – ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

В рабочую программу общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Химия» входит обязательную часть ОПОП  общеобразовательных дисциплин ФГОС среднего общего образования.

            В учебном плане ОПОП СПО (ППССЗ) место общеобразовательной учебной дисциплины «Химия»  – в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования. Для специальности  СПО:  07.02.01 «Архитектура»  из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования выбран технический профиль  профессионального образования.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на достижение следующих целей:

      формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

 

      формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно -научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

 

      развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

 

      приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

 

В результате освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен   достичь следующих результатов:

 

личностных:

 

       чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

 

       готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

 

       умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития выбранной профессиональной деятельности;

 

 

метапредметных:

 

       использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 

       использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

 

предметных:

       сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

 

       владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

 

       владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

 

       сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

 

       владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

 

       сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

 

 

В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать и уметь:

·       раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

·       демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

·       раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

·       понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

·       объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

·       применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

·       составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

·       характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

·       приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

·       прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

·       использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

·       приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

·       проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков - в составе пищевых продуктов и косметических средств;

·       владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

·       устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

·       приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

·       приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

·       приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ - металлов и неметаллов;

·       проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

·       владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

·       осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

·       критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

·       представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся  должен обладать         

общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося _142_часов, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100ч.

-самостоятельной работы обучающегося _42_ч.



 

2. СТРУКТУРА  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

 

        теоретические занятия

80

        практические занятия

20

        контрольные работы

 

       Самостоятельная работа  

-  работа с источниками информации (химическими, научными);

-  подготовка и написание рефератов, докладов по предложенной тематике;

-  изложение и аргументация собственных суждений о химических явлениях;

-  выполнение домашних заданий творческого характера;

-  выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

- подготовка к  проведению экспресс - опросов по конкретным темам;

- тестового контроля знаний, самостоятельных работ;

- подготовка к  практическим и лабораторным занятиям;

- Выполнение домашних заданий на повторение и обобщение знаний по химии.

 

Итоговая аттестация:

в форме зачета – 2 семестр.

42

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

 

 

Наименование разделов и тем

 

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

 

Количество

часов

Уровень освоения

                     1

 

 2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

 

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

Раздел 1 Общая и неорганическая химия

86

 

Тема 1. 1.

1.1.1.      Основные понятия и законы

 

 

8

 

1.1.2.       

 Содержание учебного материала

4

 

 

2

1.1.3.       1-2

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Химические знаки и формулы. Качественный и количественный состав веществ Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

1.1.4.        3-4

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

1.1.5.        5-6

Практические занятия:

-Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы и вещества.

-Расчетные задачи на нахождение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

2

 

1.1.6.       

Самостоятельная работа

1.      Подготовка  к самостоятельной работе по решению задач;

2.      Выполнение творческого домашнего задания -  «Химическое лото»

2

 

 

 

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание учебного материала

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Периодический закон Д.И. Менделеева.

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2-3

Строение атома и периодический закон Д.И.  Менделеева.

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

4-5

Практические занятия:

- Характеристика элементов с учётом местонахождения в периодической системе.

-Характеристика химических элементов по кислотно - основным свойствам их соединений. Амфотерность.

2

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка рефератов по предложенной тематике:

• Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева;

• Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков;

2.       Подготовка к самостоятельной работе «Характеристика элементов с учётом местонахождения в периодической системе».

2

 

 

 

Тема 1.3. Строение вещества

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

 

 Типы химической связи. Строение веществаИонная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами ианионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2

 

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь.

3

 Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

4

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

5

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

 

6-7

Практические занятия:

-Определение типа связи в соединениях и составление схем строения связи.

-Объемная и массовая доля компонентов смеси, массовая доля примесей.

2

 

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка к практическим занятиям.

 

2

 

 

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация       

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

7

 

 

 

2

 

 

1

 

Вода. Растворение. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Растворимость веществ. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

2

Массовая доля растворенного вещества.

3

Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества.

4

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации.

5

Кислоты, основания и соли как электролиты.

6-7

Реакции в растворах электролитов

8

Практические занятия:

Приготовление раствора заданной концентрации.

1

 

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка рефератов по предложенной тематике:

• Современные методы обеззараживания воды;

• Растворы вокруг нас. Типы растворов;

• Жизнь и деятельность С. Аррениуса;

• Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации;

2.      Подготовка к практическому занятию: «Приготовление раствора заданной концентрации»

2

 

 

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

3

 

 

2

 

 

1

 

Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

 

2

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.

