Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сосногорский технологический техникум»
|
|
Утверждаю Директор ГПОУ «CТТ» __________________Ушакова И.В. «_____»________________20___ г. М.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05. ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев
Сосногорск, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
СГЦ.05. Основы бережливого производства
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».
Разработчик:
Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.
Аннотация
Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.05. Основы бережливого производства разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2022 г. № 328);
- Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.
©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023
© Терёшина А.С., 2023
СОДЕРЖАНИЕ
|
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГЦ.05. ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ……………..... |
4 |
|
|
|
1.1 |
Область применения программы………………………………….…….… |
4 |
|
|
1.2 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………..…….………………………..…. |
4 |
|
|
1.3 |
Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……. |
4 |
|
|
|
|
|
|
2 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……….... |
7 |
|
|
|
2.1 |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……......…………. |
7 |
|
|
2.2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины….……..……...
|
8 |
|
3 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……………………………………………………………..…. |
11 |
|
|
|
3.1 |
Материально-техническое обеспечение………..………………………… |
11 |
|
|
3.2 |
Информационное обеспечение обучения…………….……………..…….
|
11 |
|
4 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины …………………………………………......………………. |
13 |
|
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05. ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина СГЦ.05. Основы бережливого производства входит в социально-гуманитарный цикл.
Воспитание и социализация студентов при освоении рабочей программы учебной дисциплины осуществляется с помощью включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы через привлечение студентов к конкурсным мероприятиям разного уровня, предметным олимпиадам, декадам, конкурсам профессионально мастерства, всероссийским тематическим урокам и через обеспечение достижения студентами личностных результатов: готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности, отраженных в рабочей программе воспитания.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В рамках рабочей программы учебной дисциплины студентами осваиваются умения и знания.
|
Умение |
Знание |
|
- систематизировать и анализировать первичные статистические данные с использованием различных статистических методов; - планировать, организовывать и проводить картирование потоков создания ценности; - использовать эффективные методы для снижения различных видов потерь. |
- основные принципы системы бережливого производства; - основные методы организации производства на основе концепции БП; -
основные виды потерь, их источники
- различные виды статистических методов контроля, система 5С, метод Красных ярлыков; - правила построения потоков создания ценности и способы их оптимизации, инструменты бережливого производства, основы процессного подхода. |
Учебная дисциплина СГЦ.05. Основы бережливого производства способствует формированию общих компетенций.
|
Код ОК |
Умение |
Знание |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; - определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходиться работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуры плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
|
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
- определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; - структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска; - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение. |
- номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - формат оформления результатов поиска информации; - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
- организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством в ходе профессиональной деятельности. |
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности. |
|
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; -
основные общеупотребительные глаголы (бытовая -
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств - особенности произношения; - правила чтения текстов профессиональной направленности. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
36 |
|
Объем образовательной программы |
36 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение (лекции): |
16 |
|
практические занятия: |
18 |
|
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа студента (всего) |
0 |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация |
|
14 |
|
|
Тема 1.1. Основные понятия и методология бережливого производства |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Предпосылки формирования концепции бережливого производства (БП). Принципы и концепция системы БП. Серия ГОСТ Р «Бережливое производство». Идеи бережливого производства в условиях современного рынка. |
2 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Фабрика процессов. |
2 |
||
|
Тема 1.2. Бережливый проект. Картирование потока создания ценности. Потери и действия, добавляющие ценность |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Поток создания ценности. Принципы картирования процесса. Цели применения карт потоков. Виды картирования. Этапы проведения картирования. Инструменты картирования потока создания ценности. Карта целевого состояния потока создания ценности. Карта идеального состояния потока создания ценности. Карта текущего состояния потока создания ценности. Типичные ошибки при картировании. |
2 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Выбор темы бережливого проекта для команды. Разработка паспорта проекта. Картирование потока создания ценностей по проекту в соответствии с профилем (направленностью) профессиональной деятельности в соответствии с предложенным алгоритмом. |
2 |
||
|
Тема 1.3. Методы решения проблем |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Проблемно-ориентированное мышление. Понятие «проблема», определение и формулирование проблемы. Определение ключевых причин возникновения проблемы. Технологии анализа проблем: - фиксация проблемы; - детализация проблемы; - определение отклонения; - изучение причины возникновения проблемы; - разработка корректирующих мероприятий; - реализация корректирующих мероприятий; - проверка результата; - стандартизация. |