3

Основные способы получения оснований.

Тема 1.6. Обобщение знаний

 

 

2

 

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Повторение и систематизация знаний

2

Контрольная работа за 1 семестр

 

 

 

 

2 семестр

 

4

Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

5

2

5

Способы получения солей.

6

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.

7

Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

8

Составление уравнений характеризующих свойства классов неорганических соединений

9-11

Практические занятия:

-Свойства кислот.

-Гидролиз солей.

- Генетическая связь между классами неорганических соединений.

3

 

 

 

Самостоятельная работа

1.      Подготовка к практическим занятиям;

2.      Выполнение групповых заданий–подготовка к самостоятельной работе по теме;

3.      Подготовка рефератов по предложенным темам:

• Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля;

• История гипса;

• Поваренная соль как химическое сырье;

• Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;

• Оксиды и соли как строительные материалы;

• Реакция горения в быту и  на производстве.

4

 

 

 

Тема 1.7. Химические реакции

 

 

17

 

 

 

   

Содержание учебного материала

11

2

 

 

1

 

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции.

2

Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

3

Решение задач по термохимическим уравнениям

4

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

5

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

6-8

Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

9

Составление окислительно – восстановительных реакций»

10-11

Электролиз, его практическое значение

12-13

Практические занятия:

-«Изучение влияния условий на скорость химических реакций»

-«Влияние среды  на протекание  реакций»

2

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка рефератов по предложенной тематике:

• Электролиз растворов  и расплавов электролитов;

• Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика,

    Гальваностегия.

2.      Подготовка к практическим занятиям;

3.      Работа с источниками информации;

4.      Подготовка к проведению теста по теме «Химические реакции»;

4

 

Тема 1.8. Металлы и неметаллы

 

 

14

 

 

 

Содержание учебного материала

9

1

 

 

 

1

 Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам.

2

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

3

Коррозия металлов.

4

Общие способы получения металлов.

5

Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

6

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.

 

2

7

 Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

8

Силикатная промышленность

9

Производство серной кислоты.

10

Практические занятия:

Решение экспериментальных задач.

1

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка рефератов по предложенной тематике:

• Роль металлов в истории человеческой цивилизации;

• Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе;

• Коррозия металлов и способы защиты от коррозии;

• Химия металлов в моей профессиональной деятельности;

• Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях;

• История отечественной черной металлургии;

• История отечественной цветной металлургии;

• Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности;

2.      Подготовка к практическому занятию.

4

 

 

 Тема 1.9. Обобщение знаний по общей и неорганической химии

 

 

 

 

4

 

 

1

Повторение и обобщение изученного материала.

2

 

2

Игра.

 

 

Самостоятельная работа

1.      Обобщение и систематизация знаний по общей и неорганической химии – подготовка к игре

 

2

 

2

Раздел 2

 Органическая химия

 

 

55

 

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

4

1

 

 

 

 

 

 

2

1

Предмет органической химии.

2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

3

Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

4

Классификация органических  реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования,гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

5

Практические занятия:

-Качественное определение углерода и водорода в органических соединениях.

1

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка рефератов по предложенной тематике:

• Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии;

• Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова;

• Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии;

2.      Подготовка к практическому занятию.

2

 

 

 

 

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

 

 

 

16

 

 

Содержание учебного материала

8

2

1

 Алканы. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.

2

Применение алканов на основе свойств.

3

Циклоалканы

 

4

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

 

 

 

5

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

6

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

7

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

8

Природные источники углеводородов.    Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

9-10

Практические занятия:

-Получение этилена и изучение его свойств.

-Углеводороды. Закрепление знаний о строении и свойствах.

2

 

 

 

Самостоятельная работа:

1.      Подготовка рефератов по предложенной тематике:

• Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы;

• Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.

• Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию   углеводородного сырья;

• История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской  Федерации;

• Углеводородное топливо, его виды и назначение;

• Охрана окружающей среды от химического загрязнения;

2.      Подготовка к практическим занятиям;

3.      Объяснение зависимости строение углеводородов от химических свойств;

4.      Объяснение влияния загрязнения окружающей среды нефтью и её действие на живые организмы.

6

 

 

 

 

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

 

 

17

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

10

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Одноатомные спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

2

Многоатомные спирты. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

3

Фенолы. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

4

Альдегиды. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение альдегидов (формальдегида) на основе их свойств

5

Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

6

Важнейшие представители карбоновых кислот. Их биологическая роль.

7

Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

8

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств Мыла – соли карбоновых кислот

9

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы.