2 |
||
|
Практическое занятие |
4 |
3 |
|
|
Выбор инструментов решения проблемы в рамках реализуемого проекта по результатам картирования (Техника 4W+2H + декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка корректирующих действий). |
4 |
||
|
Раздел 2. Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности |
|
18 |
|
|
Тема 2.1. Инструменты бережливого производства |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
Инструменты БП: области применения, адаптация под вид профессиональной деятельности. Кайдзен (непрерывное улучшение). «Пять «S» (система рационализации рабочего места). Стандартизированная работа. Методика всеобщего обслуживания оборудования ТРМ. Методика быстрой переналадки SMED. Встроенное качество. Канбан, поток единичных изделий. |
4 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Применение методов бережливого производства в выбранном студентами проекте. |
2 |
||
|
Тема 2.2. Внедрение методов бережливого производства |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
Модель внедрения БП. Ключевые показатели эффективности работы. Целеполагание в бережливой организации. Типичные ошибки применения методов БП. |
4 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Определение целей и способов их достижения. Подготовка вариантов решения с использованием методов БП. |
2 |
||
|
Тема 2.3. Технологии вовлечения и мотивации персонала |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Лидерство как новый тип производственных отношений. Вовлечение персонала в БП, организация работы с производственными инициативами и предложениями по улучшениям. Методы преодоления сопротивления изменениям. Технологии мотивации и стимулирование качества. Производственная культура на рабочем месте. Квалификация персонала и обучение. |
2 |
||
|
Практические занятия |
4 |
3 |
|
|
Применение методов мотивации персонала. |
2 |
||
|
Представление проекта «Итоговая фабрика процессов». |
2 |
||
|
Раздел 3. Статистические метода анализа |
|
2 |
|
|
Тема 3.1. Классические
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
Классические и новые статистические методы контроля качества. Цель, задачи, этапы, методы и виды контроля. Семь классических инструментов: контрольные листки, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, метод расслоения (стратификация), гистограмма, диаграммы рассеяния, контрольные карты. Новые методы: диаграмма сродства, древовидная диаграмма, системная диаграмма, диаграмма родственных связей, стрелочная диаграмма, коррелятивная диаграмма, матричные диаграммы. |
2 |
||
|
Промежуточная аттестация |
Дифференцированный зачет. |
2 |
3 |
|
|
Всего: |
36 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет социально-гуманитарного цикла.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 76 с. - ISBN 978-5-507-45505-8. - Текст : электронный // Лань
2. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472 с.
3. Зинчик Н.С., Бережливое производство: учебник/Н.С. Зинчик, О.В. Кадырова, Ю.И. Растова; под общ. ред. А.Г. Бездудной. – Москва: КноРус, 2022. – 203 с.
Дополнительные источники:
1. Бородулин А.Л., Казарин В.В., Косарева Н.С., Серебренников С.С., Харитонов С.С. Бережливое производство. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2022. – 224с.
2. Вейдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с.
3. Клюев А. В. Бережливое производство [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев; под ред. И. В. Ершовой. - Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - 87 c. - ЭБС «IPRbooks» - Режим доступа: URL: https://www.iprbookshop.ru/87789.html
4. Киселев, А.А., Принятие управленческих решений : учебник / А.А. Киселев. – Москва : КноРус, 2021. – 169 с. – ISBN 978-5-406-07898-3. – URL:https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). – Текст : электронный
5. Лайкер Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 586 с.
6. Фролов В.П. Внедрение технологий бережливого производства в управление производством и организацию рабочих мест: монография. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. – 77 с.
7. ГОСТ Р 56404-2021 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента - Москва: Стандартинформ, 2021. - 16 с.- URL: http://goupu-19.ru/wpcontent/uploads/2021/11/gost-r-56404-2021-vzamen-56404-2015-berezhlivoe-proizvodstvo.- trabovaniya-k-sistemam-menedzhmenta.pdf
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Критерии оценки |
Основные показатели оценки результата |
|
1 |
2 |
3 |
|
Знать: |
Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70 % правильных ответов.
Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии. |
Устный опрос
Оценка фронтального и индивидуального опроса во время аудиторных занятий
|
|
- основные принципы системы бережливого производства; - основные методы организации производства на основе концепции БП; -
основные виды потерь, их источники - различные виды статистических методов контроля, система 5С, метод Красных ярлыков; - правила построения потоков создания ценности и способы их оптимизации, инструменты бережливого производства, основы процессного подхода. |
||
|
Уметь: |
- применяет эффективные методы по сбору, анализу, обработке первичной информации; - применяет графические методы и адекватные инструменты бережливого производства для картирования потоков и процессов; - проводит расчёты и решает прикладные задачи по оценке эффективности принятых решений; - применяет графические и аналитические методы анализа проблем; - применяет адекватные механизмы и инструменты бережливого производства. |
Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических занятий
|
|
- систематизировать и анализировать первичные статистические данные с использованием различных статистических методов; - планировать, организовывать и проводить картирование потоков создания ценности; - использовать эффективные методы для снижения различных видов потерь. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
|
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
|
85 ÷ 100 |
5 |
отлично |
|
75÷ 84 |
4 |
хорошо |
|
60 ÷ 74 |
3 |
удовлетворительно |
|
менее 60 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе текущего контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных студентами профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.