10

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза.

11

Практические занятия:

-Кислородосодержащие соединения, закрепление знаний о строении и свойствах.

1

 

 

Самостоятельная работа

1.      Подготовка рефератов, презентаций по предложенной тематике:

• Метанол: хемофилия и хемофобия;

• Этанол: величайшее благо и страшное зло;

• Алкоголизм и его профилактика;

• Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность;

• Муравьиная кислота в природе, науке и производстве;

• История уксуса;

• Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве;

• Жиры как продукт питания и химическое сырье;

• Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Синтетические моющие средства (СМС):   достоинства и недостатки;

• Углеводы и их роль в живой природе;

• Развитие сахарной промышленности в России;

2.       Подготовка к практическим занятиям.

3.      Групповое  задание по подготовке кроссворда на тему «Эфиры».

6

 

 

 

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

 

 

10

 

 

 

Содержание учебного материала

5

1

1

Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

2

 

 

Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

3

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Белки и полисахариды как биополимеры.

4

Полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

5

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

6

Практические занятия:

Цветные реакции белков.

1

 

 

Самостоятельная работа

1.      Подготовка к экспресс – опросу по теме;

2.      Подготовка рефератов по теме:

• «Жизнь это способ существования белковых тел…»

• Белковая основа иммунитета.

• СПИД и его профилактика.

3.      Объяснение химических свойств аминокислот.

4.      Подготовка к практическому занятию

4

 

Тема 2.5. Обобщение знаний по органической химии

 

 

3

 

 

Содержание учебного материала

1

 

1

Практическое занятие:

Генетическая связь между классами органических соединений.

 

 

Самостоятельная работа

1.      Выполнение домашнего задания на повторение и обобщение знаний по органической химии.

2

 

Зачёт

2

 Зачет

2

 

Итого

 

 

142

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения7

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в ГБПОУ МО «Электростальский колледж», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических  правил и нормативов  (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и  оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию,  создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);

• информационно-коммуникационные средства;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Химия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд  дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и т. п.

В процессе освоения рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

 


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

 

Основные источники

 

1.Химия для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2017 (496 стр)

 

Дополнительные источники

1. Химия: задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Ерохин Ю.М. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. (288 стр.)

 

 

 

Интернет - ресурсы

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»)

 

 


 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса знаний студентов в ходе проведения комбинированных уроков.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

·       раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

·       демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

·       раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

·       понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

·       применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

·       составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

·       характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

·       приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

·       прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

·       приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

·       проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков - в составе пищевых продуктов и косметических средств;

·       устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

·       приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

·       приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

·       приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ - металлов и неметаллов;

·       проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

·       осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

·       критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

·       представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

 

 

самостоятельная работа студентов;

практические занятия;

внеаудиторная самостоятельная работа;

разработка презентаций;

подготовка докладов рефератов; проектная деятельность;

выполнение лабораторных опытов, решение задач;

выполнение упражнений, домашних заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания:

·     основных законов и теорий химии;

·     получения и применения важнейших металлов, неметаллов, классов углеводородов и других представителей органических соединений;

·       химических терминов и символики.

·       правила безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

·       правила и приемы безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

·       важнейших веществ и материалов, их  состава, строения и химических свойств веществ для безопасного применения в практической деятельности;

·       объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

·        

 

 

Практические занятия;

внеаудиторная работа;

самостоятельная работа студентов;

Выполнение самостоятельных и контрольных работ;

выполнение упражнений, домашних заданий;

Подготовка презентаций, докладов, рефератов.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Московской области

Министерство образования Московской области

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать и уметь: · раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в…

В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать и уметь: · раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в…

Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; · представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед…

Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; · представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед…

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

Содержание учебного материала 3 2 1

Содержание учебного материала 3 2 1

Содержание учебного материала 5 2 1

Содержание учебного материала 5 2 1

Содержание учебного материала 7 2 1

Содержание учебного материала 7 2 1

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам

Содержание учебного материала 11 2 1

Содержание учебного материала 11 2 1

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Охрана окружающей среды от химического загрязнения; 1

Охрана окружающей среды от химического загрязнения; 1

Охрана окружающей среды от химического загрязнения; 1

Охрана окружающей среды от химического загрязнения; 1

Содержание учебного материала5 1 1Понятие об аминах

Содержание учебного материала5 1 1Понятие об аминах

Самостоятельная работа 1.

Самостоятельная работа 1.

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Умения: · раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; · демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией…

Умения: · раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; · демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020